Скачать:PDFTXT
Лайф Дживамукти йога. Гэннон

же, адхи — высший. И высший Един.

В состоянии «самадхи» вы осознаете, что не являетесь кем-то одиноким, одним из бесконечного множества существ, отличных от вас. Вы Единый, который принимает разные обличья. 1.яма: ограничение, воздержание

2. нияма: соблюдение предписаний

3. асана: поза, место

4. пранаяма: управление «силой жизни»

5. прапгъяхара: отвлечение чувств от их объектов

6. дхарана: сосредоточение

7. дхъяна: медитация

8. самадхи: блаженство, сверхсознание

С помощью этих компонентов йоги мы стремимся очистить тело и ум, чтобы освободить себя от клеш и достичь самадхи — невероятного блаженства и самопознания. Такие техники, как асана и пранаяма, выносят на поверхность наше неведение, наши опасения и привязанности. Осознавая их, мы можем позволить этим клешам уйти.

Методы йоги — психотерапевтические средства. Медитация позволяет нам наблюдать ум, следить за своими привычками, предпочтениями и неврозами, помогает проникнуть в душу и подсознательный ум. Психотерапевтический аспект йоги возникает вследствие того, что она начинает очищать и гармонизировать тело, эмоции и ум, наполняя их духом. Однако психология как наука уступает йоге, потому что в психологии просветление и освобождение не считаются целью, достойной реализации или хотя бы рассмотрения.

Даже так называемая глубинная психология и парапсихология с точки зрения психологии йоги недостаточно глубоки, чтобы принести человеку освобождение. Устранение посредством психоанализа возникших в детстве комплексов может позволить человеку решить многие проблемы жизни, но он все равно остается очень далек от реальности своего «я». Он будет по-прежнему ощущать себя смертным и материальным существом. Целью психоанализа не является духовное освобождение от цепи относительного существования.

-Рамамурти Мишра (Шри Брахмананда Сарасвати)[16]

Первая обязанность тех, кто действительно хочет заниматься йогой, состоит в том, чтобы выбросить из сознания — с такой искренностью, силой и настойчивостью, на которые вы только способны, — даже тень страха. Чтобы идти по пути, нужно быть бесстрашным и никогда не скатываться до этого мелкого, слабого, противного образа самоуничижения, которое есть страх.

-Мать (Мирра Ришар). «Путь, освещенный солнцем»

С чего же начать исследование своей истинной природы? Начните с первой сутры Патанджали:

Атха йоганушасанам (ЙС, 1.1). Итак, приступим к йоге — той, которую я наблюдал в естественном мире.

Эта сутра всегда вдохновляла нас, потому что она подразумевает: все, что нам нужно узнать для возвращения к своему естественному состоянию, находится перед нами. Нужно только увидеть. Это очень впечатляет. Но как нам соединить видимое с невидимым?

Мы можем начать с наблюдения за собой во время выполнения асан. Например, в йоге есть упражнение, которое называется сету-бандхасана (буквально — «построение моста»). В нем вы отрываете таз от пола, медленно поднимаете его, стоите, опираясь только на ноги и голову, и чувствуете, что ближний берег соединяется с дальним. Вы не просто стоите и смотрите на другой берег — вы становитесь связующим звеном. Мост связывает, соединяет разделенные части. И если разъединяет иллюзия, значит, мост должен стать разрушителем иллюзий.

Возможно, выполняя сету-бандхасану, вы заметите, что, когда ноги начинают уставать, ваш ум приходит в возбуждение. Может быть, вы также обратите внимание на то, что, если, напрягая ноги, углубить дыхание, то ум постепенно успокаивается. Вы начинаете ощущать тонкие изменения сознания.

Так йоги учатся входить в более глубокие состояния сознания и управлять умом — наблюдая по совету Патанджали, как йога проявляется в естественном мире.

Во второй сутре Патанджали определяет, что такое йога.

Йогаш читта-вритти-ниродхах (ИС, 1.2).

Йога достигается, когда прекращается отождествление с колебаниями ума. йога: единение с Источником всего читта-вритти: движение (от слова вритти — вихрь) мыслевещества, изменения читты, ума (от чит — воспринимать) ниродха: прекращение, растворение

Мы все находимся во власти колебаний ума. Наши мысли могут волновать нас, радовать и мучить — но они не могут привести нас к состоянию йоги. Чтобы достичь этого состояния, Патанджали советует позволить вниманию отделиться от колебаний ума, выйти за пределы мышления, к более высокому состоянию сознания.

Наша главная обязанность -выйти за пределы мыслей.

— Свами Нирмалананда. «Безмолвный мудрец говорит»

В философии веданты санскритское слово Брахман используется для обозначения того, что является реальным. Согласно веданте, реален только Брахман. Это высшая и неизменная реальность. Реальным может быть только то, что не меняется ни при каких обстоятельствах.

Эта концепция порождает интересные вопросы:

Реально ли наше тело? Реален ли наш ум? Реален ли этот мир?

По веданте они таковыми не являются, потому что реально только то, что остается неизменным независимо от времени и пространства.

При обсуждении йоги полезно основываться на философии веданты, потому что веданта представляет собой логическое развитие йоги. Философия йоги двойственна: есть вы и есть Бог, хотя вы и можете достичь состояния йоги (единства с Богом). Веданта же развивает идею единства с Богом дальше, до философии недвойственности, в основе которой лежит концепция единства: вы есть Бог и Бог есть вы. Эта идея выражена в изречении Чхандогья-упанишады Тат твам аси («Ты есмь То»), являющемся основополагающим принципом ведантической мысли.

Брахман -это Бог, источник Вселенной; это сама любовь; безграничная, нескончаемая радость.

В Тайттирия-упанишаде сказано, что Любовь есть источник всего. Из Любви все возникло, и к Любви все вернется вновь.

Брахман проявляет себя в виде физической Вселенной посредством энергии майи (от ма — «измерять»). Майя обычно переводится как «иллюзия», потому что нельзя измерить вечное и бесконечное. Пытаясь измерить бесконечное, люди создали концепцию времени, а там, где есть время, появляется относительная Вселенная. Майя, измерение, метр, материя, музыка — все это связанные понятия, существующие во времени и пространстве.

Все наше представление о реальности перевернулось вверх дном. Бог, которого считали плодом воображения, оказался единственной реальностью, а вся Вселенная, несмотря на ее необъятность и прочность, — проекцией природы такого Бога.

-Дипак Чопра. «Как познать Бога»

Майя породила эту Вселенную. Майямать материальной Вселенной; она странная, таинственная и неописуемая. Майя скрывает истинный характер единого Брахма-

на, который абсолютен и безусловен, и она заставляет Его проявляться как множественное. Веданта наделяет майю двумя способностями:

скрывать и прятать (результат действия майи называется авидьей, которая у Па-танджали упоминается как первая из клеш);

проявлять и проецировать (способность творить).

Майя проявляет эти способности посредством трех качеств (гун). Качества, признаки — это ограничения, и если вы их устраните, иллюзия исчезнет. Например, если у вас есть «реальное» здание с фундаментом, стенами и крышей и вы что-либо из этого уберете, то дома больше не будет. Не обладая такими признаками, здание не может существовать.

Итак, все аспекты материальной реальности можно описать следующими тремя качествами (гунами):

Саттва: легкость, чистота, покой, доброта, равновесие. Саттва опутывает привязанностью к счастью и удовольствию.

Раджас: деятельность, страсть, рост, изменение, эволюция. Раджас опутывает привязанностью к деятельности.

Тамас: темнота, инерция, тяжесть, сопротивление, инерция. Тамас опутывает привязанностью к заблуждению и неведению[17].

Гуны можно сравнить с тремя грабителями, которые подстерегают путника в лесу. Тамас, один из грабителей, хочет убить человека и забрать его деньги. Второй грабитель, Раджас, убеждает сообщников привязать руки и ноги путника к дереву и украсть все деньги и имущество. Через некоторое время возвращается Саттва, третий грабитель, который отвязывает человека, выводит его из леса и показывает дорогу к дому. Здесь Саттва прощается с путником, потому что, будучи грабителем, боится полиции и не может его сопровождать.

Тамас хочет уничтожить человека; раджас связывает его с миром и отнимает у него духовные сокровища; саттва выводит на путь к свободе. Тамас преодолевается раджа-сом, а раджас -саттвой. Но если человек стремится к полной свободе, ему нужно преодолеть в конечном итоге и саттву. Истина пребывает за пределами трех гун.

Важно поближе познакомиться с данными тремя терминами, потому что это полезный способ классификации людей и вещей. Например, людей, ищущих духовности, можно характеризовать так:

сапгтвичные: стремятся к истине, уверены в себе; раджасичные: зависимы, имеют привязанности; тамасичные: жаждут власти, склонны к обману.

Саттвичным людям не нужно ничего лишнего. Они дисциплинированны. Поэтому их считают лучшими учениками. Саттвичные ученики видят в учителе возможность единения с Богом. Их не волнует, обращает ли учитель на них внимание. Им нужна только истина.

Давным-давно жил великий учитель, которого считали воплощением Шивы. Его звали Дакшинамурти, и он учил в полном молчании. В поисках истины он сидел в пещере, в состоянии глубокой медитации. У него было трое учеников. И все, что он сделал как учитель, — соединил большой палец с указательным в чин-мудре. Когда ученики увидели его жест, они поняли, постигли свое «Я»! Это пример саттвичного учителя и очень зрелых саттвичных учеников.

Ученики с преобладанием раджо-гуны, напротив, недостаточно дисциплинированны; они говорят больше, чем делают. Раджасичные люди — это скорее не ученики, а последователи, которым не хватает настойчивости для упорного труда по раскрытию | своей внутренней сущности. Они иногда становятся очень фанатичными и стараются подражать внешним проявлениям своего учителя. Если отношение учителя к ним меняется, они могут очень расстроиться.

Природу таких учеников характеризует слово «привязанность». Они привязаны к видимости, внешнему эффекту. Раджасичность — это также привязанность к действию. Такие люди неспособны к медитации и служению. Раджасичность может быть просто стадией, которую вы пройдете в начале своей садханы (духовной практики).

Тамасичным ученикам неинтересно постоянно трудиться, придерживаясь садханы, — они ленивы. Они могут начать учиться, но потом легко вновь откликаются на призыв своих старых привычек и склонностей. Они любят портить учителю жизнь, отнимая его время только для того, чтобы посмотреть, как у них это получится. Они могут даже попробовать понравиться учителю, имитируя интерес к духовному знанию. Обычно они любят внимание, праздность и секс. Конечно, у них должен быть какой-то интерес к постижению Бога, но тамасичная склонность к инертности обычно преобладает и создает им и учителю массу проблем.

До самого освобождения все мы — индивидуальные души (дживы), связанные майей, — состоим из сочетания трех гун. Йога является средством освобождения джи-вы из порабощенности майей. Такое освобождение называется мукти, а того, кто освобождается, называют дживанмуктой.

В соответствии с Гунами существует три типа джив:

правахи (тамас): очень мирские; не интересуются освобождением и просветлением; заняты познанием мира.

маръяда (раджас): интересуются освобождением; чувствуют, что должен быть «какой-то путь».

Души типа «марьяда» ищут систему, которой можно было бы придерживаться. Мирская жизнь их не удовлетворяет; они желают заглянуть за поверхностный уровень явлений.

пушти (саттва): пушти означает «поддержка». Это души, наполненные благодатью, которых лелеет благодать Бога. Они не стараются найти способ освобождения; в этом они всецело полагаются на Бога.

Когда джива наконец понимает, кем является на самом деле, слово «джива» теряет свой смысл. Осознавшая себя душа становится Атманом. Атман видит все. Это внутренний свидетель. Это чистое сознание в состоянии абсолютной радости. Он нерожденный и бессмертный, не подвержен росту и увяданию, а также трем гунам. Неизменный и вечный, Он не разрушается, когда гибнет тело. Атман — это «Я семь».

Когда дживы познают свою истинную природу, они больше не отождествляют ее с умом

Скачать:PDFTXT

Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать бесплатно, Лайф Дживамукти йога. Гэннон Йога читать онлайн