буддизма»: «Идея личного Бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, не совместимой с законами кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения».
«Если существует Бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить Его гимнами и поклонами? Поступки, совершенные тобою, есть поступки этого высшего существа… Если Бог делает и все то, что худо, какую заслугу видишь в Нем для твоего почитания? Если, ненавидя зло, Он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что все сущее есть творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать ее рабством, а не владычеством».
(Из письма от 11.06.35)
Владыки Кармы
Теперь о Владыках Кармы. Около этого понятия много смущения. Разве возможно представить себе, чтобы Владыки Кармы занимались отвешиванием кармы по порциям – всем миллиардам воплощающихся душ! Но и такое нелепое утверждение приходится встречать. В книге Учения сказано: «Силы, явленные для служения Свету, не вторгаются в карму, как думают некоторые, не посвященные в мощь кармы. Силы Света наблюдают за действиями человеческими, давая направление, но не вторгаясь в жизнь. Примеров тому много. Вестники появляются, предупреждения посылаются, даются направления и указываются пути, но выбор назначенных утверждений напрягается волею человеческою. Таким образом явление кооперации двух Миров насыщается этим понятием». «Именно самодеятельность духа может приблизить к лучшей карме.
Тем же можно объяснить, почему Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто нарушают назначенное. Недоумевают часто – почему не указывают разные пути? Недоумевают также – почему через разные каналы утверждаются Послания? Недоумевают – почему Силы Света не предотвращают разные течения? Ответим – Силы Света никогда не вторгаются в кармы человеческие. Этот закон нужно помнить на пути к Миру Огненному… Закон свободной воли часто не позволяет Нам указывать явление, которое кажется неясным. Этот же закон указывает наши скрещенные пути, когда свободная воля устремляла сердце навстречу сердцу». Можно несколько сильнее подчеркнуть вопрос распространения кармы и на промежуточные состояния в Тонком Мире.
Привожу параграф из «Мира Огненного»: «Карма распространяется на все действия, на все миры. Так же как карма может ускориться, так же она может удлиниться. Усугубление кармы отражается не только на следующей земной жизни, но и все промежуточные состояния будут зависеть от усугубления кармы. Мир Тонкий настолько связан с земным, что нужно углубить мышление в этом направлении. Понявший смысл связи двух миров будет беречь свои земные действия. Бережность ко всем энергиям поможет устремленному духу. Главная причина – непонимание истины пространственной жизни. Все трансмутируется, все искупается. Правильно сказано о законе кармы и беспредельности. Именно, устремление до беспредельности и возможности до беспредельности. На пути к Миру Огненному утвердим сознательное отношение к закону кармы».
(Из письма от 05.05.34)
Трактовка искупления грехов в эзотерической философии
Христос Искупитель, конечно, живет в нас самих. Вы уже знаете, что у первых христиан, так же как и во всем Древнем мире, Крестос, или Христос, был синонимом нашего Высшего «Я». В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального Ego. «Распятый Христос каждого человеческого существа, при достижении известной точки эволюции, должен спуститься в Ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего «я». Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим «Я», или Божественным законом Любви».
Конечно, тот же смысл и в словах Христа, обращенных к грешнице, возлившей миро на ноги Его. Ведь грешница эта была Мария Магдалина. Сила веры, сила любви есть тот огонь, который трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергиями, которые преображаются в качества мыслей и поступков.
(Из письма от 09.07.35)
* * *
Если слова Христа «Небо и Земля прейдут, но слова Мои не прейдут» указывают, прежде всего, на истину Его Учения, ибо Истина и Вечность синонимы, то другое его речение – «что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» – относится к закону кармы. Как яснее пояснить, что если на Земле мы не разрешим и не уладим наши распри с ближними, то не разрешатся они и в Тонком Мире или на небе. То, что мы сеем здесь, пожинается нами там. Конечно, это изречение толкуется иначе, именно, как означающее передачу Христом апостолам власти и права связывать и разрешать или, другими словами, карать и прощать чуть ли не во веки веков. На этом изречении, как мы знаем, утвердила свою власть церковь. Но если мы прочтем эту притчу целиком, то многое уяснится, ибо невозможно понять ее иначе как пояснение закона причины и следствия, или кармы.
Об искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться жертвой искупительной, то есть принять на себя следствия, порожденные другим лицом. Но в духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные нами причины прежде всего отражаются на нашем внутреннем или духовном существе, потому только духовное перерождение может изменить или, вернее, ослабить реакцию на нас порожденных нами следствий. Высокий дух может помочь человеку в этом духовном перерождении, при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все, содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух его не ощутит высокого порыва к очищению.
По поводу прощения и искупления грехов я уже не раз писала, потому привожу выдержку для вас: «Именно, как один ингредиент может изменить весь смысл субстанции, составленной из нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва или качества может нейтрализовать, или парализовать, и превозмочь следствия низших качеств в природе человека и, таким образом, изменить весь характер человека, как бы перерождая его». И как Вы знаете, перерождение внутренней сущности есть изменение излучений, которые, будучи очищены, иначе воспримут и следствия ранее порожденных причин. Лишь сам человек является творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, потому кто может что-либо изменить в его существе без его личного и непосредственного участия?
(Из письма от 28.05.37)
Невозможность полного освобождения от кармы
В действительности человек никогда не может совершенно освободиться от кармы, ибо карма есть жизнь. Но мы можем лишь закончить цикл кармы, той или иной длительности, в зависимости от нашего духовного роста и принятой на себя миссии на определенной планете. То есть, окончив определенный курс Учения, через известный промежуток времени (каникул) мы должны приступить к следующему высшему и т. д. ad infinitum. Только эти «каникулы» и могут быть тем местом отдохновения, где нет «ни слез, ни воздыханий». Но никакие каникулы не продолжаются вечно, хотя и могут быть продолжены на тысячелетия. Потому и вечного «успокоения» не существует.
(Из письма от 11.10.35)
Карма и оказание помощи людям
Если мы, делая добро, и принимаем этим на себя известную долю кармы, то такая карма не может, конечно, отяготить наше духовное развитие. Лишь Архат может знать, когда и где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где сердце подскажет. Конечно, при этом мы должны всегда помнить о законе соизмеримости и целесообразности и что помощь в духе наивысшая.
Есть люди, которые полагают, что они должны все отдать, а затем сами возлагаются на других. На это приведем им строки Учения: «Кто сказал, что надо отдавать безумно? – Безумием так и остается». Но помогать мы должны. Ибо кто знает, когда именно мы платим старый долг, и, отказав в помощи, мы тем самым нарастим проценты на свой долг. Велико заблуждение воздерживаться от помощи близким из боязни усложнить свою карму. Не будет ли это проявлением величайшего эгоизма, или самости? Но, конечно, нужно попутно учиться распознаванию, ибо часто можно помочь незаслуживающему и отказать истинно нуждающемуся. Сердце и тут является единственным мерилом. Так, если требуемая от нас помощь не превышает наших возможностей, мы должны это сделать.
(Из письма от 24.09.35)
Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы
Не согласна я <…> что никто ни в чем не виноват. Нет, именно все виноваты и во всем. Раз вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и следствий, то как же мы, частички этой Вселенной, можем быть изъяты из этого космического закона? Предопределение <…> потому и существует и осуществляется, что оно является следствием причин. Потому я не согласна также с утверждением, что при переходе в надземный мир все немедленно должны найти удовлетворение, и счастье, и смысл всего, что они искали на Земле, ибо это противоречило бы вышеупомянутому основному космическому закону. Несомненно, те, кто искренно искали смысла на Земле и устремлялись к высшим идеалам, найдут их там, но в полном соответствии с их устремлением и представлением. Нет более точных весов, нежели те, которые сам человек носит при себе, именно его аура, сотканная из энергий, побуждений и мысли, является таким мерилом. Именно эти энергии несут дух на сложенную им самим высоту.
(Из письма от 17.10.35)
Кармическая обусловленность посмертного бытия
Мир Тонкий, или астральный, есть мир следствий, и потому те мысли и устремления, которые не могли быть приложены на Земле, найдут себе применение там, ибо там живет и действует внутренний человек, со всеми его чувствами и устремлениями. Но разве можно ожидать, чтобы человек, погрязший в преступлениях и животном мышлении, мог найти там счастье и удовлетворение? Раз следствие есть точное развитие причины, то как может злобный убийца, растлитель или кретин очутиться в условиях благополучия в высших сферах, которые нестерпимы для него в силу своих утонченных вибраций! И не только нестерпимы, но даже одно приближение существа из высших сфер вызывает у него страшные муки, и он заживо разлагается от прикасания к нему энергий высших.
Великая ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ и точность сродства, или вибраций, царствует во всей Вселенной. Мы ведь живем в Гигантской Лаборатории и сами представляем из себя такие очаги, потому можно представить себе, насколько энергии или химические ингредиенты, входящие в нашу ауру, действуют на окружающую нас среду и, в свою очередь, сами впитывают или отталкивают энергии окружающие. Взаимодействие всюду и во всем. Принципом равновесия держится мир, и этот закон проходит красною нитью во всех Учениях Древности. Достижением равновесия человек достигает освобождения от притяжения Земли и может сознательно