Эго или универсальная сила воли.
Пять первоэлементов обладают пятью свойствами, которые воспринимаются в пяти сферах восприятия органами слуха, осязания, зрения, обоняния и вкуса. [Самому грубому из первоэлементов — Притхви — земле соответствует восприятие посредством обоняния, воде — Апасу — вкусовое восприятие, огню — Теджасу — зрительное, воздуху — Вайю — восприятие посредством осязания, эфиру — Акаше — слуховое восприятие.] Соответственно, трансформируясь во множественные миры вселенной материальных объектов, тонкие первоэлементы переносят свои свойства в грубые структуры. Таким образом, в пределе объектная вселенная суть трансформация Акаши — пространства-времени — обусловленная действием Ахамкары — волевой силы мира. [Прана — свойство энергии, которым в различных формах обладает пространство мира, есть объект приложения волевой силы мира и, таким образом, ключевой фактор реализации самопроявления, а следовательно, и самоосознания мира. Являясь побудительным началом проявленного бытия, волевая сила мира управляет динамикой Праны посредством намерения. Последнее является мостом между волей как таковой и реализующей проявленное бытие энергией.]
Фиксация созидательной силы в виде структуры, составленной проявленными формами, обусловлена Тамо-гуной. [Тенденцией инерции сохранения состояния.] Множество миров как структурированное проявление или выражение пяти стихий сформировано, таким образом, за счет силы Тамаса.
Грубо говоря, существует семь уровней или планов проявленного бытия — семь сфер творения: Божественный план универсальной Великой Сущности (Маха-таттвы), план волевой силы вселенной (Ахам-кары) и пять планов Панча-танматры (Панча-маха-бхута-таттвы) — пять сфер стихий великих первоэлементов творения.
В «Ведах» семь планов вселенной трактуются как семь миров — Сапталока:
1. Мир смертных.
2. Обитель мертвых.
3. Обитель ограниченных привязанностью к личному эго.
4. Обитель великих — полубогов.
5. Обитель божественных душ, преодолевших ограничения эго и достигших осознания единства со своими творениями.
6. Обитель просветленных — существ, которые владеют божественной силой, и, пребывая в состоянии божественного блаженства, постигли истинную природу вещей — силу Бога, посредством которой явлено творение.
7. Обитель высочайших — достигших полного единства с Богом, благодаря осознанию Высшей Истины — постижению Изначального Принципа.
Семь миров группируются в три сферы — низшую, высшую и высочайшую.
Три из семи планов — мир смертных (Бхух), обитель мертвых (Бхувах) и обитель ограниченных (Свах) именуются тремя низшими мирами (Адхо-трилока). Их постижение — в пределах инструментальных возможностей той функциональной части человеческого сознания, которая именуется интеллектом и является несколько более развитой формой интеллекта животного. Живые воплощенные человеческие существа обитают в Бху-локе, где возможны три состояния сознания: состояние бодрствования, состояние собственно сна — сна со сновидениями — и состояние за сном — сон без сновидений.
Доминирующей фазой состояния сознания в мире смертных является бодрствование.
После физической смерти осознание человека попадает в Бхува-локу, где доминирует состояние сна со сновидениями. Потаенные желания, надежды и страхи человека обретают форму, становясь реальностью этой обители перманентного сна и порождая в осознании образы ощущений — райских наслаждений или же адских страданий.
Люди, обладавшие при жизни светлым умом и блестящим интеллектом, зачастую минуют переходный план Бхува-локи и после смерти попадают прямо в Сва-локу. Там они наслаждаются ощущением счастья, которое порождается их устремлением к осмыслению сложных абстрактных идей и склонностью к пребыванию в устойчивом состоянии глубокого размышления либо реализованными в процессе жизни добродетелями, а затем входят в состояние глубокого покоя — сна без сновидений. Большинство обычных людей также имеет шанс войти в Сва-локу и оставаться там некоторое время, в зависимости от большей или меньшей степени осознания божественности своей собственной природы — свойства, которым человеческие существа обладают от рождения. Однако затем душе придется возвращаться в мир смертных — Бху-локу, воплотившись в рожденном существе для достижения более высокого уровня развития интеллекта и сферы эмоций. [В пределе уровень организации человеческого существа вследствие его развития становится достаточным для обретения им собственно человеческого свойства сознания — начальной мудрости. Дальнейшее развитие человека и трансформация его в тот или иной тип сверх-человеческого существа происходит посредством постепенного «функционального замещения» инструмента животного уровня — интеллекта — инструментом чисто человеческим — мудростью, не ограниченной громоздкими и негибкими интеллектуальными конструкциями, предназначенными для логической обработки информации трехмерного континуума.]
Мы можем отчасти проникнуть в тайну души — инструмента ума. Но для досконального ее изучения человеку необходимо добиться осознанного пробуждения высшей разумности — или интуиции — Буддхи — того уровня ума, который управляет процессами трансформации и совершенствования интеллекта. Мир Буддхи начинается с уровня обители великих — полубогов (Маха-лока) — сферы ощущений. В Маха-локе выделенный и рафинированный интеллект совмещен с интуицией — Буддхи, формируя качественно новое образование — мудрость. Три наивысших мира объединяются под одним названием Урдхва-трилока — три высочайших плана, которые также относятся к сфере интуиции — Буддхи. Они находятся вне пределов досягаемости интеллекта и прочих низших функциональных инструментов ума.
Для того, чтобы проникнуть в Урдхва-трилоку, человеку необходимо прежде всего преодолеть в своем сознании пять пороков: похоть, алчность, неведение — незнание принципов устройства мира и истинного смысла жизни, гордыню эгоцентризма и злобность. [В случае подавляющего большинства человеческих существ под наличием пяти пороков (или некоторых из них) вовсе не следует понимать ярко выраженные доминирующие состояния сознания, безусловно и активно определяющие проявления человека в его действиях, поступках, отношениях. Столь однозначные воплощения пороков достаточно редки и свойственны либо неким особым личностям, либо проявлениям обычных людей в пограничных ситуациях, когда потаенное и скрытое в глубинах сознания всплывает на поверхность, делаясь явным. В обычных же условиях пороки выражаются скорее как эмоциональные тенденции реакции сознания. Это делает их трудноуловимыми и практически недоступными интеллектуальному инструментарию самоосознания. «Соринка» в чужом глазу потому и заметнее «бревна» в своем собственном, что находится во внешней сфере, восприятие и интерпретации которой осуществляются в значительной степени с помощью интеллекта. Собственное же «бревно» принадлежит собственной эмоциональной сфере — более глубокой, чем сфера интеллекта и потому контролю интеллекта фактически недоступной. Явления, локализующиеся в сфере эмоций, подлежат адекватному осознанию лишь при углублении самоосознания в сферы, являющиеся по отношению к эмоциональной более внутренними и потому способными ею управлять. Таковой, например, оказывается сфера личной воли. Тогда интеллект может быть осознанно использован в качестве инструмента оценки и обработки информации о наличии в эмоциональной сфере скрытых проявлений каких-либо из пяти пороков. Таким образом, легкое, едва заметное сожаление, которое человек испытывает где-то глубоко-глубоко внутри, расставаясь с чем-то, что, как он считает, ему принадлежит, есть алчность, хотя никаких явных проявлений данного порока при этом не отметил бы даже самый пристальный наблюдатель. Точно так же оттенок бесконтрольного раздражения, ощущаемый нами при общении с некоторыми людьми, есть проявление злобности. Тем не менее мы совершенно искренне можем вести себя при этом предельно корректно и благожелательно. Самые серьезные и труднопреодолимые препятствия всегда находятся внутри нас, и чем они тоньше и тщательнее замаскированы, чем неохотнее мы их замечаем и признаемся самим себе в их наличии, тем нашему осознанию труднее их преодолеть. Поэтому в битве за высшее знание так важна честность, прежде всего — честность в отношениях с самим собой.] Вслед за этим победой над желаниями и страстями обретается свобода от привязанностей к объектам и явлениям материального мира — мира формальных проявлений, которая дает право войти в Урдхва-трилоку. Самоосознание существа, пребывающего в сфере Урдхва-трилоки характеризуется отсутствием каких бы то ни было негативных моментов. Высшее наслаждение и высшее знание становятся основными свойствами состояния ума, необходимость возвращаться к страданиям и боли новых воплощений исчезает. [Необходимость воплощения диктуется Кармой — совокупностью «открытых вопросов» — незавершенных вибрационных структур осознания, обусловленных незнанием отдельных аспектов мира формальных проявлений. Существо, достигшее высшего знания, соответствующего Урдхва-трилоке, автоматически «закрывает» для себя все подобного рода вопросы, так как знает сущность стоящих за ними проявлений. Тем самым Карма оказывается исчерпанной а структура осознания — гармонично завершенной.]
Итак, человеческая эволюция не ограничивается планом земного существования — миром смертных, а продолжается в более высоких мирах — сферах истинного бессмертия, которые не могут быть постигнуты разумом в его ограниченной форме обычного человеческого интеллекта.
Человек остается вовлеченным в эволюционный процесс до тех пор, пока не осознает истинную сущность своей божественной природы. Прохождение человеческим существом эволюционной последовательности воплощений именуется линией эволюции личной или индивидуальной души. Состояние ума подавляющего большинства воплощенных человеческих существ нынешней эпохи суть неведение — Авидья. Это значит, что превеликое множество людей в современном мире не осознает своей истинной природы. Потому для достижения полноты самоосознания человек должен развить в себе качества Бога до того уровня, когда они могут быть осознаны. За счет этого человеческое существо превратит себя в реальное воплощение истинного знания. И тогда ограниченность личной воли, скованной законами безрадостного бытия земной сферы, сменится свободой универсальной воли мира Божественного Вдохновения. [Осознав идентичность высшего личного «Я» и «Я» Единого, существо обретает также осознание тождественности личной воли воле универсальной.]
Животные в человеческом облике, вовлеченные ныне в демоническую драму ненависти, пороков и войн, могут тем самым преобразовать себя в высшие существа и играть надлежащую роль в небесной драме. Единое — Божественный Творец объектного мира — имеет бесконечно могущественное намерениеотрешенно узреть себя в наилучшем из своих творений. Намерению этому суждено исполниться в земном мире лишь тогда, когда величие Творца полноценно проявится в человеке — Его собственном концентрированном воплощении. [Животные не являются таким же концентрированным воплощением — высшее самоосознание у каждого вида животных — одно на всех. Люди принципиально отличаются от всех животных — даже самых разумных и обладающих мощнейшим интеллектом — тем, что самоосознание человека обладает индивидуализированным проявлением на тех планах бытия, где индивидуальность животных уже отсутствует.] К настоящему времени в деле решения грандиозной задачи реализации в человеке Бога сделан лишь первый шаг, растянувшийся на последние десять тысяч лет развития человеческой цивилизации.
Изложенные выше построения, касающиеся устройства мира и множественности планов бытия, не являются ни абстрактными теориями, ни умозрительными заключениями, основанными на отдельных догадках авторов древних Священных Писаний. Это — трактовки практических результатов, достигнутых йогинами [Йогин (санскр.) — тот, кто полноценно практикует Йогу.] в ходе экспериментальных исследований других миров с целью постижения Высшей Истины. Будучи воплощенным в физическом теле — смертном человеческом теле, образованном самой грубой формой плотной материи — йогин тем не менее обладает способностью посещать высшие планы или другие миры в тонких телах. За счет этого он обретает непосредственный опыт постижения Высшей Истины — тайны, скрытой за внешней видимостью творения.
Согласно мировоззрению Йоги, элементы, которые обнаруживаются в составе макрокосма — обширной вселенной Адхо-трилоки, не могут не присутствовать и в теле человека, ибо оно являет собой микрокосм, отображая устройство вселенной в миниатюре. Главным из пяти элементов является Акаша-бхута — пространственно-временной континуум. Существование вселенной обусловлено взаимодействием Акаша-бхуты и Саттва-гуны. Подобным же