Кришна Дас (род. в 1947 г.) — последователь Ним Кароли Бабы (Махарадж-джи); вдохновенный и всеми любимый певец киртанов, который привнес в американскую йогу элемент молитвы и преданности (бхакти).
Кришна («Всепривлекающий») -любимый индуистский Бог, воплощение Вишну.
Кришнамачарья, Тирумалаи — южноиндийский йог XIX-XX вв., ученый, врач, бхакт. Гуру четырех наиболее влиятельных учителей йоги XX столетия: К. Пат-табхи Джойса, Б. К .С. Айенгара, Т. К. В. Дешикачара и Индры Дэви. Считается величайшим йогом XX столетия.
Крийя (от кри — «делать») — особое действие, имеющее своей целью очищение.
Крийя-йога — йога, достигаемая путем очищения тела и ума и подготовки их к Самоосознанию. Согласно Патанджали, крийя-йога -это тапас, свадхьяяп ишварапранидхана.
Кундалини — сознание; считается, что у непросветленных оно подобно свернутой в клубок змее дремлет в муладхара-чакре. Когда начинается просветление, сознание перемещается вверх по центральному каналу (сушумне) и чакрам (энергетическим воронкам) к своей цели -аджня-чакре (центру третьего глаза), местопребыванию Шивы.
Лакшми — индийская богиня удачи, богатства, изобилия, достатка, процветания и красоты. Она олицетворяет щедрость природы. Ее также называют Шри, и она является супругой Нараяны (Вишну). Это щедрая мать, которая всегда поможет. Ее приверженцы радуют ее своими поступками, исполненными доброты, сострадания и великодушия. Тем, кто уважает законы жизни и стремится жить в гармонии со всем миром, она дарит силу, радость и процветание.
Лам — биджа-мантра для муладхара-чакры. Лила — «игра»; космос как игра Божества. Ма (мата, матаджи) — «мать». Мадхья — «середина, средний».
Майя — (от ма — «измерять») божественная сила иллюзии, которая скрывает и ограничивает.
Манас — «ум». Этот термин относится к паре сердце-ум, поскольку включает в себя и эмоции.
Манипура-чакра («колесо драгоценного города») -энергетический центр в районе солнечного сплетения.
Маномайя-коша — «оболочка, состоящая из ума»: одно из пяти тел, которые скрывают «Я».
Мантра («защитник ума») — слово или фраза, оказывающие чрезвычайно сильное воздействие.
Марьяда-марга — путь усилий и дисциплины. Марьяда — «граница, ограничение, правило».
Мать (Мирра Ришар, 1878-1973) -духовная сотрудница Шри Ауробиндо; последователи называли ее просто Мать. В 1926 году Мать взяла на себя руководство Ауробиндо-ашрамом и оставалась его главой почти 50 лет. Была вдохновителем и руководителем создания Ауровилля — утопической общины около Пон-дишери (ныне -Путтуччери).
Мауна — «тишина»; обет молчания, принимаемый йогами с целью контроля над мыслями.
Махапрабху («Великий Господин») — титул, обычно используемый в отношении великого святого XV века, бхакта Шри Чайтаньи.
Маха-бандха — выполнение при задержке дыхания после выдоха трех бандх — мула-бандхи, уддияна-бандхи и джаландхара-бандхи.
Махабхава («возвышенное настроение») -опьяненность экстатическим единением с Богом.
Медитация — дхъяня, погружение; непрерывное сосредоточение на одном объекте; седьмая ступень аштанга-йоги Патанджали.
Мирабаи (1498-1546) — индийская святая, поэтесса, проповедница кришнаитского бхакти.
Мокша — освобождение.
Мудра — «печать».
Мукта — тот, кто свободен от авидьи.
Мукти — состояние свободы от авидьи.
Муладхара-чакра — корневая чакра (энергетический вихрь), расположенная в основании позвоночника и ведущая в сушумна-нади.
Навасана — «поза лодки».
Нада — звуковой поток, изначальная вибрация (шабда), священная мантра Ом.
Нада-йога — йога, достигаемая посредством слушания нады (Пранавы, Ом)\ вслушивание в нерожденный звук.
Нади — «река, стремление, звучание, поток»; тонкие каналы, по которым течет прана (энергия жизни). Считается, что в тонком теле человека существует 72000 нади. Именно поток праны через эти каналы оживляет физическое тело. Три главных нади: ида (слева), питала (справа) и сушумна (по центру).
Нади-шодхана («очищение канала») — пранаяма, очищающая нади и гармонизирующая их функции посредством попеременного дыхания через левую и правую ноздри.
Нама-киртана — воспевание имени Бога.
Намаскар — формальное приветствие, способ выразить благодарность священному и божественному внутри каждого существа: соединение ладоней на уровне сердечного центра. Этим вы как бы говорите: «Божество, которое пребывает в моем сердце, кланяется тому же божеству, которое проживает в вашем сердце».
Намастэ — менее формальное выражение приветствия намаскар.
Наули -одна из шат-карма-крий хатха-йоги: выделяются определенные мышцы живота, которые используются для массажа внутренних органов.
Нети — очищение носа, одна из шат-карма-крий хатха-йоги. Выполняя джала-нети, льют воду в одну ноздрю, так что она вытекает из другой. В сутра-нети в ноздрю вводят шнур и вынимают его через рот.
Ним Кароли Баба (ок. 1900-1973) -святой из города Вриндаван, считался воплощением Ханумана. Этот гуру показал многим людям ценность простой жизни, полной веры и смирения. Он непрерывно пел мантру Рам. Был духовным , учителем Бхагаван Даса, Кришна Даса, Джай Уттала, Рам Дасса, Баба-хан Даса и Шьям Даса. Его жизнь и учение представлены в книгах Рам Дасса «Будь здесь и сейчас» и «Чудо любви».
Нирбиджа-самадхи — «самадхи без семени», второй уровень самадхи (асампрадж-нята-самадхи).
Нирмалананда, Свами (1925-1997) — святой из Кералы, Южная Индия. Объехав весь мир, он на более чем 30 лет поселился в уединении в лесах Билги-ри-Хиллс вблизи Бангалора, штат Карнатака, Южная Индия. Его садхана включала в себя соблюдение мауны (молчания), медитации и ахимсы (отказа от наси- 1 лия). Ахимса побуждала его активно участвовать в делах общества: он писал множество писем известным людям и поддерживал связь с главами государств на международном уровне. 10 января, 1997 г. он принял прайопавешу (добровольную смерть).
Ниродха — «ограничение, прекращение, остановка».
Нияма — соблюдение предписаний: вторая ступень аштанга-йоги Патанджали; действия йога по отношению к себе. Существует пять ниям: шауча, сантоша, тапаСу свадхъяя и ишварапранидхана.
Ом намах Шивая — «Кланяюсь Шиве Доброжелательному, обладающему силой преобразовывать путем разрушения».
Ом Шри Дургаяй намах — «Кланяюсь прекрасной богине Дурге, к которой трудно приблизиться».
Ом — звуковой символ Бога (Пранава); самая могущественная мантра, изначальный звук, нада.
Падмасана — «поза лотоса»; в положении сидя ноги скрещиваются как цветок лотоса. Эта асана активизирует нади, благодаря чему в медитации прана устремляется в сушумну.
Парампара — цепь преемственности учителей.
Патанджали — мудрец, который считается воплощением божественного змея Адишеши (Шеши, Ананты), поддерживающего Вселенную; автор «Йога-сутр». Патанджали считается также основоположником философии йоги. Относительно того, когда он жил, существуют разные мнения: называют от 3000 до 300 гг. до н. э.
Пашупати («Защитник животных») -древняя форма Шивы, изображенная на печатях Хараппы, найденных в долине реки Инд.
Пингала-нади («солнечный поток») -правый, «горячий», «мужской» энергетический канал.
Прайопавеша -добровольная смерть. В противоположность самоубийству, порожденному гневом, отчаянием, разочарованием и печалью, Прайопавеша выполняется теми, кто находится в возвышенном состоянии йоги. Наиболее часто используемый метод прайопавеши состоит в длительном воздержании от пищи и питья — до полного прекращения функций физического тела.
Пракрити — Мать-природа, состоящая из трех качеств (гун): тамаса, раджаса и саттвы.
Прана — энергия жизни. В теле различают пять пран, называемых вайю: прана, апана, удана, самана и вьяна.
Пранамайя-коша — «оболочка, состоящая из праны», тело энергии.
Пранаяма — прана (энергия жизни) н- яма (ограничение); или прана (жизненная сила) + аяма (неограниченность); ограничение энергии жизни ради ее освобождения; четвертая ступень аштанга-йоги Патанджали.
Прарабдха-карма — нынешняя карма.
Пратьяхара — обращение чувств внутрь к их источнику. Является подготовкой к сосредоточению и медитации; пятая ступень аштанга-йоги Патанджали.
Према — божественная Любовь, просветление, освобождение от индивидуализации, экстатическое переживание единства с божественным Источником.
Пуджа — ритуальное поклонение, подношение Божеству на алтаре или гуру; важная религиозная практика.
Пурака — вдох.
Пурва-миманса — одна из шести классических философских систем Индии; апологетика ведийского ритуала.
Пуруша -чистый дух, запредельное «Я».
Пушти-марга — путь благодати.
Пушти — «упитанный, полный»; наполненный благодатью.
Рага — (1) желание, чрезмерная привязанность к удовольствиям, ко всему приятному; согласно Патанджали, рага — одна из пяти клеш (препятствий на пути к просветлению); (2) «окрашивание», «наделение эмоцией». Индийская музыка основана на раге — последовательности нот и звуков, создающих у слушателя определенное настроение и вызывающих соответствующие/эмоции.
Раджас — страсть, активная деятельность; движение, направленное наружу, внешний творческий потенциал; одна из трех гун.
Рам Дасс (Ричард Альберт, 1931 г.) — американский профессор психологии из Гарварда. В 1960-х годах вместе с Тимоти Лири активно занимался изучением сознания. В 1967 г. Дасс поехал в Индию, где встретил Бхагаван Даса и гуру Ним Кароли Бабу; автор классической книги «Будь здесь и сейчас», которая в начале 1970-х повлияла на духовное пробуждение Запада; основатель фонда «Хану-ман».
Рам — биджа-мантра для манипура-чакры.
Рамамохан Брахмачари (XIX век) — гималайский гуру Шри Т. Кришнамачарьи.
Рама — имя аватара Вишну, главного героя Рамаяны.
Рамакришна (1836-1886) -святой бхакт из Бенгалии (Индия), приверженец Матери Кали. Его главный ученик Свами Вивекананда в 1894 г. впервые ознакомил Америку с философией йоги и веданты,
Рамана Махарши (1879-1950) — просветленный джняна-йог из Тамилнада, Южная Индия. Его метод самовопрошания состоит в поиске ответа на вопрос «Кто я?».
Речака — выдох.
Риши — просветленные мудрецы, живущие в лесу, ставшие каналами божественной мудрости, воплощенной в священных текстах йоги. Их открытия дошли до нас в виде гимнов и поэм.
Рога — болезнь.
Роуз, Тара — преподавательница йоги из Нью-Йорка; обучалась в школе последователей Шивананды. Тара первой ознакомила Шэрон Гэннон и Дэвида Лайфа с асанами йоги.
Рудра-грантхи («узел Шивы») — верхний блок энергии в тонком теле, расположенный между вишуддха-чакрой (горлом) и аджня-чакрой (третьим глазом).
Рудра («Ревун») -одно из имен Шивы.
Сабиджа-самадхи («самадхи с семенем») — первый уровень самадхи (сампрад-жнята).
Садхана — сознательная духовная практика.
Садху — человек, отрешившийся от мира и посвятивший себя поиску атма-джняны (знания о «Я»).
Сакшин («с глазами») -свидетель.
Саламба-сарвангасана — «березка», стойка на плечах с поддержкой.
Самавритти -дыхание с равной продолжительностью вдоха, выдоха и задержки.
Самадхи — сама (тот же) + адхи (самый высокий); экстаз, счастье, просветление, космическое сознание.
Самана-вайю («общий ветер») — энергия жизни, важная для пищеварения; один из видов прана-вайю.
Сампраджнята — первый уровень самадхи, сабиджа-самадхи («самадхи с семенем»).
Санатана дхарма — «универсальная истина», основанная на мудрости Вед; самоназвание религии индусов.
Санкхья («счет») -одна из шести классических систем индийской философии. Рассматривает проявление материи в процессе перехода от тонкого уровня к грубому. Йога поступает наоборот, поскольку занимается восхождением от внешнего грубого к внутреннему, наиболее тонкому уровню бытия.
Сансара — индивидуальное страдание; колесо рождения и смерти, страдания.
Санскары — «отпечатки», линии, которые гравируются на оболочке души каждой кармой (совершенным поступком).
Санскрит — древний язык Индии, которому свойственна особая звучность; обладает силой осуществлять то, о чем говорится.
Санчита-карма — прошлая карма, которая накоплена за много жизней.
Санньяса — монашество; саннъясин — тот, кто отказался от мирских дел ради внутреннего поиска.
Сарасвати — такты (энергия) Брахмы (бога-творца); богиня учености, музыки, науки и искусства. Она играет на небесной вине и передвигается верхом на белом лебеде.
Сарасвати, Шри Свами Брахмананда (?-1993) — святой из штата Уттар-Пра-деш, Северная Индия. На пике успешной медицинской карьеры решил посвятить себя обучению людей средствам богопознания, изучению и практике йоги, санскрита и медитации. Он основал Ананда-ашрам в Монро (штат Нью-Йорк) и Общество йоги Сан-Франциско, а также Брахмананда-ашрам. Автор «Психологии йоги» — глубокого комментария к «Йога-сутрам» Патанджали.
Сатсанг — общение с теми, кто напоминает вам о вашей внутренней Божественности.
Саттва — равновесие, легкость, чистота, движение к внутреннему; одна из трех гун.
Саттвичный -обладающий свойствами саттвы: легкостью, чистотой, желанием просветления.
Сат-чит-ананда — аспекты