Скачать:PDFTXT
Лайф Дживамукти йога. Гэннон

безумием, это была махабхава — религиозная страсть:

Относясь к Богу как к Возлюбленному, он [Рамакришна] отождествлял себя с Радхой [возлюбленной Шри Кришны],которая пребывала в состоянии божественного безумия. Радха являлась ему в видениях, и шесть месяцев он носил сари, золотые украшения и парик. Он считал себя одной из гопи Вриндавана[39], обезумевшей от любви к божественному Возлюбленному. В этом страстном желании любви он забыл о еде и питье. День и ночь напролет он горько плакал.

Рамакришна в дальнейшем так описывал свои переживания:

Махабхава — это божественный экстаз, который сотрясает все тело и ум, проникая в них, словно огромный слон входит в маленькую хижину. Дом сотрясается до основания. Он может рассыпаться на части. …Не приходя в сознание, я пребывал в этом состоянии в течение трех дней. Я не мог двигаться. Я лежал на одном месте. Когда я пришел в сознание, [моя учительница] хотела поднять меня, чтобы я совершил омовение. Но даже легкое прикосновение ее руки к моей коже было для меня совершенно невыносимо, так что пришлось накрыть мое тело плотной простыней. Только тогда она смогла, поддерживая меня, довести до места омовений. Грязь, прилипшая к моему телу, пока я лежал на земле, затвердела. В этом состоянии у меня было такое ощущение, будто через мой позвоночник проходит лемех плуга. Я закричал: «О, я умираю! Я умираю!» Но затем я почувствовал великую радость[40].

Большинство из нас проявляют свою преданность не столь ярко и страстно, как Рамакришна. Многие все еще пытаются понять, куда направить свою преданность и стоит ли вообще ее куда-либо направлять.

Вас может напугать окружение гуру или его организация. Или вам покажется, что всецело посвятить себя учителю очень легко. Ванте сердце могут привести в волнение одеяния индуистских божеств. Или вы можете испытывать тягу к иконам и предметам культа, которые знакомы вам с детства. Возможно, вы вообще считаете себе «неверующим», но верите в просветление и проявляете интерес к духовным поискам.

Имеет значение и то, кому вы преданы. Вы должны преисполниться любовью и верностью к тому, что выше вашего эго. Ваша преданность должна волновать ваше сердце. Посвятите себя тому, что, отражая душу, раскрывает вашу внутреннюю мудрость, высший потенциал беззаветной любви.

Преданность, какие бы формы она ни принимала, необходима для пробуждения души. Поскольку любовь -это природа бессмертной души, делайте все возможное, чтобы пробудить в себе способность любить.

Бхава -санскритский термин, который обычно используют для описания состояния того, кто чувствует любовь к Богу. Это состояние дает возможность постичь более глубокие уровни внутреннего мира души. Для бхакта объектом любви является Бог. Бхакт влюблен в Бога и, как и всякий влюбленный, не может дождаться следующей встречи с тем, кого любит. Религиозный певец Кришна Дас так описывает это настроение: «Вечер. Заходит солнце. Работа завершена. Теперь я свободен и вновь могу обратиться к Тебе, моя Любовь. Приди ко мне. Дай мне почувствовать, как Ты касаешься моей щеки. Заключи меня в свои объятия и позволь мне взглянуть в Твои глаза, Твои смеющиеся, дразнящие, сияющие глаза. Позволь мне приблизиться к Тебе, не заставляй меня ждать. Я растворяюсь в Тебе. Я произношу Твое имя».

Все мы хотим признания. Бог хочет признать нас. Он хочет, чтобы мы признали Его. Так устанавливаются отношения. Это романтическая любовь. Это очень просто. Это истина. Вот так все и происходит.

— БхагаванДас. «Это -здесь и сейчас (а вы?)»

Хотя Патаиджали ясно говорит о том, что для практики йоги нужна преданность Богу, в сутрах природа Бога глубоко не рассматривается. Детальное описание природы

Бога приводится в Шримад-бхагаватам[41] -столь же древнем тексте, как и «Йога-сутры». В этом тексте Его называют Кришной -бесконечно привлекательным, покоряющим сердца своих последователей. Одного его взгляда достаточно, чтобы тело наполнилось экстатическими волнами счастья. Бог -это Бхагаван, озорной любовник с гипнотической силой обольщения.

В Шримад-бхагаватам Бог предстает перед нами совсем иначе, чем в Бхагавад-гите. В Гите на Бога возложена миссия дхармы: Он ведет интеллектуальные беседы о природе долга. Но в Шримад-бхагаватам Бог открывает нам свое сердце. Он -Кришна, пастух, возлюбленный, который играет на флейте и покоряет сердца. Очаронательный Кришна превращает весь мир в свою л илу, площадку для игр. Кришна Дас поясняет:

Взаимодействие Бога и того, кто Ему предай, называется божественной Лилой. Лила — санскритский термин, который можно перевести как «игра». Мотылек, привлеченный пламенем свечи, летит к ней все ближе, пока пламя не поглотит его. То же самое можно сказать и о преданном Богу -он хочет лишь приближаться к Божественному Возлюбленному, чувствовать тепло и экстаз этой любви. Поскольку стремление к любимому постоянно усиливается, бхакт переживает разлуку с возлюбленным настолько сильно, что все другие страдания этой жизни просто исчезают. В конечном счете бхакта полностью поглощает пламя Любви, он думает только о любимом и в каждом видит лишь Его (Ее). Это и есть Лила.

По мнению Кришны Даса, преданность включает в себя два важных элемента: (1) отождествление, чувство единства и (2) отделение, создание пространства, в пределах которого развиваются устремленность и любовь.

Вера не может существовать без единения, а это невозможно без переживания божественного как того, с чем можно соединиться и что находится в пределах досягаемости. В то же время если нет никакого разделения между Божественным и тем, кто к Нему стремится, то нет и стремления, нет «другого», кому можно быть преданным. В буддизме считается, что сострадание бодхнсаттвы (просветленного) невозможно, если слияние полное и нет «другого» -того, на кого направлено это сострадание.

Другие существуют для того, чтобы дать нам возможность проявлять доброту. Если мы добры к другим существам, то пробуждаем свою врожденную способность отдавать, и именно благодаря этой способности отдавать мы достигаем освобождения. Добротаметод, позволяющий очистить ум и таким образом достичь освобождения души. Забота о благополучии других является способом единения с Богом.

Чтобы развить желание единения с Богом, бхакты культивируют сладость боли разлуки с Ним. Мы все переживали разлуку с любимым. Нам знакома боль сердца. Нам знакома поэзия, которую мы слышим в своем томлении. Мы знаем, что такое увидеть облик любимого. Благодаря этим переживаниям у нас может возникнуть ощущение того, на что похоже желание приблизиться к Богу. Йог развивает полное радости и печали стремление к пространству разделения, зная, что и это — то, что он ищет.

Стремление преодолеть это пространство и вновь соединиться с Божеством побуждает прикладывать усилия ради продвижения к соединению, и это составляет основу духовной жизни. В такой игре эмоций -от стремления к единению до полного смирения с невозможностью этого — йог находит равные причины рыдать и стремиться к полному слиянию.

Именно это стремление к совершенству и достижение «неполного совершенства» создает пропасть, перепрыгнуть которую мы можем лишь благодаря непоколебимой вере. В бхакти-йоге совершенно необходимо развивать такое стремление и ощущать его вкус. Рамакришна говорил: «Чем пытаться стать сахаром, не лучше ли просто лакомиться им?» Когда поиск заканчивается, больше нет стремления к единению, а остается только само единение. Ощущение устремленности и понимание того, что она вызвана оторванностью от Источника, вызывает экстатическое видение воссоединения.

Когда Свами Нирманаланда учил нас петь Локах самаста сукхино бхаванту, он пытался заставить нас петь это меланхолично. «Если вы поете для Бога, то в вашем голосе должно быть стремление. Хорошо, если есть и легкая грусть», — часто повторял Свами джи.

Лучшие исполнители кыртанов (религиозных песнопений) поют блюз. У всех известных нам великих киртанкаров в голосе слышатся нотки плача. Голос у них глубокий, густой и низкий. Это звучание является отличительной чертой тамаса — упорства и сильной привязанности, порождающих пристрастие.

В земном мире в обыденной жизни и романтической любви эти качества лучше несколько умерить или преодолеть. Но если мы движемся в высший мир духа, эти темные качества приобретают божественную сладость, которая может привести к преданности Богу.

Преданность Богу -• это быть одержимым экстазом и безграничной радостью. Стремление в голосе, которое затрагивает ваши глубинные чувства, помогает понять, что тоска, которую выражают певцы, и есть та самая тоска, которую мы всегда чувствуем у себя в сердце. Это всеобщая мольба души. Это стремление души вернуться домой.

Много раз я спрашивал.

Укрепится ли мое сердце,

Если на него ляжет тень облаков,

Закрывающих Солнце.

Мгновенье или жизнь,

Ожидая в твоем саду,

Я вижу тебя на расстоянии

И мне хочется воззвать к тебе.

— Джай Уттал, Кришна Дас и Линде.

«Я не прошу большего»

Киртан — это йогическая практика, которая раскрывает сердце. Бог живет в каждом из нас, Он живет в наших сердцах. Певец Джай Уттал говорит: «Когда мы поем, мы распахиваем грудную клетку, открываем сердце, чтобы раскрыть нашу подлинную личность и найти там Бога».

Сила киртана открылась нам благодаря увлечению Шэрон экстатическим пением Бхагавана Даса. Она собрала всю информацию о нем, которую только могла найти. Она нашла изданную в 1971 году классическую книгу Рам Дасса «Будь здесь и сейчас». Из этой книги мы узнали о великом святом-бхакте Ним Кароли Бабе, или Махарадж-джи, как его называли последователи. Даже несмотря на то, что Махарадж-джи покинул тело, на Западе по-прежнему существует целый сатсанг его последователей. Некоторые из них «обезумели» от любви к Богу и Гуру и выражали свою бхаву (преданность) в форме религиозных песнопений (киртана). В фонде «Хануман» имелись записи киртанов, которые исполняли Бхагаван Дас, Кришна Дас и Джай Уттал.

Шьям Дас в Гокуле (Индия) Кришна говорит: «Я живу не в вечном царстве Вайкунтхи и не в сердцах джняна-иогов. Я там, где мои бхакты поют Мне хвалу.

— Шримад-бхагаватам

Мы с удовольствием выполняли асаны под религиозные песнопения последователей Махарадж-джи. Музыка усиливала эффект упражнений, поэтому мы решили, что будет вполне естественно поделиться ею с учениками. На своих занятиях мы включали эту музыку в качестве сопровождения. Вскоре мы стали включать в наши вечерние сатсанги религиозные песнопения и киртан. Однако мы даже не могли себе представить, что эти великие певцы когда-нибудь придут в центр

«Дживамукти»!

В один прекрасный день из самолета, прилетевшего из Индии, вышел необычного вида американец, одетый в дхопш (кусок белой ткани, обвязанный вокруг талии подобно юбке). Он направился прямо в наш центр йоги, и это полностью изменило нашу жизнь. Его звали Шьям Дас. Он также был последователем Махарадж-джи. Шьям Дас спросил, нельзя ли провести сатсанг в нашем центре йоги. Он провел замечательный сатсанг: киртан, в котором он пел имена Кришны, а мы хором вторили ему. Однако в то время сатсанги посещало еще не так много людей. Поворотный момент наступил, когда Шьям Дас предложил нам пригласить певца Джай Уттала.

Джай только что выпустил компакт-диск в фирме звукозаписи «Трилока», который мы ставили на всех

Скачать:PDFTXT

Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать бесплатно, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать онлайн