расстройство, проявившееся в виде некоторого комплекса симптомов, всегда обязано своим возникновением функциональным нарушениям в нескольких звеньях тех или иных систем организма. И чем более широкая сеть функций поражена болезнью, тем более комплексным должно быть лечение. Одно конкретное упражнение или одна конкретная процедура может быть лишь составной частью сбалансированного комплекса терапевтических мероприятий.
Встречая в каком-либо классическом трактате восторженное восхваление какой-либо техники как средства борьбы с теми или иными патологиями, следует помнить, что речь идет о потенциальных возможностях данного метода, которые проявляются только при использовании его в корректно построенном комплексе мероприятий, соответствующим образом оптимизирующих образ жизни пациента в целом.
Именно в таком ключе данная книга описывает практику применения йогических техник в терапевтических целях. Нет никаких сомнений в том, что последовательное, настойчивое и разумное следование приведенным здесь рекомендациям позволит практически любому человеку избавиться от болезней, обрести здоровье и жить полноценной жизнью с умом трезвым и ясным до глубокой старости.
Понятие праны в практике Йоги
Успешность применения практики Йоги в терапевтических целях в огромной степени зависит от того, в какой мере в ходе занятий задействован психоэнергетический аспект йогических техник, то есть та их часть, которая непосредственно воздействует на гармонизацию проявлений стихий в тонком теле. Если это удается, то лечебная эффективность практики оказывается по меньшей мере в несколько раз выше, чем в случае, когда техника используется в простом «физкультурном» варианте. Вероятнее всего, это обусловлено гораздо большей степенью вовлеченности сознания, а следовательно, и активной воли, направленной на исцеление, чем в случае автоматического выполнения движений и поз.
Психоэнергетическая работа в практике йогических упражнений построена на восприятии определенных ощущенийи управлении ими с помощью положений тела, движений и определенных схем дыхания. Эти ощущения генерируются движущимися в тонком теле потоками некоторой субстанции [Возможно, более адекватным покажется описание потоков праны как потоков изменения энергетического состояния вибрационных полей, составляющий тонкое тело, однако в конечном счете практикующий так или иначе приходит к управлению ощущениями.], которая несет в себе энергию и первичную информацию, соответствующие проявлениям стихий» [Или вибрационным характеристикам составляющих тонкого тела.]. Поскольку все такого рода тонкие силы есть проявления Изначальной Силы — Праны, — их также для удобства именуют праной [Не следует путать с Прана-вайю — одним из аспектов проявления Вайю-праны — силы стихии воздуха.].
Именно очищение, восстановление полноты и гармонизация потоков праны имеется в виду в тех случаях, когда речь идет об устранении нарушений проявления стихий. Избавление от дефектов на уровне плотного тела приходит как следствие. В то же время имеется возможность эффективно управлять психоэнергетическими процессами и состоянием осознания посредством определенных манипуляций с плотнымтелом. На использовании этой возможности и построена как практика Йоги, так и способы терапевтического ее применения.
В течение тысячелетий йогины изучали эффекты, производимые на плотном и тонком планах различными действиями с телом и сознанием, отбирали и систематизировали наиболее радикальные находки, передавая из поколения в поколение все более и более совершенные методики комплексного управления всеми аспектами человеческого существа — от органического тела то тончайших сфер осознания. Поэтому весьма целесообразно достаточно строго придерживаться методики выполнения упражнений.
Не следует расстраиваться, если поначалу ощущение потоков праны в теле не воспринимается. Настойчивость в занятиях и точность выполнения упражнений, соединенные с предельной внимательностью по отношению к каждому движению, положению тела и возникающему в нем ощущению непременно приведут к тому, что упражнения откроют практикующему свой истинный смысл.
Асаны и мудры
Различают две категории асан: асаны медитативные и асаны тренировочные.
К категории медитативных асан относят устойчивые сидячие позы, пригодные для длительного сохранения неподвижности. Они используются при выполнении пранаям и созерцательных практик, являющихся в Йоге ключевыми и направленных на осознание человеком высших аспектов своего существа и обретения контроля над ними. В Йога-терапии медитативные асаны применяются в качестве тренировочных в общем ряду терапевтических техник.
К тренировочным асанам относят комплексы, составленные более или менее сложными положениями тела и соединяющими их движениями, предназначенные для всесторонней тренировки и развития опорно-двигательного аппарата. Тренировочные асаны являются исключительно эффективным терапевтическим и профилактическим средством, поэтому именно им уделяется основное внимание в данной книге, поскольку речь в ней идет лишь о благополучии физического тела и здравости рассудка.
Следует, однако, иметь в виду, что на более высоких ступенях практики Йоги все без исключения асаны становятся медитативными, включая самые сложные и напряженные. «Постижение структуры потока, равно как и вихрей силы в пространстве формы бесформенного достигается практикой созерцания асаны.»
«Ибо возросшая плотность потока превращает тонкое тело в нечто ясно зримое. Дыхание удлиняется, и сущность его извлекается, делаясь очевидной. Созерцанием дыхания проявляется то, что внутри.
Затем сосредоточением тонкому телу придается нужная форма. Становясь полными и обретая целостность, вихри силы, составляющие самое тонкое в человеческом существе, занимают места, им предназначенные. Потому лучшим сосредоточением будет таковое на внутреннем. «Дхара-Даршана». Поэтому режим выполнения асан, описанный в литературе по Йоге, отличается от режима их выполнения, рекомендуемого в практике Йога-терапии. Это не должно смущать читателя, знакомого с различными источниками.
Мудры, как уже говорилось, отличаются от асан тем, что обеспечивают углубленную целенаправленную проработку органов и систем. И если собственно асаны действуют на организм человека главным образом через опорно-двигательный аппарат и нервную систему, то основными объектами воздействия мудр в плотном теле являются железы внутренней секреции и распределение крови. Это обусловлено огромной важностью роли эндокринной системы в общей регуляции и согласовании функций всех органов и роли кровообращения в доставке и распределении выделений желез внутренней секреции.
Благотворность воздействия практики мудр на здоровье человеческого тела переоценить невозможно, однако, учитывая их мощное влияние на гормональную сферу, следует проявлять осторожность в использовании их детьми. Маленькие дети могут выполнять любые тренировочные асаны, но практика всех мудр, кроме Йога-мудры, им строго противопоказана. Начинать практиковать мудры девочки могут только после того, как у них установится менструальный цикл, а мальчики — по достижении двенадцати лет в холодных странах и в странах с умеренным климатом, и по достижении одиннадцати лет — в субтропиках и тропиках. Практика мудр в более раннем возрасте может пагубно отразиться на общем физическом развитии ребенка, его здоровье и в особенности на становлении его психики.
Каждая асана и мудра состоит из динамической фазы — одного или нескольких движений, необходимых для того, чтобы принять предписанное положение тела, — и статической фазы или фазы фиксации, состоящей в удержании в течение некоторого промежутка времени предписанного положения тела, совмещенного с определенной схемой дыхания. В зависимости от цели и требуемой глубины проработки тех или иных аспектов тела и ума длительность удержания асаны и количество повторений чередования фаз могут быть различными.
Общие методические рекомендации
Поскольку практика асан и мудр предполагает достаточно внимательное отношение к тому, что присходит с телом и сознанием, заниматься рекомендуется в спокойном месте, где нет факторов, отвлекающих внимание практикующего от процесса занятий. Если это — помещение, то оно должно быть хорошо проветрено, однако сквозняков следует избегать. При занятиях на открытом воздухе нежелательно находиться в месте, доступном прямому воздействию солнечных лучей в жаркое время, а также на ветру, скорость которого превышает один метр в секунду. Крайне нежелательно практиковать в местах, где курят, принимают алкоголь и ведут пустые разговоры. Наличие в воздухе табачного дыма, запаха алкоголя, или какие бы то ни было посторонние разговоры, независимо от того, принимает практикующий в них участие или нет, во время тренировки абсолютно недопустимы.
Одежда должна быть свободной и содержать в себе как можно меньше синтетических волокон. Если температура воздуха позволяет, желательно заниматься в плавках или купальнике, которые не стягивают тело и не стесняют движений. Традиционно йогины практикуют асаны в набедренной повязке. Не следует тренироваться в полностью обнаженном виде — это допустимо в связи с техническими приемами, используемыми в особых случаях.
Перед началом практики необходимо выпить немного чистой воды и опорожнить мочевой пузырь, а также, по-возможности, кишечник. Желудок не должен быть полным. Лучше всего начинать занятия через один час после приема небольшого количества легкой пищи, хорошо, если есть возможность практиковать натощак. После полноценного приема пищи должно пройти не менее трех с половиной — четырех часов, прежде чем можно будет начать занятия. Если при тренировке натощак чувство голода не дает сосредоточиться, можно выпить небольшую чашку молока.
Во время практики желательно ставить рядом с собой стакан чистой воды и в промежутках между упражнениями время от времени отпивать глоток-другой. Если в процессе занятий возникает потребность опорожнить мочевой пузырь или кишечник необходимо немедленно последовать зову природы, поскольку таким образом организм избавляется от плотных и тонких загрязнений.
Дыхание при практике асан — свободное и естественное, следующее потребностям тела. Дыханием движется прана, которая суть главный объект практики и источник силы действия асан. Задерживать дыхание нельзя. Исключение составляют особо оговоренные в инструкциях по выполнению упражнений случаи. В течение всей практики асан выполняется легкая Мула-бандха и мышечная Уддияна-бандха, то есть брюшная полость и внутренняя область таза постоянно чуть-чуть фиксированы легким давлением мускулатуры со всех сторон (см. описание Мула-бандха-мудры и Уддияна-бандха-мудры).
Поверхность пола или земли в месте занятий должна быть горизонтальной, ровной и твердой. Подстилка — плотной, не слишком мягкой и не упругой, но достаточно толстой, чтобы при прижатии к полу твердых частей тела на них не оставалось кровоподтеков и ссадин. Размеры подстилки должны быть такими, чтобы, улегшись на спину с выпрямленными ногами, практикующий помещался на ней полностью — с головы до пят. Кроме того, желательно выбирать для подстилки материал, который не растягивается. Поверх основной подстилки йогины обычно стелят плотную хлопчатобумажную ткань, которую можно постирать, когда она загрязнится. Лучше всего для этого подходит толстый брезент или грубая парусина. Можно также сшить из такой ткани большой прямоугольный мешок, внутрь которого вкладывать сложенное пополам вдоль тонкое шерстяное или хлопчатобумажное одеяло. Изготовленная таким образом подстилка наилучшим образом удовлетворяет всем практическим требованиям.
Принимать пищу сразу же по окончании практики нельзя, должно пройти хотя бы двадцать минут, а лучше — час.
Перед началом занятий рекомендуется принять душ или облиться водой, намочив при этом кисти рук, лицо и голову, — желательно именно в таком порядке — а затем все тело. Вода должна быть приятной температуры — не холодной и не слишком горячей.
Женщинам в первые два дня менструации нельзя выполнять никаких упражнений, кроме мягкой неглубокой Пащчиматанасаны, легких дыхательных упражнений и Шавасаны. Затем, до полного прекращения выделений, противопоказаны напряженные и перевернутые асаны.
ВНИМАНИЕ! Выполнение некоторых упражнений может оказаться не под силу начинающим. Не следует отчаиваться. В этом случае вполне можно ограничиться попыткой выполнить упражнение приблизительно, с созданием в уме образа собственного тела, выполняющего упражнение полностью.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СЛЕДУЕТ