Скачать:PDFTXT
Лайф Дживамукти йога. Гэннон

не отказываетесь от сна, если вам выдалась бессонная ночь? На следующую ночь вы попробуете еще раз. То же самое и с медитацией. Не оставляйте стараний — попробуйте еще раз.

В течение одного занятия ваше сосредоточение может прерываться много раз. Ничего страшного. Необходимо постоянство и усердие. Как только вы осознали, что отвлеклись, вновь вернитесь к объекту. Постепенно ваша сосредоточенность станет настолько сильной, что ее нелегко будет увести от объекта. Тогда переходите к следующей стадии — непрерывному сосредоточению (дхьяне).

В древних текстах эти две стадии практики образно описываются так:

Дхарана (сосредоточение, которое прерывается) подобна воде, льющейся в сосуд. Вода не льется сплошным потоком — она распадается на отдельные капли.

Дхъяна (медитация, непрерывная погруженность) подобна маслу, льющемуся в сосуд. Оно льется непрерывным потоком к своей цели — сосуду.

Если вы отстранились от мыслей, через некоторое время они начинают затихать. Становятся заметными промежутки между мыслями. Тишина, из которой возникают мысли, становится непрерывной. Это следующий уровень виньясы. Ваше сознание переходит от фрагментированности к состоянию сосредоточенности. Такое изменение сознания сопровождается чувством покоя, который воздействует на тело и

Инструкции по ежедневной медитации

1. Выберите место для медитации. Удобно сядьте, чтобы позвоночник располагался перпендикулярно Земле. Если вы сидите на полу, подложите под себя подушку или свернутое одеяло, чтобы сидеть повыше — так будет легче полностью распрямить позвоночник. Вы должны научиться сохранять эту позу на протяжении всей медитации. Выберите положение рук, которое удобно сохранять: например, положите руки на колени.

2. Сидите неподвижно. Не двигайтесь, и тогда вы сможете ощутить покой. Ваше тело будет оставаться неподвижным, если вы не дадите ему повода для движений.

3. Сосредоточьтесь на дыхании. Не перемещайте внимание вслед за движением воздуха по дыхательным путям, а почувствуйте дыхание на кончике носа или наблюдайте за подъемом и опусканием живота. Не управляйте дыханием, просто наблюдайте, как воздух входит и выходит. Удерживайте внимание на дыхании. Позвольте выдоху сменять вдох. Дыхание подобно жизни, оно приходит и уходит.

Позвольте мыслям двигаться вместе с движением дыхания. Не задерживайте дыхание, не отвлекайтесь на мысли, не начинайте их «думать». Просто позвольте происходить вдоху, позвольте приходить мыслям. Позвольте произойти выдоху, и так же позвольте уйти мыслям. Не управляйте дыханием — пусть оно происходит само по себе, вы его просто наблюдаете. Не думайте ни о чем, пусть поток мыслей просто проходит через ум, а вы его лишь наблюдаете. Вы — сакшин (беспристрастный свидетель). Пусть все идет своим чередом. ум. Этот покойрезультат единения с бесконечным (в отличие от конечного, которое мы ощущаем как мысли).

Есть три обычных состояния сознания. Точнее говоря, обычное сознание проявляется в трех состояниях. На санскрите они называются так:

джаграт — бодрствование; свапна — сон со сновидениями; сушупти — глубокий сон без сновидений.

Обычно все живые существа в течение суток находятся в этих трех состояниях.

В состоянии бодрствования сознание управляется мыслями, которые состоят из воспоминаний о прошлом и планов на будущее. Бодрствующий ум очень редко пребывает в осознавании настоящего момента. В состоянии бодрствования мы воспринимаем реальность на уровне сознания, которое подчиняется физическим законам, управляющим объективной Вселенной, состоящей из времени и пространства.

Сновидения есть следствие бодрствующего состояния, из которого заимствуются образы. Вы не можете видеть сон о том, чего вы никогда не видели или не пережили каким-то образом в бодрствующем состоянии (в этой жизни или в предыдущих). Но во сне действие физических законов, управляющих Вселенной, может быть приостановлено. Во сне мы способны летать, проходить сквозь стены и общаться с людьми, которые умерли.

Во сне глубоко скрытые образы нашего подсознания могут выйти на поверхность. Большинство символов, появляющихся в наших снах, в действительности являются частью нас самих. Эти подсознательные личности могут появляться в скрытом виде и противостоять нашему «нормальному» бодрствующему сознанию. Сон может помочь нам разобраться с оставшимися от прошлого проблемами. Объединяя подсознание с сознанием, он способен освободить нашу жизнь от значительной доли замешательства.

В состоянии бодрствования и в сновидениях мы отождествляемся с эго, а не с божественным «Я» (кроме, возможно, редких, мгновенных вспышек истинного счастья). Во сне все кажется реальным. Нереальность сна становится очевидной только после пробуждения. Состояние бодрствования отнюдь не вещественнее состояния сна, но из-за его «объективности» мы считаем его реальным. После пробуждения своей истинной природы мы будем воспринимать даже состояние бодрствования как сон -непрочный и недолговечный.

Во время глубокого сна эго отдыхает, сливаясь со своим Источником, божественным «Я». Это не есть состояние познания Бога, поскольку эго совершенно лишено сознания. После пробуждения оно не будет помнить о слиянии с Богом и вернется к ошибке авидьи -отождествлению с телом и умом.

Душа же продолжает наблюдать за нами даже тогда, когда мы находимся в состоянии глубокого сна. И если кто-то позовет нас, мы проснемся, даже если крепко спали, — сознающая часть сознания слушает.

Цель медитации состоит в том, чтобы во время бодрствования испытать нечто подобное слиянию с Источником, которое происходит в глубоком сне. Такое состояние называется турия («четвертое состояние»), или самадхи. Оно известно только просветленным существам, сознание которых полиостью проявилось благодаря прилагавшимся в течение многих жизней усилиям и праведности. Просветленные достигли такого уровня управления умом, что способны направить его внутрь, к своему божественному Источнику. Возможно, вы испытывали такое состояние в виде краткой вспышки счастья -в тот момент, когда ваш думающий ум ослабил контроль над вниманием.

Чтобы описать процесс медитации, мы обычно используем образ колеса. У большинства из нас внимание как правило кружится, привязанное к мыслям (ободу колеса).

Колесо катится, и мы следуем за ним -мысль за мыслью, весь день в непрерывном потоке мыслей. В конце дня мы так устаем, что засыпаем. Но и во время сна мы продолжаем катиться имеете с мыслями, которые принимают вид сновидений. Состояние сна со сновидениями продолжается до тех пор, пока мы не входим в глубокий сон. В глубоком сне нет никаких сновидений, мыслей и образов. Ум вновь возвращается к своему Источнику, недосягаемому для мыслей. Мы в спокойном, неподвижном центре колеса — но мы не знаем, что находимся там.

Если ось движется плавно, то центр колеса на санскрите можно назвать словом сук-ха. Сукха также означает «счастье». Счастливая ось — такая, которая плавно вращается точно в центре колеса. Находиться в сукхе означает пребывать в вечном счастье души.

Практикуя сосредоточение, мы стараемся сознательно уйти от точки на ободе колеса» вращающейся с каждой мыслью, и стремимся сосредоточиться на одном объекте. И если сосредоточение непрерывно, тут же по одной из спиц внимание перемещается к центру. Хотя колесо продолжает вращаться, мы, находясь в центре, уже не следуем за всеми движениями и каждой мыслью.

Внутренняя сущность «Я» -это блаженство, экстаз и безграничное счастье. Вы -пт же обретете счастье, если перестанете отождествлять себя с бесконечно вращающимся колесом и переместитесь в сукху — надежный центр, где ничего не меняется и все реально. Ибо неподвижное является источником всего, что движется.

Время останавливается, и проявляется истина. 11стина — это Единое, 11с-тина неизменна и вечна; это безграничная любовь, источник всего бытия.

Самым лучшим для вас будет тот способ медитации, который у вас срабатывает. Учителя обучают техникам медитации, которые оказались полезными для них. Нет правильных или неправильных техник. Правильная техника — та, которая действенна. Выберите один метод и приступите к занятиям. Чтобы получить результаты, будьте терпеливы и занимайтесь регулярно и долго.

Хотя поднаторевшие в медитации могут заниматься ею в метро или ожидая самолет в аэропорту, большинству из нас лучше выделить себе место для

медитации дома. Выберите тихое место — лучше комнату с дверью, которая закрывается. Хорошо иметь алтарь, на который вы можете поставить свечу, изображение святого или божества, а может быть, просто цветы. Возможно, ваш алтарь будет вначале очень простым и станет увеличиваться в процессе развития духовной практики. Или он может оказаться вначале очень сложным, но станет упрощаться по мере вашего очищения. Алтарь действует как зеркало. Он — выражение беспорядка или ясности ума. Он может помочь вам увидеть свою душу.

Место медитации — это ваш лом, в который вы можете возвращаться каждый день. Но если постоянное место выделить невозможно, вы не должны прекращать медитировать. Местом медитации может стать даже ваша кровать. Иногда это единственное имеющееся спокойное место — особенно если вы путешествуете или в доме живет много людей.

По возможности, во время медитации пользуйтесь будильником, чтобы вы могли сохранять сосредоточенность, не думая о времени и не глядя на часы. Если вы только начинаете заниматься медитацией, не старайтесь медитировать слишком долго. Гораздо важнее делать это каждый день. Если вы очень честолюбивы и пытаетесь заставить себя сидеть по часу в день, вы, вероятно, через день-два бросите это занятие. Начните с разумного времени медитации, чтобы вы могли заниматься регулярно.

Медитации способствует:

1 . Одно и то же место. Место для медитации должно быть постоянным, чтобы вы могли медитировать там каждый день.

2. Одно и то же время. Постарайтесь установить для ежедневных занятий медитацией определенное время.

3. Используйте будильник, чтобы в процессе медитации вам не надо было следить за временем,

Ведите журнал медитации

1. Заведите небольшую записную книжку и ежедневно записывайте в ней, когда и сколько вы занимались медитацией.

2. Отмечайте все свои трудности и открытия. Это может помочь вам отследить свои привычки, шаблоны поведения и духовное продвижение. Новичкам мы всегда советуем начинать с 5 минут — ежедневно, в одно и то же время. Если вы сумеете придерживаться такого графика в течение двух месяцев, не прерываясь ни на день, можно постепенно добавить еще 5 минут. Занимайтесь по 10 минут каждый день в течение двух месяцев, а затем можете увеличить время до 20 минут. После того как вы сможете ежедневно в течение двух месяцев уделять медитации 20 минут, увеличьте это время на столько, на сколько позволяет ваш распорядок дня. Медитацией можно заниматься отдельно или совмещать ее с другими видами ежедневных занятий йогой.

Медитация должна стать чем-то таким, что вам нравится, но пусть это произойдет естественным путем. С другой стороны, вы не сможете прогрессировать, если неспособны твердо придерживаться определенной дисциплины.

Если у вас есть место для медитации, подготовьте подстилку или подушку для сидения. Медитацию нужно выполнять с прямым позвоночником, перпендикулярным Земле. Искривленная поза делает ум вялым и бессознательным.

Перпендикулярный позвоночник действует подобно антенне. Шри Брахмананда Сарасвати часто сравнивал тело-ум с теле- или радиоприемником, способным принимать сигнал космической станции, ведущей передачу из божественного Источника. А нервная система и наше внимание нужны для настройки на Божественное.

Стхира-сукхам асанам (ЙС, 2.46) Связь с землей должна быть устойчивой и приятной.

Эта сутра, смысл которой часто относят только

Скачать:PDFTXT

Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать бесплатно, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать онлайн