любовная песня — песнь Божественной любви, «Любви Всевышней». Слушая подобную музыку, мы готовимся к тому, чтобы погрузиться внутрь, войти в более тонкую и широкую сферу радости.
Великий трубач Дон Черри (с которым мы имели счастье играть, когда он входил в состав нашей группы «Audio Letter»), выдающийся духовный музыкант, был предан идее видеть все как Единое. У него не было никаких сомнений в том, что музыка — это Бог и что Бог — это звук. Дон любил повторять высказывание суфийского мастера Хазрат-Инайят-хана:
Все религии учат, что начало мироздания — звук. За той малой картиной, которую мы называем музыкой, стоит музыка Вселенной. Наше восприятие музыки, наша любовь к музыке показывает, что в глубинах нашего существа есть музыка. Музыка стоит за устройством всей Вселенной. Музыка — это не только высшая цель жизни, но и сама жизнь. Мы чувствуем тягу к музыке потому, что вся наша жизнь состоит из музыки. Каждый человек — это музыка, вечная музыка, несмолкающая день и ночь; и благодаря интуиции вы можете эту музыку слышать.
Музыка всегда была неотъемлемой частью дживамукти-йоги. Особенно мы любим сопровождать наши занятия музыкой, которая возникла в результате влияния индийской музыки на американскую. Примером может служить индо-футуристический сплав звукорежиссера Билла Лэсвелла, который собрал вместе таких западных джазовых музыкантов, как Фароа Сандерс и Орнетт Колеман, и таких индийских мастеров, как Закир Хуссейн и Устад-Султан-хан. Это сотрудничество дало поистине замечательные результаты: записанная музыка одухотворяет и побуждает слушателя заглянуть внутрь себя.
Такие композиторы и музыканты, как Лэсвелл, Габриэлл Рот, Джа Уоббл, Аниса и Родерик Ромеро, Дэва Премаль и Митен Син Динсмор, Чеб и Саббах, Арджун Спиннер, Ва, Кришна Дас, Джай Уттал, Бхагаваи Дас и Майк Даймонд, создают восточно-западный синтез, который, волна за волной, оживляет атмосферу танцевальных клубов и центров йоги во всем мире. Музыка, пробуждающая такую преданность Божественному, — это настоящий хин, и прекрасно, что благодаря ей вы чувствуете себя хорошо. Билл Лэсвелл говорил: «Это музыка, исполненная в духе преданности; это не музыка
ради стиля. Пакистанский кавали (исполнитель духовных песнопений) Нус-рат-Фатех-Али-хан говорил, что поет для Бога. Он пел не для аудитории. Могли быть и слушатели, но они были там, чтобы свидетельствовать что кто-то поет во имя Бога. В этом различие».
Итак, слушать замечательную вдохновенную музыку — это первый шаг к тому, чтобы развить способность слышать. В качестве следующего шага нужно научиться пропускать через тело и ум внешние звуки так, чтобы они не затрагивали вас.
Давайте попробуем. Сядьте удобно и закройте глаза. Сидите неподвижно, ничего не делайте; только слушайте. Обычно, услышав что-то, мы перестаем слушать и оценивающий ум классифицирует это как хорошее или плохое. Но как только мы начинаем оценивать, мы перестаем слушать. Если мы думаем, что знаем, то перестаем учиться.
Попробуйте просто быть свидетелем внешних звуков, не называя их, не наделяя их положительным или отрицательным качеством. Позвольте им звучать. Слушайте тиканье часов, звук голосов в соседней комнате, движение на улице -слушайте все, не делая никаких исключений. Дайте возможность всем звукам проходить через ваше тело и ум.
Мантра -это священный слог (например, Пранава ОМ) или ряд слов, начинающихся с ОМ, которые повторяют и над которыми размышляют ради просветления, духовного раскрытия.
— Свами Туриясангитананда (Элис Колтрэйн)
Теперь вы готовы слушать то, что внутри. Подобно тому как мантра используется в пранаяме, чтобы считать продолжительность дыхания, мы можем использовать мантру и в нада-йоге, чтобы развить способность слушать. Корневые звуки мантр не отягощены каким-либо рациональным смыслом; они имеют вибрирующее сущностное значение.
Выберите мантру. Например — со ‘хам: вдох — со, выдох — хам. Или — Ом Шри Дургаяй намах: вдох — Ом Шри, выдох -Дургаяй ламах. Или -Шри Кришна шаранам мама: вдох — Шри Кришна, выдох — шаранам мама[37]. Или — Не моя воля, но Твоя да будет: вдох -Не моя воля, выдох — но Твоя да будет. Повторяйте мантру про себя, сочетая слова с входящим и выходящим дыханием. Совсем не обязательно разделять мантру между вдохом и выдохом: можно повторять всю мантру на вдохе, а затем всю мантру на выдохе.
Какие бы мысли или образы ни появлялись в уме» дайте им возможность приходить и уходить, не обращайте на них внимания. Вместо этого полностью сосредоточьтесь на внутреннем звучании мантры.
Работайте над собой до тех пор, пока ваше внимание, сосредоточенное на мантре, перестанет отвлекаться на какие-либо мысли, чувства или ощущения. Тогда позвольте звукам мантры проникнуть внутрь, а потом затихните. Прекратите повторять мантру и слушайте, как она звучит сама.
Вы произносите мантру (внешне или внутренне) только для того, чтобы включилось осознание всеприсутствия мантры. Эти священные мантры пронизывают внешнюю и внутреннюю атмосферу. Они продолжают звучать с певцом или без него. Мантры — это тонкие формы Бога.
Я есть Ом.
— Кришна в Бхагавад-гите (10.25)
Рецитация (внутренняя или внешняя) мантры называется джапой. Когда джапа начинает приносить плоды, йогу уже не нужно продолжать повторять мантру: мантра будет звучать в йоге.
Это случится лишь после того, как на смену гордыне и высокомерию придет смирение. Если тело и ум йога настроены должным образом, мантра начинает звучать, словно йог превратился в ее инструмент. Это происходит только после правильной и оченьдлительной практики в течение многих лет и даже жизней. Именно об этом говорится в красивой истории, которую Шьям Дас приводит в своей книге «Жизнеописания великих бхактов Индии»:
Как-то вечером два бхакта отправились в путь, чтобы доставить некие изделия в храм Кришны, который находился по другую сторону реки Ямуны. Дело было поздним вечером и невозможно было достать лодку. Один из бхактов по имени Чачаджи объяснил собрат}’ «Куда бы я ни поставил ноги на поверхность воды, ты должен ступать точно в то же место. Тогда ты сможешь идти по воде, и мы оба пересечем реку и доставим изделия в храм».
И Чачаджи пошел по воде, яко по суху. Делая каждый шаг, он произносил имя Шри Кришны. Другой бхакт ступал точно туда, куда ставил ноги Чачаджи, но, когда они дошли до середины реки, подумал: «Почему я должен ставить ноги туда, куда Чачаджи ставит свои? Я повторяю имя Шри Кришны точно так же, как и он».
И как только он поставил ногу туда, куда не ступала нога Чачаджи, он стал погружаться в воду. Чачаджи воскликнул:
— Я же сказал тебе ставить ноги луда, куда я ступаю. Почему ты ступил не туда?
— Я думал, что поскольку тоже произношу имя Шри Кришны, то могу ставить ноги на воду везде, где хочу.
Чачаджи объяснил:
— Шри Кришна слышит, как я повторяю Его имя, но тебя Он еще должен услышать.
Чачаджи схватил его за руку и вытащил из воды, и они оба благополучно перешли на другой берег. Прибыв в храм, они передали нужные изделия настоятелю. И тогда бхакт рассказал учителю обо всем, что произошло.
— Чачаджи сказал мне, что Шри Крипта слышит его воспевание, но мое еще только должен услышать. Как это понимать? — спросил он.
Гуру объяснил:
— До тех пор пока Шри Кришна полностью не принимает душу, память и садхана у нас остаются незрелыми. Только тот, у кого преданность сильна, может вкусить плод бхакти. Чачаджи произносит мантру непрерывно. Ты сам мог убедиться в его совершенстве.
— Смогу ли я еще увидеть величие того, как произносит мантру Чачаджи? — спросил бхакт.
— Зайди в его дом, и он снова покажет тебе, — ответил гуру.
Когда бхакт вошел в дом Чачаджи, то увидел, что Чачаджи спит, но услышал, как имя Шри Кришны звучит в каждой клеточке его тела.
Чтобы поток звука свободно струился по телу йога, нади должны быть чистыми и незаблокированными. Чтобы очистить нади, поток звука можно направить в чакры (энергетические вихри), очищая их. В этой технике очищения вы сосредоточиваете внимание на каждой чакре, повторяя соответствующую ей биджа-мантру — сущность звука каждой чакры.
Биджа означает «семя». Если создать для этого звука-семени нужные условия, он подействует как вибрационный ключ, открывающий чакру, с которой связан.
Сначала пропойте биджа-мантру вслух, затем -про себя, сосредоточившись на соответствующей ей чакре. Заключительная стадия состоит в том, чтобы слышать звук каждой биджа-мантры, медитируя на чакры. Услышав должный звук, перемещайтесь на следующий уровень сознания, поднимаясь к аджня-чакре.
Чакра Проекция в физическом теле Железы, соответствующие чакре/ Органы чувств Стихия Биджа-мантр Муладхара Основание позвоночника Надпочечники/Обоняние Земля ЛАМ Свадхиштхана Ниже пупка Гонады, простата, яички, яичники/ Вкус Вода ВАМ Манипура Солнечное сплетение Поджелудочная железа, печень/
Зрение Огонь РАМ Анахата Сердце Паращитовидные железы/Осязание Воздух ЯМ Вишуддха Горло Щитовидная железа/Слух Эфир ХАМ Аджня Межбровье Шишковидная железа/Интуиция Акаша ОМ (слышимый) Сахасрара Макушка головы Гипофиз/»Я-есмь» Акаша ОМ (беззвучный) Традиционно на начальных стадиях нада-йоги ученик старается изолировать себя от внешних звуков. Для ослабления влияния внешних отвлекающих факторов «Хатха-йога-прадипика» рекомендует сложить пальцы в йоии-мудру (шанмукхп-мудру), закрывая уши, глаза, нос и рот пальцами и направляя внимание вовнутрь (см. фото в начале этой главы). Вы можете также просто завязать глаза и вставить в уши затычки. Выберите один из этих методов, помогающих направить чувства внутрь.
Вы услышите звук. Услышав, не анализируйте его, не оценивайте, просто слейтесь со звуком. Вслушивайтесь в звук внутри звука. Продолжайте погружаться внутрь за каждым услышанным вами звуком. Услышьте внутри головы звук, который сильнее других. Отпустите все остальные звуки. Слушайте только это внутреннее звучание. Пусть оно заполняет все ваше сознание до тех пор, пока внимание не сольется со звуком.
Затем вы заметите другой, более тонкий звук; повторите процесс. Продолжайте погружаться все глубже и глубже, открывая все более и более тонкие слои звуков, пока не достигнете самой глубинной нады: Прапавы, Ом.
В «Хатхайога-прадипике» описываются звуки, которые йог может слышать в процессе занятий нада-йогой. Нет никаких правил, определяющих, какие из этих звуков, сколько звуков или в каком порядке йог может слышать. Шри Брахмананда Сарасвати описывает эти звуки в своей книге «Нада-йога»:
Джхин джхин -нала: звук, похожий на стрекотание сверчков и цикад; подобные звуки можно услышать вечером в саду, когда насекомые поют.
Вамши-нада: звук флейты, но частотой и тембром он отличается от флейты, звучащей в оркестре.
Мегха-нада; грохочущий звук, напоминающий раскаты грома во время грозы. Поэтому он называется надой грома. Он часто сопровождается треском, настолько сильным, что медитирующему может показаться, что его кости смещаются или даже ломаются. Тем не менее благодаря этому звуку мы ощущаем новую наэлектризованную атмосферу.
Джхарджхара-нада; звук, похожий на барабанный бой.
Бхрамари-нада: звук, напоминающий жужжание пчел; он довольно музыкальный и звучный, как у некоторых жуков и шмелей.
Гханта-нада: этот звук можно сравнить со звоном церковных колоколов. Туры-нада: звук, подобный звону гонга или больших звенящих тарелок.
Бхери-нада: