высшего «Я»: истинное бытие, знание и блаженство.
Сатья — «реальность, правдивость, честность».
Сахасрара-чакра — «колесо тысячелепесткового лотоса»; энергетический центр тонкого тела, расположенный в верхней точке головы.
Саччидананда, Свами (род. в 1914 г.) -ученик Свами Шивананды из Ришикеша; основатель Института интегральной йоги, имеющего в США множество центров. Автор многих книг, в том числе — комментариев к «Йога-сутрам» Патанд-жали. Выступал на открытии Вудстокского фестиваля в 1969 г., старался внедрить восточную философию в молодежную культуру 1960-х годов. Живет в Йогавилле (Букингем, штат Вирджиния), известен своим благородством и замечательными беседами-импровизациями, в которых ярко переплетаются мудрость и разум.
Свадхиштхана-чакра («колесо любимого местопребывания») — второй снизу энергетический центр тонкого тела, центр созидания и секса.
Свадхьяя («движение к себе») -самопознание и изучение священных текстов.
Свапна — сон со сновидениями, одно из трех обычных состояний сознания.
Сиддха — «совершенный»; тот, кто овладел (сиддхами) (сверхъестественными силами).
Сиддхасана — «поза совершенства»; согласно «Хатхайога-прадипике» является наиболее важной асаной после падмасаны.
Сиддхи — паранормальные способности, обретаемые в результате занятий йогой.
Спешисизм (от англ, species — «биологический вид») — ошибочное представление о том, что представители всех других биологических видов существуют только для того, чтобы приносить пользу роду человеческому.
Стхира — «устойчивый, неколебимый».
Сукха («приятное место») -счастье, противоположность духкхе (страданию).
Сур Дас — слепой поэт XV века, один из восьми поэтов, входивших в аштач-хап — группу бардов, последователей Валлабхачарьи, прославлявших Шри Кришну.
Сутра («нить») -учение, преподанное в виде кратких изречений.
Сушумна — центральный энергетический канал тонкого тела; главный из кана-лоъ-нади.
Сушупти — бессознательный глубокий сон, одно из трех обычных состояний сознания.
Тамас, тамогуна — инерция, тяжесть, мрак, упрямство, упорство; одна из трех гун (качеств), свойственных майе (миру иллюзии).
Тапас («жар») — аскетизм, строгая интенсивная практика самосовершенствования.
Тат твам аси — «Ты есть То» (имеется в виду достижение единства с высшим «Я»).
Тибетская книга мертвых (Бардо Тодол) — пособие восьмого века по прохождению «промежуточных» состояний, в которые душа попадает после оставления тела.
Тратака — непрерывный пристальный взгляд в одну точку без моргания; одна из шат-карм хатха-йоги.
Тригуна -три качества майи, пракритщ проявленный мир: тамас (инертность), раджас (активность) и саттва (уравновешенность).
Турин («четвертое») — самадхи, состояние, выходящее за рамки трех обычных состояний сознания.
Удана — один из видов прана-вайю; поднимается от основания горла к макушке головы.
Уджджайи («победный») -дыхательная техника, в которой вдох сопровождается шипящим горловым звуком.
Уддияна-бандха — подтягивание вверх подреберных мышц и мышц диафрагмы во время задержки дыхания после выдоха (бахъя-кумбхака).
Упадхи — тело как транспортное средство.
Упанишады — отупанишад («сидеть рядом»); древние священные тексты, записанные ок. 800 г. до н. э. В этих книгах отражена мудрость древних риши. Существует более сотни Упанишад, из которых 12 считаются главными. На Упа-нишадах основана философия веданты.
Уттал, Джай (род. в 1951 г.) -последователь Ним Кароли Бабы, известный ученик индийского музыканта и мастера Аха- Акбар-хана, исполнитель киртанов, музыкант и художник. Джай со своим оркестром The Pagan Love Orchestra вносит в мировую музыку свежую струю.
Физическое тело — внешнее материальное тело, аннамайя-коша («пищевая оболочка»).
Хазрат-Инайят-хан (1882-1926) -суфийский мистик, признанный мастер севе-ро-индийской музыки, нада-йог, который сказал, что человек, знающий тайну звука, знает тайну всей Вселенной; отец Вилайят-Инайят-хана, который продолжил труд отца по распространению суфизма на Западе.
Хам — биджа-мантра для вишуддха-чакры.
Хануман — согласно классическому индийскому эпосу Рамаяпа — Шива, воплотившийся как предводитель обезьян. Он олицетворяет собой совершенную преданность: Его сердце и ум всегда обращены к Господу Раме, и каждое его действие основано на любви к Богу. Последователи великого святого Ним Кароли Бабы считали его воплощением Ханумана.
Хараппа — цивилизация III-II тысячелетия до н. э., остатки которой обнаружены археологами в Хараппской долине реки Инд (на северо-западе Индии).
Хари («Уносящий [печали]») -одно из имен Кришны.
Хатхайога-прадипика («Прояснение союза солнца и луны») — руководство по хатка-йоге, написанное в XIV в. мудрецом Сватмарамой.
Хатха-йога — ха (солнце) + тха (луна) + йога (единение); йога, достигаемая путем напряженной работы над физическим телом и очищением тонких нервных каналов (пади). Когда тело достаточно очищено, кундалини-шакти (сознание) пробуждается и поднимается вверх через чакры (уровни сознания) к местопребыванию «Я» — «центру радости» (аджня-накре). Хатка — двойственное состояние, состоящее из всех пар противоположностей: мужское-женское, удовольствие-боль, хорошее-плохое, день-ночь, правое-левое. Когда эти привязанности преодолены, проявляется безграничное «Я».
Химса — вред.
Хинди — язык, на котором говорят в северных штатах Индии; в хинди используется тот же алфавит, что и в санскрите.
Хома — огненная жертва, древний ведийский ритуал, очищающий того, кто его выполняет. Подношение (обычно это зерна и топленое масло) предают огню, одновременно воспевая мантры.
Чакра — «колесо».
Чахни — индийская приправа; может быть сладкой, соленой и острой.
Чин-мудра («печать сознания») — соединение кончиков большого и указательного пальцев. Эта мудра объединяет прану и направляет ее на богопознание.
Читта — сфера ума.
Читта-вритти — колебания, вихри ума.
Шакти («энергия») — женский аспект Божественного, сила природы (пракрити).
Шанкарананда, Свами (род. 1949 г.) -ученик Свами Вишиудэвананды. Много лет был директором Шивананда-йога-ранчо на окраине штата Нью-Йорк. Шанкарананда обладает глубокими познаниями в философии и практике йоги и умением применять их в современном мире. Это обаятельный и вдохновенный учитель.
Шанкарачарья (788-820) -один из пяти великих учителей (ачарьев) философской системы веданта. Его комментарии переведены на западные языки, из-за чего большинство жителей Запада отождествляют философию веданты с представлениями Шанкарачарьи, не пытаясь сравнить его учение со взглядами остальных выдающихся интерпретаторов веданты.
Шастра — авторитетный текст любой тематики (научной, религиозной, политической и т. д.).
Шат-карма («шесть действий») -очистительные техники хатха-йоги.
Шауча — чистота.
Шива — бог-разрушитель, третье лицо в индуистской Троице. Он, через своего первого ученика Матсьендранатха, даровая миру учение йоги.
Шивананда, Шри Свами (1887-1963) -святой, основавший в Ришикеше (Гималаи) «Общество божественной жизни». Работая врачом, он понял, что лечит только симптомы страдания, поэтому отказался от медицинской карьеры и посвятил себя уничтожению причины страдания, распространению учения йоги и веданты. Написал на английском языке множество книг. Его наиболее известные ученики: Свами Саччидананда, Свами Вишнудэвананда и Свами Шивананда-Радха.
Шяока — стих священного текста.
Шравана («слушание») — процесс обучения и познания посредством слушания истинного источника.
Шраддха — вера в Бога, гуру и священные тексты.
Шри Анандамайи Ма (1896-1982) — экстатическая женщина-бхакт из Бенгалии.
Шри Кришнапрем — западный Свами, бхакт Кришны, автор комментария к Бхагавад-гите, любимец участников сатсангов Ним Кароли Бабы.
Шри Ма — индийская святая XX века, живущая в Дэви-мандире; у нее есть ашрам в Неп-Вэлли (Калифорния).
Шри — (1) имя богини Лакшми; (2) «божественно красивый» -иочтительрюе добавление к имени.
Шримад-бхагаватам (Бхагавата-пурана) -санскритский священный текст X века, в котором излагается история жизни Шри Кришны.
Шьям Дас (род. в 1953 г.) — исполнитель религиозных песнопений, бхакт Кришны в линии Шри Валлабхачарьи; во время путешествий по Индии встретил своего гуру — Ним Кароли Бабу. Специалист по санскриту, также говорит на хинди и на древнем языке Шри Кришны — браджа-бхаше. Один из немногих английских переводчиков учения Шри Валлабхачарьи, получил посвящение в традиции пушти-марга.
Это — индивидуальное, личное «я».
«Я есмь» — высшее, космическое «Я».
Яджурведа — одна из четырех Веду содержит описание жертвенных ритуалов.
Ям — биджа-манпгра для анахата-чакры (сердечного центра).
Яма, Ямарадж — бог смерти.
Яма — «ограничение», первая ступень аштата-иоги Патанджали. Патанджали говорит о пяти ямах (ограничениях в поведении с другими существами): ахимса, сатъяу аствЯу брахмачаръя, апариграха.
Ямуна — одна из трех священных рек Индии; две другие — Ганга и Сарасвати. Ямуна считается женской ипостасью Шри Кришны. Каждая река персонифицируется богиней, причем Ганга дарует мокшу (освобождение), а Ямуна — бхакти (любовь к Богу).
БЛАГОДАРНОСТИ
Мы хотим выразить признательность нашим Гуру: Шри Брахмананде Сарасвати, Шри Свами Нирмалананде и Шри К. Паттабхи Джойсу. Без их любви мы были бы ни на что не способны.
Мы также благодарны Бхагаван Дасу за его чистый голос и сердечность; Шьям Дасу за то, что он всегда лучится радостью, энтузиазмом, интересом к жизни и любовью к Хари; благодарны Туласи, не пропустившей ни одного удара наших сердец.
Мы благодарим Кришна Даса за его путь пилигрима и за развитие сердца, а Джай Уттала — за непрестанное томление по Божественному.
Шри Ним Кароли Баба и Шри Анандамайи Ма! Мы кланяемся вашим стопам и вашим покрывалам. Шри Кришнамачарья, мы стараемся следовать по пути Ваших лотос-ных стоп. Мы глубоко благодарны Амме и Манджу Джойсам, Сарасвати, Шаратху и Шрути Рангасвами за их безграничную доброту.
Наша благодарность и любовь Свами Шанкарананде — за его замечательные истории, за мудрость, ободрение и поддержку.
Особо благодарим Свами Саччидананду: за его доброту, юмор и покоряющую всех святость. Спасибо Рам Дассу за истину, любовь ко всем и за то, что он нам об этом рассказал.
Спасибо Дхарме Миттре — за напоминание о необходимости «Думать о Боге» и Свами Рамананде за то, что он разделил с нами благословения Ма.
Спасибо Таре Роуз, которая была нашим первым учителем йоги. С особой признательностью мы благодарим Питера Ламборна Вильсона за то, что он связал нас со Свами Нирмаланандой; спасибо Свами Брахмадэву за его заботу об ашраме Свами Нирма-лананды.
Мы благодарны Радхе, Бхарати, Ма Ба, Джоане, Манорме, Видье, Кришна-дэви, Бха-вани и Чарке из Ананада-ашрама за то, что они продолжают великодушно и радостно делиться с нами мудростью Шри Брахмананды Сарасвати.
Мы непрестанно кланяемся Его Святейшеству Далай-ламе XIV. Глубоко признательны профессору Роберту Турману и его супруге и вдохновительнице Дакини Нене за их искреннюю дружбу, поддержку и помощь.
Спасибо Лексу Хиксону за его обаяние и поэзию.
Спасибо Гете Майклу Роучу за то, что он дал нам «Сад».
Мы очень благодарны группе «Битлз» -за то, что они пробудили у всех нас интерес к Индии, ко всему волшебному и мистическому. Мы особенно благодарны Джорджу Харрисону за его преданность Шри Кришне.
Спасибо нашим дорогим, уважаемым друзьям Махалакшми (Труди Стайлер) и Стинг-джи Махараджу за их постоянную любовь, доброту и поддержку, за их способность направлять наши души вперед к свободе.
Мы благодарны Богу за Боба Дилана и его смелость думать иначе, чем все; Ван Мор-рисону — за его доброе ирландское сердце и мистическое видение; Джону и Элис Колт-рэйн -за то, что они принесли в американскую музыку напоминание о Боге. Спасибо гению Билла Лэсвелла за то, что он бескомпромиссно продолжает нести это напоминание. Мы глубоко благодарны Джейнет Риенстрой и восхищаемся ее способностью поддерживать фонд и при этом все время заражать всех нас своим искрящимся весельем. Спасибо нашим друзьям Дону Черри и Дэнису Чарльзу за их музыку и Жизнь («71айф») с нами.
Спасибо Джоулу Сниду за живое доказательство того, что йога действует;
Габриэлле Рот -за ее одержимость духовной музыкой и танцем;
Луизе Ландес Леви -за то, что она преданна Богу, как Мирабаи;
Скэн Динсмор -за создание замечательных звуков;
Чебу и Саббаху — за раскрутку наших сердец;
Аше Путхли — за ее способность слушать и петь услышанное.
Спасибо Амачи за ее объятия.
Спасибо Матери и