должна меняться.
Во время занятий Паттабхи Джойс ведет счет продолжительности каждого вдоха и выдоха. Он дразнит нас, не нарушая ритма своего дыхания, смеется с этим дыханием и делает замечания с той же длиной дыхания. Сила этого учителя еще и в том, что каждый из более чем сотни человек в зале чувствует, будто занимаются только с ним. Он действительно занимается с каждым, дает конкретные инструкции в соответствии с болезнями, индивидуальными трудностями, возрастом и характером. Глубина его обучения удивительно сочетается с внешней простотой. Кажется, что он заглядывает в душу каждого человека и учит его максимальному раскрытию внутренних возможностей.
Гуру требует от учеников полной самоотдачи. А у учеников есть огромная потребность в одобрении гуру. Это одна из тонких движущих сил их отношений.
Возможно, вы уже пятый раз делаете навасану (позу лодки) и буквально умираете. Раньше ваши ноги выпрямлялись, но теперь они не слушаются. («Почему они не могут выпрямиться? Обычно они выпрямлялись. А если он увидит, что я жульничаю? Он будет кричать на меня, называя по имени? Нет, я все-таки должен попробовать. Я не могу выглядеть перед ним как дрожащее месиво. Надо сосредоточиться на дыхании».)
Паттабхи Джойс: Еще раз.
(«Еще раз… конечно. Он всегда подгоняет нас на этом пути. Хорошо, попробую еще раз — для него».)
После каждого занятия выстраивается очередь за получением благословения. Вы кланяетесь Гуруджи, касаясь его стоп, и затем прикладываете руки к голове или к сердцу.
Один ученик сказал: «Я хочу подойти к Гуруджи, хотя раньше никогда никому не кланялся. Я не уверен, но кажется, меня тянет это сделать».
«Кланяйся не просто человеку, -ответили мы ему. — Поклонись своему высшему «Я», которое видишь в нем. Тогда поклон ему будет поклоном своему высшему потенциалу».
И тот ученик поклонился. После этого он выглядел освобожденным. Возможно, для многих людей этот жест — самая трудная часть программы. Гуру это умеют делать: они дают нам возможность избавиться от эгоизма и заменить его служением и преданностью.
— Каковы основные требования к учителю, что такое хороший учитель йоги?
Гуру может и не быть совершенным просветленным существом. Просветление ученика зависит не от достижений учителя, а от его искренней преданности Истине. Жил-был гуру с тремя учениками. Однажды гуру говорит первому ученику: «Ты не тело и не ум. Прыгни вон с той скалы. Ты не умрешь». И ученик прыгнул со скалы. Гуру говорит второму ученику: «Ты — бессмертное «Я». Ты можешь делать все что угодно. Иди и прыгни вон с той скалы». И ученик прыгнул со скалы. Гуру говорит третьему ученику: «Ты божественный и бессмертный Атман. Иди и прыгни вон с той скалы». Ученик прыгнул со скалы. Гуру осторожно подошел к краю пропасти, ожидая увидеть три мертвых тела. Он посмотрел вниз и увидел трех счастливых и улыбающихся учеников, подпрыгивающих и машущих ему руками. Гуру ужасно загордился. «0, — подумал он, — а ведь я лучше, чем мне казалось». С этими словами он прыгнул со скалы и разбился. Паттабхи Джойс: У него должно быть видео… [смеется] Полное знание метода йоги и терпение по отношению к ученикам.
— Каковы основные требования к ученикам?
Паттабхи Джойс: Они должны немного знать санскрит и получать инструкции
по йоге у квалифицированного учителя.
Гуруджи очень критически настроен к употреблению мяса. Он полагает, что для занимающихся йогой просто нет другого выбора, кроме вегетарианской диеты.
— Некоторые учителя йоги говорят, что вегетарианская диета не является необходимой.
Паттабхи Джойс: [смеется] О… новый метод!
— Многие индийцы и западные люди едят мясо.
Паттабхи Джойс: Они не знанимаются йогой. Употребление мяса делает вас жесткими.
— Какой из аспектов йоги в наше время самый важный?
Паттабхи Джойс: Вегетарианская диета — это и есть самый важный аспект йоги.
Ом саха нававату
Саха над бхунакту
Саха вирьям карававахай
Тсджасви навадхитам ас ту
Ма видвиишвахай Ом шанти шанти шангпи
Прими нас обоих,
Защити нас обоих,
Да возрастают наши знание и сила,
Да не станем мы соперничать друг с другом.
ОМ, мир, мир, мир.
Таково традиционное песнопение ученика и учителя. Ученик и учитель -эчороли, которые могут со временем поменяться. Тем не менее они нужны. Чтобы шел ток, требуются положительный и отрицательный полюсы: тот, кто дает, и тот, кто получает.
По внешним особенностям и склонностям учителей можно классифицировать так же, как во второй главе мы определяли учеников, т. е. в соответствии с тремя Гунами: саттва (равновесие, свет), раджас (страсть, активность) и та-мас (инерция, тьма).
Саттвичных учителей интересует только достижение Истины и помощь ученикам в ее достижении. Эти учителя считают, что служить ученикам — значит служить Богу. Если и учитель, и ученик саттвичны, они оба учатся и развиваются, потому что оба заинтересованы только в атма-джня-не (познании «Я»). Саттвичные учителя относятся ко всем ученикам одинаково — согласно их потребностям и способностям.
Раджасичные учителя не хотят иметь учеников, которые могут сами упорядочивать свою жизнь; они хотят иметь последователей. Такие учителя материально, эмоционально и духовно зависят от своих учеников. Они очень беспокоятся о впечатлении, производимом на других, и могут расстроиться, если ученик их не любит. Их внутренняя связь с глубокими духовными истинами слаба, потому что им не хватает дисциплины. Вместо углубления своей садханы и развития смирения они развивают в себе гордость и стяжательство.
Если саттвичные учителя никогда не имеют любимчиков и преподают согласно потребностям учеников, то рад-жасичный учитель всегда держит фаворитов, которые ему льстят. Раджасичные учителя могут сплетничать о других учителях и нередко запрещают своим ученикам заниматься с другими учителями, причем делают это не из беспокойства о духовном развитии учеников, а вследствие неуверенности в себе. Раджасичные учителя чрезмерно озабочены оплатой за обучение, от которой зависит степень прилагаемых ими усилий, Раджасичные учителя очень зависят от похвалы и стараются получить в первую очередь одобрение учеников, а не Бога.
Вы не можете никому помочь — вы можете только служить.
— Свами Вивекананда
Тамасичные учителя воспитывают бездумных последователей, которые будут делать все что угодно, включая вещи безнравственные и неэтичные. Они могут зайти так далеко, что начнут поощрять наркоманию, убийство и самоубийство. Тамасичный учитель любит помыкать учениками, что-
бы увеличить свою власть. Тамасичные учителя готовы на все, лишь бы усилить свое эго. Свою харизму тамасичные учителя используют для манипуляции людьми.
Всегда стремитесь развивать саттвичные качества. Если вы преподаете, попытайтесь быть материально, эмоционально и духовно независимы от своих учеников. Старайтесь зависеть только от Бога. Если же вы ученик и ваши намерения чисты, то не так уж важно, какой у вас учитель. Вы будете продвигаться в любом случае. Взращивайте в себе саттву, и ошибки учителя вас не затронут. Ученик может достичь освобождения даже с тамасичным учителем.
Хороший учитель заинтересован только в вашем просветлении. Он хочет, чтобы вы зависели только от своего внутреннего естества. Задача гуру -убрать из вашего сознания ложные структуры, которые мешают вам чувствовать свою душу. Гуру напоминает вам, что вы есть божественное «Я».
Старая индийская пословица гласит, что задача ученика -найти гуру, любить гуру, и наконец покинуть гуру. Когда гуру покидает тело, для его приверженцев могут настать тяжелые времена. На сложные отношения учителя и ученика может пролить свет история жизни и смерти нашего третьего гуру — Шри Брахмананды Сарасвати.
Еще в 1979 году ясновидящая сказала Шэрон, что у нее есть духовный учитель — врач. Шэрон спросила, встретит ли она когда-нибудь этого человека, и ответ был: «Да, но в будущем. Он говорит, что нужно хранить терпение и продолжать работать. Ты на правильном пути».
В мае 1993 года мы ездили в район Поконских гор на конференцию «Единство в йоге», посвященную столетию йоги в Америке. В списке участников были Свами Сатчидананда, Йоги Бхаджан» Сайт Кешавадас, Амрита Дешай, Йоги Хари, Свами Даянанда и Шри Брахмананда Сарасвати. Рядом с этими удивительными индийскими гуру были и такие уважаемые американские гуру, как Лилиас Фолан, Рамаджьоти Верной и Кали Рэй.
Об одном из докладчиков стоит упомянуть особо. Это был очень живой человек, в оранжевом берете и в огромных темных очках от солнца. Он был окружен спутниками и переводчиками. Казалось, что этот человек говорил на чужом языке, но мы узнали, что в 1983 г. он перенес серьезный приступ, в результате чего у него парализовало правую сторону тела и ухудшилась речь.
Шри Брахмананда Сарасвати принял этот удар как «конечное просветление». Его затрудненная речь потребовала «переводчика», но даже в таком теле его шакти (энергия) была огромной. Когда он говорил, из его глаз буквально сыпались искры. Он был самым ярким и вдохновенным докладчиком, которого мы когда-либо встречали. И он был очень увлечен своим предметом -просветлением.
Без сомнения, это существо было просветленным. Его тело и мозг пережили страшный удар, но он ни в коей мере не был истощен. Он был свободен. Его психофизическое состояние не могло препятствовать его неутомимой энергии и юмору. Сила любви беспрепятственно излучалась из него. Мы смотрели на него как зачарованные.
О чем была его лекция? На самом деле не имело значения, что он говорил; важно было, как он говорил. В его лекции поражала передача энергии, искры, которые сыпались из него, как если бы это был генератор высокого напряжения. Электричество пронизывало каждого, кто находился в той комнате. Все, что мы можем сейчас вспомнить, — это важное утверждение: «Хотя у вас есть тело и ум, вы — не тело и не ум. Вы — высшее «Я». Вы живы, чувствуйте же пульсацию!» Вот это да!
и
Мы вернулись в Нью-Йорк с горячим желанием углубить свою практику йоги и улучшить ее преподавание. Пару месяцев спустя Шэроы посетила ашрам «Ананда» в Монро, штат Нью-Йорк. Ашрам был домом Шри Брахмананды. На стенах висели его старые фотографии, и, к своему удивлению, Шэрон узнала этого человека. Это был ее духовный учитель, врач, которого она столько лет знала на астральном плане. Наконец» благодаря милости Бога и Гуру, она встретила его и на физическом плане. Она почувствовала огромное облегчение, будто вновь нашла потерянного родственника. Ее охватило чувство полноты, которое бывает только от беззаветной любви.
Шри Брахмананда Сарасвати родился в штате Уттар-Прадеш (Северная Индия) в семье брахманов. В миру его звали Рамамурти С. Мишра. Его мать была духовным учителем, у нее было много учеников. Отец был судьей — членом верховного суда, а также знатоком астрологии и астрономии. В доме говорили на санскрите, и с раннего детства Шри Брахмананда рос в атмосфере медитации, йоги и санскрита.
В возрасте шести лет Рамамурти Мишра очень серьезно заболел и… умер. Поскольку в течение 36 часов он не дышал и не подавал никаких признаков жизни, семья собралась его кремировать. Как это принято, отец, повторяя мантру, обошел