Скачать:TXTPDF
Концентрация и медитация. Свами Шивананда

другой объект, при помощи абстракции. Те же, кто знают это, ощущают боль меньше. Как только начнете ощущать боль, концентрируйте внимание на Божестве, охраняющем вас, то есть на вашем Иштха Дэвате.

Концентрация — чисто умственный процесс и требует направления ума внутрь. Это не мускульное упражнение. В мозге не должно быть никакого напряжения. Не нужно неистово бороться с умом. Сядьте в удобную позу. Расслабьте мышцы тела. Не должно быть ни мускульного, ни эмоционального, ни нервного напряжения. Успокойте ум. Заставьте умолкнуть бурлящие мысли и утихнуть эмоции. Приостановите процесс мышления. Не обращайте никакого внимания на вторгающиеся мысли. Сделайте внушение вашему уму: «Я не обращаю внимания, есть мысли или нет». Другими словами: будьте безразличны. Вторгающиеся мысли вскоре покинут вашу ментальную лабораторию. Они не будут уже причинять беспокойства. Это и есть секрет умственной дисциплины. Прогресс в концентрации проявляется медленно. Однако не теряйте мужества. Будьте регулярны в практике концентрации. Не прекращайте упражнений даже на один день. Господь Иисус Христос говорит: «Опустоши себя. Я наполню тебя».

После некоторого успеха в концентрации нужно попытаться опустошить себя от всех мыслей. Всегда пребывайте в положительном состоянии. Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой-либо работе, которую нужно выполнить с большим мастерством, также можете использовать волю и воображение. Оно помогает даже концентрации.

Если вам трудно сосредоточиваться на сердце, Трикуте или Сахасраре, можете выбрать любой внешний предмет, например, голубое небо, солнечный свет, всепроникающий воздух, эфир, солнце, луну или звезду. Если вы испытываете боль в какой-либо части тела из-за напряжения при концентрации на определенной части тела или внешнем объекте, то перемените объект.

Раджа Йог сосредоточивается на корне носа, то есть на Аджна Чакре, или Трикуте, где пребывает бодрствующий ум. В этом случае легко будет контролировать ум, и ученик вскоре начнет видеть свет. Тот, кто хочет размышлять о Микрокосме (Вирате), а также помогать миру, должен сосредоточиваться на этой же Чакре. Бхакта, или ученик, идущий по пути преданности Богу, должен сосредоточиваться на сердце, месте пребывания эмоций и чувств; он становится неизмеримо счастлив. Тот, кто хочет получить для себя Бога, также сосредоточивается на сердце. Ученый сосредоточивает свой ум и изобретает новое. Посредством концентрации он снимает оболочку грубого ума и проникает глубоко в его высшие области, приобретая более глубокие знания. Он собирает все свои энергии в один фокус и направляет их на объект, который он анализирует, и разоблачает его секреты.

Слишком большое физическое напряжение, много прогулок, еды, разговоров, длительное общение с людьми и нежелательными субъектами — все это отвлекает ум. Те, кто упражняются в сосредоточении, должны оставить все это. Какую бы работу вы ни выполняли, делайте ее с совершенной концентрацией. Никогда не бросайте начатой работы, не доделав ее до конца. Целомудрие, Пранаяма, уменьшение числа потребностей, отрешение от внешних объектов, уединение, тишина, дисциплина чувств, уничтожение похоти и жадности, контроль над проявлением гнева.

Если даже ум начнет вырываться наружу во время концентрации, не беспокойтесь. Оставьте его в покое. Затем верните медленно к объекту концентрации. Вначале ум будет уклоняться в сторону 50 раз, через 2 гола практики — 20 раз, а через 3 года постоянной и упорной практики он вовсе перестанет вырываться, будет полностью установлен в Божественном Сознании. Об этом свидетельствует практический опыт людей, достигших совершенного контроля над умом.

Арджуна, например, умел великолепно сосредоточиться. Он обучился науке стрельбы из лука у Дроначарьи. Мертвая птица была привязана к столбу так, что ее отражение было видно в чаше с водой, стоящей на земле. Арджуна, глядя на отражение в воде, прицеливался и успешно попадал прямо в правый глаз птицы.

Ум легко сосредоточить на обыденных предметах, потому что он интересуется ими естественно, в силу привычки. В том случае мысль идет по заранее проторенной дорожке. Вы должны проложить новые пути, направляя ум снова и снова к Богу. Через некоторое время он уже потеряет интерес к внешним объектам, поскольку испытает несравненные радость и блаженство изнутри.

Некоторые западные физиологи считают, что «ум, который блуждает бесцельно, может быть принужден двигаться по небольшому, ограниченному кругу только посредством практики концентрации». Но ум не может быть сосредоточен в одной точке, считают они далее. Если это произойдет, говорят они, то наступит торможение, а торможение — это смерть для ума, так как ничего нельзя достигнуть, когда ум заторможен. Так что нет никакой пользы от такого торможения. Эта точка зрение неправильна. Совершенный контроль над умом может быть достигнут, когда все мыслеволны будут совершенно сглажены. Йог совершает чудеса именно за счет собирания ума.в одной точке. Он познает скрытые сокровища души с помощью могучего, всепроникающего прожектора, получающего энергию от такой концентрации.

Когда такая острота ума достигнута, следует добиваться его полного обуздания (Нироддхи). В этом состоянии все видоизменения ума совершенно прекращаются. Затем Йог идет еще дальше, отождествляя себя с Высшей Пурушей, или Душой, или Существом, от которого ум заимствует свой свет. Потом Йог достигает всезнания и конечной цели — Освобождения (Кайвальи). Но все это — китайская грамота для наших западных физиологов, и они бродят в темноте, не имея ни малейшего представления о Пуруше, которая является свидетелем деятельности ума.

Человек — сложное социальное животное; это биологический организм, и ему свойственны определенные физиологические функции: циркуляция крови, пищеварение, дыхание, выделение отбросов и др. Ему также присуши психические функции: восприятие, мышление, память, воображение и др. Он видит, думает, пробует, обоняет и чувствует. Философски выражаясь, он — подобие Бога, если не Сам Бог. Он потерял Божественную Славу, отведав плодов с Запретного Древа, но может вернуть утраченную Божественность при помощи ментальной дисциплины и практики концентрации.

9. Йога Прасноттари. Беседа гуру со своим учеником.

ВОПРОС: На чем следует сосредоточиваться?

ОТВЕТ: Вначале сосредоточивайтесь на конкретных объектах, например, на фигуре Господа Кришны, который держит флейту в руке, или Господа Вишну, держащего в одной руке раковину, в другойдиск, в третьей — жезл, а в четвертой — лотос.

В.: Мне сказали, что следует сосредоточить взгляд Трикуте, глядя на свое отражение в зеркале. Можно ли практиковать так?

О.: Да. Это один из возможных вариантов сосредоточения. Но лучше всего придерживаться только концентрации на картине, изображающей Раму, поскольку вы будете духовно расти, сосредоточиваясь на изображении Богочеловека и размышляя о Его внутренних качествах.

В.: Почему некоторые сосредоточиваются на Салиграме?

О.: Потому что при этом легко вызывается концентрация.

В.: Я сосредоточиваюсь на Трикуте, изображении и звуке Ом. Правильно ли я выбрал объекты для концентрации?

О.: Да, правильно. Свяжите идею о чистоте Сат-Чит-Ананды, о совершенстве и т.п. с Ом. Старайтесь почувствовать, что вы — всепроникающее сознание. Этот род Бхав необходим.

В.: Как добиться глубокой концентрации?

О.: Развивайте интенсивную умственную Вайрагью. Увеличьте время упражнений. Уединяйтесь. Не общайтесь с нежелательными людьми. Соблюдайте Мауну в течение трех часов. Ешьте вечером только фрукты и молоко.

В.: Ученик нуждается в поддержке. Он часто должен входить в контакт с Гуру. Вот почему я вас всегда беспокою. А теперь я хотел бы задать вам вопрос — как увеличить силу концентрации?

О.: Вы можете часто писать мне. Беспокойство касается только ума. Тот, кто живет в Атмане, пребывает всегда в мире и тишине. Атман превосходит всякий ум. Беспокойства, волнения и тревоги едва ли тронут человека, живущего в Духе. Что же касается вопроса, то концентрация совершенствуется путем сокращения нужд и желаний, соблюдением 2-х часовой Мауны ежедневно, пребыванием в одиночестве в тихой комнате 1-2 часа ежедневно; практикой Пранаямы, молитвой, увеличением числа упражнений в медитации вечером и ночью, посредством Вичар и т.д.

В.: Может ли Джина (заклинание) вызвать концентрацию?

О.: Да. Практикуйте Манасик Джину.

В.: Когда я пытаюсь сосредоточиться на Трикуте, у меня начинает немного болеть голова. Как избавиться от головной боли?

О.: Не боритесь с умом, делая чрезмерные усилия при сосредоточении. Расслабьте все мышцы, нервы и мозг. Сосредоточивайтесь естественно, без напряжения. Это устранит ненужное напряжение и головную боль, возникающую в результате концентрации.

В.: Ум у меня пока еще непостоянен, а тело слабое. Попытки в концентрации иногда успешны, но очень часто кончаются разочарованием. Очищение ума — нелегкое для меня дело. Что вы посоветуете?

О.: Ваша Вайрагья неинтенсивна. Усильте Садхану. Увеличьте время медитации до 4 часов. Сократите свою Вьявахар (деятельность). Уединитесь на 3 месяца в Ришикеше или Ут-таракси. Соблюдайте все это время Мауну, и вы достигнете великолепной концентрации и медитации.

В.: Почему Йог предписывает своему ученику Шакти Сан-чар и советует ему оставить все остальные виды Садханы?

О.: Для того, чтобы развить в ученике веру, стойкость, преданность и сосредоточенность на одном виде Йоги.

В.: Я ежедневно 2 часа выполняю Джапу и полчаса .Пранаяму. Достигну ли я Экаграты и Танмайаты через два года?

О.: Достигнете, если вы чисты и искренни в своей Садхане.

Глава II. О концентрации

1. Внимание. Вы должны проявлять большой интерес к практике концентрации. Только тогда все ваше внимание будет направлено на объект сосредоточения. Действительно, концентрация вовсе не может иметь места без вашего значительного интереса и внимания. Поэтому вы должны знать, что обозначают эти два термина.

Внимание — это устойчивая направленность ума, фокусировка сознания на избранном объекте. За счет внимания вы можете развить умственные качества и способности. Где есть внимание, там есть также и сосредоточенность. Внимание следует постоянно и постепенно развивать. Это не какой-то особый процесс. Внимание — это полностью умственный процесс в одном из его аспектов.

Восприятие всегда требует внимания. Воспринимать — значит уделять какое-то количество внимания. За счет внимания вы получаете ясное и отчетливое знание объекта. Вся энергия фокусируется на объекте внимания, и вы получаете полную и совершенную информацию. При умственном процессе, называемом вниманием, все рассеянные лучи ума собираются вместе. Часто внимание стоит усилий и борьбы. За счет внимания ум получает более глубокое впечатление о предмете. Если вы обладаете хорошим вниманием, то можете исключительно успешно выполнять нужную задачу. Внимательный человек обладает хорошей памятью, глубоким и подвижным умом, всегда бдителен и осмотрителен.

Внимание (Авадхана) играет очень важную роль в концентрации. Оно является основой воли. Когда оно должным образом направлено на внутренний мир для интроспекции, то анализирует ум и освещает многие изумительные факты. Внимание — это фокусировка сознания, признак тренированной воли, редкое качество, присущее людям сильного ума. Брах-мачарья удивительно развивает эту силу. Йог, обладающий этим качеством ума, может всегда направлять ум даже на непривлекательные объекты и фиксировать его на очень длительное время. Что же касается объектов, нравящихся уму, на них трудно будет направить ум. Внимание можно развить постоянной практикой. Все великие люди сделались таковыми благодаря этому качеству ума.

Например, Наполеон обладал удивительной силой сосредоточения. Говорят, что он мог отлично контролировать свои мысли: вызывать из хранилищ памяти

Скачать:TXTPDF

Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать, Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать онлайн