Скачать:TXTPDF
Йоготерапия. Шри Свами Шивананда

выступит пот, следует перевернуться и подставить лучам солнца грудь на одну-две минуты, не более.

В пределе грудь может быть подставлена солнцу в течение не более чем одной четверти времени, проведенного в положении, когда солнечные лучи падают на спину.

Перед принятием солнечной ванны обязательно нужно окунуть голову в холодную воду и растереть ее влажным полотенцем. После солнечной ванны следует укрыться в тени и растереть влажным полотенцем все тело. Даже тот, кто прикован к постели, должен растирать тело влажным полотенцем после солнечной ванны и не забывать вымыть голову перед ней.

Для начала достаточно 8-10 минут солнечной ванны. Постепенно время пребывания на солнце может быть увеличено.

Критерием переносимости солнечного облучения служит реакция тела. Его перегрев и начало слишком обильного потоотделения — сигнал для прекращения солнечной ванны.

Если все сделано правильно, то сразу же после солнечной ванны в теле возникает приятная мягкость, а в уме — состояние умиротворенности.

Если предел индивидуальных возможностей превышен, появляется головокружение или жар. Это говорит о необходимости уменьшения времени принятия солнечной ванны.

Действие. Солнечные ванны исключительно полезны при лечении простудных и вирусных заболеваний, астмы, туберкулеза, анемии, нервных расстройств и многих-многих других заболеваний.

Под действием солнечных лучей в организме образуется витамин Д, играющий ключевую роль в фосфорно-кальциевом обмене, формировании костных тканей и зубов. Недостаток фосфора и кальция приводит к целому ряду тяжелых заболеваний, поэтому солнечные ванны имеют огромное значение для сохранения здоровья и лечения многих недугов.

Солнечная ванна активизирует жизнедеятельность, повышает аппетит и интенсифицирует работу иммунной системы.

Согласно бытующему ныне в цивилизованном обществе мнению солнечный свет до 8 утра богат ультрафиолетовыми лучами, и потому именно это время является наилучшим для принятия солнечных ванн.

В Йоге же наилучшим для солнечных ванн считается промежуток времени между восемью часами и полуднем.

Принятие солнечных ванн в часы послеполуденного зноя разрушительно сказывается на состоянии здоровья. [Вечерние часы, в которые солнце желтеет и становится оранжевым, идеальны для тренировки, это — так называемые «часы силы». Тратить их на принятие солнечных ванн нецелесообразно.]

Вода — наружные водные процедуры

[«Вот шесть причин, которые сводят на нет всю практику Йоги: переедание; перенапряжение; приверженность правилам и распорядкам, например — обязательные холодные купания по утрам; еда по ночам; питание одними лишь фруктами и овощами; пустое времяпровождение; а также — непостоянство в практике». Купание, в особенности купание в соответствии с правилами и предписаниями Йоги — практика весьма благотворная. Однако, как следует из приведенной выше пятнадцатой шлоки первой части «Хатха-Йога-Прадипики», ко всему следует подходить разумно. Некоторые другие источники, в частности, вообще не рекомендуют купаться до восхода солнца.]

Вот слова из «Вед», указывающие на то, что в глубокой древности люди вполне представляли себе значение воды:

«Вода суть лекарство, ибо изгоняет она из тела всяческие недуги, и все хвори одолеваются ею и страдания побеждаются.

Жизнью вечной наполнена она, и потому тело хранит от сил вредоносных, и несет в себе исцеление, и во все времена великолепна она, оттого не должно мудрому о ней забыть».

Жившие в жарком климате мудрецы древности рекомендовали купаться три раза в деньутром после восхода солнца, в полдень и вечеромперед закатом.

В умеренном климате количество ежедневных купаний может быть уменьшено до двух — утром и вечером. [Мастер даосской Йоги Мантэк Чиа рекомендует при этом как можно меньше пользоваться современными моющими средствами. Всю поверхность тела желательно просто обмыть водой и протереть натуральной тканью или губкой, мылом же мыть лишь один раз в день промежность, анус, пах и подмышки.]

Ниже следует перечень основных водных процедур, применяемых в практике Йога-терапии.

71. Обычное купание

Обычное купание суть наиболее полезная из водных процедур, и вода текущей реки, большого озера или моря для него идеальна. Пруд или бассейн могут быть заменой.

Прежде всего следует смочить кисти рук, тщательно намочить и прополоскать голову и обильно поплескать водой в глаза, затем зайти в воду по пояс и постоять несколько минут — пятнадцати-двадцати вполне достаточно, постоянно растирая ладонями живот в области пупка, торс и руки. Немного поплавать, несколько раз нырнуть, проплыв некоторое расстояние под водой, и закончить купание.

72. Купание в сосуде

Потребностью в ежедневном купании диктуется необходимость пользоваться ванной, корытом или бочкой в случаях, когда открытый водоем недоступен в силу каких-либо причин, или же погода не подходит для купания. Также купание в сосуде показано тому, кто не может воспользоваться открытым водоемом по причине инвалидности.

Сосуд для купания должен быть достаточно большим и вмещать количество воды, позволяющее в положении сидя без труда погрузить в воду всю нижнюю часть тела до пупка.

Сначала следует прохладной водой смочить кисти рук, вымыть голову, промыть глаза и лицо. Затем — удобно сесть, погрузив в воду всю нижнюю часть тела до пупка на несколько минут. После этого облить верхнюю часть туловища и завершить купание.

Вода для купания должна быть приятно прохладной летом и слегка теплой — зимой.

Холодная и очень прохладная вода для йогического купания не подходит.

Горячая ванна вредна для здоровья и может использоваться лишь в особых случаях в течение нескольких сеансов, например, при острых простудных заболеваниях, ревматизме и т.п. При этом необходимо соблюдать осторожность.

Тот, кто не особенно чувствителен к холоду, может купаться в достаточно холодной (в разумных пределах, конечно) воде.

Иногда целесообразно при купании надевать на тело майку или рубашку.

73. Обычное обливание или душ

Начать следует с головы. Затем две-три минуты лить воду на пупок и половые органы и от десяти секунд до минуты — на ягодицы и заднюю часть тазобедренных суставов. Потом облить остальные части тела, растирая и обмывая его сообразно индивидуальным потребностям.

74. Половинное обливание

Облить водой голову и нижнюю часть тела до пупка. Затем протереть туловище и остальные части тела мокрым полотенцем. Это исключит возможность вредного воздействия холода на обнаженное тело. Туловище обливать не следует.

Внутри живота — в туловище на уровне пупка — располагается главный центр жизненной силы. Потому все описанные выше водные процедуры полезны как больным, так и здоровым.

75. Вытирание после водных процедур

В «Дхара-Даршане» сказано:

«Утром после сна и прежде, чем начать пранаяму, йогин купается в воде, которую тело его ощущает как прохладную. После пранаямы и, прежде чем отойти ко сну, йогин купается в воде по ощущению теплой либо никакой.

После теплой воды непременно вытрет он тело насухо куском мягкой ткани длиною в пять локтей и шириною в два [Большим полотенцем.], после воды прохладной тело не вытирается никогда, но должно сильно растереть его — мокрое — мокрыми же руками, начиная от живота.

Затем, встряхнув тело, следует одеться.

Так мудро поступает йогин, знающий как сохранить в теле силу воды. [Целесообразность применения данной процедуры оправдана уже хотя бы тем, что за счет нее поддерживается оптимальный режим влажности кожи, тем самым отпадает необходимость применять увлажняющие кремы и прочие тому подобные ухищрения. Надевать на мокрое тело после растирания следует одежду только из хлопка или льна, мягкую и лучше всего — плотно облегающую все тело.]

76. Питье воды — Вари-питих

Сразу же после пробуждения смочите холодной водой кисти рук и умойте лицо, прополощите прохладной или чуть теплой водой рот, а затем выпейте два полных стакана прохладной воды.

Тот, кому следует практиковать Сахаджа-басти-крийю, пусть сразу же после умывания приступит к выполнению своего индивидуального варианта этой процедуры.

Если при освоении Сахаджа-басти-крийи окажется, что предписанная доза жидкости чрезмерна, следует сократить ее, уменьшив соответственно и объем каждого из компонентов, входящих в смесь. Постепенно количество выпиваемой при практике Сахаджа-басти-крийи воды пусть будет увеличено до нормальной дозы в полтора литра.

Обычай выпивать утром воду, и в особенности — практика Сахаджа-басти-крийи способствуют вымыванию из организма токсинов и отходов, подобно тому, как дворник по утрам наводит чистоту на своем участке.

Полный стакан чистой воды непременно должен быть выпит за полчаса-час до и через час-полтора после каждого основного принятия пищи, то есть обеда и ужина, а также перед отходом ко сну.

В промежутках между этими точками следует все время пить воду — один-два маленьких глотка каждые десять-пятнадцать минут. Общее количество выпиваемой за день чистой воды должно составлять около двух литров зимой и трех — летом. Таким образом осуществляется постоянное «сквозное» промывание организма на клеточном уровне. Очень многие заболевания и нарушения в функционировании иммунной системы возникают из-за расстройства обменных процессов вследствие недостаточного поступления чистой воды в организм. [Кроме того, подавляющее большинство людей путает ощущение жажды с ощущением голода. В результате развивается привычка «перехватывать» в промежутках между основными приемами пищи, из которой проистекают множественные патогенные факторы и значительный физиологически неоправданный расход энергии на переваривание ненужной пищи и выведение избыточных отходов.]

Тот, кто страдает повышенной кислотностью и печеночными расстройствами, к воде пусть добавляет чуть-чуть лимонного сока.

При ощущении озноба вместо холодной пьют теплую воду, постепенно снижая ее температуру, ибо в терапевтических целях идеальна все же вода прохладная.

При гипертонии и заболеваниях сердца не следует в один прием выпивать много воды, но пить понемногу каждые 20-25 минут, стараясь за день приблизиться к предписанной норме.

Методическое питье воды необходимо как больным, так и тем, кто вполне здоров.

77. Очищение голоданием в практике Йога-терапии

[В «Йога-терапии» Шри Свами Шивананды кратко приводятся лишь наиболее общие принципы очистительного голодания. Тот, кто решит применить этот метод, в особенности в случаях, когда длительность планируемого поста превышает один день, должен обратиться к специальной литературе, посвященной практике голодания и выхода из постов различной продолжительности.]

В процессе переваривания пищи значительная часть крови привлекается к органам брюшной полости. Во время непродолжительного голодания эта кровь высвобождается и получает возможность принять участие в разрушении и удалении из организма токсинов и болезнетворных микроорганизмов. В некоторых случаях для избавления от болезненного состояния достаточно просто день-два попоститься.

Короткие профилактические посты полезны также и тому, кто здоров, поскольку позволяют его организму высвободить дополнительную энергию. [Практикующим йогинам посты противопоказаны вплоть до достижения ими состояния, в котором человек полностью освобождается от «пищевых распорядков». К тем, кто практикует Йога-терапию, это не относится.]

Во время полного воздержания от пищи следует пить достаточное количество воды сообразно индивидуальным потребностям. Поглощенная организмом вода будет использована для естественного вымывания из тела болезнетворных микроорганизмов и отходов жизнедеятельности.

Согласно древним текстам, полное воздержание от пищи предписано всем взрослым мужчинам и женщинам в одиннадцатый день луны и во второй половине дней полнолуния и новолуния.

Действие поста не ограничивается чисто терапевтическим эффектом, но имеет также и метафизический аспект.

Воздержание от пищи «охлаждает кровь». «Горячая кровь» возбуждает внутренних врагов, принадлежащих к сфере эмоций — похоть, злобу, жадность, зависть, страх. «Охлаждение крови» сообщает уму успокоенность и равновесие, делая его расположенным к практике сосредоточения и созерцания, столь необходимых для самопознания Единого в человеке.

Тот, кто слаб

Скачать:TXTPDF

Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн