третьем глазе — обители Шивы (недвойственного сознания). И такой подъем является движением сознания от неведения к счастью.
Асаны помогают понять, как тело меняется — ежедневно, еженедельно, ежемесячно, в течение всей жизни. Тело молодого человека способно к быстрому развитию и восстановлению; людям среднего возраста и пожилым следует работать медленнее — их тела оздоровливаются не так быстро. С помощью асан мы осознаём необходимость приятия перемен тела и ума, а стабильность находим в сфере души. Уступите переменам. Позвольте этому случиться. Не сопротивляйтесь. Если позволить огромным силам проходить через нас без сопротивления, это даст нам свободу. А принятие перемен делает мир легким.
Выполняйте предписания, и тогда вы поймете нечто, что невозможно описать. Это именно то, с чем имеет дело йога. Все мистические тексты на самом деле являются инструкциями. Это не попытка описать Вселенную, Бога или иную реальность. Любой мистик знает, что это невозможно. Слово «мистика» происходит от греческого «тишина»; это «Ттс-с, замолчи! Будет говорить «Я»…» Это йога. Замолчи… замолчи и слушай.
— Алан Уотс
Иногда Он [Бог] ощущается как экстаз, но часто это может быть боль, мука или беспокойство. Эта смесь чувств напоминает нам, что соединяются два объекта. Один из них — дух, а другой — тело. Тело может воспринимать дух только через нервную систему. Когда интенсивность переживания присутствия Бога увеличивается, нервная система просто переполняется.
— Дипак Чопра. «Как познать Бога»
ЗМЕЯ И СОБАКА, ФОРМЫ ПРИХОДЯТ И УХОДЯТ, НО ЕДИНЫЙ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ.
Однахда Бог сильно расстроился из-за постоянного ворчания людей, которые были недовольны своей жизнью и все время жаловались, умоляя исполнить их просьбы. «Вылечи, сделай богатым, пошли мужа, дай ребенка» и т. д. Все время раздавались мольбы. Богу требовался отдых, но где бы Он ни скрывался, его находили и вновь забрасывали просьбами. Поэтому, чтобы попытаться решить эту проблему, Бог созвал на горе Меру совет богов и богинь. Шива посоветовал скрыться на Луне: «Там Тебя точно не найдут». Но Бог знал, что они найдут Его там очень быстро. Вишну предложил скрыться на дне самого глубокого океана: «Никто не сможет заглянуть туда!» Но Бог знал, что и это потайное место недолго будет оставаться таким. Наконец богиня Сарасвати со смехом сказала, что ответ очевиден: «Спрячься в их сердцах — ведь они никогда туда не заглядывают!» В храмах Северной Индии иногда можно увидеть людей, применяющих весьма оригинальную технику проницательного взгляда. Прихожанин сжимает руку в кулак (в виде трубки) и пристально смотрит через него на Божество, используя кулак как телескоп. Таким образом верующий отсекает посторонние помехи и получает опыт личного общения с Божеством. При выполнении асан каждая часть тела становится выражением желания понять Бога. Руки, ноги, пальцы и все части тела выражают эту тоску по Божественному. Глаза тоже не являются исключением.
Вы когда-нибудь играли в детскую игру «Спрячь наперсток»? Цель игры — скрыть этот крошечный объект у всех на виду, никуда его не унося. Игра демонстрирует, как мы ищем нечто, думая, будто оно скрыто от нас. Мы заглядываем в самые труднодоступные места, игнорируя самые очевидные.
Практика йоги — способ найти то, что нам трудно увидеть или почувствовать. То, что иногда называют счастьем. Мы привыкли искать не там, где надо. Поэтому, чтобы увидеть искомое, нужно научиться смотреть особым образом.
Малыш, ты хочешь найти это во что бы то ни стало, но сколько же ты будешь искать то, чего не терял?
— Боб Дилан. «Я оставлю это при себе»
Дришти (технику проницательного взгляда) часто понимают неправильно. Для некоторых асан рекомендованы определенные точки сосредоточения взгляда: вниз, влево, вправо, на кончик носа, пупок, третий глаз, пальцы ног, пальцы рук. Но на самом деле смотрят не на эти точки» а вглубь их, используя их как своего рода механизм наведения. Проницательный взгляд — это метод развития, который помогает вам сосредоточиться на цели йоги: единении с Богом.
Для каждой асаны нужная точка сосредоточения взгляда — та, которая лучше всего соответствует энергетике данной асаны. Например, в первом варианте «позы воина» (вирабхадрасаны I) взгляд направлен на ноготь большою пальца руки, потому что для этого нужно правильно расположить руки. Вы не можете увидеть ноготь большого пальца, если ваша рука будет за ухом. Вы также не сможете расправить грудь и раскрыть сердце.
Если в процессе занятия вы заметили, что глаза у нас закрыты и вы слегка отключились, откройте их и направьте взгляд на точку, которая помогает выполнению данной асаны.
Проницательное всматривание — это не то же самое, что обычный взгляд. Обычно мы смотрим на объект, подразумевая, что он находится в том же измерении реальности, что и мы. Акт зрительного восприятия содержит в себе двойственность: есть тот, кто смотрит, и есть объект, на который смотрят. Пристальное всматривание, напротив, является способом увидеть то, что за пределами мирских объектов. Этот взгляд обращен на туманную область восприятия за пределами точной фокусировки. За пределами ограничений своих глаз йог стремится увидеть Бога.
Будучи направленным наружу, правильный проницательный взгляд фиксирован также и на внутреннем. Пространство искривлено, поэтому, если бы у вас был достаточно мощный телескоп, вы могли бы, глядя в него, увидеть свой затылок. А если бы этот телескоп мог также воспринимать рентгеновские лучи, вы могли бы смотреть прямо сквозь затылок — в сам процесс видения.
Проницательный взгляд — замечательный и полезный способ углубления концентрации. Подо6но другим методам йоги (например, пранаяме — ограничению дыхания с целью его расширения), проницательный взгляд является методом сужения сферы видения, расширяющим ее за пределы объекта.
ОБЕЗЬЯНА-ГЕРОЙ. ОБЕЗЬЯНИЙ УМ ВЫДРЕССИРОВАН ГЕРОИНЕЙ.
Нормальное видение линейно и объективно. Йогическое же видение многомерно и выходит за пределы двойственности субъекта-объекта. Нормальное видение воспринимает границы, которые отделяют начало одного объекта от конца следующего. Проницательный взгляд расширяет видение за пределы отделенное(tm) одного объекта от другого — вплоть до лежащей в их основе единой причины.
Если в процессе выполнения асан поддерживать проницательный взгляд и дышать устойчиво, то разовьется способность быть непривязанным к своим усилиям и колебаниям ума-тела. Эта же непривязанность поможет вам стать великодушным и не придавать значения своему гневу, страху и любым эмоциям, которые мешают вам становиться все лучше и лучше.
Асаны расчищают тонкие пути протекания праны. Осознавая движение праны, мы осознаем широту своего потенциала. Мы понимаем, что не исчерпываемся какой-либо одной статической формой. И это проявляется в упражнении сурья-намаскар («приветствие солнца»). Есть много версий сурья-намаскара; та, что приводится здесь, основана на асанах, иллюстрации к которым помещены в этой главе на полях.
Предоставляя возможность помещать себя в различные формы и структуры существования, асаны помогают нам осознавать прану, ощущать динамическую силу, которая оживляет все формы. В кельтском мифе о Камелоте (дворце короля Артура) Мерлин учит юного Артура, как стать хорошим королем. Волшебник превращает мальчика в различные формы жизни: в животных, в растения и минералы. Испытав состояние тех, кем он должен править, Артур научился править с состраданием. Такова же и йога: восприятие жизни во всех ее формах.
8 ВИНЬЯСА-КРАМА: ЗАБЫТЫЙ ЯЗЫК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ ПОЗ
Сначала новорожденный не умеет ходить; но посредством ума он постоянно делает внушение своему телу и, попрактиковавшись год-два, начинает ходить. Любое знание, которое мы сейчас приобретаем или надеемся приобрести в будущем, приходит к нам с помощью внушения. Злое внушение ведет к несчастной жизни, а доброе — к счастливой.
— Шри Брахмананда Сарасвати. «Психология йоги»
Во многих книгах асаны представлены как статические позы. Однако изучая только статические позы, вы не раскроете их огромный потенциал. Если отдельные асаны правильно соединить в последовательность, результатом будет «физиологическая мантра» — мощный вихрь пересекающихся рек бытия.
Слово виньяса означает «собрание, связующий механизм». Крама переводится как «процесс»; это слово указывает на текущую последовательность перемен. Таким образом, впньяса-крама — это последовательность перемен, без отклонений осуществляемых ради единой поставленной цели.
Большинство людей не осознают своих текущих намерений. Детали заполняют их жизнь, но причинная нить виньясы остается неуловимой. Часто они оказываются в такой ситуации, что удивленно спрашивают себя: «Как я в нее попал?» Если же мы сознательно ставим перед собой цель и учимся придерживаться этого намерения несмотря на препятствующие и отвлекающие внешние события» процесс идет так, как нужно.
Виньяса — элемент, который соединяет воедино различные моменты цепи перемен. Он подобен нити ожерелья, на которую нанизан жемчуг. Связующая нить может быть двух видов: сознательная и бессознательная. Изменения происходят всегда, но обычно их последовательность связана Несознательными состояниями; другими словами, сознательный ум будет не в и состоянии ее воспринять. Йог, не подверженный иллюзии двойственности, способен чувствовать последовательность мгновенных перемен: прошлое, настоящее и будущее. Если мы ясно ощущаем и внутреннее побуждение, и результат текущих перемен, то можем выстроить последовательность действий, сознательно направляемых и производящих нужный эффект. Выполняя последовательность асан, вы связываете их с сознательным дыханием. Однако истинная виньяса (связь) — это намерение, с которым вы выполняете асаны. В отличие от бессознательного состояния, позы йоги связаны с сознанием посредством намерения. Дыхание является просто метафорой этой решимости. Если вы намерены выполнять асаны ради познания своего «Я», каждое ваше дыхание поможет сломать чувство отделенное(tm) от других. Вы поймете, что атмосфера наполнена атомами воздуха, которые когда-то уже побывали в легких каждого живущего. Мы дышим друг другом. И от такого понимания нетрудно перейти к признанию того, что у всех нас такое же общее сознание, как и воздух, которым мы дышим. Пробуждение сознания принесет пользу всем существам: раз у всех нас общее сознание, то и его пробуждение будет общим.
ПРОБУЖДЕНИЕ ЗМЕИ. КОГДА СЛИВАЮТСЯ ЭНЕРГИИ КОСМИЧЕСКОГО РАЗУМА И ЖИЗНИ…
Один из примеров виньяса-крамы, с которой большинство изучающих йоту уже знакомо, — это суръя-намас-кар. Классический вариант «приветствия солнца» был представлен в предыдущей главе. Есть много разновидностей этого упражнения, одна из которых — вариант, показанный на предыдущей странице. (Если вы не знакомы с «приветствием солнца» и другими асанами, приведенными в этой книге, то, прежде чем выполнять подобные упражнения, пожалуйста, найдите хорошего учителя.) Во многих школах йоги сурья-намаскар используется в качестве разминки перед занятием. В этом упражнении повторяется последовательность естественного развития ребенка от положения эмбриона в утробе до положения стоя — но в обратном порядке: из прямой стойки к положению сидя в наклоне. Это символизирует движение от материи к духу.
1. Ребенок находится в положении эмбриона в матке (в наклоне вперед).
2. Ребенок учится вытягиваться на плоской поверхности.
3. Ребенок лежит на животе в «позе собаки головой вверх».
4. Ребенок отталкивается руками и коленями.
5. Ребенок, отталкиваясь, выходит в «позу собаки головой вниз».
6. Ребенок идет ногами к рукам — «уттанасана».
7. Ребенок встает в шатком самастхити.
Вверху; виньяса с концентрацией на