Скачать:TXTPDF
Йоготерапия. Шри Свами Шивананда

особо.

Пашчатья-пранаяма — дополнительные дыхательные упражнения

Пашчатья-пранаяма — совсем простые дыхательные упражнения. Они идеально подходят для применения в работе с детьми.

52. Пашчатья-пранаяма-1

Встать прямо, выдохнуть, и с глубоким вдохом поднять руки над головой так, чтобы плечи касались ушей. Медленно выдыхать, опуская руки в исходное положение. Выполнять упражнение в течение 3-4 минут.

Действие. Развивает легкие, очищает кровь.

Повышает общую сопротивляемость организма, излечивает катаральные состояния.

53. Пашчатья-пранаяма-2

Встать прямо, вытянуть руки вперед на уровне плеч, а пальцы сжать в кулаки. Выдохнуть. С глубоким вдохом развести руки в стороны и максимально отвести назад, держа на уровне плеч. С выдохом свести прямые руки вперед, скрестив их перед грудью — правая сверху. Повторить с левой рукой поверх правой. Выполнять упражнение в течение 3-4 минут.

Действие. Придает красоту линиям торса, развивает безупречность линий груди у женщин. Укрепляет легкие и сердце. Практикующий это упражнение избегает насморка, не болеет гриппом, воспалением легких, бронхитами и т.п.

54. Пашчатья-пранаяма-3

Встать прямо. Выдохнуть. С глубоким вдохом поднять к груди согнутую в колене правую ногу и с выдохом вернуться в исходное положение. Затем то же самое проделать с левой ногой. Выполнять упражнение в течение 3-4 минут.

Действие. Упражнение препятствует развитию ревматизма, предупреждает и излечивает катаральные заболевания и грыжу.

55. Пашчатья-пранаяма-4

Сесть на стул, туловище держать прямо, руки положить на колени. Сделать выдох. Глубоко вдохнуть и медленно полностью выдохнуть. Повторять в течение 3-4 минут.

Действие. Это упражнение обладает общеукрепляющим действием.

Искусство переменного дыхания

Обычно у человека в каждый момент времени преобладает одна из ноздрей — проходимость ее лучше, чем проходимость другой. При этом тот из двух главных боковых каналов тонкого тела — Ида (левый) или Пингала (правый) — который соответствует данной ноздре, находится в состоянии повышенной активности. Сообразно этому тонкое тело находится в том или ином состоянии.

При преобладании Пингалы энергетическое тело активно: рекомендуется принимать пищу, выполнять активные действия, требующие больших затрат грубой энергии.

При преобладании Иды рекомендуется ложиться спать либо заниматься пассивным созерцанием, или же спокойно прогуливаться без цели.

Когда состояние ноздрей одинаково, потоки в двух боковых главных каналах уравниваются. При этом в большей или меньшей мере начинает работать Сушумна — центральный канал. Такое состояние идеально подходит для глубокого сосредоточения на аспектах духовного плана, погружения в медитативные состояния и практики Йоги.

Если нужно переменить дыхание с одной ноздри на другую, то следует лечь на бок — на ту сторону, с которой ноздря продувается лучше. Поза должна быть удобной, можно использовать для этой цели подушку. Затем следует вдыхать через открытую ноздрю и выдыхать через ту, которая открыта не полностью. Вскоре воздух начнет проходить через нее свободно. Ощущение некоторого затруднения дыхания через ту ноздрю, которая прежде была открыта, указывает на смену преобладающего канала.

Можно поступить проще: просто лечь на бок на сторону более проходимого канала и расслабиться. Результат будет тем же, но достижение его займет несколько больше времени.

После некоторой тренировки необходимость укладываться на бок для перемены преобладающего канала отпадет. Достаточно будет лишь наклонить голову в нужную сторону и дыхание переменится.

Мастера Йоги способны сменять преобладающий канал простым волевым импульсом. Это позволяет им в нужные моменты управлять функционированием своей иммунной системы, активизируя ее в случае острой необходимости.

Категории упражнений по характеру их тренировочного и психоэнергетического воздействия. Принцип прогрессивной тренировки

Тем, кто избавился от недуга посредством применения определенной терапевтической схемы тренировок, рекомендуется развивать достигнутый успех, выбрав для себя упражнения с тем, чтобы выполнять их ежедневно сообразно индивидуальной программе.

Желательно эту программу постепенно развивать и усложнять. Назовем такой подход принципом прогрессивной тренировки.

Когда материала, изложенного в данной книге, станет недостаточно, следует обратиться к более полным работам — уже по Йоге, а не по Йога-терапии — или же найти себе компетентного учителя, что, вне всякого сомнения, гораздо лучше. [При условии, разумеется, что он действительно компетентен.]

Ниже приведены категории упражнений по характеру их тренировочного воздействия:

Нижняя часть тела. Шалабхасана, Падахастасана, Гомукхасана, Триконасана, Джану-ширшасана, Макарасана, Ваджрасана, Супта-ваджрасана, Падмасана, Джану-ширшасана, Пащчиматанасана, Дханурасана, Уштрасана, Ангуштхасана, Акарша-дханурасана, Ардха-чакрасана, Бхадрасана.

Промежность, таз, живот, поясница. Ардха-курмасана, Ардха-чакрасана, Триконасана, Падахастасана, Дханурасана, Павана-муктасана, Акарша-дханурасана, Макарасана, Пащчиматанасана, Халасана, Уддияна-бандха-мудра, Наули-крийя, Маха-бандха, Маха-ведха, Маха-мудра, Уштрасана, Джану-ширшасана, Ангуштхасана, Супта-ваджрасана, Матсьясана, Ардха-матсьендрасана, Бхадрасана, Баддха-падмасана, Маюрасана.

Торс, плечевой пояс, руки. Бхуджангасана, Дханурасана, Падахастасна, Ардха-чакрасана, Куккутасана, Баддха-падмасана, Пащчиматанасана, Уштрасана, Випарита-карани, Матсьясана, Ардха-матсьендрасана, Гомукхасана, Маюрасана.

Позвоночник. Пащчиматанасана, Триконасана, Падахастасана, Халасана, Бхуджангасана, Шашакасана, Уштрасана, Ардха-чакрасана, Ардха-матсьендрасана, Джану-ширшасана, Баддха-падмасана, Халасана, Бхадрасана, Матсьясана, Супта-ваджрасана, Ангуштхасана (вытягивание за счет веса, приложенного к нижнему концу), Маюрасана.

Вот категории упражнений по характеру их психоэнергетического воздействия:

Притхви-грантхи. Бхадрасана, Акарша-дханурасана, Пащчиматанасана, Джану-ширшасана, Падахастасана, все перевернутые асаны, Куккуттасана, Маюрасана, Гомукхасана, Ангуштхасана, Мула-бандха, Ашвини-мудра, Уддияна-бандха, Шакти-чалана-мудра, Триконасана, все прогибы назад.

Вари-грантхи. Макарасана, Гомукхасана, Мула-бандха-мудра, Маха-мудра, Маха-бандха, Маха-ведха, Ашвини-мудра, Шакти-чалана-мудра, все пранаямы, Бхадрасана, Акарша-дханурасана, Халасана, Пащчиматанасана, Все прогибы назад, Сарвангасана, Випарита-карани, Ширшасана, Маюрасана, Супта-ваджрасана, Ардха-матсьендрасана.

Агни-грантхи. Йога-мудра, Уддияна-бандха-мудра, Наули-крийя, Агни-сара-дхаути, Сахаджа-агни-сара, Халасана, Матсьясана, Пащчиматанасана, Ардха-матсьендрасана, все перевернутые асаны, все прогибы назад в сочетании с Маюрасаной, Джану-ширшасана, Павана-муктасана, Куккуттасана, Падахастасана.

Особое значение для развития Агни-грантхи имеет регулярная практика Пранаямы.

Вайю-грантхи. Все пранаямы и упражнения для торса, плечевого пояса, рук и позвоночника.

Висма-грантхи. Випарита-карани-мудра, Матсьясана, Сарвангасана, Халасана, Уштрасана и другие прогибы назад, Баддха-падмасана, все пранаямы.

Ахами Махат-грантхи. Шашакасана, Мукта-падмасана, Баддха-падмасана, Ширшасана, Ардха-матсьендрасана, Падахастасана, Пащчиматанасана, Ардха-чакрасана, Матсьясана, Маюрасана, все мудры и все пранаямы.

Пранаямы являются более эффективным средством, чем асаны, ибо если последние практикуются без осознанного дыхания, соответствующего предписаниям и превращающего их в динамическую Пранаяму, польза, ими приносимая, весьма ограничена и зачастую сопровождается нежелательными побочными эффектами, иногда сводящими на нет их благотворность.

Потому необходимо помнить:

всякая асана и мудра суть не более чем канва для процесса правильного дыхания; без этого корректный психоэнергетический эффект практики принципиально недостижим.

И ЕЩЕ РАЗ: для укрепления здоровья больные люди могут пользоваться только Сахаджа, Пашчатьяи Враджана-пранаямами. Все полные пранаямы и пранаямы высших типов в терапевтических целях НЕПРИМЕНИМЫ, ибо ОПАСНЫ. Ими пользуются только для духовного развития и обретения магических сил те, кто раз и навсегда решил для себя проблемы здоровья.

Для того же, кто ограничен несовершенством физического тела, практика высших пранаям неизбежно сопряжена со СМЕРТЕЛЬНЫМ РИСКОМ. Доказывать что-либо самому себе в данном случае просто глупо, ибо вина за переоценку своих возможностей в полной мере ложится на самого практикующего.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ СПЕШИТЕ! ЭТА ПРОСЬБА В ОСНОВНОМ ОБРАЩЕНА К ТЕМ, КТО ИЗЛИШНЕ САМОУВЕРЕН. КАК ЯВСТВУЕТ ИЗ ОПЫТА, ИМЕННО ТАКИЕ ЛЮДИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ В УЛЬТИМАТИВНЫЕ ЛОВУШКИ, РАССТАВЛЕННЫЕ ИМИ НА САМИХ СЕБЯ.

Глава 3. Сахаджа-дхаути-крийя — упрощенная практика очистительных процедур. Очищение водой, внутренним огнем, воздухом и солнечным светом, купание и очищение голодом

В Йоге под дхаути-крийями [Дхаути-крийя (санскр.) — очистительное действие.] понимаются упражнения, предназначенные для «внутренней тренировки» физического тела, промывания пищеварительного тракта и очищения тела на клеточном уровне. Однако классическая практика Дхаути-крийи согласно тому, как она изложена в трактатах — дело весьма сложное. Поэтому в Йога-терапии используются упрощенные варианты упражнений, составляющих этот раздел Йоги — Сахаджа-дхаути-крийя. Аспект внутренней тренировки и психоэнергетический эффект в этой практике выражены несколько слабее, чем в полной Дхаути-крийе, однако очистительное и оздоравливающее действие в Сахаджа-дхаути-крийе сохраняется вполне.

Очистительные процедуры имеют исключительно важное значение, справиться с хроническими заболеваниями без них попросту невозможно. Кроме того, они относятся к обязательным профилактическим практикам.

56. Вамана-дхаути — очищение рвотой

Техника выполнения. Выпить 1-2 литра теплой воды, затем вызвать рвотный рефлекс средним и безымянным пальцами правой руки, засунув их как можно глубже в горло. Повторить несколько раз — до тех пор, пока вся вода не будет удалена из желудка. Во рту должен ощущаться горьковатый привкус желчи. Если пальцами рвотный рефлекс не вызывается, можно воспользоваться для раздражения рецепторов желудочным зондом.

Ногти должны быть коротко подстрижены, руки перед практикой Вамана-дхаути-крийи следует тщательно мыть с мылом. Если используется зонд, его также необходимо тщательно мыть после применения, сушить и хранить в чистом сухом месте. Перед применением зонд должен быть продезинфицирован в кипящей воде в течение 3-4 минут.

Практикуя Вамана-дхаути-крийю, следует соблюдать осторожность, осмотрительность и не проявлять насилия по отношению к своему телу, дабы не поранить слизистые оболочки пищевода и желудка.

При возникновении серьезных затруднений с вызыванием рвотного рефлекса целесообразно добавлять в воду немного соли — столько, сколько необходимо для того, чтобы вкус ее стал подобен вкусу чистой слезы или же крови. Однако солить воду каждый раз, когда практикуется эта крийя, нежелательно.

Горячей водой пользоваться нельзя, температура ее должна быть примерно равна температуре тела.

Практикуется Вамана-дхаути-крийя согласно предписаниям в стадии терапевтического применения единожды в одну-две недели после завершения курса терапии — для поддержания достигнутого эффекта и с целью профилактики.

Действие. Скопления испорченной слизи, разложившейся желчи и микроорганизмов удаляются из желудка посредством этой практики. Стенки пищевода и желудка получают необходимую тренировку, печень и желчный пузырь также подвергаются оздоравливающему воздействию. Устраняются синдром несварения, нарушения кислотности и воспаления слизистых желудка и пищевода. При гастритах в острой фазе с практикой Вамана-дхаути-крийи необходимо обращаться с предельной осторожностью, при язвенной болезни применять этот метод можно только на стадии ремиссии. Острые состояния снимаются с помощью более мягких методов — подбором диеты и пранаямами, а также принятием внутрь соответствующих препаратов из трав и другого естественного лекарственного сырья.

57. Сахаджа-данда-дхаути — упрощенное очищение с помощью трубки

Техника выполнения. Взять продезинфицированный желудочный зонд. Нагреть чистую воду и пить ее до тех пор, пока желудок не наполнится до предела. Немного наклониться вперед и постараться полностью заглотить зонд — из свободного конца его должно политься содержимое желудка. Сначала с этим возникнут проблемы: едва конец зонда окажется поглубже в горле, произойдет спонтанная Вамана-дхаути-крийя. Не следует отчаиваться. Через неделю-другую настойчивых попыток зонд будет достигать желудка.

После того, как конец зонда окажется внутри желудка, следует дождаться, пока все содержимое не вытечет их желудка наружу. Не спешите вынимать зонд, подождите 5-7 минут, пусть желудок окончательно выжмет из себя все — в этом случае произойдет также очищение поджелудочной железы.

Снова выпить воды и повторить все с самого начала.

Выполнить Сахаджа-данда-дхаути-крийю еще один-два раза.

Вытащить зонд, тщательно промыть его теплой водой с мылом.

Обычно освоение практики Сахаджа-данда-дхаути начинающими сопряжено с некоторыми проблемами технического характера. Во избежание этого в начальной стадии работы с этим тренировочным методом рекомендуется обращаться за помощью к опытному инструктору или учителю Йоги, либо к врачу, знакомому с методами Йога-терапии.

Действие. Сахаджа-данда-дхаути-крийя устраняет и предупреждает печеночные расстройства, нарушения кислотности, несварение различного происхождения, запоры, колики, невралгии, лейкодермию, проказу, кожные заболевания, катаральные расстройства и даже туберкулез.

После практики этой процедуры нельзя принимать пищу в течение, как минимум, десяти минут. По прошествии этого промежутка времени лучше всего съесть сваренный в воде или молоке рис с небольшим количеством топленого масла, либо другую мягкую нейтральную пищу. Ничего острого,

Скачать:TXTPDF

Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн