ОМ
Я — всепроникающее Сознание ОМ, ОМ, ОМ
Сат-Чит-Ананда Сврунохам ОМ, ОМ, ОМ
Акханда Экраса Чинматрохам ОМ, ОМ, ОМ
Бхумананда Сврунохам ОМ, ОМ, ОМ
Ахам Сакши (Я свидетель) ОМ, ОМ, ОМ
Нирвишеша Чинматрохам ОМ, ОМ, ОМ
Асангохам (Я непривязан) ОМ, ОМ, ОМ».
Состояние, достигаемое Дживанмуктой, неописуемо. Он Сам — Брахман. Восемь Сиддхи и девять Риддхи лежат у его ног. Посредством Санкальпы (верного решения) он совершает чудеса.
Д) Ведантическое созерцание. Углубляйтесь в сердце, отвлекая ум от чувственных объектов. Убейте это призрачное маленькое «я» и познайте, что вы — это Он (Сохам). Подобно тому, как капля, сливаясь с морем, теряет свою форму и название, Джива, растворяясь в Высшей Душе, теряет свою форму и имя.
Если вы заняты работой или много путешествуете, не обязательно иметь специальную комнату для медитации. Практикуйте Сохам Джапу и Дхьяну в соединении с дыханием. Это очень просто. Вы также можете связывать дыхание с Рама-Мантрой. Тогда каждый момент дыхания превратится в молитву и медитацию. Запомните: «Сохам» или «Рама». Старайтесь везде чувствовать его присутствие. Этого будет достаточно. Если ум будет постоянно сосредоточен на чувственных объектах, то ложное представление о реальности мира будет овладевать вами. Если же ум непрестанно думает об Атме, то мир кажется сном.
Освободитесь от грубых и отрицательных мыслей, различных бесполезных Санкальп. Постоянно обращайте свой взор к Атме.
В Веданте часто встречаются термины «Манана» (отражение) и «Нидидхьясана». Манана — это Виджатийя Вритти Тираскар (устранение мыслей о мирских объектах); Сваджтийя — Вритти Праваха (усиление потока мыслей, относящихся к Богу или Брахману). Нидидхьясана — это глубокое интенсивное созерцание. Это Аматма-Вритти-Ниродха или Атамкара Вритти Стхити. В этом состоянии ум совершенно устанавливается в Абсолюте и никакие мирские мысли уже не врываются, а созерцание походит на устойчивое течение масла (Тайладхарават).
В стадии неофита вы еще слабы и можете закрывать глаза, чтобы избегать отвлечения ума в сторону. Но потом нужно научиться медитировать с открытыми глазами, даже при ходьбе, сохраняя постоянное умственное равновесие. Иначе нет надежды на достижение совершенства. Постоянно размышляйте о нереальности этого феноменального мира. Существует только Атма. Все видимые вещи — Майя; она исчезает под влиянием Жнаны, или медитации над Атмой. Нужно изо всех сил избавляться от оков Майи. Свое разрушительное действие Майя проявляет через ум. Уничтожить ум — значит уничтожить Майю. Победить Майю можно только посредством медитации. Действие ума справедливо называют Кармой. Истинное освобождение является результатом свержения монарха — ума. Освободившись от Викшены, вы станете способны к высшей Ништхе (медитации). Как только ум становится чистым, он успокаивается, и все мирские иллюзии, связанные с его рождением и смертью, вскоре исчезают.
Если вы поставите перед собакой большое зеркало и положите немного пищи перед ним, то собака немедленно начнет лаять на свое отражение, принимая его по глупости за другую собаку. Подобным же образом и человек, видя свое отражение во всех людях (за счет своего ума — зеркала), также воображает по глупости, подобно собаке, что они все отличны от него и борется с ними, испытывая ненависть и зависть.
Мира не существует, как не существует ни тела, ни ума. Существует только Чайтанья (Чистое Сознание). «Я» — Чайтанья», — вот один из видов Ниргуна-медитации (без атрибутов) . В Нидидхьясане вам нужно развить Сваджтийя Вритти Праваху. Пусть мысли о Брахмане или Божественном присутствии хлынут подобно наводнению. Возбуждайте Виджатийю Вритти Тираскару. Откажитесь от мыслей об объектах. Прогоните их кнутом Вивеки и Вичары. Вначале будет утомительная борьба. Но со временем вы получите силу от Атмы, и Сад-хана станет более легкой. Все Вишайте Вритти затихают, внутренняя сила растет, а ум становится сосредоточенным в одной точке. Это — состояние Экагра.
Отождествляйте себя с Бессмертным, Вечным, всегда Чистым Атмой, обитающим в глубине вашего сердца, всегда думайте: «Я — вечно чистый Атма». Одно это устранит все беспокойства. Ум хочет ввести вас в заблуждение. Пустите в ход ваше оружие — антитечение мысли, и ум, подобно вору, скроется.
Е) Размышления над Ом. Ом (Пранава) — спасительная лодка для тонущих в бескрайнем океане Самсары, который многие переплывали в этой лодке. И вы можете переплыть, постоянно медитируя над Ом с Бхавой и значением.
Ом — единственный символ Бессмертного, Вездесущего «Я», или Атмы. Думайте об Ом, исключая все остальное. Гоните прочь мирские мысли. Они могут снова и снова возвращаться. Вы же должны снова и снова генерировать мысли о чистом «Я». Свяжите с Ом идеи Чистоты, Совершенства, Свободы, Знания, Бессмертия, Вечности и Бесконечности. Повторяйте Ом мысленно.
Ом — все: имя или символ Бога Ишвары (Творца) или Брахмана, ваше настоящее имя. Ом — выше всех трех состояний сознания, всех феноменальных миров. Вся эта чувственная Вселенная является лишь проекцией Ом. Мир существует в Ом. Ом читается как А У М: «А» — представляет собой физический план; «У» — астральный и ментальный планы, мир духов и все небеса; «М» — состояние глубокого сна и все, неизвестное в состоянии бодрствования и находящееся вне сферы действия интеллекта.
Ом представляет собой все: основу жизни, мысли и духа. Все имена объектов сконцентрированы в Ом, поэтому слово исходит из Ом, остается в Ом и растворяется в Ом. Ом — символ Брахмана, или Высшего Существа. Медитируя над Ом, вы думаете и о Брахмане, который скрывается за этим символом. То, что ассоциируется с Ом, должно сливаться с Ом. «Тадджапас Тадартха Бхагаванам». Старайтесь отождествлять себя с Всеблаженным «Я», когда вы думаете, произносите или медитируете над Ом, отрицая 5 Кашей — иллюзорных помощников, созданных Майей. Вы должны подразумевать под символом Ом Сат-Чит-Ананду, Брахмана или Атму.
Во время медитации вы должны чувствовать, что вы — это вся Чистота, Свет, Всепроникающее существование и т.п. Ежедневно размышляйте о своем «Я». Думайте о себе, как о «Я», отличном от ума и тела. Старайтесь чувствовать, что вы — Сат-Чит-Ананда Атма, что вы — всепроникающее сознание. Это и есть Ведантическая медитация.
Медитируйте над Ом, пока не достигнете Самадхи. Если ум начнет уклоняться в сторону за счет Раджаса или Тамаса, то снова и снова приводите его на место практикой Дхараны (сосредоточения) и Дхьяны (медитации). Сделав тело или низшее «я» послушным инструментом, а Пранаву (Ом) — своим высшим «Я», при помощи постоянной практики (Абхьяс) медитации, человек видит Бога (Атму) в себе (Светашватара Упанишада).
Пусть каждый из вас найдет убежище в Едином Неделимом Брахмане и испробует Нектара Бессмертия; достигнет 4-го состояния, Турий; в полной мере поймет Омкару или Пранаву и Аматру; проникнет в беззвучие Ом, перешагнув границы А, У и М; медитирует над Ом и достигнет конечной Цели Жизни, конечной реальности, Сат-Чит-Ананда-Брахмана! Пусть этот Ом руководит вами; будет вашим центром, идеалом и целью! Пусть Тайна и Истина Мандукья Упанишады откроется вам! Да благословят вас Гауданада, Шанкара и Пророк Мандукья Упанишад! Ом, Ом, Ом!!!
Ж) Медитация над Сохам. Сохам значит: «Он есть Я» или «Я есть Он», «Я есть Брахман»; «Со» значит «Он»; «Ахам» значит «Я». Это самая сильная из всех Мантр. Это Мантра Парамахамса Санньясинов. Это Абхеда-Бодхакайя, обозначающая тождественность Дживы, или индивидуальной души, и Брахмана, или Высшей Души. Эта Мантра из Исавасьи Упанишады: «Сохамасми».
Сохам — это Ом. Зачеркните согласные С и X, и вы получите Ом. Сохам — это видоизмененный Пранава, или Ом. Некоторым Сохам нравится больше, чем Ом, потому что удобнее и легче связывать его с дыханием. Кроме того, Джапа этой Мантры дается без усилий. Дыхание становится тесно связанным с этой Мантрой, так что достаточно просто сконцентрироваться на дыхании, чтобы достичь этой цели.
Медитации над Сохам и Ом равносильны. Некоторые повторяют сложную формулу «Хамсах Сохам — Сохам Хамсах». Прежде, чем приступить к практике Сохам Дхьяны, или медитации над Сохам, нужно практиковать «Нети-Нети» (не это, не это), отрицать тело и другие Коши, повторяя «Нахам Идам Шарирам» — «Ахам Этатпа — «Я не это тело, ум или Прана. Я — Он, Я — Он — Сохам, Сохам!» Повторяйте эту Мантру мысленно. Нужно душой и сердцем чувствовать, что вы являетесь Всепроникающей, Всемогущей, Всеблаженной Душой или Брахманом. Только тогда вы извлечете всю пользу от медитации или Джапы этой Мантры. Простое механическое повторение мало поможет вам, хотя и оно полезно; но максимум пользы извлечете лишь при соблюдении упомянутых условий, ибо эти ощущения и есть Самореализация.
Если интеллект пытается чувствовать: «Я — Брахман, Я — Всемогущ», а Читта чувствует: «Я — раба, я слаба, я беспомощна, что мне делать, где взять денег для женитьбы дочери? Боюсь, судья оштрафует меня», то реализация невозможна. Нужно разрушить отрицательные Самскары, ложные мышления и фантазии, слабость, суеверия, тщетные страхи. Даже в пасти тигра твердите: «Сохам, Сохам, Сохам, Я не это тело». Только тогда вы — настоящий Ведантист. Даже если вы безработный и нечего есть, нужно с большой энергией повторять: «Сохам, Сохам».
Природа человека испорчена умом и Авидьей. Именно по их вине он отождествляет себя с телом. Разорвите пелену неведения и 5 оболочек. Поднимите завесу Авидьи, пребывайте в собственном Сат-Чит-Ананда Сваруне, медитируйте над Сохам-Мантрой! Джива повторяет эту Мантру 21600 раз в сутки, даже во сне. Очень внимательно наблюдайте за дыханием, и вы познаете это. При вдохе получается звук «Со», а с выдохом — звук «Хам». Это называется Аджана Мантрой, потому что выполняется без участия губ. Мысленно повторяйте «Со» при вдыхании и «Хам» при выдыхании. Практикуйте это по 2 часа утром и вечером. Если вы можете уделить этому даже 10 часов, тем лучше для вас. Когда продвинетесь, нужно достичь способности медитировать все 24 часа. Изучите Хамса Упанишаду. Во время медитации вы получите настоящий отдых, и вам не потребуется сон.
Повторение сложной Мантры «Хамсах-Сохам-Сохам-Хамсах» оставляет наболее глубокие следы и впечатления. Мы говорим: «Бог есть Любовь, Любовь есть Бог». Аналогично этому, повторение «Хамсах-Сохам-Сохам-Хамсах» даст много душевной силы. Такое повторение соответствует Махавакье: «Ахам Брахма Асми — Брахман Ахам Авасми» («Я — это Брахман, Брахман — это Я»). «Анал Хаг» факиров Суфи соответствует «Сохама Парамахамса» Санньясинов. Гуру Налак высоко ценит эту Мантру. По Йоге продолжительность жизни исчисляется количеством дыханий «Сохам». Жизнь коротка, но ее можно продлить практикой Пранаямы, сберегая много Сохам-дыханий.
Приступая к практике, следует то и дело в уединении размышлять в течение часа с Бхавой о Сохам и его значении. Наблюдайте за дыханием, повторяя безмолвно «Сохам», сидя, стоя, кушая, разговаривая, короче — постоянно. Это самый легкий метод концентрации. Сохам — дыхание жизни, а Ом — душа дыхания. Сосредоточиваясь на дыхании, вы заметите, что оно становится очень медленным, и когда концентрация становится глубокой, повторение Сохам прекращается. Ум становится