так легко изменить. Направление жизни изменить можно, но, чтобы изменение стало необратимым, оно должно быть следствием внутреннего преображения.
В остальной части Бхагавад-гиты Кришна учит Арджуну таким уравновешивающим ум методам йоги, как сострадание ко всем существам и преданность Богу.
Когда возникла самая первая карма? В тот момент, когда джива (индивидуальная душа) соединилась с упадхи (системой «тело-ум») и отождествилась с ним. Это случилось, когда джива перешла от сознания «Я семь» к сознанию «Я есть тело-ум».
Отчего это произошло? Никто не знает. Это трансцендентальный вопрос, и ответ на него тоже должен быть трансцендентальным. Так случилось, и это все, что нам нужно знать. Что явилось тому причиной — к делу не относится.
Когда это произошло? В тот самый момент, когда произошло. Первая строка самой древней из Вед, Ригведы, риторически вопрошает: «Кто знает об этом?» Никто не знает, потому что это непостижимо. Интеллект не может этого постичь. Это произошло в безначальные времена. А привело дживу в действие желание познавать посредством органов чувств.
Йоги признают, что, например, процесс принятия пищи сам по себе сопряжен с кармическими последствиями. Поэтому имеет смысл соблюдать вегетарианскую диету, которая способствует минимизации страшных последствий кармы. Трагедия тех, кто не является вегетарианцем, в том, что их образ жизни приводит к бессмысленным жертвам и страданиям. На нас ложится карма ответственности не только за смерть животных, но и за разрушительное воздействие на окружающую среду в процессе производства мяса (загрязнение воды и воздуха как следствие работы скотобоен и ферм, вырубка лесов для создания новых пастбищ). Из-за прихоти тех, кто ест мясо, в мире голодает огромное количество людей, в то время как зерно, которое могло бы их прокормить, идет на корм скоту.
Не попадайтесь в ловушку самообмана, думая, что живете хорошо и добропорядочно, и считая при этом страдания животных (с которыми плохо обращаются или убивают их, чтобы обеспечить вам хорошую жизнь) чем-то не имеющим к вам отношения. Все наши кармы взаимосвязаны. В будущем ваши действия приведут или к возникновению, или к прекращению страданий — не только чужих, но и ваших.
Позвольте малому «я» с его мелкими, эгоистичными желаниями уйти с пути, а истинному «Я», полному сострадания, идти дальше, направляя каждую вашу мысль и каждое действие. На тех людей, которые считают, будто являются причиной совершения действий, влияет карма. Освобожденные знают, что они никогда ничего не делали: они просто воплотились из чувства сострадания, чтобы иметь возможность служить людям.
Чтобы развивать чувство всеобщей ответственности — во всех наших действиях во имя равного права всех на счастье, а не страдание, — надо, увидев возможность принести пользу другим, отдавать предпочтение этому побуждению, вместо того чтобы заботиться о собственных мелких интересах.
— Его Святейшество Далай-лама. «Этика нового тысячелетия»
Когда накапливается хорошая карма, она воздействует на каждую молекулу физического тела, которое становится сияющим и прекрасным. Великодушие — вот ключ к истинной красоте; красоте, которая идет изнутри.
Мантра мокши (освобождения) так описывает это состояние освобождения от кармы:
ЛОРЕН ЭЙСЛИ МОРСКАЯ ЗВЕЗДА
Юноша подбирал что-то на берегу и бросал в море. Проходивший мимо человек увидел, что это морские звезды. — Ума не приложу, зачем ты бросаешь морских звезд в воду? — Если оставить морскую звезду на берегу, когда начался отлив и солнце высоко в небе, она погибнет, — ответил молодой человек. — Это просто смешно. Берег тянется на тысячи миль, и там миллионы морских звезд. Неужели ты действительно думаешь, что твои действия могут иметь хоть какой-то смысл! Молодой человек взял в руки морскую звезду, глубоко задумался, а потом бросил ее в море: — Для этой морской звезды это имеет смысл… Ом
Тръямбакам яджамахе Сугандхим Пуштивардханам
Урварукам ива бандханан Мритьор мукшия ма ‘мритат
В переводе это звучит подобно таинственной загадке:
Ом
Поклоняемся Трехглазому (Шиве),
Благоухающему и питающему всех.
Да освободит нас Шива от смерти ради
бессмертия,
Подобно тому, как огуреи, освобождается от уз своего стебля.
Поклоняемся Трехглазому (Шиве). Шивой мы называем свое высшее «Я». У Шивы три глаза, потому что «Я» может смотреть в обе стороны и в то же время постигать единство, лежащее за пределами всех видов двойственности. Глаз в центре символизирует выход за пределы всех пар противоположностей.
Благоухающему и питающему всех. Шива, бессмертное «Я», источает приятный запах! Обоняние находится в муладхара-чакре (корневом центре в основании позвоночника). И эта способность источать и ощущать запах доходит до самого высокого уровня восприятия -аджня-чакры, которая является обителью радости, Шивы.
Шива дарует нам счастье, любовь и радость. Помните, что Шива — это не какой-то Бог, который живет где-то далеко на мифической горе. Это наше собственное внутреннее «Я», сама суть нашего существа.
Да освободит нас Шива от смерти ради бессмертия» подобно тому» как огурец освобождается от уз своего стебля. Последняя строка мантры в поэтической форме описывает, как приходит просветление. Когда огурцы собирают недозрелыми (как те, что продают в магазинах), у них есть небольшой след или плодоножка, указывающая, где огурец был прикреплен к стеблю. Но огурец, который оставят дозревать и который получит питание от солнца, земли и воды, станет «пушти» -столь тучным, что сам легко оторвется от стебля. Будет казаться, что он саморожденный, целостный и совершенный, как просветленная душа, которая прошла через все испытания жизни, обрела опыт и теперь достигла освобождения, словно вообще никогда не знала рабства.
Тот, кто достиг освобождения, понимает, что душа всегда была свободной, она никогда не рождалась и никогда не умрет. Она совершенна и целостна и всегда была такой.
Если узел неведения в их сердцах развязан, все сомнения исчезают.
В Его присутствии исчезает вся карма, накопленная с незапамятных времен.
-Йогашикха-упанишада
Я решил жить с любовью, ведь ненависть -слишком тяжкое бремя.
— д-р Мартин Лютер Кинг-младший
Один из наших друзей как-то сказал, что различие между героем и трусом не столь уж велико: они оба испытывают тот же страх и волнение. Однако герой действует, невзирая на страх и волнение, в то время как трус бездействует. В сфере культуры герой стремится разрушить оковы иллюзий, навязанные социумом, трус же их отрицает.
Мы можем порвать эти цепи. Ведь их мы сами создаем.
— «False Prophets» («Лжепророки»). Baghdad Stomp
На протяжении всей истории человечества герои, такие, как д-р Мартин Лютер Кинг-младший и Махатма Ганди, избирали путь отказа от насилия — ахимсу. Это трудный путь, ибо люди в своей массе идут не по нему: чтобы отвечать на насилие добротой и состраданием, требуется гораздо больше мужества, чем для ответного насилия. Согласно «Йога-сутрам» Патанджали, отказ от насилия считается этической основой йоги.
В «Йога-сутрах» Патанджали определяет восемь ступеней пути освобождения, называемого раджа-йогой. Первая ступень называется яма («ограничение») и она включает в себя пять этических запретов. Эти пять ям составляют основу этики йоги:
1. ахимса: иепричинение вреда
2. сатья: правдивость
3. астея: неворовство
4. брахмачаръя: воздержание
5. апариграха: нестяжательство
Ахимса -это «яма», ограничение. Она представляет собой рекомендации относительно того, как вам вести себя в отношениях с другими. А нияма, вторая ступень аш-танга-йоги, -это соблюдение определенных предписаний:
1. шауча: чистота
2. сантоша: удовлетворенность
3. тапас: дисциплина
4. свадхъяя: изучение «Я»
5. ишварапранидхана: преданность Богу
Эти рекомендации касаются правил индивидуального поведения.
Тем не менее некоторые современные учителя йоги интерпретируют ахимсу не как запрет делать зло другим, а как совет не вредить себе. «Не слишком усердствуйте, выполняя асаны, бережно относитесь к своему телу», — говорят они. Или; «Не ужесточайте свою диету такими крайностями, как вегетарианство, это может вам повредить».
Непричинение вреда себе — это, разумеется, аспект ахимсы, но менее важный, чем запрет вредить другим. Если ваша ахимса ограничивается бережным отношением к себе, то вы лишаете себя возможности получить от йоги максимум пользы, теряете шанс обрести вечное счастье. Вечное счастье достигается лишь в том случае» если вы ставите чужие интересы выше собственных.
Ахимса относится не только к действиям, но и к мыслям. Патанджали утверждает» что в основе йоги должно быть намерение избегать не только пагубных действий, но даже мыслей, которые могли бы причинить вред другим существам. Для йога непричинение вреда существенно важно, потому что оно создает хорошую карму — не только для человека или животного, которому не причиняют вреда, но и для йога, который воздерживается от этого. Хорошая карма ведет к вечной радости и счастью. С таким пониманием йог старается причинять другим как можно меньше вреда и страданий.
Сострадание — неотъемлемая составная часть ахимсы. Благодаря состраданию вы начинаете видеть себя в других существах. Это помогает вам воздерживаться от причинения им вреда. К тому же развитие сострадания дает еще нечто, что интересует йогов. Оно тренирует ум и позволяет смотреть глубже внешних различий. Вы начинаете улавливать проблески внутренней сущности других существ, которая есть счастье. Вы начинаете замечать, что каждое существо стремится к счастью. Каждое существо хочет познать свое «Я», хотя это желание не всегда бывает осознанным.
Если вы стремитесь к просветлению или даже если вы стремитесь к счастью, смотрите в корень. Ничто не возникает без причины. И главная причина счастья -это сострадание.
-Его Святейшество Далай-лама
Чтобы развивать сострадание, исследуйте мотивы своих действий. Эгоистичны они или неэгоистичны? Например, мнение, что вы вправе есть мясо, которое якобы улучшает ваше здоровье, -это химса (насилие), потому что основано на эгоистической мотивации. Использование лекарственных или косметических средств, которые с жестокой бессмысленностью испытывались на животных, тоже является химсой.
Кроликов сажают в колодки, чтобы испытывать на них косметические средства В соответствии с национальными культурными традициями вы можете считать, что должны есть мясо (например, для того, чтобы быть сильными и здоровыми), но йога рекомендует вам соблюдать ахимсу. Какой путь вы изберете?
Истинные герои рискуют своим счастьем, отрицая предлагаемые культурной традицией суррогаты счастья. Вместо этого они делают то, что, по их мнению, справедливо.
Герои могут рождаться в любом обличье. Будда в своем первом воплощении был буйволом, который работал в одном из кругов ада. Его запрягли вместе с другим быком, и они перевозили тяжести для хозяина-демона. Когда, напрягая все силы, они тащили телегу, Будда почувствовал сострадание к слабому животному, с которым был в одной упряжке, и сказал демоническому хозяину, что повезет груз один, дабы дать возможность другому буйволу отдохнуть. Бескорыстие Будды привело демона в такую ярость, что он ударил его трезубцем по голове и убил на месте. Так Будда, ставя чужое благополучие выше своего, начал свой путь к просветлению.
На самом деле сознание у всех нас общее, и зло, причиненное какому-либо существу (будь то человек или животное), рано или поздно коснется всех. Если вы признаете, что коровы и цыплята стремятся к счастью так же, как и вы, значит, вы признаете их родственными душами. По мере роста сознательности различие между вами и другими