занятиях. Мы пригласили Джая выступить б нашем центре, и на это выступление пришли практически все ученики. Создалась поистине волшебная атмосфера. Джай всех просто поразил. Своими длинными струящимися волосами и проникновенным голосом, как у Стинга, он походил на рок-звезду. Джеффри Гордон аккомпанировал ему на барабанах, а Чарли Нурн-хам играл на скрипке.
Джай с «компанией» были изумлены тем, что вокруг все им подпевают. «Обычно, когда мы играем, такого не бывает», — сказал с удивлением Джай. Он не знал, что несколько лет все мы пели под его записи!
В тот вечер в зале находился Кришна Дас, продюсер компакт-диска Джая. В отличие от Джай Уттала, Кришна Дас последние нескольких ‘ лет не столько пел сам перед публикой, сколько выпускал записи других исполнителей. Он скромно подошел к нам и спросил, нельзя ли ему приходить петь каждую неделю, добавив, что он имел обыкновение петь в Индии в ашраме Махарадж-джи. На следующий день Джай вернулся в Калифорнию, а Кришна Дас стал «киртанваллом дома» и каждый понедельник вечером проводил киртан в Центре дживамукти-йоги.
Вскоре после этого большого концерта Джай Уттала нам позвонил Бхагаван Дас — по рекомендации Шьям Даса. Шьям Дас сказал ему: «Слушай, тебе надо бы познакомиться с этими славными людьми из Нью-Йорка. У них на алтаре твоя фотография, и, стоя на голове, они слушают, как ты поешь».
Честно говоря, мы несколько побаивались встречи с человеком, о котором Аллен Гинсберг в стихотворении «Ах, Бхагаван Дас поет» написал: «Он садится на пол и начинает петь, он закрывает глаза и взывает к Богу часами, он может исполнять блюзы на санскрите йогов, как чистый самородок».
Соответствует ли тот возвышенный образ Бхагавана Даса, который мы создавали в течение многих лет, реальному человеку из плоти и крови? И вот Бхагаван Дас прибыл в Дживамукти и дал свой первый концерт-сатсанг, а потом и множество других. Он просто превзошел себя, и это было больше, чем мы ожидали.
С помощью этих бхактов мы организовали сатсанг в Дживамукти, наполненный атмосферой такой преданности, что наши ученики чувствовали себя свободно и легко присоединялись к исполнителям.
Без сомнения, небольшая группа думающих,активных граждан может изменить мир; на самом деле так всегда и происходит.
— Маргарет Мид[42]
Как говорит Кришна Дас, «всякий раз, когда мы входим в сердце, мы тут же оказываемся все в одном и том же месте». В любом киртане все, что вам нужно делать, — прийти и слушать, и возможно, вы сами вдруг начнете петь, и эти звуки будут литься из вашего сердца. Вы здесь не для того, чтобы произвести впечатление на людей. Это — садхана, духовная практика. Это возможность проникнуть в свою душу, используя волшебный ключ, которым уже много столетий открывают дверь сердца; этот ключ — имя Бога. Имя Бога едино с Богом.
Джай Уттал добавляет: «Когда мы поем, мы все вместе совершаем путешествие. Чем больше человек раскрывает сердце, тем легче сделать это и другому человеку. Из-за того что эти песнопения исполняло столько людей в течение стольких веков, мы во время пения подключаемся к их энергетическому полю и подпитываемся от него. Мы получаем энергию, эмоциональную поддержку людей, много веков поющих Сита Рам».
Без настроенности на божественное это никогда не могло бы произойти. Я думаю, что именно этого и недостает движению «Нью Эйдж». Там нет божественного настроя. Есть только суета и много внимания к купле-продаже.
— Бхагаван Дас. «Это -здесь и сейчас (а вы?)»
Воспевание имени Бога — одно из средств бхакгпи, в котором растворяется чувство разлуки с Любимым. В пении участвуют тело, ум и эмоции. Но здесь есть и нечто таинственное: то, что мы переживаем как тоску по Богу, в действительности является Богом, Который изнутри подталкивает нас к Себе. Есть только Единое, и мы уже являемся частью этого Единого, но думаем, будто отделены.
-Кришна Дас
Песня, танец, джапа и молитва много веков были традиционными формами бхакти-йоги. Есть много уровней, на которых вы можете принять участие в этих ритуалах. Сначала они являются лишь предметом любопытства, а вы — просто наблюдатель. Затем вы достигаете стадии частичного участия — подпеваете. Со временем вы знакомитесь с процессом подробнее и начинаете отождествляться с ним. По мере того как ваше отождествление углубляется, другие мысли и оценки исчезают, пока наконец вы и ритуальная практика не сольются воедино. В этот момент ритуал становится живым процессом и может стать дверью в совершенное единство. Знание о существовании этих стадий не означает, что вы можете перескакивать через ступеньки. На какой бы стадии вы ни находились, примите ее. Только когда нынешняя форма участия станет для вас полностью приемлемой, вы можете перейти на следующий уровень.
-Рам Дасс. «Будьте здесь и сейчас»
Сначала вам может показаться, что повторять санскритские песнопения слишком сложно. Однако если вы ослабите оборону и раскроете сердце, то сможете их подхватить. Слушайте и позвольте себе отвечать.
Что нас больше всего восхищает в бхакти-йогах, так это то, как они способны зарядить атмосферу. И даже после их физического ухода остаются духовные вибрации, которые помогают возвысить ум каждого, вступающего в пространство, где они находились.
Это состояние любви (бхава) совершенно необходимо для любого аспекта занятий йогой. Если же этого нет, мы испытываем скуку и теряем вдохновение, необходимое для того, чтобы продолжать. Каждая часть садханы должна стать бескорыстным трудом. Она должна зажигать ваше сердце, иначе вообще не стоит этим заниматься. Для нас музыка выражает состояние томления по Божественному даже больше, чем слова, поэтому мы используем музыку как важную составную часть дживамукти-йоги. В наших залах звучат (в живом исполнении или в записи) духовные песнопения в исполнении Бхагавана Даса, Кришны Даса, Джай Уттала и других бхактов, напоминая ученикам о той глубокой сладости, которой обладает преданность.
Все святые люди, которых мы когда-либо встречали, независимо от того, как они поклонялись Богу, воспевали Его имя. Такое пение называется нама-киртана. Это могущественный метод преображения содержимого ума. На что направлен ваш ум, такова и ваша реальность. Если ваш ум непрерывно стремится к Богу — значит, вы с Ним!
Бхакти-йога — это развитие стремления к Богу. Без этого неуклонного стремления Бог останется просто интеллектуальной концепцией. Только огонь эмоций, достигших уровня преданности, способен расплавить безверие наших сердец, которые окаменели за годы интеллектуального рабства. И когда потоки слез очистят ум, душа устремится к берегам Божественного Сердца, чтобы упасть в объятия Любимого.
Наконец-то я дома, о Боже, наконец-то я дома.
— Традиционная негритянская песня
Или, как мог бы сказать Шри Брахмананда Сарасвати: «Наконец-то я дома, о Боже, наконец Я есмь ОМ».
ПРИЛОЖЕНИЕ ПЕРЕЧЕНЬ АСАН
В приведенных ниже таблицах каждая асана помечена цифрой от 1 до 4, которая указывает на относительную степень сложности асаны. Определить уровень сложности асан непросто, потому что данная поза может быть трудной для одного человека и легкой для другого. Поэтому попробуйте сами сделать такую оценку, соответствующую нашим индивидуальным потребностям и склонностям. Мы не пытались создать энциклопедию асан, а просто хотели дать информацию, па основе которой вы смогли бы самостоятельно строить последовательности поз.
НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ АСАНЫ
Эти позы помогают нейтрализовать действие предыдутдей асаны, но не устремляют прапу в обратном направлении.
Труп — Шавасана 1
Поза ребенка — Бхеки 1
Наклон вперед стоя -Уттанасана 1
Собака головой вниз -Адхомукха-шванасана 1
Гора — Самастхити 1
Поза Богини — Баддха-конасана, лежа на спине 1
Поза сидя на корточках 1
Звезда -Тарасана 1
Боковой угол с поворотом — Паривритта-паршваконасана 2
Наклон вперед стоя с захватом больших пальцев ног — Падангуштхасана 2
Наклон вперед стоя и наступая на ладони — Пада-хастасана 2
Наклон вперед, ноги врозь А, Б, В, Г — Прасарита-падоттанасана А, Б, В, Г 2
Поза стремления — Уткатасана 2
«Поза стремления» с поворотом — Паривритта-уткатасана 2
Воин /, // — Вирабхадрасана I, II 2
Стоя наклон вперед к одной ноге — Паршвоттанасана 2
Крокодил — Макарасана 3
Полулотос с захватом и наклоном вперед — Ардха-баддха-падмоттанасана 3
Дерево — Врикшасана 3
Орел — Гарудасана 3
«Шпагат» стоя — Урдхва-прасарита-экападасана 4
Равновесие, стоя на одной ноге — Уттхита-хаста-падангуштхасана 4
Воин III — Вирабхадрасана 4
Балансирующая Маричъясана 4
Полумесяц -Ардха-чандрасана 4
Наклон вперед стоя, нога за головой — Ручикасана 4
Нога за головой стоя — Дурвасасана 4
БОКОВЫЕ НАКЛОНЫ
Наклон в сторону сидя 1
Боковой наклон стоя, ноги на ширине плеч 1
Треугольник — Уттхита-триконасана 2
Треугольник с поворотом — Паривритта-триконасана 2
Вытянутый боковой угол — Уттхита-паршваконасана 2
Растягивание ноги в сторону лежа на спине — Анантасана 3
Дерево с боковым наклоном — Паршва-врикшасана 3
Шлагбаум — Паригхасана 4
Боковая наклонная плоскость, с захватом большого пальца прямой ноги —
Васиштхасана 4
НАКЛОНЫ ВПЕРЕД
Наклон вперед стоя — Уттанасана 1
Поза собаки — Адхомукха-шванасана 1
Наклон вперед стоя — Падангуштхасана, Падахастасана 1
Поза посоха — Дандасана 1
Стоя наклон вперед к одной ноге — Паршвоттанасана 1
Простой присед 1
«Шпагат» стоя -Урдхва-прасарита-экападасана 2
Звезда — Тарасана 2
Наклон вперед сидя — Пашчимоттанасана 2
Полная лодка — Парипурна-навасана 2
Половинная лодка (колени согнуты) -Ардха-навасана 2
Голова к колену — Джану-ширшасана 2
Лодыжка к колену 2
Стоя ноги врозь — Прасарита-падоттанасана А, Б, В, Г 3
Наклон вперед сидя, ноги врозь — Упавиштха-конасана 3
Коровья морда — Гомукхасана 3
Большая печать -Маха-мудра, захват большого пальца ноги, бандхи,
джану-ширшасана 3
Полулотос сидя с захватом и наклоном вперед —
Ардха-баддха-падма-пашчимоттанасана 3
«Полулотос» стоя с захватом и наклоном вперед — Ардха-баддха-падмотанасана 3
Одна нога прямо, другое колено вверх, обхват руками — Маричьясана А 3
Одна нога в «лотосе», другое колено вверх, обхват руками — Маричьясана Б 3 Одна нога прямо, другое колено вверх, поворот, обхват руками — Маричьясана В 3
Поза сапожника — Баддха-конасана 3
Захват больших пальцев ног, равновесие — Убхая-падангуштхасана 3
Подтягивание ноги к голове, лежа на спине — Супта-падангуштхасана 3
Подтягивание ноги к голове, лежа на спине — Супта-тривикрамасана 3 Одна нога в вирасане, наклон вперед -Триангмукха-хайка-пада-пашчимоттанасана 3
Цапля — Краунчасана 3
Компас, стреляющий лук — Акарна-дханурасана 3
Обратный кувырок — Чакрасана 4
Черепаха — Курмасана 4
Спящая черепаха — Супта-курмасана 4
Спящий йог — Йоганидрасана 4
Гирлянда — Мал асан а 4
Зародыш в утробе — Гарбха-пиндасана 4
Равновесие в наклоне вперед — Урдхвамукха-падангуштхасана (открытая) 4
Равновесие в наклоне вперед — Урдхвамукха-пашчимоттанасана 4
Одна нога за головой — Экапада-ширшасана 4
Одна нога за головой, в наклоне — Скандасана 4
Две ноги за головой -Двинада-ширшасана 4
Одна нога за головой, откинуться на спину — Бхайравасана 4
Боковая наклонная плоскость, нога за головой — Кала-бхайравасана 4
Лунная птица -Чакорасана 4
Наклон вперед стоя, нога за головой — Ручикасана 4
Стоя, нога за головой — Дурвасасана 4
Одна нога в вирасане, другое колено вверх, обхват руками — Маричьясана Д, Е 4
Одна нога за головой, другое колено вверх, обхват руками — Маричьясана Ж, 3 4
Одна нога за головой, руки сзади, поза сидя — Буддхасана 4
Одна нога за головой, руки сзади, наклон вперед — Капиласана 4
Одна нога за