Скачать:PDFTXT
Лайф Дживамукти йога. Гэннон

а также тела блаженства.

В первых трех главах второй части книги внизу страницы помещены фотографии последовательностей асан, которые мы используем на занятиях. Вы познакомитесь с этими последовательностями в первых двух главах. И к тому времени, когда вы подойдете к третьей главе («Виньяса-крама: забытый язык последовательностей поз»), вы будете готовы выполнять их на одном из трех описанных в этой главе уровней: начальном, промежуточном или уровне опытных учеников.

Число дыхательных циклов, в течение которых нужно оставаться в асане, не является обязательным и дается в круглых скобках. Еще одно число рядом с фотографиями означает степень трудности асаны. Полный список асаи вместе с указанием их степени сложности вы можете найти в Приложении.

Если последовательность асан для вас новая, то, чтобы изучить ее и запомнить, потребуется нее ваше внимание. Но путем повторения вы постепенно разучите эти последовательности и со временем сможете концентрироваться в большей степени на плавности переходов и постоянстве сосредоточения.

6 ПРАНА: ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ

Поистине, все формы жизни рождаются из праны. Появившись на свет, они живут благодаря пране, а в конце жизни вновь сливаются с праной.

— Каушипшки-унаниишда (3.2)

Целью любой садханы является пробуждение космического сознания. Купдаяини — сознание, спящее подобно змее, свернувшейся в основании позвоночника, где находится вход и сушумпа-пади (центральный энергетический канал). Когда пробуждается кундалини, она поднимается вверх по сушумне, пробуждая различные уровни сознания, представленные семью чакрами (энергетическими центрами). Подъем кундалини к космическому сознанию соответствует нашей эволюции: от грубого эгоизма до осознания высшего «Я». Чтобы помочь кундалини пробудиться и начать этот подъем, йог должен уметь направлять праиу (энергию жизни) вверх.

Где есть жизнь, там есть и Ирана. В санскрите префикс пра указывает па движение, а па означает «всегда». Ирана подобна электричеству, которое в естественных условиях проявляется в непредсказуемой форме. Молния может поразить что угодно: вам не известно, куда она ударит. Но если то же самое электричество течет по проводам, его движение будет предсказуемым и управляемым. Такая электроэнергия может переместиться из пункта А в пункт Б. И разница между электричеством, проявляющимся хаотически, и электричеством, текущим по проводам, — в том, что последнее можно превратить в свет.

Нади -санскритское название «проводов», по которым прана течет по телу. Различие между праной, текущей беспорядочно, и праной, которая сознательно направляется через нади, состоит и том, что последняя несет с собой спет.

Пока мы живы, мы являемся проводниками праны, по наши «провода» могут быть изогнутыми, ржаными или порванными. Методы йоги, о которых идет речь во второй

части книги, — пранаяма (управление энергией жизни), асана (особые положения тела), виньяса-крама (плавная последовательность асан) и крийя (очищение) — призваны помочь нам очистить нади, чтобы прана текла свободно и мы могли направлять ее к просветлению.

Для осуществления этих методов йоги требуется сознательное, управляемое дыхание. Дыхание является одним из наиболее важных инструментов йога, но управление дыханием — не самоцель. Дыхание представляет собой инструмент, которым мы пользуемся в работе с праной. Управление дыханием позволяет нам чувствовать прану и направлять эту энергию вверх, через все семь чакр, чтобы выйти за пределы тела и ума и достичь высшего состояния сознания. Почувствуйте пульсацию крови. Ощутите электрическую пульсацию нервной системы. Настройтесь на пульсацию праны в тонком теле. И знайте: эта пульсация за пределами тела и ума и есть вы — Атман, «Я есмь».

Пранаяма — один из методов управления праной посредством осознанного дыхания. В слове «пранаяма» объединены два корня: прана и яма. Яма означает «управление, обуздание». Таким образом, пранаяма — это управление процессом дыхания, осуществляемое с целью обуздания праны. Но слово «пранаяма» можно составить также из слов прана и аяма. Аяма означает «неограниченный», однако в таком двойном значении нет противоречия. Чтобы освободить прану, йог должен сначала научиться ее ограничивать и направлять в сушумну (центральный канал), через которую она сможет неограниченно течь к Самоосознанию.

ТРЕУГОЛЬНИК ВОИНА. ТРОЙНАЯ УСТРЕМЛЕННОСТЬ ВОИНА-ЙОГА: ИСТИНА, ЛЮБОВЬ И КРАСОТА.

Нади образуют сеть, которая связывает тонкое тело с физическим и с телом блаженства. Как вы помните из второй главы, существует пять оболочек души: физическая, витальная, эмоциональная, интеллектуальная, а также тело блаженства. Витальное, эмоциональное и интеллектуальное тела вместе образуют тонкое тело, а нади — его нервная система. Считается, что в тонком теле есть 72 000 каналов-нади. Для йога наиболее важны три основных нади, которые исходят из основания позвоночника:

Сушумна-нади идет от основания позвоночника прямо вверх, к макушке головы. По сушумне течет одухотворяющая энергия маха-прана, а ее символрека Сарасвати.

Пингала-нади идет вправо по спирали вокруг сушумны и заканчивается в правой ноздре. Пингала ассоциируется с солнцем (ха), огнем, мужской энергией (ян), священной рекой Ямуной и рассудком.

Ида-иадп идет влево по спирали вокруг сушумна-нади и заканчивается в левой ноздре. Иду символизирует луна (тха), вода, женская энергия (инь), священная река Ганга и интуиция.

Когда прана свободно течет через нади, все три священных реки сливаются в аджня-макре, центре третьего глаза. Это и есть хатха-йога — союз солнца и луны.

Если из-за авидьи (неведения) нади засорены, то третий глаз закрыт. Напряженные мышцы — один из примеров того, как проявляется авидья. Например, растягивание правой стороны тела в триконасане («треугольнике») может помочь нам почувствовать, как прана безо всяких помех и ограничений течет от правой ноги к правой руке. Если мы осознаём этот тонкий поток праны, напряжение ослабевает и неведение начинает исчезать. Асаны помогают нам раскрыть нади, чтобы прана могла течь свободно.

Бахъя-абхъянтара-стамбха-вриттир деша-кала-санкхъябхих пари-дришто диргха сукшмах

(ЙС, 2.50)

Модификации пранаямы суть следующие: внешняя, внутренняя и

полная задержка дыхания. Они продолжительны или кратки и

видоизменяются согласно пространству, времени и числу.

Пранаяма — прекрасная настройка праны, повышающая частоту ее нибраций. Патанджали определяет пранаяму как регулирование вдоха, выдоха и остановки дыхания. Суть в том, чтобы заменить неосознанный способ дыхания осознанным.

Обычно прана циркулирует по телу в пяти направлениях, причем каждому из них свойственны различные функции. Эти пять ветров праны называют пятью видами вайю.

Прана-вайю занимает пространство от диафрагмы до основания горла. Она исходит из сердца и управляет дыханием, сердцебиением, кровообращением и речью.

ТРЕУГОЛЬНИК С ЗАХВАТОМ. ФИЗИЧЕСКИ СВЯЗАН С ЗЕМЛЕЙ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ СВЯЗАН С НЕБОМ

АПАНА-ВАЙЮ ТЕЧЕТ ОТ ПУПКА ВНИЗ К СТОПАМ. ОНА УПРАВЛЯЕТ МОЧЕИСПУСКАНИЕМ, ОЧИЩЕНИЕМ КИШЕЧНИКА, РОДАМИ, МЕНСТРУАЦИЕЙ, ИЗВЕРЖЕНИЕМ СЕМЕНИ И СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Самана-вайю занимает место от пупка до диафрагмы. Она перетекает вперед-назад подобно маятнику, регулируя пищеварение и усвоение пищи. Уравновешивает прана-вайю и апана-вайю.

Удана-вайю течет от основания горла к макушке. Она управляет кашлем, иканием и глотанием.

Вьяна-вайю течет во всех направлениях, неся прану к каждой ячейке тела.

Пранаяма

1. Пранаяма — сознательное управление дыханием. В пранаяме используются бандхи (замки) и мудры (печати), замещающие неосознанные энергетические структуры осознанными.

2. Управляя дыханием, можно справиться с переменчивостью ума.

3. Пранаяму можно выполнять с мантрой или без нее.

4. Лучшее время для праная-мы — сразу после восхода или заката. Также хорошо заниматься ею после выполнения асан и перед медитацией. Во время пранаямы мы изменяем направление обычного движения праны. Мы пытаемся заставить апана-вайю, которая обычно течет вниз, полностью изменить направление и двигаться вверх — чтобы использовать эту энергию для достижения просветления. Сознательный вдох поворачивает прана-вайю вниз к земле и открывает в основании позвоночника вход в сушумну. Сознательное сокращение тазового дна поворачивает апана-вайю вверх, к открытой сушумне. Если во время задержки дыхания на выдохе происходит подъем диафрагмы и живот втягивается, то прана-, апана- и самана-вайю соединяются в сушумне. И если при этом грудная клетка поднимается, а подбородок находится между ключицами, то удана-вайю соединяется в сушумна-нади с другими тремя вайю.

Однако если вы поели прямо перед занятием пранаямой (или асанами), то самана-» апана- и вьяна-вайю будут заняты перевариванием пищи и не смогут помочь вам познать Бога. Точно так же, если перед занятием вы пили воду и вам нужно освободить мочевой пузырь, апана не сможет стать восходящей. Возможно, вы пьете воду по привычке, потому что подсознательно немного боитесь продвинуться в освоении этих мощных потоков энергии. Решение простое: не ешьте и не пейте перед занятием и обязательно заранее опорожните кишечник и мочевой пузырь.

Если вам удалось изменить направление потока праны и заставить ее войти в сушумна-нади, обычные функции, которыми управляют эч и вайю, могут замедлиться или даже совсем прекратиться. Например, это может отрицательно сказаться на менструации, для которой требуется нисходящий поток апаны. Подъем апаны вверх в течение первых 2-3 дней менструального цикла может замедлить или совсем остановить месячные, а затем трудно будет добиться их возобновления. Поэтому мы советуем йогиням воздерживаться от энергичного занятия асанами и пранаямои в течение одного-трех дней менструации. С помощью интуиции женщины должны определить, сколько дней отдыха требуется их телу во время месячного очищения: один, два или целую неделю. Эти дни — хорошая возможность заняться изучением текстов, медитацией или служением.

Праву можно потерять через любые из «врат» тела: через нос, уши, глаза, рот, задний проход, уретру, влагалище и ум. Каждый из пяти органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) также заставляет прану вытекать из тела. Эти врата закрываются, если ту энергию, которая обычно вытекает через органы чувств, отверстия тела и ум, сознательно повернуть внутрь.

Первый шаг к пранаяме — это осознавание дыхания. Расслабьтесь, лежа на спине с закрытыми глазами, и почувствуйте, как воздух входит в легкие и выходит из них. Не старайтесь управлять дыханием или как-то его изменять. Ощутите чудо дыхательного про цесса. Кто управляет дыханием? Оно продолжается непрерывно, 24 часа в сутки, ежедневно в течение всей вашей жизни и без каких-либо сознательных усилий. Неосознанным дыханием управляет продолговатый мозг (medulla ob-longata), расположенный в верхней части позвоночного столба; он же отвечает за частоту сердцебиения, за пищеварение и другие автоматические функции тела.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА. У ВОИНА ЛЮБВИ ВСЕГДА ЗА СПИНОЙ КРЫЛЬЯ ТАЙНОЙ МОЛИТВЫ.

Дыхание и мысли имеют некоторые общие черты: Вдыхаемый воздух, как и мысли, невозможно увидеть. 0 них можно узнать только по производимым ими последствиям. Учащенное неуправляемое дыхание, как и хаотичные мысли, обычно указывает на физическое или умственное напряжение. И наоборот, медленное осознанное дыхание есть признак сосредоточения ума и устойчивого мышления. Теперь сядьте в удобную позу. Сидите не двигаясь и вдохните, чувствуя, как мышцы наполняются энергией. Не позволяйте дыханию задержаться где-то по пути. Оно подобно зеркальной глади озера в безветренную погоду. Дыхание — это основа, фундамент таких средств йоги, как асана и медитация. Устойчивое, беспрепятственное дыхание приводит тело и ум в уравновешенное состояние.

Ясно осознавайте энергетические каналы, которые проходят в задней части тела. Попробуйте ощутить их связь с каналами энергии, проходящими в передней части тела. Держите подбородок параллельно полу и расширьте грудь, расправив плечи. Расширение груди создает психологический

Скачать:PDFTXT

Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать бесплатно, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать онлайн