Скачать:TXTPDF
Концентрация и медитация. Свами Шивананда

Тогда легко предотвратить ум от блуждания по сторонам.

Если в медитации вы умышленно пытаетесь забыть о мирских объектах, то всякого рода глупые мирские мысли будут неожиданно возникать в уме и мешать концентрации. Вас очень удивит, что старые мысли, забытые уже несколько лет, воспоминания о былых удовольствиях будут всплывать в уме и заставлять блуждать ум по сторонам. Вы обнаружите, что дверь, ведущая в обширный склад мыслей и воспоминаний подсознательного ума, открыта и мысли нескончаемым потоком вырываются наружу. Чем больше вы будете пытаться успокоить их, с тем большей силой они будут отвлекать вас.

Регулярной и постоянной медитацией вы сможете очистить подсознательный ум и овладеть контролем над всеми мыслями и воспоминаниями. Огонь медитации сожжет все ядовитые мирские мысли. Во время интроспекции вы должны ясно видеть смену одной линии мысли на другую. Здесь нужно научиться должным образом формировать ум и направлять мысли и внутреннюю энергию по Божественному руслу.

Медитация о Бессмертном «Я» будет действовать подобно динамиту, разрывающему все мысли и воспоминания в подсознательном уме. Если мысли беспокоят вас, то не подавляйте их силой. Будьте безмолвным и ироничным свидетелем. Постепенно они ослабеют и отступят. Затем искорените их безмолвной медитацией. Упражняться следует постоянно. Только тогда можно быстро и наверняка достичь Самореализации. Тот, кто упражняется ежедневно лишь по несколько минут, причем урывками, не достигнет ощутимых результатов в Йоге. Как же проверить эффективность контроля над мыслями, если нет искушений? Ученику, ведущему пещерный образ жизни и достаточно выросшему, нужно пожить на равнине. Но не уподобляйтесь человеку, посадившему деревцо, который то и дело вытаскивал его из земли и смотрел, как оно пустило корни.

6. Достигайте высочайшей вершины. После некоторой практики медитации ум окажется сфокусированным в центре, и вы погрузитесь в Блаженное состояние. Таинственный голос начнет руководить вами. Внимательно прислушивайтесь к нему. Когда вы получите вспышку Просветления, не пугайтесь. Вы испытаете новые состояния огромной радости. Не поворачивайте обратно! Не прекращайте заниматься медитацией. Не останавливайтесь на достигнутом. Это только проблеск Истины, а не полное осознание ее. Стойте твердо на ней. Пытайтесь подняться выше. Старайтесь достигнуть Бхумы, Бесконечности или Безусловного. Это и есть Цель, или конечная ступень. Цепи Кармы будут разорваны, и вы перейдете в Вечный Покой, где уже не надо больше заниматься медитацией.

Тело (оболочка) — главное орудие Авидьи — нужно разбить постоянной медитацией. Тогда произойдет разрушение и самой Авидьи и ее влияний — Деха Авидьи, и вы подниметесь выше сознания и достигнете познания Высшего Света Атмы во всем. Вода из сосуда сливается с водами океана, когда сосуд разбивается; и телесная оболочка разбивается медитацией над Ат-мой и индивидуальная душа становится единой с Мировой Душой или Высочайшим «Я».

Воспитывайте в себе интерес к медитации мыслями о Бессмертии, Высочайшем Мире и Бесконечном Блаженстве, о бесчисленных дарах, достигаемых постоянной практикой. Садхак должен слушать как можно больше о невидимом, скрытом Брахмане, посещая Святых, достигших Самореализации, затем размышлять об Атме или «Я». С незапамятных времен горит в светильнике вашего сердца Божественное пламя. Закройте глаза и погрузитесь в него. Углубитесь как можно дальше в сердце. Размышляйте об этом Божественном Пламени и сами станете Пламенем Бога. Если Джапа чиста и вы медитируете, то проявление высшего «Я» будет очень сильным. Вы будете излучать много света. А если же вы еще не очистились духовно и не возродились, то ваше «пламя» будет походить на тлеющий сырой уголь. Чем чище душа, тем величественнее ее выражение.

Сосредоточиться на мирском объекте просто именно потому, что ум интересуется им по привычке — чувственные борозды уже проложены в мозгу. Вы же должны тренировать ум постоянно, практикуя ежедневно концентрацию, снова и снова фиксируя умом картину, изображающую Божество, или внутреннее «Я»; нужно проложить новые духовные борозды в уме ежедневной медитацией. В результате ум перестанет интересоваться внешними объектами, так как он испытает величайшую радость от медитации.

Совершенный контроль над умом будет достигнут, если все мыслительные волны будут полностью прекращены. Йог использует мощный прожектор — ум, сосредоточенный в одной точке, обнаруживая скрытые сокровища души. После достижения Экаграты остается лишь добиться полного обуздания ума, или Нироддхи, и все видоизменения ума прекращаются, он становится чистым. Затем Йог разрушает и эту чистую (пустую) Вритти и отождествляет себя с Высшей Пурушей, от которой ум заимствует свой Свет. Тогда он достигает Всеве-денья и Кайвальи (независимости).

7. Ошибки в медитации. Сочетание Тандры (дремотного состояния) и Манараджьи (мечтаний или воздушных замков) по ошибке принимается за глубокую медитацию или даже Са-мадхи. Ум кажется установленным в концентрации и свободным от Викшены. Это ошибка. Устраните эти 2 преграды Вичарой, Пранаямой и легкой саттвической диетой. Будьте внимательны, осторожны и осмотрительны. Если появится дремотное состояние, то минут 10 обливайте лицо и голову холодной водой. Иногда и алчность может стимулировать сосредоточение ума, но не на Лакшье, а на чем угодно. Отвращайте ум от ложных объектов.

Часто глубокий сон ошибочно принимается многими за Самадхи. Самадхи — это положительное, реальное состояние. Оно дает человеку всеобъемлющее знание. Если во время медитации вы чувствуете особую Ананду, то вы погружаетесь в Самадхи. Не мешайте этому процессу. Постарайтесь как можно дольше удержаться в этом состоянии. Старательно наблюдайте за ним и отмечайте его характерные черты. Познайте вещи в их Истинном Свете. Освободитесь от всех иллюзий. Эмоции часто принимают за преданность; неистовую экзальтацию во время Санкиртаны — за Божественный экстаз; обморочное состояние, вызванное истощением нервной системы, — за Бхаву Самадхи; раджасическую неугомонность и суетливость — за деяния во имя Бога и Карму Йогу; тамасический темперамент — за Саттву; движение воздуха в позвоночнике, вызванное ревматизмом, — за подъем Кундалини по Сушумне; Тандру и глубокий сон — за Самадхи; Манараджью — за медитацию; физическую наготу — за Дживанмукти. Различайте и станьте мудрыми.

Не принимайте Тандру за Савикальпа Самадхи и состояние глубокого сна за Нирвикальпа Самадхи. Великолепие состояния Турий или Бхумы невозможно выразить никакими доступными человеку средствами. Оно неописуемо прекрасно. Если тело легко, ум ясен, вы настроены бодро, доброжелательно и весело, то знайте, что это — признаки медитации. Если же в теле чувствуется тяжесть, а в уме тупость, то вы просто спали во время медитации!

Ученики часто жалуются: «Я занимаюсь медитацией 12 лет, но не продвинулся вперед и не достиг Самореализации. Почему? В чем причинаПричина в том, что они погружались в глубокую медитацию, не углубляясь во внутренний храм сердца; недостаточно пропитали ум мыслями о Боге; не выполняли регулярной, систематической Садханы; недостаточно хорошо овладели контролем над Индриями; не собрали все лучи ума в одной точке; не вынесли твердого решения: «Я достигну Реализации сию же секунду»; отдали не все 100 % своего ума Богу; не поддерживали непрерывного и все более сильного течения Божественного Сознания.

Если вы даже не чувствуете пульса у медитирующего Сад-хака, а его дыхание прекращается, то не обязательно он находится в состоянии Нирвикальпа Самадхи — из этого состояния он возвращался бы к нормальному сознанию, обогащенным Сверхчувственным Божественным Знанием. Только в этом случае он действительно испытал Самадхи. Пульс и дыхание могут остановиться по многим другим причинам. Если человек воздерживается от пищи и питья и немного занимается концентрацией или даже находится в одной Асане некоторое время, его дыхание и пульс могут остановиться.

Вы должны освободиться от сомнений, страха, иллюзий, эгоизма, гнева, страсти, Рага Двеши. Некоторые неопытные и тупые ученики принимают состояние Джапы за Нирвикальпа Самадхи. Они испытывают ложное удовлетворение и прекращают Садхану.

8. Советы по медитации. Точно также, как и в хирургической клинике ассистент хирурга позволяет войти только одному пациенту в кабинет или операционную, нужно научиться позволять только одной мысленной воле подняться в уме и спокойно распространиться. Затем впустите другую мысленную волну. Гоните прочь все мысли, не имеющие отношения к объекту концентрации.

Вся ваша жизнь должна соответствовать требованиям медитации. Медитируйте даже во время работы. Постоянно думая, не давайте новой силы плохим мыслям; обуздайте их и замените возвышенными мыслями. Контроль над мыслями — основа всего. Нельзя допускать даже одной отрицательной мысли. Успокойте ум и мысли. Обуздайте ум, не позволяя его энергии выходить наружу. Соберите все мысли в фокус. Научитесь забывать то, что не нужно. Забудьте все, чему вы научились, так как теперь все это бесполезно. Только тогда вы сможете наполнить ум Божественным мыслями во время медитации и приобрести свежую умственную силу.

Вы должны очистить свой чувственный ум концентрацией, размышлением над словами духовного наставника, изречениями из Упанишад и Джапой. Положительные мысли изгоняют отрицательные. Смелость изгоняет страх, Любовь и великодушие разрушают ненависть. Единение разрушает разделенность. Щедрость изгоняет жадность и скаредность. Будьте всегда положительны и ваша медитация будет превосходной.

Уединение и интенсивная медитация являются важными и необходимыми факторами в Самореализации. Если что-либо улучшает и облагораживает вас, то займитесь этим для возвышения ума, а потом снова приступайте к продолжительной медитации. Кришна и советует Арджуне: «О, сын Кунти, возбужденные чувства затуманивают ум даже мудрого человека, хотя он и сражается изо всех сил. Если ум поддается этим блуждающим чувствам, то они уносят понимание, подобно порыву ветра, уносящему парусник».

Ум всегда блуждает и меняет форму. Это блуждание проявляется различными способами. Нужно всегда быть начеку, контролировать эту привычку ума избранием одного метода Садханы, одного Гуру и одной формы Йоги. Капля долбит камень. Изучая книгу, закончите ее, прежде чем перейти к следующей. Если вы заняты какой-либо работой, то должны все внимание отдавать этой работе и закончить ее. Всегда следует делать только что-нибудь одно.

Не причиняйте боли или страдания ни одному живому существу жадностью, скаредностью или раздражительностью.

Отделайтесь от гнева и недоброжелательства. Оставьте дух борьбы и соперничества. Никогда и ни с кем не спорьте, иначе вы не сможете в последующие 3-4 дня медитировать. Много энергии, будет израсходовано понапрасну. Кровь разгорячится, нервы будут расстроены. Вы же должны всегда сохранять безмятежность ума.

Ученик должен быть чувствительным, но тело и нервы держать под контролем. Чем чувствительнее становится человек, тем труднее его задача: существует много вещей, например, шумы, которые незаметны для обыкновенного человека, но являются настоящей пыткой для чувствительного организма. Централизуйте ваши идеи и развивайте посредством этого внутреннюю силу. Это устранит привычку ума стремиться наружу, разовьет его силы, централизует всю вашу энергию, растрачиваемую в бесплодных разговорах и сплетнях, всякого рода планах и ненужных волнениях. Избавляясь от этих трех дефектов, вы сохраните энергию и примените ее в медитации о Боге.

Невозможно догнать сразу двух зайцев, как и невозможно медитировать, если две враждующие мысли, Божественная и мирская, одновременно гнездятся в сознании, и, например, каждые 10 минут

Скачать:TXTPDF

Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать, Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать онлайн