такой группы мышц, таких суставов и органов, которые не получали бы пользу от правильной практики Триконасаны. Тот, кто не в силах выполнить Матсьендрасану, может заменять ее Триконасаной.
Триконасана устраняет несварение и повышает аппетит, а также способствует выравниванию длины ног в случаях, когда одна нога короче другой вследствие врожденных дефектов развития.
Практиковать Триконасану можно в любом возрасте, и чем раньше ребенок, страдающий дефектами развития ног, начнет регулярно ее выполнять, тем больше вероятность того, что ко времени достижения им зрелого возраста дефект будет полностью устранен.
38. Уддияна-бандха-мудра — символ восходящего полета
[К этому упражнению следует отнестись с особым вниманием и обязательно его освоить. Уддияна-бандха — самая главная и сильнодействующая из бандх — энергетических замков.]
Техника выполнения. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Угол между ступнями — 45 градусов. Слегка наклонившись вперед, положить руки на бедра выше колен (Рис.2-38.1). Сделать вдох и с быстрым наклоном до касания грудью бедер сильно выдохнуть через рот весь воздух из легких, произведя при этом неголосовой звук «ха-а-а!» и выполнив жесткую Мула-бандху. Подняться и, с усилием «довыдохнув» остаточный воздух и не отпуская Мула-бандху, втянуть живот от лобка до грудины за счет подтягивания диафрагмы вверх. На месте живота должна образоваться впадина. В идеале сквозь переднюю стенку живота будет прощупываться позвоночник (Рис.2-38.2). Мышцы передней стенки живота должны быть полностью расслаблены, иначе ничего не получится. Исключение составляет лишь самая-самая нижняя часть паховой мускулатуры, участвующая в удержании Мула-бандхи. Оставаться со втянутым животом как можно дольше, сохраняя задержку дыхания на выдохе. Потом расслабиться и вдохнуть. Повторить втягивание живота нужное количество раз.
Выполнять Уддияна-бандху можно также и в одной из сидячих медитативных асан.
Эта мудра выполняется только при пустом желудке.
Начинать следует с 2-3 раз, а затем постепенно увеличить число повторений до 6-7. Максимальное количество повторений для тренированного практикующего — девять за один раз, желательно не более одного, максимум — двух раз в день. Для здоровья этого вполне достаточно. Превышение указанного предела может иметь непредсказуемые последствия для состояния психоэнергетической сферы. Чтобы справиться с феноменами, которые могут возникнуть, потребуется дополнительная информация, относящаяся, как правило, к разряду «закрытой», и потому в книгах не встречающаяся. Пренебрежение осторожностью и чрезмерное усердие при практике Уддияна-бандхи может привести к серьезным психическим расстройствам и нарушениям в половой сфере. При выполнении не более чем восьми повторений в день Уддияна-бандха абсолютно безопасна и исключительно благотворна.
Действие. «Йогины зовут ее Уддияной, ибо она заставляет прану течь в Сушумне [Центральном канале тонкого тела.].
А также потому, что, будучи привязана к ней и раз воспарив, великая птица Прана летит, не зная устали. Вот ее объяснение.
Живот над пупком прижиматся к позвоночнику. Такова Уддияна-бандха, которая суть лев — тот, что одолеет слона по имени Смерть.
Переданная учителем, Уддияна постигается легко, никогда не тяжко. Практикующий ее, если он стар, вновь обретает молодость.
Все, что вокруг пупка, как сверху, так и снизу, должно быть притянуто к спине. Настойчивой практикой этого смерть одолевается за шесть месяцев луны.
Из всех бандх наилучшая — Уддияна, ибо само собой приходит освобождение к тому, кто ее практикует». «Хатха-Йога-Прадипика» 3-54, 3-55, 3-56, 3-57, 3-58, 3-59.
Уддияна-бандха-мудра укрепляет и развивает все органы Агнии Вари-грантхи, предохраняя органы пищеварения и мочеполовой сферы от всех без исключения заболеваний любой природы, чем обеспечивает общее здоровье организма и спасает от старческого одряхления и преждевременного умирания.
39. Уштрасана — верблюд
Техника выполнения. Встать на колени, оттянув носки ног назад. Расстояние между коленями и между ступнями — ширина таза. Опуститься на пятки — в Ваджрасану со слегка разведенными голенями (Рис.2-39.1). Положить кисти рук ладонями на ступни, вдохнуть, выполнить Мула-бандху и с выдохом подниматься, медленно вытягивая позвоночник вверх (Рис.2-39.2). Когда руки окажутся полностью выпрямленными, продолжать поднятие туловища за счет поднимания передней части грудной клетки. В итоге туловище вытягивается по плавной дуге, позвоночник удлиняется, равномерно до предела прогибаясь назад во всех отделах. Грудная клетка расправлена, плечи отведены в стороны и назад. Голову не запрокидывать, а отводить как можно дальше назад, вытягивая шею по кривой, продолжающей плавную дугу позвоночника(Рис.2-39.3). Тот, кому сложно принять это положение опираясь о ступни, может захватить руками лодыжки одноименных ног (Рис.2-39.4). Задержав дыхание после выдоха, оставаться в асане 10-15 секунд. Со вдохом вернуться в исходное положение сидя на пятках. Повторить еще два раза.
Действие. Эта асана также предназначена для сохранения гибкости спины и молодости тела. Кроме того, она способствует обретению контроля над сексуальной сферой и является одним из упоминавшихся ранее упражнений, которые обязательно должны регулярно выполняться тем, кто практикует Брахмачарью — сексуальное воздержание. Как уже говорилось, без этих упражнений Брахмачарья из мощнейшего средства накопления и сублимации энергии в силу духа превращается в голый и к тому же весьма разрушительный принцип.
40. Йога-мудра — символ единения Сил
Техника выполнения. Сесть в Падмасану с левой ногой сверху. Тот, кто не может сесть в Падмасану, пусть примет Ваджрасану. Завести руки за спину и выполнить запястный замок: мужчины захватывают правое запястье левой рукой, женщины — левое запястье правой рукой. Кисть свободной руки сложена в Ваджра-мудру — плотно сжатый кулак с большим пальцем внутри. Сделать вдох. Выполнить Мула-бандху и Джаландхара-бандху. С медленным выдохом наклониться вперед до касания лбом пола (Рис.2-40.1). Задержать дыхание на пять секунд. Вдохнуть и волнообразным движением вытянуть позвоночник вперед, выпрямив шею и постаравшись коснуться пола подбородком как можно дальше от таза (Рис.2-40.2). Продолжая вытягивающее позвоночник движение вперед, прогнуться вверх и со вдохом выпрямиться, вернувшись в исходное положение. Повторить наклон, опускаясь к правому бедру в Падмасане и к полу справа от бедер — в Ваджрасане (Рис.2-40.3). Повторить наклон влево. Повторить все с самого начала еще два раза. Выполнить три наклона к середине. Поменять лотос на зеркальный, повторить все три полных цикла с той же последовательностью наклонов — к середине, вправо, влево, к середине. В течение всего упражнения Мула-бандха обязательна. Начинающим следует выполнять все циклы по одному разу, постепенно увеличивая количество повторений.
Действие. В основе своей Йога-мудра — энергетическая практика психотехнического характера. Отсюда — ее название.
С точки же зрения терапевтического применения она интересна тем, что излечивает увеличение печени и селезенки, а также восстанавливает эти органы, если они были повреждены вследствие заболевания. Кроме того, Йога-мудра в известной степени помогает при истощении нервов и желез, и таким образом содействует общему укреплению здоровья.
Пранаяма — углубление, продление и расширение жизненного дыхания или накопление Силы
Под Пранаямой в Йоге понимается система дыхательных упражнений — пранаям — дающих жизненную силу и совершенство, продлевающих жизнь и обеспечивающих победу в схватке со смертью.
О дыхании и продолжительности жизни
Млекопитающее прекращает расти, когда приобретает полноценную способность к продлению рода. Средняя продолжительность жизни в 5-6 раз больше промежутка времени от рождения до достижения возраста, в котором существо становится способным производить на свет здоровое потомство. Корова рождает теленка на четвертом году жизни, нормальная продолжительность ее жизни — двадцать лет. Кошка становится матерью котенка в возрасте 18-24 месяцев и живет в среднем 8-10 лет. Женщина может стать матерью здорового ребенка в возрасте 18-20 лет, и нормальная продолжительность ее жизни должна равняться 90-95 годам. Мужчина достигает окончательной половой зрелости в 20-25 лет и жить он должен, следовательно, до 100-125 лет.
Поэтому йогины полагают, что нормальная средняя продолжительность человеческой жизни на этой планете должна равняться примерно ста годам. То, что жизнь в течение ста лет возможна, подтверждается достаточно большим количеством людей, без особых ухищрений доживающих до столь почтенного возраста. Такие долгожители имеются практически в каждой стране.
Тело человека живет до ста лет, после чего оно умирает. Однако развитие человеческого ума в подавляющем большинстве случаев за время одного полного цикла жизни физического тела не завершается. Тупой ум, ум, погруженный в невежество, ум страстный или же ум, пребывающий на ступени активной реализации мирских интересов — все они должны пройти длинный путь развития, чтобы трансформироваться в чистый ум, а затем, наконец, в ум, способный к Божественному самоосознанию. Йогины считают, что полный цикл трансформации ума в этом мире занимает промежуток времени продолжительностью около тысячи лет. Таков срок, необходимый для достижения совершенства на этой планете. Потому процесс эволюции ума происходит посредством перевоплощения сердцевины осознания [Монады]. в нескольких человеческих личностях, проживающих жизни, необходимые для реализации тех или иных ступеней становления ума. [Отнюдь не обязательно последовательно расположенные в однонаправленном потоке времени физического мира планеты.]
Тысячелетие земного развития ума может занять около двух десятков личностных воплощений. Великие йогины используют для этого два-три рождения, применением особых практик доводя продолжительность одной жизни до трехсот-пятисот лет.
Неадекватная продолжительность человеческой жизни, преобладающая ныне на Земле, обусловлена неоптимальностью образа жизни и, что самое главное, отношением людей к себе, к миру и к своему в нем месту.
Здоровый человек в среднем делает примерно пятнадцать дыханий в минуту. Следовательно, за час он выполняет девятьсот дыхательных циклов, за сутки — около двадцати двух тысяч. Интенсивность дыхания в Йоге принято измерять длиной струи выдыхаемого или вдыхаемого воздуха. Под этим понимается максимальное расстояние, на котором волокна птичьего пуха еще колеблемы выдыхаемым воздушным потоком. Длина дыхания измеряется в поперечных пальцах. [«Поперечный палец» — мера длины, которую йогины традиционно использовали в древности при изложении психотехнических методик. Соответствует усредненной величине диаметра пальца руки данного человека.] В спокойном состоянии длина нормального вдоха составляет примерно десять пальцев (около 18 см). Длина нормального выдоха — двенадцать пальцев (чуть больше 21 см). При физической активности длины вдоха и выдоха возрастают сообразно ее интенсивности и степени напряжения. Во время сна длина выдоха достигает тридцати пальцев (около полуметра). На основании длительных наблюдений йогины пришли к заключению, что система человеческого организма рассчитана на «пропускание» определенной суммарной длины дыхания. Когда «дыхательный лимит» исчерпан, обычный человек умирает. Таким образом, чем интенсивнее мы дышим, тем меньше живем. С другой стороны, прекратить дышать мы не можем, ибо умрем от этого немедля. Поэтому йогическая тренировка направлена на растягивание процесса дыхания во времени и на обретение искусства контроля над процессами, при которых дыхание непроизвольно удлиняется — сном, физической активностью, сексуальным функционированием, эмоциональными всплесками и т.п. [ВНИМАНИЕ! Речь идет о не передаче функции управления дыхания сознанию, а об изменении автоматического режима работы дыхательного центра. Слишком усердная тренировка в осознанном управлении дыханием, при которой сознание вмешивается в автоматическое управление дыхательной функцией — СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНАЯ ИГРА. Дыхание должно оставаться автоматическим. Тренировка дыхания, построенная на временном вмешательстве сознания в процессы управления работой дыхательного центра, должна быть не более чем способом ОПТИМИЗАЦИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА. Поэтому время