Скачать:PDFTXT
Лайф Дживамукти йога. Гэннон

общее. Например, вы можете обнаружить качество Богини у Девы Марии, доброй феи Глинды, Изиды и индусской богини Лакшми. Все они выражают ее добрую, сострадательную силу.

В то время, когда мы открывали свой Центр, мы встречались с другими преподавателями йоги, и они, честно говоря, считали нас глуповатыми. Они говорили примерно так: «О, да вы собираетесь за год обанкротиться! Нельзя вешать эти индийские картины. Нельзя красить стены в эти странные цвета». Но прежде всего они предупреждали: «Нельзя говорить о Боге».

В Нью-Йорке и в Ийдии мы видели, что преподаватели йоги, которые по финансовым и эгоцентрическим причинам стремятся удержать учеников, иногда даже запрещают им учиться в других местах. В Индии мы видели занятия, заполненные светской бе-«седой и сплетнями с перерывом на чай. Мы видели, как преподаватели йоги бьют детей, которые у них учатся, палками. Совсем немного учителей использовало в своих занятиях священные тексты. В США преподаватели или не знали текстов, или не видели в них пользы, а в Индии многие учителя считали их архаикой.

За основу наших занятий мы взяли великие древнеиндийские тексты (Упанишады, Бхагавад-гиту, «Йога-сутры» Патанджали и «Хатхайога-прадипику»), поскольку считаем их гениальными. Мы приглашали преподавателей и лекторов из других школ йоги, мы советовали своим ученикам заниматься самообразованием. Мы решили, что пока люди к нам приходят, мы будем их учить.

И неожиданно для всех всего за год Дживамукти стал очень популярным центром йоги. Преподаватели из других центров йоги были тоже удивлены и стали проявлять к нам интерес.

Одна преподавательница позвонила и спросила, собираемся ли мы закрываться на лето. У нас не было кондиционеров, потому что не было на них денег; к тому же в Индии тоже очень жарко. Мы ответили, что не собираемся закрываться. Она сказала:

— Но разве посещаемость не уменьшается во время жары?

— Нет, — ответили мы. — В этом году июль даже оказался самым посещаемым месяцем.

-А, у вас, должно быть, дорогая современная система кондиционирования. Можно узнать какая?

— У нас нет кондиционеров, — сказали мы. Последовала длинная пауза, а затем она спросила:

— Хорошо, что же вы тогда делаете? И Шэрон сказала:

— Ну, мы начинаем с пения «Ом».

***

В те времена петь «Ом» в начале занятия йогой считалось очень странным. Но вырывать практику йоги из ее изначального культурного, духовного и философского контекста — это то же самое, что вынуть двигатель из самолета и ждать, когда он полетит. Самолет может по-прежнему хорошо выглядеть, он даже может катиться по взлетно-посадочной полосе, но летать он не сможет.

Йог Шри Кришнапрем как-то описал все духовные пути как тени, отбрасываемые на землю теми, кто учился летать. А мы хотим лететь! Итак, в Дживамукти мы начинаем с пения «Ом».

Мы полагаем, что обучение нужно основывать на древних текстах йоги. Преподаватели йоги должны быть способны понимать смысл изначальных текстов и применять их в современной жизни. Но здесь мы, к сожалению, встретили большое сопротивление, потому что многие преподаватели йоги никогда даже не открывали эти важные труды. На Западе многие, занимаясь йогой, не считают нужным знать священные тексты и верить в них -потому что мы не индусы. Они убеждены, что йога может стать ориентированной на тело, оставаясь по-прежнему благотворной. Мы с этим не согласны, и поэтому в начале занятия поем «Ом».

Другая причина, почему мы поем слог «Ом», — он не означает абсолютно ничего. Он не относится ни к какой религии или секте. Для этого он слишком прост. «Ом» (АУМ) состоит из трех основных звуков, которые может произнести человек: а, у, м. «Ом» сразу выводит из царства интеллекта. Он — вне мыслей и поэтому ничего не означает. Он освобождает сознание, позволяет в начале занятия почувствовать, что можно выйти за пределы мышления.

Занятия дживамукти-йогой требуют больших физических усилий; это — словно идти по лезвию бритвы. Вызов, брошенный предвзятой оценке своих способностей, помогает выйти за пределы ограничений, наложенных вашим умом. Учитель дживамукти-йоги посоветует вам посвятить плоды этой энергичной практики Богу — в любой форме, которую вы считаете удобной для выражения благодарности Ему.

Чтобы выявить ваше сопротивление своей глубинной природе, методы йоги должны быть достаточно сложными. Ваша истинная природаблаженство, но, когда преподаватель просит, чтобы вы завели ногу за голову, в этот момент вы можете сопротивляться своей блаженной природе и отождествиться с физическим дискомфортом напряженных сухожилий и раздражением, связанным с этой просьбой.

Если такое сопротивление вынести на свет и наблюдать беспристрастным умом, оно довольно быстро уходит. Большинство из нас имеет тенденцию отождествляться со своими проблемами. Мы отождествляемся с борьбой эго, которое убеждено, что счастье можно получить из внешних источников. Методы йоги перемещают фокус сознания подальше от индивидуального эго и его борьбы -чтобы мы могли вновь соединиться с глубинной природой нашего существа, которая есть блаженство. Мы начинаем понимать, что длящееся счастье -внутри нас. Начиная зависеть только от внутреннего, мы становимся независимыми[10].

Если мы применяем на практике науку йоги, которая благотворна для всего человечества и которая приносит счастье в настоящем и в будущем, -если мы применяем ее правильно, то достигнем физического, умственного и духовного счастья и наш ум поднимется к высшему «Я».

-Шри К. Паттабхи Джойс. «Йога-Мала»

На занятиях по дживамукти-йоге вы будете петь «Ом» и санскритские молитвы. Вам нужно будет осознавать свое дыхание и управлять им, изучая технику пранаямы. Вы сможете послушать, как преподаватель читает фрагмент древнего текста по йоге, и участвовать в его обсуждении. Вы будете выполнять последовательность асан, соединенных дыханием и вниманием, и будете медитировать. Вам предложат соблюдать ахимсу (отказ от насилия), включающую в себя вегетарианство. Вас познакомят и с другими внутренними и внешними техниками, которые могут помочь вам достичь состояния йоги: сатсангом (правильным общением), крийя-йогой (практикой очищения) и нада-йогой (утонченным слушанием). И вы будете слушать замечательную музыку!

Хотя в Дживамукти на занятиях акцент делается на хатха-йоге (в ее наиболее развитой эзотерической форме), основу дживамукти-йоги составляют пять элементов:

1. СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ

Источники изучения — древние санскритские тексты:

· «Йога-сутры» Патанджали (священный текст, в котором показано, как преодолеть ментальные препятствия на пути к просветлению).

· «Хатхайога-прадипика» (руководство по технике хатха-йоги).

· Бхагавад-гита (здесь Кришна излагает три основных пути йоги: бхакти — преданность; карма — служение; джняна -познание).

· Упанишады (фундаментальные священные тексты, разъясняющие концепцию недуальной природы Бога).

Также мы помогаем в изучении санскритского алфавита и грамматики.

2. БХАКТИ (ПРЕДАННОСТЬ)

Мы считаем, что целью всех практик йоги является богопознание. И поэтому мы:

· Поощряем атмосферу взаимопонимания и терпимости между различными религиями.

· Чтобы создать возвышенное настроение, используем алтари, религиозные картины и иконы.

· Применяем киртан (религиозные песнопения) и джапу (повторение имени Бога).

3. АХИМСА (ОТКАЗ ОТ НАСИЛИЯ)

Мы считаем отказ от насилия основным нравственным принципом йоги, поэтому пропагандируем:

· Нравственное вегетарианство.

· Защиту животных.

· Деятельность по охране окружающей среды и социальную активность.

4. МУЗЫКА

Нада-йогасущественный компонент хатха-йоги. На занятиях по дживамукти-йоге музыка используется, чтобы:

· Утончить слух путем прослушивания вдохновенной духовной музыки во время выполнения асан.

· Утончить речь посредством киртана -попеременного («солист-хор») пения.

5. МЕДИТАЦИЯ

Мы постоянно говорим о необходимости медитации. Мы абсолютно убеждены, что без медитации никакие достижения в йоге невозможны. Например, без медитации просто нет смысла в асанах. Медитация должна стать частью каждого группового или индивидуального занятия.

Наш метод отличается от других тем, что мы советуем ученикам включать все эти элементы в каждое занятие, а не заниматься асанами отдельно от изучения текстов, пения и медитации. Дело в том, что асаны инициируют в организме биохимические изменения, которые улучшают способность достигать состояния медитации и постигать священные писания. Подобно тому как от чтения букв нужно постепенно переходить к чтению предложений, так и от стремления стоять на голове ученикам необходимо постепенно переходить к духовной практике, ведущей к освобождению.

На одном из наших занятий звучала песня «Битлз» «Across the Universe» («Сквозь Вселенную»), в которой есть санскритская мантра «Джая Гурудэв». И вот после занятия одна женщина прибежала к нам в офис, восклицая: «Вы знаете, что они поют ту самую санскритскую мантру, которой вы нас недавно учили?!»

Она слушала эту песню в течение 30 лет и никогда раньше не слышала мантру. Занятие дало ей опыт, способствующий медитативному состоянию восприимчивости, в котором она смогла слышать вещи, ранее недоступные ее сознанию. Таким образом,

искусство помогает заполнить разрыв между йогом в пещере Гималаев и современным городским адептом йоги. И у такого спектакля нет аудитории — есть только участники. Изначально шаманская роль человека искусства должна была вдохновлять людей реальным переживанием трансцендентного и помогать двигаться от мирского к Божественному. Однако сегодня мы стали немой аудиторией: мы — зрители, а не участники, потребители, а не созидатели. Мы собираем, покупаем, запасаем. И даже йога в процессе роста своей популярности может стать обычным предметом потребления. Именно поэтому мы постоянно напоминаем ученикам, что в основе их практики должны быть скромность, самоотверженность и стремление к божественному.

Я часто говорю своим друзьям, деятелям искусства, что мои лекции могут дойти лишь до нескольких сотен, тысяч, максимум, сотни тысяч людей. Но люди искусства с помощью музыки, картин или скульптур (несущих созидательный или разрушительный заряд) способны влиять на миллионы. Поэтому люди искусства способны создавать мир, любовь, сострадание и гармонию, которых, конечно же, хочет каждый. Ведь каждый молится именно об этом.

-Его Святейшество Далай-лама

Создание дживамукти-йоги для нас стало естественным продолжением нашего исследования тайн жизни методами искусства. Для нас это была возможность поделиться своими находками с заинтересованными лицами. В Дживамукти мы используем искусство, музыку, танец и поэзию -именно так, как это делалось в «хэппенингах»[11] 1960-х годов (минус наркотики!), чтобы создать атмосферу, которая поможет людям убежать из своего маленького «я» и почувствовать Божественное «Я», текущее через них. Таким образом, мир явлений становится площадкой глубокого изучения и лабораторией развития бессмертной души.

В Упанишадах говорится, что освобожденный человек видит во всем единство, не делает различий между грязной лужей и хрустальным озером, между алмазами и пылью. Поэтому, вместо того чтобы отрицать то, что нас окружает, мы решили практиковать йогу в Нью-Йорке — городе с ревом сирен и криками людей, используя все это как быстрый путь к освобождению. Такой выборподнять мирское до божественного — доступен каждому из нас, независимо от местожительства.

Конечно, уединенная жизнь в ашраме, на природе, в естественных условиях имеет определенные преимущества. Но мы никогда не чувствовали, что Нью-Йорк не является естественным. В конце концов все исходит от Матери-Природы. Если у вас есть привязанности: хорошо-плохо, естественно-неестественно, чисто-грязно, — тогда вы не сможете познать истину. Вы попали в читта-вритти («вихри ума»). Именно этим привык заниматься ум: отделять одну вещь от другой.

Скачать:PDFTXT

Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать бесплатно, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать онлайн