В XIV веке Сватмарама написал детальное руководство по хатха-йоге: «Хатхайога-прадипику» («Прояснение хатха-йоги»).
Одна из основных особенностей «Хатхайога-нрадипики» — шат-карма-крпйя. Шат означает «шесть», а карма — «действие». Крииями называют действия, которые устраняют препятствия, метающие восприятию нашей истинной природы. Слабое здоровье может быть одним из таких препятствий, тогда как хорошее здоровье помогает в трудной духовной практике.
Риши разработали аюрведу специально для тех, кто хочет наслаждаться миром, оставаясь здоровыми. Рекомендации, учитывающие суточный и сезонный ритм, диетические предписания, терапия и учение о борьбе с последствиями привычек помогут вам быть здоровыми, сердечными и дожить до глубокой старости — если вы способны себя ограничить, точно следуя этим предписаниям. Вы должны сознательно выбрать, насколько вы хотите себе потворствовать, и отсюда следует, насколько здоровыми вы будете.
— Роберт Е. Свобода. «Пракрити: ваша аюрведическая конституция»
Считается, что шат-карма-крийи — это «шесть действий», уравновешивающих доши, из которых, по представлениям аюрведы, состоит тело. Аюрведа означает «наука о жизни»; это древнеиндийская система медицины. Аюрведа определяет доши так:
вата: ветер; питта: желчь; капха: слизь.
Когда эти три доши выходят из равновесия, тело становится восприимчивым к болезням.
Хотя концепция индивидуальной конституции существует уже много веков, для людей Запада она является новой. Для нас это новый способ понять свои отношения с Природой. Аюрведа предназначена прежде всего людям, которые, гармонизируя себя, стремятся стать гармонизирующей силой Вселенной.
— Роберт Е. Свобода. «Пракрити: ваша аюрведическая конституция»
ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ ЙОГИ:
(Внимание! Прежде чем применять любую из этих шести очистительных техник, пожалуйста, проконсультируйтесь с учителем.)
1.Дхаути: очищение водой и трением. Эта процедура включает в себя чистку зубов, очистку языка, прочистку горла, мытье ушей, продувание и промывание носа, очищение желудка, кишечника, внутренних органов и заднего прохода.
2. Басти: очищение с промыванием толстой кишки. Вы можете легко научиться делать себе клизмы, если это необходимо. Клизмы требуются (ежедневно или время от времени) в период голодания.
3. Нети: очищение носа. Оно включает в себя чистку носовых полостей
катетером (специальным зондом) или соленой водой, которую вливают в одну ноздрю, а она вытекает из другой. Иногда через нос и рот продевают резиновый катетер или шнур. Перемещение катетера вперед-назад
стимулирует заднюю часть носовой полости.
4. Тратака: очищение глаз. Нужно смотреть, не моргая, пока слезы не промоют
глаза. Используйте свечку или яптру — геометрический символ для призывания божеств или полезных качеств.
5. Наули: усиление пищеварения и очищение кишечника. Это динамический
массаж тонкого и толстого кишечника, а также внутренних органов, который выполняется с помощью брюшных мышц и диафрагмы. Во время задержки дыхания на выдохе живот подтягивается и выделяется его центральная часть, которая перемещается из стороны в сторону, вращается или движется волнообразно вверх и вниз.
6. Капалабхати: «сияющий череп». Эта практика очищает черепную полость,
поднимая энергию вверх. При этом также очищаются носовые проходы. Сначала сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов; затем вдохните на удобную глубину и сделайте серию из 25 — 50 резких, сильных выдохов, заставляя диафрагму с каждым выдохом двигаться внутрь и вверх (как будто вы хотите высморкаться). Подчеркивайте только выдох, пусть неглубокий вдох происходит после каждого выдоха сам собой.
Эта крийя, сознательно перемещая с каждым выдохом энергию вверх, удаляет из легких затхлый воздух и чужеродные частицы. Продувка позволяет выстроить электроны вдоль дыхательных путей, поляризуя электрические заряды слизистой оболочки. Это создает восходящий поток электрической энергии — электрический заряд трахеи. Поскольку даже на физиологическом уровне вы акцентировали восходящее дыхание, то вы начинаете чувствовать эмоциональный, психологический и даже духовный подъем.
На первый взгляд может показаться, что шат-карма-крийи действуют только на физическое тело. Но на самом деле они очищают все наше существо: физическое, витальное, эмоциональное, интеллектуальное тела и тело блаженства. Это методы изучения своего «Я» путем устранения помех: когда помехи удалены, остается истинное «Я».
Мы начинаем понимать, что, становясь все чище и прозрачнее, можем освободиться от авидьи. Невежество является тем главным загрязнением, которое удаляется выполнением шат-карма-крий.
Мы не то, что мы едим[33]. Мы — то, что осталось в нас, а не вышло наружу.
— ХьюРомни
Другой интересный результат практики шат-карма-крий: познавая тайну строения и функций своих внутренних органов и систем, мы избавляемся от привязанности к ним. Когда мы постигаем истинную природу физического тела и понимаем, что его невозможно навсегда сохранить молодым и чистым, наша привязанность к нему слабеет.
Мы делаем все возможное, чтобы оно было здоровым (потому что это наш инструмент), но прекращаем попытки навеки сохранить тело неизменным.
С помощью крий мы развиваем вивеку -способность отличать вечное от преходящего и вайрагью — беспристрастность и отстраненность. В случае нашего гуру Свами Нирмалананды, его практика шат-карма-крийи усилила в нем способность видеть тело как преходящее явление и знать свою душу как нечто постоянное. Поэтому 10 января 1997 года он принял прайопавешу — сознательную и преднамеренную смерть. Ему было 73 года, он постиг высшее «Я» и был вполне здоров.
Говорят, что человек умирает так же, как и жил. Свами Нирмалананда жил просветленной жизнью и умер в состоянии просветления -свободно и счастливо.
Из своего ашрама в Индии Свами послал нам и многим другим ученикам письма, сообщая о своей предстоящей смерти. Они как-то странно напоминали приглашение на свадьбу или на выпускной вечер в колледже. Он писал: «Сейчас почти пришло время попрощаться со всеми вами. Мне было радостно знать вас и чувствовать вашу любовь и доброту…. Так называемый «конец» моей жизни бесконечен, ибо у жизни нет никакого начала и конца. Чувствуйте бесконечное состояние нашего Бытия и безграничную широту сердца».
В письме был указан день, в который он оставит тело, и говорилось, что если мы желаем посетить его прежде, чем он умрет, то должны прибыть раньше этого времени. Он объяснил свое решение: «Я хочу умереть не в состоянии роги [болезни], а в состоянии йоги [свободы, покоя, радости]». Он сказал, что закончил свой труд и пришло время оставить тело.
Получив такое известие, мы отправились в Индию,чтобы увидеться с ним. Мы просили его не умирать. Мы предлагали вместо этого поехать с нами в Нью-Йорк. Мы обещали сделать все возможное, чтобы уберечь его от необходимости разговаривать. Мы были уверены, что можем помочь ему осуществить ряд дел в Организации Объединенных Наций. Он пошутил, что скорее умрет, чем поедет в Нью-Йорк. Мы стали плакать и умолять его. Он ответил, что когда мы плачем, то огорчаем его. Он не хотел быть грустным. Мы никогда не видели его счастливее, чем в те последние дни.
Человек, у которого достаточно хорошее здоровье и который решил умереть в хорошем, спокойном состоянии ума и тела, помогает процессу прайопавеша тем, что не ест и не пьет и выполняет разные крийи, включая басти (клизмы). Готовясь к прайопавеше, Свамиджи прекратил есть твердую пищу и питался только ячменной водой (водой, которая остается после замачивания зерен ячменя). Потом в течение месяца он пил только чистую воду. После этого он не принимал ничего, даже воду. И через 5 дней воздержания от воды этот великий и великодушный Свами позволил своему физическому телу угаснуть.
Сознательная смерть Свами Нирмалананды была логическим продолжением всей его жизни, в течение которой он постепенно давал уйти различным привязанностям. Например, сначала он был вегетарианцем, но затем перестал употреблять даже молочные продукты.
Строгое (чисто растительное) вегетарианство было для Свами Нирмалананды тапа-сом, потому что он вырос в брахманской семье, а в диете брахманов молочные продукты играют существенную роль. В пашей культуре тапасом является даже обычное вегетарианство, потому что его трудно придерживаться в обществе, которое издевается над животными и убивает их. Не каждый сможет целый день стоять на голове, три года медитировать в тишине или непрерывно воспевать имя Бога, но все мы обычно каждый день едим. Если вы не делаете ничего другого, пусть вашей духовной практикой будет еда. Примите сознательное решение: питаться только теми продуктами, которые получены с минимальным вредом для других существ. Старайтесь есть эту пищу с чувством признательности, уважения и благодарности за ту жертву, благодаря которой эта еда может стать частью вас. Жертвуя своей привязанностью к пище и ее вкусу, позвольте этой жертве поддерживать огонь вашей практики.
Если вы хотите продвигаться по духовному пути, то должны стараться превратить все свои действия (включая и прогресс еды) в подлинное выражение своей любви и духа. Вы должны спросить, действительно ли то, что вы делаете, есть сострадание или вы безразличны к страданиям других. Если вы действуете (и едите) без сострадания, вы погружаетесь в болото разделения, одиночества и разочарования, потому что в своей жизни вы не даете звучать голосу огромного сердца, сокрытого внутри вас.
-Джон Роббинс
Такие ограничения диеты, как обычное и строгое вегетарианство, голодание и т. д., могут также быть и одной из разновидностей свадхьяи, потому что они помогают приобрести знание о высшем «Я». Еще один пример традиционного тапаса еды: это ограничение потребления нищи в соответствии с фазами Луны. В первый день после новолуния не ешьте ничего. На следующий день съешьте одну столовую ложку пищи. Ежедневно увеличивайте порцию па одну столовую ложку, так что в полнолуние вы можете съесть 15 столовых ложек. Затем, в течение следующих дней порция уменьшается (14, 13, 12, 11 и т. д. столовых ложек) до новолуния, когда вы вновь голодаете[34].
Тапас с ограничением питания, подобный этому, выполняется йогом не для оздоровления, а чтобы исследовать природу своего «Я». В конце концов паше тело состоит из пищи, которую мы едим, и эта пища воздействует на наш ум. Даже мысли нашего ума состоят из энергии съеденных продуктов.
Поэкспериментировав с тем, как пища воздействует на тело и ум, можно извлечь интересный урок относительно их устройства. Вы, вероятно, уже знаете, что с помощью потребляемой пищи можно влиять на характер наших мыслей. Ошибается тот, кто думает, что может поместить что-либо внутрь своего тела и избежать результатов этого действия. Если вы хотите очистить тело и ум, то пища, которую вы едите, и процесс ее принятия должны быть пропитаны вашим добрым намерением. Клетки нашего тела поглощают информацию о всех действиях, происходивших до того момента, как пища попала на ваш стол. Выращивание продовольствия, сбор урожая, хранение и обработка продуктов, а также и сам процесс еды, — все это возможность наделить пищу хорошими качествами.
Наша самонадеянная, надменная страсть к самопотаканию отравляет мир. Если мы собираемся и дальше жить на этой планете, то должны полностью возместить ущербу нанесенный себе и окружающей среде, чтобы успокоить ярость Природы и вернуть себе здоровье. … У каждого должен быть настоящий дом (обитель, в которую всегда можно вернуться) внутри себя и снаружи. У всех нас есть Мать-природа, и только она может вернуть нас домой.
—