основе успешного освоения Наули лежит совершенное владение искусством выполнять Уддияна-бандха-мудру. Только тот, кто вполне способен удерживать Уддияна-бандху на протяжении не менее десяти секунд, пусть приступает к изучению Наули. До этого эту крийю ему будет частично заменять практика Уддияна-бандхи.
60. Мадхьямика-наули — серединная Наули
Техника выполнения. Выполнить максимально глубокую Уддияна-бандха-мудру стоя, слегка наклонившись вперед и оперевшись кистями рук о бедра примерно посередине между коленями и тазобедренными суставами. За счет напряжения мышц живота надавить руками на бедра. Стараться при этом, чтобы изолированно напрягалась только средняя часть мускулатуры брюшного пресса. Если все выполнено правильно, посередине живота образуется плотный продольный валик напряженных мышц (Рис.3-60). Сохранять это положение до конца задержки дыхания. Вдохнуть, отдышаться. Повторить столько раз, сколько необходимо.
61. Вама-наули — левосторонняя Наули
К освоению левой и правой вариаций Наули, а также динамической Наули — Наули-крийи — следует приступать лишь после того, как вполне освоена Мадхьямика.
Техника выполнения. Выполнить Мадхьямика-наули. Ослабить давление на правую руку и сильнее нажать на левую. Добиться того, чтобы валик напряженных мыщц сформировался на левой стороне живота (Рис.3-61).
62. Дакшина-наули — правосторонняя Наули
Техника выполнения. Когда Вама-наули освоена, приступают к изучению Дакшина-наули, которая выполняется точно так же, как и Вама, но зеркально в другую сторону. Застывшая мышечная волна при этом должна образоваться на правой стороне живота.
63. Наули-крийя — динамическая Наули
Техника выполнения. Когда все три статические вариации Наули будут освоены в совершенстве, следует попытаться перемещать волну поперек живота — сперва слева направо, а затем — справа налево. Для этого нагрузку плавно перемещают с одной руки на другую, следя за тем, чтобы изолированное сокращение мышц живота также перемещалось подобно волне цунами, вздымающейся над ровной поверхностью океана. Сначала количество циклов движения в пределах одной задержки должно быть ограничено тремя, затем оно может быть постепенно увеличено. Последним в каждой задержке должно быть движение справа налево.
Действие. Наули считается лучшей и самой главной из крий Хатха-Йоги, поскольку она многократно усиливает действие всех прочих крий, а также асан и мудр.
Будучи уникальным методом упражнения «нижнего котла» — главного центра распределения энергии в тонкомтеле — практика Наули производит поистине фантастическое оздоравливающее, омолаживающее и укрепляющее действие не только на органы и части систем, относящиеся к стихии Агни, но также и на все прочие составные части грубого и тонкого тела, регулируя общее соотношение и распределение сил всех стихий и энергий всех уровней. [В даосской Йоге техники, действующие аналогично Наули, составляют базовую часть практики «Цигун — железная рубаха».
За счет вакуума, возникающего в брюшной полости при практике Наули, происходит активный прилив крови ко всем внутренним органам [Китайцы говорят: «Где Ци — там и кровь, где кровь — там и Ци». Пользуясь концепцией Праны, можно сформулировать это высказывание следующим образом: «Где силовой аспект праны — там и кровь, где кровь — там и силовой аспект праны. На осознанном применении данного принципа построена практика целенаправленного изменения качества физиологического состояния тканей, лежащая в основе «Железной рубахи». Этим же обусловлена поистине удивительная сила Наули как терапевтической практики.], а перемещение волны поперек живота осуществляет мягкий и глубокий их массаж.
Все смещения внутренних органов, а также заболевания пищеварительной и мочеполовой сфер излечиваются настойчивой практикой Наули-крийи.
В сочетании с особой практикой, именуемой Вастра-дхаути — очищением тканью — Наули настолько усиливает иммунитет, что практически никакая, даже самая страшная, болезнь не в состоянии преодолеть защитный барьер организма. Для этого следует практиковать Наули-крийю, заглотив пятиметровую полоску ткани согласно предписаниям по выполнению Вастра-дхаути. Практика эта достаточно сложна и выходит за рамки объема данной работы, однако тот, кто намерен перейти от практики Йога-терапии к изучению собственно Йоги, найдет способ отыскать всю необходимую информацию, связанную с методом Вастра-дхаути. Не владея полной информацией осваивать Вастра-дхаути опасно.
ВНИМАНИЕ! Детям и подросткам до достижения ими половой зрелости практика Наули противопоказана.
Женщинам нельзя выполнять Наули во время менструации и в течение 2-3 дней до и после, во время беременности и в течение трех месяцев после родов.
Тем, кто страдает сердечными заболеваниями, язвой желудка или/и двенадцатиперстной кишки, гипертонией и туберкулезом кишечника выполнять Наули строжайше запрещается.
Пожилой человек, даже если он вполне здоров, но никогда ранее Наули не практиковал, должен проконсультироваться у мастера Йоги, прежде чем приступить к освоению этой тренировочной техники.
Методы очищения кишечника
Разложившиеся скопления кала в кишечнике отравляют организм и способствуют развитию бактерий. По мнению мастеров Йоги, примерно восемьдесят процентов всех заболеваний обязаны своим происхождением аутоинтоксикации организма ядами гниющих фекальных масс, собирающихся на стенках кишечника. Кроме того, эти массы — идеальная среда для роста множества видов болезнетворных бактерий. На нейтрализацию аутотоксинов и борьбу с заботливо взращенными в недрах организма микробами уходит львиная доля наличной энергии человеческого существа. На творческое осмысление процесса жизни остается очень мало, на развитие осознания — практически ничего.
В аллопатии и Аюрведе для очищения кишечника применяются слабительные средства. Однако постоянное применение слабительных пагубно отражается на состоянии кишечника: перистальтика нарушается и развивается склонность к хроническим запорам со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Кроме того, многие слабительные средства в большей или меньшей степени токсичны.
Клизма гораздо лучше, но к ней возникает привыкание и, как следствие, — зависимость от нее успешной дефекации. Результат — все тот же хронический запор с интенсивной аутоинтоксикацией вместо избавления от нее. Кроме того, воздействие клизмы ограничивается только нижней частью кишечника.
В Йоге существует целый ряд клизмоподобных процедур, известных под общим названием Басти-крийя. Среди них — как собственно йогическая клизма, при которой вода в кишечник не поступает за счет внешнего давления, а втягивается с помощью глубокой Наули, так и целый ряд «сквозных» промываний пищеварительного тракта — Вари-сара-дхаути-крий — посредством которых выпитая в большом количестве вода быстро проводится насквозь и выводится через анус. Тем самым осуществляется промывание всего пищеварительного тракта в целом.
В общем в классических техниках Басти-крий и Вари-сара-дхаути-крий ничего особо сложного нет, однако в практике Йога-терапии все же целесообразнее применять более мягкие — упрощенные — техники, известные как Сахаджа-басти-крийи.
64. Сахаджа-басти-крийя-1А — упрощенное промывание кишечника. Основной вариант
Сахаджа-басти-крийя практикуется при хроническом запоре утром натощак, сразу после пробуждения.
Техника выполнения. Развести полстакана лимонного сока и растворить чайную ложку соли (предпочтительно брать морскую нерафинированную соль) в полутора литрах чистой теплой воды и выпить полученную смесь.
Сразу же после этого лечь на спину и выполнять Випарита-карани в течение 4-5 минут, затем Маюрасану — 3-4 раза и Падахастасану — 4-5 раз. Тот, кто не в состоянии выполнить Маюрасану, пусть 5-6 раз выполнит Шалабхасану. В течение последующих пяти минут возникнет сильный позыв к дефекации.
В зависимости от индивидуального состояния кишечника, некоторым нелишне будет добавить к вышеуказанным асанам еще Бхуджангасану, Ардха-чакрасану и Дханурасану. Вместе с предыдущими они дадут хороший результат.
65. Сахаджа-басти-крийя-1Б. Дополнительный вариант
Слабые и больные люди могут просто выпить воду с лимонным соком и солью, как было указано выше, а затем выполнить Сахаджа-випарита-карани, Йога-мудру, Павана-муктасану, Ардха-курмасану и поочередное поднимание ног в Шалабхасане.
Действие. Випарита-карани-мудра, выполняемая непосредственно после питья воды, дает возможность последней пройти через желудок в кишечник. Вода вымывает разложившиеся желчь и слизь из желудка и тонкого кишечника, затем попадает в толстые кишки и разжижает их содержимое, которое затем выбрасывается из организма вместе с отходами и ядовитыми веществами. Ни одно известное слабительное, никакая клизма не в состоянии проделать все это настолько безвредно и настолько радикально, как совершает это Сахаджа-басти-крийя.
Лимонный сок выступает здесь одновременно и в качестве лекарства, и в качестве диетического продукта, поскольку обладает некоторым слабительным действием, он сообщает смеси приятный вкус и содержит известное количество кальция, который абсолютно необходим для поддержания здоровья.
Если кишечник не срабатывает даже после применения Сахаджа-басти-крийи-1А или 1Б, необходимо одно-двухдневное воздержание от пищи (см. «Очищение голоданием в практике Йога-терапии»), ибо это указывает на то, что двенадцатиперстная кишка заблокирована плохо переваренными остатками пищи. После поста выполнить Сахаджа-басти-крийю.
66. Сахаджа-басти-крийя-2
Этот метод отличается от Сахаджа-басти-крийи-1 только составом смеси. Здесь берется лимонного сока и соли в два раза меньше, все остальное — то же самое.
Обычно Сахаджа-басти-крийя-1 применяется в случаях, когда требуется воздействие весьма радикальное. Если же ситуация не слишком серьезна и запор еще не стал безнадежно хроническим, желательно начинать со второго варианта.
И только в случае, когда Сахаджа-басти-крийя-2 не дает результатов, следует применять Сахаджа-басти-крийю-1.
67. Сахаджа-басти-крийя-3
Тот, кто хроническими запорами не страдает, а также не болен и не слаб, может просто выпить два стакана холодной воды едва проснувшись утром, а затем практиковать упражнения согласно предписаниям для Сахаджа-басти-крийи.
Если все выполнено правильно, положительный результат в виде позыва к дефекации не заставит себя долго ждать.
68. Сахаджа-басти-крийя-4
Главным упражнением во всей Сахаджа-басти-крийе является Випарита-карани. Она легко осваивается за несколько дней настойчивых тренировок. Если же эта мудра и прочие предписанные асаны все же вызывают проблемы, можно ограничиться лишь десяти-пятнадцатикратным выполнением Павана-муктасаны. Остальные предписания остаются без изменений.
69. Сахаджа-басти-крийя-5, известная также как Ганеша-крийя или Сахаджа-шодхана-крийя
Выпить воду, приготовленную согласно предписаниям, либо равное количество холодной воды и отправиться на прогулку, которая должна продлиться приблизительно десять минут.
Обильно смазать средний палец левой руки медом, глицерином, вазелином или сливочным маслом (ноготь этого пальца должен быть коротко острижен) и приготовиться к дефекации. Если позыв появился сам собой — не противиться зову природы. В случае возникновения затруднений медленно и очень осторожно ввести средний палец в прямую кишку как можно глубже и несколько раз повернуть его в ней, затем вытащить палец и ожидать позыва к дефекации. Если позыв не появляется, повторить процедуру. В конце концов очередная попытка увенчается успехом, и толстые кишки полностью очистятся. Затем следует вымыть анус и, если необходимо, — принять душ или ванну.
Четвертый и пятый варианты Сахаджа-басти-крийи уступают первым трем, потому должны выполняться только в случае, если выполнение первого, второго и третьего вариантов почему-либо затруднительно или не дает результатов.
После Сахаджа-басти-крийи желательно принять ванну или душ, и только затем приступать к выполнению других упражнений и практике пранаям.
70. Солнечная ванна — очищение солнечным светом
Солнечные ванны противопоказаны лицам огненной — сухой конституции.
Тем же, кто отличается водянистой конституцией — «сырым» людям — солнечные ванны необходимы, несмотря на тенденцию к желчности и раздражительности, свойственную этому типу личности.
Техника выполнения. Солнечные ванны принимаются в теплое время года — когда при длительном нахождении на открытом воздухе не возникает озноб. Лучшее время — между восемью часами утра и полуднем. Прикрыв голову, следует подставить обнаженное тело прямым лучам божественного светила. Если нет возможности загорать в полностью обнаженном виде, следует прикрывать одеждой как можно меньшую часть поверхности тела.
Сперва следует лечь на живот, подставив лучам солнца заднюю поверхность тела. Как только она достаточно нагреется, и