Скачать:TXTPDF
Концентрация и медитация. Свами Шивананда

деятельность, а также соблюдать обет молчания, наполненного Божественными размышлениями по два часа ежедневно и больше. Практикуйте концентрацию, пока ум не установится твердо на объекте концентрации. Если он станет отклоняться в сторону, верните его обратно. Когда концентрация глубока и интенсивна, все другие чувства умолкают. Практикующий концентрацию по 3 часа в сутки достигает грандиозной психической силы и силы воли.

Ваша концентрация должна быть сильной, когда направляете ум к Богу. Только одна идея Бога должна занимать ваш ум. Несомненно, требуется некоторое время, чтобы достигнуть совершенного сосредоточения ума. Вам придется упорно сражаться, чтобы достичь его. Регулярно и достаточно длительно практикуясь, вам удастся сосредоточить ум на вашем «Я», сущности существа, конечной цели жизни.

3. Концентрация во всех профессиях. Концентрацияочень важное средство для начинающего свой Духовный Путь. Однако она нужна не только здесь, но и в любой профессии. Человек, не обладающий силой сосредоточения, не будет ни в чем иметь успеха.

Духовная концентрация — это собранность ума на Иштха Дэвате, или вашем излюбленном Божестве. Чтобы достигнуть концентрации, нужно изгнать все мирские мысли, совершенно избавиться от низменных желаний и заменить их Божественными идеями. За концентрацией следует медитация, за медитацией — Самадхи. За Нирвикальпа Самадхи следует Джи-ванмукти, ведущая к освобождению от колеса рождений и смертей. Поэтому концентрация как первая и наиболее важная ступень на Духовном Пути должна быть достигнута Садхаком.

Каждая, даже самая незначительная работа требует концентрации и полного внимания. Если, например, вы хотите продеть нитку в игольное ушко, нужно устранить все ворсинки с кончика, и очень аккуратно и с большим вниманием продеть ее.

Когда вы забираетесь на гору или спускаетесь с крутого обрыва, нужно быть очень внимательным, иначе поскользнетесь и упадете вниз. А потому вы должны развить внимание. Внимание ведет к концентрации. Направляйте ум на работу, которую вы делаете именно в данный момент. Вложите в нее душу и сердце. Пусть это будет даже незначительная работа, вроде очистки бананов или выжимания сока из лимона. Никогда не делайте ничего поспешно и бессистемно. Не спешите при еде. Будьте спокойны и терпеливы во всех ваших действиях. Никакая работа не может быть выполнена успешно без спокойствия и сосредоточенности. Все, кто достиг успеха, обладали этими необходимыми качествами. Вам всегда будет сопутствовать успех во всем, за что ни возьметесь, вы никогда не будете терпеть неудачи, если научитесь делать свою работу с совершенным вниманием и сосредоточенностью.

Когда вы приступаете к молитве и медитации, никогда не думайте о работе; работая, не думайте о своем ребенке, который может быть болен в тот момент, или о домашних делах; принимая ванну, не думайте об игре; приступая к еде, не думайте о предстоящей работе. Нужно упражняться в том, чтобы с совершенной сосредоточенностью делать нужную в данный момент работу, и легко сможете развить силу воли и память. Концентрация — это ключ от дверей, ведущих к победе. Если обычному человеку потребуется час для выполнения какой-то работы, то человек с хорошей сосредоточенностью сделает ее за полчаса, причем более продуктивно и эффективно.

Нужно очень хорошо усвоить науку о расслаблении ума и уметь удалять все ненужные мысли. Вы должны уметь думать только об отдыхе. Вы должны стать как бы мертвым. Повторяйте при этом мысленно имена Бога и думайте об Ананде, одном из его аспектов. Вы не будете видеть снов. Вы будете отдыхать в Блаженном Сне и научитесь очень легко восстанавливать утраченные силы. Даже если поспите всего 2 часа, вы будете чувствовать себя совершенно обновленным.

4. Суть йоги концентрации. Очень трудно сказать, где кончается концентрация и начинается медитация. Медитация следует за концентрацией. Сначала очистите ум практикой Ямы и Ниямы. Затем приступайте к практике Дхараны, Концентрация без чистоты бесполезна. Этическое совершенство является фактором первостепенной важности.

Концентрация — это устойчивость ума. Если вы устраните все причины помех, то сила сосредоточения возрастает. Истинный Брахмачарий, добьется удивительных успехов в концентрации. Внимание играет очень важную роль в концентрации, и тот, кто развил в себе силу внимания, достигнет хорошей концентрации. Для начала заложите фундамент, состоящий из Ямы (праведное поведение), Ниямы, Асан, Пранаямы и Пратьяхары. Только тогда надстройка, заключающая в себе Дхарану (концентрацию), Дхьяну (медитацию) и Самадхи (состояние Сверхсознания) будет успешно сооружена.

Асана — это Бахиранга (внешняя) Садхана, а Дхьяна — Антаранга Садхана (внутренняя). В сравнении с Дхьяной и Самадхи даже Дхарана является Бахиранга Садханой. Тот, кто добьется устойчивой Асаны и очистит Йога Нади и Пранаяма Кошу (физическую оболочку) посредством Пранаямы, будет в состоянии легко сосредоточиваться.

Вы можете внутренне сосредоточиваться на любой из семи Чакр — центров духовной энергии, а именно: Муладхаре, Свадхистхане, Манипуре, Анахате, Вишудхе, Аджне и Сахас-раре; можете сосредоточиваться на кончике носа, языка или на таких внешних предметах, как картина, изображающая Иштха Дэвату, Хари, Дэви или Кришну. Такая концентрация называется конкретной (Стхула). Вначале очень трудно сосредоточиваться на предмете, который не нравится уму: например, на скучном вопросе, кобре, уродливом лице и т.п.

Практикуйте концентрацию, пока ум твердо не установится на объекте концентрации. Если он уклоняется в сторону, возвращайте его снова и снова. Кришна говорит в Гите: «Как бы часто волнующийся ум ни устранялся в сторону, каждый раз загоняйте его обратно, стараясь поставить его под контроль «Я». Если хотите увеличить силу сосредоточения, нужно сократить мирскую деятельность (Вьяхарик Кшая). Соблюдайте обет Мауны по 2 часа ежедневно. Человек с умом, переполненным страстями и фантастическими желаниями, едва ли сможет сосредоточить ум на каком -либо объекте даже на миг. Его ум будет прыгать, как мячик.

Овладейте регулировкой дыхания, покорите чувства и направьте ум на любой привлекательный объект. Свяжите идею чистоты и святости с этим объектом. Вы можете сосредоточиваться на Трикуте или на мистических звуках (Анахата Дхвани), которые могут быть слышны правым ухом, на изображении Ом или на картине, изображающей Кришну с флейтой в руках, или господа Вишну с диском, раковиной, жезлом и лотосом. Можно сосредоточиваться на портрете вашего Гуру или какого-либо святого. Ведантисты стараются сосредоточивать внимание и ум на Атме, их внутренней Сущности. В этом и состоит их Дхарана.

Дхарана — это шестая ступень в Аштанга Йоге или Раджа Йоге Патанджали Махариши. При Дхаране в озере ума только одна волна (Вритти). Ум принимает форму только одного объекта. Все другие функции ума при этом прекращаются. Практикующий настоящую концентрацию хотя бы по получасу обладает грандиозной психической силой, и его воля очень могущественна. Когда Хатха Йоги концентрируют свой ум на Шад-Адхаре или шести опорах (Шад-Чакрах), тем самым они концентрируются и на управляющих Чакрами Дэвиахах: Га-неше, Брахме, Вишну, Рудре, Ишваре и Садашиве.

Установите контроль над дыханием посредством Пранаямы. Подчините Индрии Пратьяхарой и затем направьте ум на Сагуна или Ниргуна Брахмана. Хатха Йог, который может задерживать на 20 минут дыхание (Кумбхака), достигает очень хорошей Дхараны. Его ум станет спокойным. Пранаяма делает ум весьма устойчивым, устраняет Викшену и увеличивает силу сосредоточения. Практикующие Кхечари Мудру, при которой надрезается связка под языком (он удлиняется и загибается назад, затыкая глотку) также достигнут хорошей Дхараны.

Концентрирующиеся эволюционируют очень быстро. Концентрация очищает и успокаивает волны эмоций, усиливает ток мысли, проясняет идеи, помогает добиться материального успеха. То, что раньше было мутным и туманным, станет ясным и определенным; было трудным — станет легким; сложным, запутанным и смущающим — станет легко постижимым для ума. Нет ничего невозможного для человека, ежедневно практикующего концентрацию. Но очень трудно заниматься концентрацией, если человек голоден или страдает от какой-либо тяжелой болезни. Практикующий концентрацию будет обладать хорошим здоровьем и ясным умственным зрением.

Удалитесь в тихую комнату, сядьте в Намасану, закройте глаза. Посмотрите теперь, что происходит, когда вы, например, сосредоточиваетесь на яблоке. Можно думать о его цвете, форме, размере и различных частях: коже, мякоти, семенах и т.д.; местах, откуда его привезли — Австралии, Кашмире и др.; о кислом и сладком вкусе яблока и его воздействии на пищеварение и кровообращение. По закону ассоциации мысли о других фруктах могут завладеть вашим вниманием или умом. Ум может начать блуждать и думать о встрече друга в 4 часа, покупке полотенца, банке чая или пирожном и т.п. Или же мысли о чем-то неприятном, случившемся день тому назад, могут прийти к вам. Вы должны стараться строго, определенно выдерживать линию мысли, в которой не должно быть никакого разрыва, не допускать мыслей, не относящихся к объекту. Вам придется стойко сражаться, чтобы достигнуть этого. Ум будет стараться изо всех сил убежать в старые дебри по старой знакомой и хорошо проторенной тропе. Эта попытка контроля над умом чем-то напоминает подъем в гору.

Подобно тому, как законы гравитации, сцепления и др. проявляются на физическом плане, точно так же определенные законы мысли: ассоциации, относительности, последовательной смены и др. — проявляются в ментальном плане мира мыслей. Занимающиеся концентрацией должны хорошо разбираться в этих законах. Можете думать не только об объекте в целом, но и о его частях и качествах. Думайте не только о причине, но и о ее воздействии на другие объекты.

Если вы прочитаете сосредоточенно Бхагаватгиту, Рамаяну или 11-ю Скандху Бхагават, то каждый раз к вам будут приходить новые мысли и, посредством концентрации, вы приобретете проницательную интуицию. Утонченный эзотерический смысл станет доступным полю ментального сознания. Вы поймете глубины философского значения. Когда вы сосредоточиваетесь на каком-либо объекте, не сражайтесь с умом. Избегайте напряжения как в теле, так и в уме. Спокойно и не торопясь думайте об объекте. Не позволяйте уму шляться где попало.

Если эмоции станут беспокоить вас во время концентрации, не обращайте на них внимания. Они вскоре оставят вас. Если вы начнете изгонять их, то придется напрягать волю. Пусть отношение к ним будет безразличным. Ведантист действует в этом случае по принципу: «Мне все равно, уйдите прочь! Я — Сакши (свидетель умственных видоизменений)». Бхакта молится в этих случаях, и помощь приходит от Бога.

Тренируйте ум, сосредоточиваясь на различных предметах, грубых и утонченных, маленьких и больших. Со временем у вас выработается сильная привычка к концентрации, и нужное настроение будет являться сразу же, как только вы начнете упражнение, сев в Асану. Нет никакой пользы в беглом и торопливом просмотре книги, которую нужно прочесть. Прочтите одну страницу из Гиты, затем закройте книгу и сосредоточьтесь на прочитанном. Найдите родственные мысли в Махабхарате, Упанишадах и Дхаммападе, сравните и проанализируйте их. Практика концентрации вначале представляется неприятной и утомительной — ведь нужно проложить новые борозды в мозгу и уме. Но через несколько месяцев вы очень заинтересуетесь и будете наслаждаться новым родом счастья — сосредоточением, чувствовать себя неудовлетворенным, если

Скачать:TXTPDF

Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать, Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Концентрация и медитация. Свами Шивананда Йога читать онлайн