принципы Брахмачарьи и способы контроля сексуальных желаний в супружеской жизни. Соблюдение этих принципов вырабатывает железный характер и способность развить несгибаемое намерение — первый шаг к истинной свободе воли. Семья при этом качественно изменяется, поскольку в супругах в полную силу раскрываются Божественные аспекты человеческого осознания: в женщине — богиня Дурга, а в мужчине — бог Шива. Ни женщина, ни мужчина не могут достичь полноценности проявления поодиночке, поскольку их Божественная сущность способна явить свою целостность лишь в гармоничном единении двух воплощенных в разнополых существах начал. Соединение же Шивы и Дурги есть семья Богов, абсолютно гармоничное единство духа, воли и разума двух свободных осознающих существ. Нет в мире того, что было бы не под силу такой семье, и дети, в ней рожденные, неизменно отмечены печатью Божественного разума и знания. Чем больше в мире людей будет таких семей, тем скорее человеческое общество из демонического превратится в Божественное.
Древние трактаты рекомендуют вступать в сексуальную близость только тогда, когда на то имеется обоюдное желание, но ни в коем случае не возбуждая навязчиво женщину и тем более — не действуя против ее воли. Только так можно гарантировано избежать пагубного влияния чрезмерного секса на здоровье семьи. Принуждение нежелающей жены к совокуплению равнозначно насилию и прелюбодеянию. В идеале совокупление должно иметь место не чаще одного раза в месяц. Муж, соблюдающий такие ограничения в супружеской жизни, является истинным хранителем Брахмачарьи. Этот принцип кратко сформулирован в известной бенгальской пословице: «Раз в месяц, дюжину в год, если можешь, воздержись и дольше».
Самка животного не позволяет самцу приблизиться к ней после зачатия, после родов и в период вскармливания детенышей молоком. Люди, к сожалению, этих простых правил не придерживаются. Сексуальная близость между матерью и отцом в период вскармливания ребенка пагубно отражается на качестве материнского молока вплоть до придания ему токсических свойств и потому разрушительно действует на состояние здоровья ребенка. Секс же во время беременности по мнению древних мудрецов вообще преступен, ибо в наследственном коде плода при этом могут произойти жестокие и необратимые нарушения. Потому йогическая сексология строго-настрого запрещает какой бы то ни было секс во время беременности и в период вскармливания. Мужчине же этот период предоставляет уникальный шанс интенсифицировать психофизическую тренировку и эффективность социальных проявлений благодаря сохранению и трансформации всего количества вырабатываемого организмом семени, включая и «затратную» его часть [Сексуальные практики Хатха-Йоги и даосской Йоги предусматривают полное сохранение семени при половом акте. При этом частота половых актов не имеет значения. Более того, в отдельных случаях даже желательно практиковать половой акт чаще, чем один раз в месяц, поскольку секс при этом превращается из простого удовлетворения плотского желания в высокоэффективную тренировочную практику соединения, обмена, накопления и совместной сублимации творческой энергии обоими партнерами. Правда, для полноценной реализации йогического секса оба супруга должны в совершенстве владеть техникой выполнения достаточно сложных, мудр, бандх и пранаям. Сам же процесс полового акта при использовании последнего в качестве метода совместной сублимации сексуальной энергии в высшую творческую силу от начала до конца проходит под неусыпным и полным контролем со стороны сознания. До тех пор, пока такой контроль не установлен и искусство удержания семени внутри организма в момент пикового оргазма не освоено в совершенстве, частота половых сношений не должна превышать оптимальную с точки зрения расхода излишков семени. К сожалению, в цели данной работы освещение йогических сексуальных практик не входит, однако мы непременно обратимся к этой теме в последующих книгах, посвященных практике психофизической тренировки. Тем не менее необходимо помнить, что даже йогический половой акт во время беременности и в период вскармливания недопустим.]. Тем, кто желает, чтобы их дети были здоровыми и от рождения обладали Сиддхами — магическими силами полубогов — рекомендуется соблюдать эти элементарные принципы.
Если мужчина, обладающий способностью сдерживать эякуляцию, будет иметь со своей женой только одно сношение в месяц, то оба супруга получат от этого максимальное удовлетворение, и насыщение наслаждением успокоит их сексуальный голод до следующего сношения через месяц. Такое ограничение совокуплений способствует сохранению всех Грантхи в идеальном состоянии и регулирует правильность режима их взаимодействия.
К сожалению, очень и очень немногие из современных мужчин способны контролировать свою сексуальную сферу. В большинстве своем они оказываются ее безропотными рабами. Это разрушает их психику, угнетает разум и способствует нарушению функций органов, в частности — печени. Если человек страдает нарушениями функций печени, то он все время находится в раздраженном состоянии. Если же это — мужчина, то раздражение, как правило, вызывает в нем нездоровое сексуальное возбуждение. Так замыкается порочный круг слабости и безволия того, кто свою убогость ошибочно принимает за силу.
Любящий, мудрый и по-настоящему сильный мужчина хорошо знает, что женщине нужна не его сексуальная неудержимость, а его любовь. Нежность в общении и гармония в доме для женщины значительно важнее секса, особенно если в семье есть дети.
Любовь мудрого мужа наполняет сердце жены удовлетворенностью и радостным ощущением счастья, которое распространяется на всю семью и делает счастливыми всех — и супругов, и их детей.
Семья, где женщина физически здорова и счастлива в гармоничном единстве с мужчиной, становится обителью Единого Бога. Такие семьи живут в мире долго и счастливо.
«Не может быть в мире удачи большей, чем рождение в семье просветленных йогина и йогини. Однако воистину нет также и ничего более трудного, чем обрести право такого рождения». «Бхагават-Гита»
Глава 7. Терапевтический указатель
Итак, мы имеем общее понятие об основах подхода Йоги и Аюрведы к терапевтическому приложению традиционных йогических практик, о конкретных техниках, применяемых в Йога-терапии, а также о некоторых принципах питания и сексуального поведения, разработанных мудрецами древнего Востока.
Теперь же пришло время непосредственно обратиться к Йога-терапевтической рецептуре. Общие описания и подробный разбор философских концепций, лежащих в основе борьбы с конкретным заболеванием или комплексом симптомов, мало что дадут обычному человеку, главный интерес которого — избавление от недуга. Поэтому настоящая глава посвящена краткому изложению конкретных практических шагов, точное выполнение которых позволит больному избавиться от мучающих его проблем. Предлагаемые методы были опробованы на множестве пациентов как в древности, так и в наше время, и доказали свою эффективность.
Единственное условие, без выполнения которого техники Йога-терапии работать не будут: образ жизни и структура рациона должны быть приведены в строгое соответствие с принципами, изложенными в предыдущих главах данной книги.
Один из принципов Аюрведы гласит: только при соблюдении принципов питания нездоровье может быть преодолено окончательно. Никакие снадобья, даже самые сильные, не помогут тому, кто не привел в порядок свой рацион.
Тот, кто только лишь следует диетическим концепциям Йоги, неизменно преуспевает в битве за здоровье, даже если не практикует никаких упражнений. С другой стороны, тот, кто практикует Йогу, но не следует предписанной для йогина диете, превращает эффективнейшие методы самосовершенствования в не менее действенные орудия самоуничтожения.
ВНИМАНИЕ! Там, где в подразделах «Правила и диета» речь идет о соках, имеются в виду НАТУРАЛЬНЫЕ СВЕЖЕВЫЖАТЫЕ СОКИ!
Нарывы
Предложенный ниже метод позволяет избавиться от фурункулов — поверхностных нарывов, а также от глубоких нарывов — абсцессов — в начальной стадии. Если время упущено и абсцесс успел развиться, необходимо немедленное хирургическое вмешательство.
Лечение. Утром: Сахаджа-басти-крийя номер один или номер два по схеме. После дефекации и умывания — Сахаджа-агни-сара-дхаути — тридцать раз; первый вариант Агни-сара-дхаути — десять раз; Сахаджа-пранаяма номер один, два и три — по две-три минуты каждая.
Вечером: Враджана-пранаяма — шесть минут; Сахаджа-агни-сара-дхаути — двадцать пять раз; первый вариант Агни-сара-дхаути — десять раз; Джану-ширшасана — четыре раза; Сахаджа-пранаяма номер два и восемь — по две минуты каждая; Сарвангасана — три минуты, Матсьясана — две минуты; питье воды; при благоприятных условиях — полное или половинное обмывание. Благоприятны местные солнечные ванны с предварительным смазыванием пораженных мест красной сандаловой пастой [Для того, чтобы подобрать замену красной сандаловой пасты в наших условиях, рекомендуется обратиться к врачу-дерматологу или хирургу, который знаком с местными методами траволечения.]. В особых случаях, в частности, при хроническом фурункулезе, йогины рекомендуют практиковать Сахаджа-данда-дхаути.
Правила и диета. В случае обыкновенных нарывов отказаться от ужина два вечера подряд. Если нет аппетита, ничего, кроме воды, не принимать. Если аппетит есть, можно съесть на ужин два стакана молока и немного фруктов (за исключением бананов и дыни).
При наличии гнойных образований применять согревающий пластырь из льняного семени по вате (льняное семя измельчить, затем нагреть и ровным слоем распределить на вате, после чего приложить к нарыву). Это — хорошее средство для ускорения процесса созревания нарыва.
При очень крупных и злокачественных нарывах — трехдневный пост в виде предварительной меры. Первые два дня не есть ничего, кроме воды с лимонным соком. На третий день можно выпить немного молока и съесть несколько сладких фруктов. Такой пост не даст процессу зайти слишком далеко и облегчит страдания. Рекомендуются местные солнечные ванны с применением красной сандаловой пасты. Держать на солнце до появления ощущения жара в пораженном месте.
Внутренние абсцессы обычно вызывают существенное повышение температуры, которая максимальна вечером а к утру несколько падает. Единственное радикальное средство борьбы с температурой — воздержание от пищи. Внутренние абсцессы относятся к особым случаям, в которых к вышеуказанным процедурам рекомендуется добавить Басти-крийю, Сахаджа-данда-дхаути-крийю или Вамана-дхаути-крийю. Они очистят организм, и жизнь будет спасена. После того, как воспалительный процесс будет остановлен и жар спадет, необходимо еще довольно длительное время — хотя бы два-три месяца — тщательно следить за диетой. Жиры: топленое масло, сливочное масло, растительные масла и т.д., рыба, мясо, яйца в этом случае должны быть исключены в из меню даже для людей из холодных стран.
Повышенная кислотность
Несварение, отсутствие энергии, горькая или кислая отрыжка, изжога, ослабление вкусовой чувствительности — все это симптомы повышенной кислотности.
Лечение. Утром: Сахаджа-басти-крийя согласно схеме. После дефекации — Вамана-дхаути-крийя; Агни-сара-дхаути-крийя номер один — десять раз, номер два — четыре раза; Враджана-пранаяма.
Вечером: Враджана-пранаяма; Сахаджа-агни-сара-дхаути — тридцать раз; Пащчиматанасана — четыре раза; Павана-муктасана — четыре раза; Йога-мудра — восемь раз; Сарвангасана — четыре раза; Сахаджа-пранаяма номер один, два, восемь — по две минуты каждая.
После того, как появится улучшение состояния, следовать прогрессивной методике тренировок. Во время приступов боли проследить за тем, через какую ноздрю осуществляется дыхание и сменить преобладающую ноздрю. Это заметно облегчит боль.
Правила и диета. При наличии боли не принимать ничего, кроме теплой воды с лимонным соком. Холодную воду можно будет пить позже. Обычно при повышенной кислотности жажда почти не ощущается, но все равно следует взять себе за правило выпивать ежедневно пять-шесть стаканов воды.
Обычно люди, страдающие повышенной кислотностью, ощущают повышенный аппетит. Это обусловлено гиперфункцией органов Агни-грантхи. В