врагам минуту занятия».
Видимый невидимо
Придворный историк Акбара однажды сказал Правителю: «Среди Правителей наблюдаю неразрешимое явление. Одни Владыки держались недоступно, вдали от народа, их свергали за ненужностью. Другие входили в жизнь каждого дня, к ним привыкали и свергали за обычность».
Акбар улыбнулся: «Значит, Правитель должен оставаться невидимым, входя и направляя все действия».
Так решил мудрый Правитель и предсказал будущее. Видимый невидимо!
7. Сказания
Космогоническая сказка
Космогоническая индусская сказка сообщает: жило ужасное чудовище, пожиравшее людей.
Однажды чудовище преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро. Чудовище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину чудовища и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище не могло опрокинуться на спину, ибо брюхо его не было защищено. Оно устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится.
Но человек думал, что он своим отчаянным положением спасает человечество. И в этой мировой мечте силы его напряглись без устали.
Чудовище между тем так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени чудовище стало подыматься над землею. Мировая мысль человека подняла даже врага.
Когда люди видят комету, они благодарят отважного, устремленного вечно. Мысли людские мчатся и дают новые силы всаднику чудовища.
Белые, желтые, красные и черные люди устремляют мысли к тому, что давно стал огненным.
Посланец света
Старая легенда говорит: «С дальнего мира пришел Посланец, чтобы дать людям равенство, братство и радость. Люди давно забыли песни и омертвились ненавистью».
Посланец изгонял темноту и тесноту, поражал заразу и строил радостный труд. Утихла ненависть, и меч Посланца остался на стене. Но все были молчаливы и не умели запеть.
Тогда Посланец собрал маленьких детей, и увел их в лес, и сказал: «Ваши цветы, ваши ручьи, ваши деревья. Никто не пошел за нами. Я отдохну, а вы наполнитесь радостью». Так начались робкие прогулки по лесу.
Наконец самый маленький остановился на поляне и засмотрелся на луч солнца. Тогда желтая Иволга начала свой призыв. За нею малыш зашептал и скоро радостно зазвенел: «Наше солнце!»
Вереницей вернулись дети на поляну, и зазвучал новый гимн Свету.
Посланец сказал: «Люди запели, настал срок».
Семь слуг
Вот мы пошлем семь слуг на базар принести виноград. Что вижу? Первый утерял деньги. Второй променял их на хмельное вино. Третий утаил их. Четвертый не распознал зеленый виноград. Пятый, пробуя зрелость, раздавил всю ветку. Шестой отобрал умело, но толкнул и рассыпал по неосторожности. Седьмой принес спелую ветвь и нашел листья, чтобы украсить ветку.
Так семеро прошли одною дорогой и в одно время.
Оплот верности
Повелитель спросил мудреца: «Как увидеть гнездо измены и оплот верности?»
Мудрец показал на толпу разодетых всадников и сказал: «Гнездо измены».
После указал на одинокого путника и сказал: «Оплот верности, ибо одиночеству ничто не изменит».
И с того дня Повелитель окружился верностью.
Почитание Учителя
Маленький индус, познавший Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?»
Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц!»
Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя.
Миларепа
Учитель Миларепа[1] часто беседовал с животными. Около его уединения гнездились пчелы, созидали города муравьи, залетали попугаи и обезьяна садилась подобно Учителю.
Учитель сказал муравьям: «Пахари и созидатели, никто вас не знает, но вы возносите высокие общины».
Сказал пчелам: «Собирайте мед знания и образов лучших. Никто не прервет сладкий труд ваш».
Заметил попугаю: «По крику твоему вижу, что собрался быть судьей и проповедником».
И погрозил резвой обезьяне: «Ты разрушила муравьиные строения и похитила чужой мед. Может быть, решилась стать правителем?»
Три мыши приблизились к отшельнику, привлеченные его недвижностью. Он сказал каждой из них: «Ты поселилась в муке. Хотя запасов ее хватит на весь род твой, но от того ты не стала добрее.
Ты избрала местожительство в книгах и перегрызла немало их, но не стала образованнее.
Ты поместилась среди священных предметов, но не стала возвышеннее.
Право, мыши, вы можете стать людьми. Как люди, вы посрамляете данные сокровища».
Три льва пришли к отшельнику. Он сказал каждому: «Ты только что умертвил путника, спешившего к семье.
Ты похитил единственную овцу у слепой.
Ты уничтожил коня у вестника важного.
Можете, львы, стать людьми. Наденьте страшную гриву и начните войну. Не удивляйтесь, что люди окажутся более жестокими, нежели вы».
Три голубя прилетели к отшельнику. Он сказал каждому: «Ты клевал чужое зерно и счел его своим.
Ты вытащил целебное растение и почитаешься священной птицей.
Ты прилепился к чужому храму и во имя суеверия заставил кормить себя.
Право, голуби, пора вам стать людьми. Суеверие и ханжество славно прокормят вас».
Батур Бакша[1]
Батур Бакша пришел сказать народам слово Истины.
Говорит Батур товарищам: «Скажу все слова Истины». Устрашились товарищи: «Лучше скажем половину Истины, иначе не устоит твердая земля».
Но Батур не может промедлить, идет сказать полное слово Истины. Обратилась змея в черную стрелу. Как ударила змея посреди Батуровой груди! Слово Истины не сказано.
Будут хоронить Батура на печаль всем людям. Но не может от змеи покончиться сам Батур. Он оставил в гробе оружие свое и отошел тайно в поле. «Пойду искать новых товарищей, кто не боится полного слова Истины».
Ходит Батур по горам, ходит по пустыням. Как солнце, жжет полное слово Истины. Побелел Батур от зноя Истины.
Зовет Батура Сам Воитель Шамбалы: «Эй, Батур! Дам тебе одно из Моих Имен, дам Тебе новых товарищей, не погнутся они от полного слова Истины.
Ты взойди на гору Адыган, ты посмотри на полдень, когда заметишь пыль великую, как засмотришь копья, как посчитаешь коней, так Сам Я иду. Я – мчи Сам следом за Мною.
Поспешай, зачем оглядываться, смотри на полдень – слово Истины пришло!»
Так поют в глубине Азии.
Батур Бакша не умер, но ищет новых товарищей, не боящихся полного слова Истины. Отмечено оборачивание Батура на полдень.
Такими словами Азия ждет полное слово Истины.
Белая Гора
Гора Белая, Гора, познавшая, откуда вода белая пришла.
Пошлет Гора камни Катуни.[1] Сносят камни берега белые, разделяют камни брата от брата. Закраснела кровью Катунь, идет война.
Белая Гора, ты ли послала красные камни? Где твое Беловодье?[1]
Возьму посох кедра, окручусь белой одеждою, подымусь на Белую Гору, у нее спрошу – откуда пошла белая вода?
От Горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин. За ними светится Гора Белая!
Камень ли горит? Тайна обозначилась.
Пойдем, братие, на тот Свет сияющий!
Невиданное увидено. Неслыханное услышано.
На Белой Горе стоит град. Звон слышен. Петух в срок закричал.
Удалимся в город и послушаем Книгу Великую.
Стрелы мыслей
Посмотрим на звезды. Нам сказали, что сосуд Мудрости пролился из Тушиты[1] и капли чудесного напитка засияли в Пространстве.
Но Учитель сказал: «Это сияют наконечники стрел мыслей. Ибо мысль вонзается в лученосное вещество и зачинает миры».
«Мысль творящая! Не оставь украшать Пространство цветами Света!»
Мысль мира
Соломон говорил: «Поставлю тебя на распутье и сделаю тебя молчащим и недвижным.
И перед тобою пойдут знаки событий.
Так умеришь человеческое любопытство.
Так заглянешь в сужденное течение потока.
Ибо поверх человеческого несется мысль мира.
Так наблюдайте течение событий, как бы с вершины башни считаете стада овец».
Источники терпения
«Владыка Семи Врат! Поведи нас в сторону солнца, нас, прошедших полночь.
Стрелы наши принадлежат Тебе, Владыка.
Без Твоего Указа мы не войдем в стены отдыха.
Ни час, ни день, ни год не преграждают путь.
Ведь Ты, Быстрейший, держишь повод коней наших.
Ведь Ты Сам испытал путь и поручился терпением.
Скажи, Держатель, откуда течет источник терпения?»
«Из руды доверия».
Кто знает, где вестник меняет коня!
Хранитель Семи Врат
Огорчился Хранитель Семи Врат. «Даю людям нескончаемый поток чудес, но они не распознают их.
Даю новые звезды, но свет их не изменяет человеческое мышление.
Погружаю в глубину вод целые страны, но молчит сознание человеческое.
Возношу горы и Учения Истины, но даже головы людей не обращаются к зову.
Посылаю войны и мор, но даже ужас не заставляет людей помыслить.
Посылаю радость знания, но люди делают из священной трапезы похлебку.
Нет у Меня знаков, чтобы отвратить человечество от гибели!»
Сказал Хранителю Высший: «Когда строитель закладывает здание, разве он повещает всех работающих на постройке? Меньшая часть знает о решенных размерах.
Только нескольким доверено назначение здания. Те, кто роет камни прежних оснований, не вместят даже одно основание новое.
Не может этим огорчаться строитель, если в облике работающих нет знания о сущности его замысла. Он только может соответственно распределять работу».
Также и в сознании людей будем знать, что невмещающие и невнимающие могут исполнить лишь низшую работу.
Пусть один понявший утвердится, как сто тысяч мудрецов. И знаки для него развернутся, как начертания.
Пламенный сказал Князю Тьмы: «Ты отравил воздух, Ты загрязнил воды, Ты истощил землю, но к огню Ты не прикоснулся, и огонь не тронут Тобою. И огонь будет жечь Тебя, как Свет тьму поражает. Не устанет великое пламя, и не дерзнешь выйти из обиталища своего.
Призову из Пространства новые огни, и они иссушат дела Твои. Как трещины бесплодны, как кости истлевшие, так будешь уничтожен, изгнан, отступишь.
Стена пламенная подвинется, и не найдешь в ней следов своих. Охраню пламя дальними мирами. Не можешь отравить, загрязнить, истощить его.
Соберу род пламенный; рожденные огнем, они не поддадутся, и смущенные Тобою воды не зальют их горение.
Князь Тьмы, бойся Огня!!»
Дар Тьмы
Дух Тьмы мыслил: «Как еще крепче привязать человечество к земле? Пусть будут сохранены обычаи и привычки. Ничто так не прикрепляет человечество к обычным обликам.
Но это средство годно лишь для множества, гораздо опаснее одиночество. В нем просветляется сознание и созидаются новые построения.
Нужно ограничить часы одиночества. Не следует людям оставаться одним. Снабжу их отражением, и пусть привыкают к своему облику». Слуги Тьмы принесли людям зеркало.
Один человек отдавал много золота на добрые дела, но ждал вознаграждения. Однажды Учитель его прислал ему камень с запиской: «Прими воздаяние, сокровище дальней звезды».
Человек вознегодовал: «Вместо моего золота мне дан камень! Что мне до дальней звезды!» – и бросил камень в горный поток.
Но пришел Учитель, говоря: «Как нашел ты сокровище? В камне заключен был самый ценный алмаз, сверкающий больше всех драгоценностей мира».
В отчаянии человек бросился к потоку и, следуя по течению, спускался все ниже и ниже.
Но мелькание волн навсегда скрыло сокровище.
Два Питриса
Два Питриса[1] поспорили между собою о человеке. Светлый говорил, что человек все отдаст.
Но Темный противоречил, отвечая, что человек утаит для себя нечто.
Начали они испытывать человека. Всего лишили, так что, как одичалый, бродил он, покрытый одной изорванной тряпкой.
«Видишь, все отдал и живет», – сказал Светлый.
«Подожди», – усмехнулся Темный. И подкинул на дорогу плачущего ребенка.
Человек прикрыл ребенка последней тряпкой и пролил слезу.
«Видишь, все отдал», – сказал Светлый.
Но Темный ответил: «Да, тряпку отдал, но сердце сохранил».
Так перехитрил Темный Светлого.
8. Князь Мира сего
Люцифер
В чем было восстание Люцифера? Он захотел остаться в пределах планеты, и легенда о Князе Мира сего довольно правильна.
Около себя он начал собирать духов, довольствующихся земной аурой. Чтоб удержать приверженцев, он начал развертывать перед ними возможности Земли, подражая иногда довольно