дыхании;
внизу: виньяса с концентрацией на мыслях
Мандала сурья-намаскар («приветствие солнца»)
Сурья-намаскар
(«Приветствие солнца»)
Выдох. Прямая стойка (самастхити).
Вдох. Сцепить большие пальцы рук, прогнуться назад.
Выдох. Наклон вперед (уттанасана).
Вдох. Шаг правой ногой назад в выпад (вариант чандрасаны).
Выдох. Подшагнуть, «Собака головой вниз» (адхомукха-шванасана).
Выдох. Колени, грудь и подбородок прижать к полу (аштанга-намаскар).
Выдох. Таз к пяткам, затем «собака головой вниз»
(адхомукха-шванасана).
Вдох. Шаг правой ногой вперед.
Выдох. Наклон вперед (уттанасана).
Вдох. Согнуть колени, сцепить большие пальцы рук, подняться вверх, выпрямляя ноги, и прогнуться назад.
Выдох. Прямая стойка (самастхити).
Выполняйте эту последовательность по крайней мере 5 минут. САРАНЧА И ВЕРБЛЮД, СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕНАМ ОЩУЩАЕТСЯ В ТЕЛЕ КАК ДИСКОМФОРТ.
Дыхание — это внешняя виньяса (связующий элемент); намерение — внутренняя виньяса. Управление дыханием поможет вам управлять мыслями. Старайтесь не делать дополнительных дыханий. На каждое движение должен приходиться только один вдох или выдох. Длина вдоха должна быть равной длине выдоха, и дыхание должно начинаться с началом движения, а заканчиваться чуть позже его прекращения. Совершенствуя способность выполнять каждую из позиций с одинаковым, устойчивым, ровным дыханием, вы сможете постичь вездесущее сознание, пребывающее во всех формах мира. Йоги же, изменив порядок этих движений, начинают с шаткого самастхити. На микрокосмическом уровне сурья-намаскар использует эти движения раннего детства. Когда мы меняемся, переходя от одной формы к другой — от «собаки» до «воина», чтобы подойти к «горе», — одно остается неизменным: дыхание и ощущение «Я есмь». В детстве мы учились ползать, стоять, ходить и бегать, но внутри наше ощущение «Я есмь» никогда не менялось.
Сурья-намаскар имеет много вариантов, и каждый из них полезен, если выполняется с надлежащим вниманием к виньясе. Выполнение виньясы упражнения «сурья-на-маскар» утверждает цель ваших занятий — ведь упражнение похоже на молитвенный поклон в храме. Это поклон в почтительной молитве к небесам, Земле и всем земным существам. Мы чувствуем непрерывность всего, что проходит. И мы соединяемся с этой непрерывностью.
Выполнение последовательностей асан — эффективный способ исследовать концепцию и практический аспект винъяса-крамы, потому что это последовательность перемен, выполняемых в управляемой ситуации и с сознательным стремлением к Самоосознанию.
Спокойно и невозмутимо наблюдая за тем, как наши привычки, страхи и другие тенденции определяют принятие и отрицание перемен, с которыми мы встречаемся при занятиях асанами, мы постигаем природу своего ума, его бессознательные аспекты.
Чтобы научить свой ум управлять чувствами, а не позволять им двигаться куда угодно, мы вначале используем дыхание, устремленность, бандхи и проницательный взгляд. Ум по природе склонен следовать за чувствами, порхающими от ощущения к ощущению. Однако сосредоточившись на дыхании» концентрируясь на слитном выполнении асан, мы учимся однонаправленной сосредоточенности внимания. Если мы научились непрерывному сосредоточению ума в течение длительного времени, это называется дхараной. И в конечном счете дхарана спонтанно ведет нас к медитативному состоянию — дхьяне.
ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА. ЛЯГУШКА ПРЫГАЕТ ПРЯМО К ЦЕЛИ.
Виньяса-крама — это последовательный подбор асан для достижения определенных результатов. Эти последовательности придают силу, очищают, развивают равновесие, лечат; некоторые из них похожи на танец или боевые искусства, другие рассказывают истории, и все они могут привести к самадхп (просветлению)! Выполнение последовательности наделяет асаны силой молитвы, бросает вызов ограничениям тела, содержит элементы артистизма и оказывает лечебное воздействие.
Подобно отдельным звукам, которые составляют алфавит языка, каждая асана обладает дискретной вибрационной сущностью. Когда асаны должным образом связаны, они складываются в призыв, отклик на который зависит от природы намерения и содержания обращения. Поэтому эти последовательности нужно выполнять медленно и тщательно, с осознаванием.
Виньясу можно выполнять непрерывно в течение части занятия или даже всего занятия. Высшим связующим механизмом является сознание, поэтому, проходя через те или иные позы, мы используем дыхание как способ тренировки внимания, а значит, и пробуждения сознания. Использовать в виньясе дыхание — значит отмечать каждый вдох и выдох и, входя или выходя из асаны, связывать их с соответствующим движением. Дыхание освещает и наполняет асану.
Чтобы во время выполнения асан находиться в правильном возвышенном настороении, можно использовать нижеперечисленные средства. Если вы заметите, что ум блуждает, воспользуйтесь ими для восстановления сосредоточенности, Приобретя некоторый опыт, вы сами поймете, что помогает вам лучше всего.
1. Изображения божеств и великих святых, посвятивших жизнь развитию сознания.
2. Вдохновенная духовная музыка, которая воодушевляет и напоминает нам о цели йоги.
3. Повторение про себя мантр, в координации со вдохом и выдохом.
Во время виньясы дыхание должно быть непрерывным — все время вдох или выдох; задержки дыхания не допускаются. Если вы чувствуете, что задержали дыхание, понаблюдайте за глубинными впечатлениями ума, которые привели к этой задержке. Вы можете даже получить подсказку относительно того, как эти глубокие структуры ума заставляют вас спотыкаться и в жизненных событиях.
Дадим нсколько важных советов о том, как дышать во время выполнения виньясы:
1. Дышать нужно только через нос; вдохи и выдохи должны иметь равную продолжительность, и объем воздуха в них тоже должен быть равным. Дыхание уджджайи делает дыхание слышимым, а так им легче управлять. Если вы еще не знакомы с техникой уджджайи, пожалуйста, найдите преподавателя йоги, который может вас обучить. Некоторые инструкции также приведены в шестой главе (в части, посвященной пранаяме).
2. Вдох, как правило, приходится на восходящие движения и движения, в которых расправляется передняя сторона тела.
3. Выдох, как правило, приходится на нисходящие движения и движения, в которых расправляется задняя сторона тела.
4. Никакие движения не выполняются без глубокого их соединения со вдохом и выдохом.
5. В любой позе характер дыхания отражает состояние ума. Если дыхание уравновешенно, свободно от влечения к удовольствию и от отвращения к боли, то и ум будет иметь те же качества.
«Компенсирующая поза» — это поза, в которой энергия перемещается в противоположном (по отношению к предыдущей асане) направлении. После длительного удержания позы требуется компенсирующая асана.
Асана: саламба-сарвангасана (стойка на плечах);
Компенсирующая поза: матсьясана («рыба»).
«Нейтрализующая поза» — асана, в которой энергия принимает нейтральное положение, позволяя вам двигаться в другом направлении или продолжить движение в том же направлении, но с большей интенсивностью.
Такие нейтрализующие позы, как «стол» и адхомукха-шванасана («собака головой вниз»), выполняются между асанами и их последовательностями, перед тем, как перейти к следующему, более высокому уровню сложности.
В зависимости от окружения, в котором выполняется поза, она может быть компенсирующей или нейтрализующей. Например, «стол» является нейтрализующей позой, но может также рассматриваться как компенсирующая, если ей предшествовали наклоны вперед. 6. Для входа в позу, перехода между позами и выхода из позы используется наименьшее из возможных количество дыханий и движений. Никакой суеты и волнений, никакой подгонки и подстройки, никаких мечтаний и никакого хныканья.
ИГРАЮЩАЯ РЫБА. РЫБА ИГРАЕТ В ВОДЕ, НЕПОДВЛАСТНАЯ ВЗЛЕТАМ И ПАДЕНИЯМ.
Кшана-пратийоги паринамапаранта-нирграхьях крамах (ЙС, 5.33)
Крама (процесс) есть последовательность моментов, которая воспринимается только в конце трансформации трех гун.
В этой сутре Патанджали сообщает нам, что когда три гуны (качества иллюзорного существования) преодолеваются, то постигается процесс (крама). Если асаны выполняет человек пребывающий в тамасе, то он будет впадать в сонливость, зевать и даже мечтать о власти. Выполнение асан с преобладанием раджаса — это соперничество, ярость, беспорядочность и агрессия. Чтобы избежать этих тенденций, развивайте саттвичность, для которой характерны устойчивость (стхира) и радость (сукха).
Старайтесь заниматься сознательно и настойчиво, не поддавайтесь хаосу повседневности. Различные упражнения, представленные в этой книге, — хорошая отправная точка для разработки индивидуального комплекса асан. После того как вы поработаете с некоторыми из последовательностей упражнений, вы приобретете нужные навыки и начнете понимать элементы, из которых этот комплекс состоит. Тогда вы сможете импровизировать и изменять его, включая большее число последовательностей, добавляя или исключая асаны. Однако такое включение или исключение не должно основываться на сиюминутной прихоти или пристрастии. Основанием для изменений должно служить практическое знание о возможных эффектах данной последовательности и умение правильно подбирать последовательность асан для занятия.
В конце этой книги находится приложение, н котором приведен список асан, которые вы можете использовать для построения своих собственных последовательностей асан. Чтобы помочь вам строить последовательности, двигаясь от менее трудных асан к более сложным, в приложении асаны перечислены в порядке возрастания их сложности.
Ежедневное выполнение асан позволит вам выйти за пределы приятного и неприятного, влечения и отвращения и почувствовать полноту возможностей тонкой структуры каждой последовательности. Это один из методов достижения запредельного. Идеальная практика — повторять последовательность без изменений, пока вы ее не освоите. Короче говоря, повторение — мать учения.
Чтобы выйти за пределы трех гун, с самого начала занятий позаботьтесь о саттви-ческом равновесии. Если оно будет достигнуто» то постепенно и без лишних усилий возникнет трансформация, о которой говорил Патанджали.
Итак, ежедневное выполнение асан должно:
· Направлять ваше внимание к духовной цели.
· Очищать нади (тонкие нервные каналы) и усиливать поток праны.
· Поддерживать, стимулировать и регулировать состояние эндокринной системы.
· Способствовать постепенному увеличению силы, гибкости и радости.
На любом этапе занятий каждая новая последовательность поз должна увеличивать его интенсивность до максимально возможной (для данного человека), а затем уменьшать интенсивность, используя нейтрализующие и менее сложные асаны. Мы движемся от общего к частному и обратно к общему, от менее трудного к более трудному и опять к менее трудному.
ПОГОНЯ ЗА КРИШНОЙ ВЕСЬ МИР — МЕСТО ЕГО ИГР, А НЕБО — ЕГО ПУТЬ.
Нижеприведенная диаграмма показывает, как в процессе занятия нужно волнообразно увеличивать степень сложности асан, перед каждой новой волной выполняя позы нейтрализации. Числами от 1 до 4 обозначен уровень сложности. Толстой черной линией представлены усилия опытного йога, тонкая черная линия соответствует промежуточному уровню, а пунктирная — для начинающих. Внизу указано, на какой асане делается акцент в данной части занятия. Примерно так (с добавлением боковых наклонов, скручиваний и нейтрализующий поз) может быть составлен полный комплекс.
Тонкие вертикальные пунктирные линии показывают где можно поместить нейтрализующие асаны. Жирными пунктирными линиями отмечены места, требующие компенсирующей позы. Здесь вы можете видеть, как используются нейтрализующие позы (где это необходимо) и волнообразно увеличивается сложность упражнений.
Один из наиболее трудных аспектов выполнений комплекса упражнений — понять, как войти в данную асану или выйти из нее. Вот некоторые общие правила, которые вам в этом помогут; 1 . Ни одно движение не должно выполняться без соответствующего дыхания. 2. Не нужно добавлять лишних движений (даже для эстетики). 3. Если вы сомневаетесь, что сделать дальше, полностью выйдите из асаны и выровняйте тело нейтрализующей асаной, а затем переходите к следующей позе. Существуют некоторые общие правила занятий асанами:
1. Всегда начинайте с призыва, молитвы или посвящения.
2. Выполняйте упражнения осознавания дыхания, которые переключают внимание на дыхательный процесс. Примеры: капалабхати-крийя (см. описание на стр. 196) или уджджайи (см. описание на стр. 127).
3. Разогрейтесь от 5 до 15 минут, выполняя виньясу суръя-намаскар («приветствие солнца»).
4. Можно оставаться в позе в течение любого отрезка времени, но