пищи и не участвовать в кошмарном сговоре, улучшая к тому же этим свое здоровье.
— Джон Роббинс
Согласно статистике (USDA) в 1940 году коровы давали в среднем 2,3 тонны молока в год. Несмотря на большие излишки молока, в 1 993 г. был принят к использованию «гормон роста коров» (BGH), чтобы еще больше увеличить надои. В 1996 г. с каждой коровы было надоено в среднем 8,3 тонны молока, а некоторые из коров, откармливаемых с применением BGH, недавно дали более 30 тонн молока за год.
Цыплята были одними из первых, кого начали разводить промышленными методами. Вылупившихся петушков обычно просто выбрасывают в мусорные баки; цыплят-курочек, после того, как им подрезают клювы специальной машиной (без анестезии), втискивают в проволочные клетки. Во время этой процедуры многие цыплята умирают от шока.
Куры-несушки так плотно набиты в клетки, что иногда их лапы высовываются из проволочной сетки. Клетки стоят одна на другой, и экскременты из верхней клетки часто падают на головы тех, кто внизу. И так птицы проводят большую часть своей короткой жизни. А когда они больше не могут нести яйца, их забивают на мясо.
Большинство из нас не понимают, что американские законы о жестоком обращении с животными применяются только к домашним, но не к сельскохозяйственным животным. Сельскохозяйственные животные — это животные, которых можно истязать совершенно безнаказанно, хотя такие организации, как «Люди за нравственное обращение с животными» и «Ферма-заповедник» работают над тем, чтобы изменить подобное отношение, заставляя суды предъявлять иски тем, кто жестоко обращается с сельскохозяйственными животными.
Куры в клетках на птицефабрике По крайней мере американцы не едят кошек и собак.., или едят? В действительности миллионы кошек и собак, которых ежегодно умерщвляют в приютах и ветеринарных клиниках, заканчивают свою жизнь на заводах по утилизации. Переработанные компоненты их тел содержатся в большинстве видов корма для домашних животных. То же самое можно сказать и о корме для домашнего скота, плоть которого в конечном счете становится вашим гамбургером.
О величии нации и ее моральных устоях можно судить по тому, как обращаются с животными.
— Махатма Ганди
Как причинять другим меньше вреда
1 . Употреблять только растительную пищу без добавления каких-либо продуктов животного происхождения.
2. Придерживаться вегетарианской диеты, которая может включать в себя и молочные продукты.
3. Придерживаться сострадательной диеты, основанной на натуральных продуктах.
4. Придерживаться умеренной диеты и есть пищу, приготовленную в саттвичной атмосфере.
5. Не иметь мыслей, порождающих ненависть к другим существам, будь то люди, животные, растения или простейшие организмы.
6, Стараться ни с кем и ни о ком
не говорить грубо, даже в шутку.
7. Не позволять другим причинять вред живым существам или убивать их,
8. Не причинять вреда живым существам и не убивать их. Просветление — это освещение каждого, даже самого малого участка темноты. Большинство людей не имеет ни малейшего понятия о тех вопиющих фактах, о которых написано в этой главе. Понимание является первым шагом, который нужно сделать, прежде чем выбрать тот или иной путь. Если вы не знаете, как производят мясо и молочные продукты, вам будет полезно почитать литературу на эту тему.
Узнав о жестокостях спешисизма[21], мы можем сделать свой выбор и больше не участвовать в несправедливостях. Спешисизм — это мнение некоторых людей, считающих, что представители всех других биологических видов существуют только для того, чтобы приносить пользу роду человеческому. Тем самым они оправдывают плохое обращение с существами, которые принадлежат к другому виду. В действительности же спешисизм ничем не отличается от расизма. Подобно расизму, он основан на эгоизме. Из-за эгоиз-ма мы не видим истинной природы других существ, сосредоточивая внимание лишь на том, насколько они могут быть полезны нам. Если вы не уверены, подпадает ли тот или иной случай под понятие спешисизма, поставьте на место животного человека.
На одной из лекций Далай-ламу спросили: «Если ваша лошадь сломает ногу, разве не лучше пристрелить ее, чтобы избавить от страданий?» Его Святейшество ответил: «Если бы ваш ребенок сломал ногу, вы что, стали бы в него стрелять?» Чтобы оправдать свое жестокое обращение с животными, люди часто ссылаются на жестокость, свойственную поведению зверей. Однако млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся и рыбы не способны совершить массовое уничтожение всего населения Земли (даже всей планеты). С этой точки зрения животные — довольно милые существа. Из всех обитателей нашей планеты люди наиболее жестоки. Ни одно другое животное не обладает такой разрушительной силой, как человек.
Возможно, покупая какую-то вещь, изготовление которой причинило страдания животным, вы оправдываетесь: «Мне нужно было как-то себя порадовать, поэтому я решил потратиться и купил это кожаное пальто». Или: «Меня только что повысили в должности. Давайте отпразднуем это событие мясным обедом». Но причинение вреда другому никогда не может принести глубокого удовлетворения. Если вы носите одежду или едите продукты, производство которых обрекает других существ на мучения и смерть, ваше счастье не может быть долгим. Находить радость в чужой боли и страдании — значит еще глубже погружаться в отрицание своей истинной природы, своего высшего «Я», которое связано со всеми существами.
Насилие ничего не дает, да и не может дать.
— Стинг, «Fragile» («Хрупкий»)
Агонизирующая корова на скотобойне Некоторые люди, многие из которых считают себя йогами, утверждают, что вегетарианская диета полезна далеко не всем. Да, мы согласны: вегетарианство — не для всех, а только для тех, кто хочет обрести счастье и покой. И оно несомненно необходимо всем, стремящимся достичь просветления.
До тех пору пока мы являемся живыми могилами трупов животных, забитых на мясо ради удовлетворения наших капризов, как можем мы надеяться обрести в этом мире тот мир, о котором, по нашим словам, так печемся?
-Джордж Бернард Шоу. «Живые могилы»
Йога -не для всех. Далеко не все неудовлетворены своим теперешним состоянием. В жизни некоторых людей отсутствует осознанный поиск источника своего бытия. Но для тех, кто ищет свое истинное «Я», ахимса имеет первостепенное значение, ибо преобразует ум, а затем и тело. То есть благодаря нравственному вегетарианству и соблюдению ахимсы очищается личность (сознание системы «тело-ум»).
Ахимса является пробным камнем восьмиступенной системы йоги Патанджали. Обычный пробный камень представляет собой стандарт, но которому оценивается чистота золота: 10, 14 или 24 карата[22]. Для йога единственное, что является истинным золотом» — это вселенское сознание и бескорыстная любовь. Ахимса как пробный камень йоги свидетельствует о качестве наших действий, о том, насколько близко мы подошли к вселенскому сознанию. Чистота решимости не причинять никому вреда определяет уровень нашего духовного развития: кто мы — 10 каратов, 24 карата или всего лишь фальшивое золото?
Чтобы быть добрыми, нужно действовать. Нет смысла иметь хорошие мысли и не поступать в соответствии с ними. Бессмысленно желать лучшей жизни, не работая с засученными рукавами ради приближения перемен.
5 УЧИТЕЛЬ, КОТОРОГО ВЫ МОЖЕТЕ ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ
Гуру говорит ученику: «У тебя три задачи: первая — найти меня; вторая — любить теня; третья -уйти от меня».
— Индийская пословица
Цель йоги — понять, что все мы связаны друг с другом. У всех нас одно сердце, одно сознание и один Божественный источник. Средства йоги призваны дать нам опыт, который поможет это понять. Чтобы осознать всеобщую взаимосвязь, полезно для начала установить контакт хотя бы с одним человеком. В йогической традиции эта связь развивается через отношения с гуру -учителем, пробуждающим в нас сознание единства. Склоняясь перед гуру, вы соединяетесь с теми» кто прошел по пути до вас. Делая это, вы развиваете в себе смирение и повышаете свои шансы на пробуждение.
Большинству людей Запада трудно принять концепцию гуру, потому что мы привыкли считать, будто сами за себя отвечаем. Но в действительности большинством жизней управляют господствующие силы нашего общества. Большие корпорации и рекламные агентства, которые на них работают, формируют ценности нашего общества и решают, что должны думать люди. В школе не учат, как стать хозяином своей жизни; наоборот, делается ударение на труде ради материального накопительства. Почти все мы зависим от своих эмоций, и когда не можем сними справиться, то принимаем алкоголь или наркотики, смотрим шоу по телевизору, едим, занимаемся сексом, чтобы чувствовать себя счастливее. Идея о том, что прочное счастье можно найти внутри, без необходимости что-то покупать» курить, есть, пить или смотреть, нам совершенно чужда — как иностранный язык. Поэтому нам нужен переводчик. Им и является гуру.
Для западных людей гуру — весьма таинственное понятие. Многие спрашивают: «Как мне найти своего гуру? Нужно ли ехать в Индию? Как я узнаю гуру?» Мы хотели бы, пользуясь случаем, демистифицировать слово «гуру». Гуру не обязательно должен быть индийцем или просветленным. Он может быть монахом, а может состоять в браке. У него может быть постоянная работа, и он может не быть главой ашрама. Гуру — учитель, который делится своим пониманием и открытиями в области йоги. Гуру может также дать вам практический метод, ведущий вас к осознанию истинности этих открытий.
Гу означает «мрак, неведение; то, что затеняет Красоту и Истину». Ру- «тот, кто устраняет». Таким образом, гуру — это тот, кто устраняет неведение. Чтобы человек стал вашим гуру, вы должны по крайней мере знать его и ценить. Гуру не провозглашает сам: «Я — ваш гуру». Выбор предоставлен ученику. И если с его стороны возникает уважение и признание, то обучение ускоряется. Гуру не требует (как иногда ошибочно полагают на Западе), чтобы вы присягали на крови или отдали ему все свое имущество. А если «гуру» все-таки требует нечто в этом роде, хорошо подумайте: может быть, пора бежать от него подальше!
Подобное же недоразумение бывает на Западе со словом «свами», которым в Индии просто называют человека, который ради углубления своей духовной практики отрешился от мира» принял обет безбрачия и жизни на подаяние. Это не означает, как часто считают западные люди, что такой человек является просветленным (хотя некоторые просветленные имеют титул «Свами»).
Вам дадут столько, сколько вы способны воспринять. Поэтому, прежде чем искать гуру, станьте идеальным учеником. Став пустыми, перестаньте сопротивляться гуру. Чтобы вас можно было учить, нужно, чтобы в присутствии гуру у вас не было мысли «я знаю». Если же вы переполнены знанием, как полная чашка, и ваш учитель попытается налить в эту чашку чаю, она только переполнится и от этого не будет никакой пользы.
Если вы хотите достичь истинного счастья, просто будьте собой; не теряйте свое «Я» -это и есть настоящее счастье. Если же вы считаете это трудным, найдите кого-нибудь, кто кажется вам совершенно счастливым, и проводите с ним как можно больше времени.
В этой традиции знание передается от гуру к ученику в непрерывном, неразрываемом потоке. Чтобы передача знания состоялась, отношения