какую-либо одну мысль, держать ее в поле внимания столько, сколько нужно, и затем отсылать обратно. Он обладал особенным мозгом с особенными кладовыми ума.
Что бы вам ни приходилось делать, все внимание должно быть направлено именно на то, что вы делаете именно в данный момент. Упражняйте внимание на тех неприятных вещах, от которых раньше, возможно, приходилось морщиться. Старайтесь проявить интерес к неинтересным предметам и идеям. Держите их перед умом, и интерес постепенно начнет проявляться. Многие умственные слабости исчезнут. Ум начнет становиться все сильнее и сильнее.
Сила, с которой что-либо поражает ум, обычно пропорциональна степени внимания, уделенного предмету. Более того, великое искусство памяти — это внимание. Есть Йоги, которые могут делать одновременно 8, 10 или даже 100 дел. Ничего странного в этом нет — просто они в высокой степени развили свое внимание.
Внимание бывает двух родов: внешнее и внутреннее. Когда внимание направлено на внешние предметы, мы имеем дело с внешним вниманием; когда же оно направлено внутрь, на умственный объект — с внутренним.
Далее, внимание можно снова разделить еще на 2 вида; произвольное и непроизвольное. Когда внимание направлено на внешний объект усилием воли, мы имеем дело с произвольным вниманием. Произвольное внимание — это акт воли, выраженный стремлением уделить внимание тому или иному объекту. При этом человек понимает, почему он воспринимает. Этот род внимания является преднамеренным, включающим побудительный мотив и определенную цель или намерение. Произвольное внимание требует усилия воли, решимости и некоторой умственной тренированности. Оно может быть развито лишь упорной тренировкой.
Непроизвольное внимание — это довольно обычное явление. Оно не требует никакой практики и усилия воли. Такое внимание бывает вызвано красотой или привлекательностью объекта. Люди в этом случае не знают, почему они воспринимают что-либо, хотя и не имеют специальных намерений воспринимать.
Если человек ненаблюдателен, то он и невнимателен. Если же он наблюдает за чем-то, то говорят, что он внимателен. Внимание определяется следующими факторами: намерением, целью, надеждой, ожиданием, желанием, верой, знанием и потребностью. Вам необходимо будет тщательно замечать степень, продолжительность, диапазон, формы, колебания и столкновения внимания.
Если объект приятен, то внимание проявляется в значительной степени. Вам необходимо будет создавать интерес, и тогда появится внимание. Если ваше внимание начнет ослабевать, то направьте его на другой приятный объект. Терпеливая практика сделает возможным даже сосредоточение на неприятном объекте также за счет создания искусственного интереса. От таких упражнений ваша воля будет возрастать.
Если понаблюдаете за своим вниманием, то заметите, что оно не может долго заниматься одним и тем же объектом. Переход от одного объекта к другому при неизменных физических условиях называется колебанием внимания. Внимание колеблется. Меняются лишь объекты внимания, но в самом человеке не происходит никаких изменений. Нетренированный ум не может выносить длительного однообразия и нуждается в перемене объекта на другой, более приятный. Вы можете сказать себе: «Я буду заниматься только этим вопросом», но вскоре обнаружите, что хотя изо всех сил и сопротивляетесь, но уже начали воспринимать нечто, не относящееся к данному вопросу. Это говорит о колебании внимания.
Интерес развивает внимание. Трудно сосредоточить внимание на неинтересных вещах. Когда профессор читает лекцию об абстрактных понятиях метафизики, многие покидают аудиторию, поскольку не могут сосредоточить внимание на неинтересном им предмете. Но если профессор поет и рассказывает интересные и волнующие истории, все слушают его с сосредоточенным вниманием, и в аудитории стоит абсолютная тишина. Лекторы должны владеть искусством привлекать внимание переменой интонации, подчеркиванием особо важных слов и т.п.
Арджуна и Гьянадева, Гладстон и Наполеон обладали удивительным вниманием. Они могли направлять ум на любой предмет. Все ученые и оккультисты обладают вниманием в значительной степени. Они культивируют его терпеливой, регулярной и систематической практикой. Судья или хирург могут добиться положительного результата в своей профессии только благодаря высокой степени внимания.
Когда выполняете какую-либо работу, погрузитесь всецело в нее. Забудьте, потеряйте себя. Сосредоточивайтесь только на работе, отбросьте все остальные мысли, не думайте ни о чем другом. Упорно фиксируйте ум на том, что вы делаете в данный момент, подобно ремесленнику, изготовлявшему стрелы, который работая, не сознавал ничего окружающего. Выдающиеся ученые иногда бывают настолько погружены в свои исследования и опыты, что забывают о пище и могут не вспоминать о ней несколько дней подряд. Однажды с женой ученого, очень занятого своей работой, случилось несчастье. Она прибежала к нему в лабораторию в слезах. Как ни странно, ученый нисколько не встревожился ее видом. Он даже забыл, что она была его женой и сказал ей: «Мадам! Поплачьте еще немного — это даст возможность сделать химический анализ ваших слез».
Раз один джентльмен пригласил сэра Исаака Ньютона к себе на обед. Ньютон пришел и присел в гостиной, ожидая хозяина. Он был поглощен в то время одной важной научной проблемой. Углубившись, он сидел не шевелясь и совершенно забыл об обеде и оставался неподвижным, как статуя, в продолжение долгого времени. Джентльмен же, пригласивший Ньютона на обед, также забыл об этом и, пообедав один, ушел на работу. На следующее утро он увидел у себя Ньютона в гостиной и лишь тогда вспомнил обо всем. Ему было очень неудобно, и он горячо извинялся, сожалея о случившемся. Однако самое удивительное в этой истории то, что Ньютон стал успокаивать его, утверждая, что он только что пришел и сидит всего несколько минут.
Какой удивительной силой внимания обладал сэр ИсаакНьютон! Не напрасно на его надгробном памятнике в Вестминстерском аббатстве выбиты величественные слова: «Он оказал честь человечеству». Все гении обладают этой силой внимания в бесконечно большой степени.
Согласно профессору Джеймсу, мы уделяем внимание предметам потому, что они интересны нам. Но профессор Пильсбери считает, что вещи интересны как раз потому, что мы уделяем им внимание или склонны к этому. Мы не обращаем на них внимания, если они нас не интересуют. При постоянной практике и неослабных усилиях предмет, вначале казавшийся сухим и неинтересным, может стать очень интересным и занимательным, когда вы освоите и поймете его значение. Сила концентрации внимания может быть увеличена.
Когда с вами случается большое несчастье или вы анализируете свое поведение с целью найти причину неудачи, все мысли, связанные с этим, могут настолько сильно завладеть вашим умом, что никакое усилие воли не поможет избавиться от них. Или, например, вам нужно написать статью, которую готовите к печати. Эта работа выполняется вами даже несмотря на то, что приходится при этом спать совсем немного. Вы не в состоянии оторваться от работы. Внимание, которое вначале было произвольным, теперь полностью овладевает вашим сознанием.
Если вы обладаете большой силой внимания, все, что воспринимается вашим умом, будет глубоко запечатлено. Только внимательный человек может развить силу воли. Внимание, прилежность и интерес могут совершать чудеса. Человек обычного ума, но с высокоразвитым вниманием более расторопен и удачлив, нежели человек большого ума и с заурядным вниманием.
Если внимание будет сосредоточено только на том, что вы делаете в данный момент, вам удастся глубоко изучить предмет в различных аспектах. Обычный же, не тренирующий свое внимание человек занят несколькими предметами в одно и то же время. Он позволяет многим вещам проникнуть через ворота его умственной лаборатории. У него отсутствует ясность мысли. Он не способен к анализу и синтезу. Он сбит с толку. Он не может ясно выразить свои идеи, тогда как тренированный в этом отношении человек может сосредоточиться на нужном предмете исключительно хорошо и ровно столько времени, сколько нужно. Он получает полную и детальную информацию об этом предмете или объекте, а потом переходит к другому.
Внимание — одно из важнейших качеств Йога. Человек не способен сосредоточить внимание сразу на нескольких объектах, и ум может заниматься только чем-то одним. Ум обладает колоссальной подвижностью и может показаться, будто внимание можно сосредоточить сразу на нескольких объектах. Однако это не так: вы можете или только видеть, или слышать, и не можете одновременно и слышать и видеть. Но этот закон не действует на развитого Йога: он может одновременно сосредоточить внимание на нескольких вещах, потому что его воля неотделима от Космической Воли, которая Всесильна.
2. Практика концентрации. Направьте ум на какой-нибудь объект внутри или вне тела. Удерживайте его там некоторое время. Это и есть концентрация. Вы должны упражняться в этом ежедневно. Очистите сначала свой ум праведным поведением и затем приступайте к практике концентрации. Практика концентрации без чистоты ума бесполезна. Некоторые оккультисты обладают силой сосредоточения ума, но, не обладая чистотой и нравственностью, они не прогрессируют в духовном отношении.
Тот, кто освоил нужные Асаны и очистил нервы и физическую оболочку постоянной практикой дыхательных упражнений, легче освоит концентрацию. Она будет интенсивной, если вы устраните все помехи. По-настоящему целеустремленный человек, сохраняющий энергию, может добиться удивительной концентрации. Некоторые глупые и нетерпеливые ученики сразу приступают к концентрации, не пройдя даже предварительной этической подготовки. Это грубая и серьезная ошибка. Нравственное совершенство является фактором первостепенной важности в процессе концентрации.
Вы можете сосредоточиться внутренне на любом из семи центров духовной энергии — Чакрах. Тот, кто развил внимание, будет иметь успех в концентрации. Человек, полный страстей и всякого рода фантастических желаний, вряд ли сможет сосредоточиться на чем-либо даже на секунду. Его ум будет прыгать, как старая, пьяная обезьяна, сорвавшаяся с цепи. Только достигший Пратьяхары добьется и хорошей концентрации. Вам придется продвигаться по пути Духа шаг за шагом, ступень за ступенью. Заложите фундамент праведным поведением, Асанами, Пранаямой и Пратьяхарой. Только тогда надстройка из концентрации и медитации будет успешно сооружена. Вы должны визуализировать объект концентрации очень ясно, даже при его отсутствии, и уметь мгновенно вызывать ментальную картину объекта. Если вы обладаете силой сосредоточения, то сделаете это без труда.
Концентрация невозможна без его объекта. В начальной стадии практики можете сосредоточиваться на тиканье часов, пламени свечи, голубом небе или любом другом приятном уму объекте. В Падмасане фиксируйте взглядом кончик носа. Не делайте никакого усилия. Спокойно смотрите на кончик носа. В начале практикуйте такой (Назальный) взгляд одну минуту. Постепенно увеличивайте время до получаса и больше. Это упражнение делает ум устойчивым и развивает силу сосредоточения. Даже при ходьбе вы можете выполнять это упражнение.
В Падмасане направьте взгляд на Трикуту. Сначала выполняйте это упражнение полминуты, затем продлите до получаса и больше. При этом не должно быть никаких, даже малейших, усилий. Это упражнение устраняет метание ума из стороны в сторону (Викшену), а также развивает силу сосредоточения. Это — фронтальный взгляд, поскольку глаза устремлены на лобную кость.
Нужно выбрать себе один из этих двух вариантов, согласно вашему темпераменту и способностям. Если вы хотите увеличить силу концентрации, нужно сократить свою мирскую