кармы поверхностно, как это свойственно кальвинизму, заразившему своим духом Соединенные Штаты с самого начала их формирования. Кальвинисты (как написано в учебнике истории) верили, что богатые богаты потому, что их любит Бог, а бедные потому бедны, что Бог их не любит. Если вы богаты, это знак того, что вы духовно развитый человек. Если вы бедны, значит, вашей душе надеяться особенно не на что.
Кальвинисты верили в предопределение, в судьбу, а не в перевоплощение. Индийский взгляд на карму намного сложнее. Результаты действий накапливаются в течение многих жизней, а форму наказания выбирает для вас вовсе не карающий Бог. Ваше нынешнее положение — это решение, а не проблема. Карма является подарком от Бога, который дает нам возможность учиться на собственном опыте и постигать, что чувствуют те, кто по тем или иным причинам испытывает страдания. Страдание учит состраданию, а это сближает нас со всеми существами.
Закон кармы подразумевает, что отыскать ключ к счастливой жизни довольно просто. То, насколько вы в своей жизни будете наслаждаться счастьем, зависит от того, какой вклад вы внесли в счастье других существ — как в настоящем, так и в прошлом. Иудео-христианский взгляд на вину и наказание здесь неприменим. В йогической модели кармы чувство вины не считается благоприятным для духовного развития. Вина есть результат прошлого, а прошлое -это то, что мы не можем изменить. Так стоит ли беспокоиться?
Действуй так, будто от тебя зависит будущее Вселенной, и при этом смейся над собой при одной лишь мысли о том, что твои действия имеют хоть какое-то значение.
— Совет буддиста
Быть добрым и жизнерадостным с другими -наилучший способ заработать хорошую карму, что также неплохо и для людей, с которыми вы общаетесь! К сожалению, мы склонны обращаться с людьми и животными хорошо лишь в том случае, если они могут быть нам полезны. Так же мы смотрим и на предметы,
Проведем простой эксперимент, Посмотрите вокруг и остановите свой взгляд на чем-либо -на стуле, например. Что вы видите? Вы видите нечто, на чем можно сидеть. Если ваш эстетический вкус удовлетворен дизайном стула, вы, может быть, оцените его красоту. Если это антикварная вещь, вы можете задаться вопросом о его стоимости.
Разве можете вы смотреть на стул и видеть его сущностную природу, не связанную с утилитарным применением? Способны ли вы посмотреть на стул и увидеть, что он в сущности такой же, как и вы? Для этого нужно отказаться от эгоизма.
Как большинство людей относится к Аляске? Они видят в ней необитаемую дикую местность, которую нужно развивать, чтобы она стала приносить пользу людям. Но это смешно: Аляску нельзя назвать необитаемой. Издревле там обитают тысячи биологических видов. Более того, эти биологические виды, жили в гармонии друг с другом, и благодаря этому на Аляске сохранилась природа
С самого раннего возраста нас учили смотреть на людей, животных, растения и вещи с потребительской точки зрения: «Что это может мне дать? Как я могу использовать это в своих целях?» Наш ум вопрошает: «Как я могу ими управлять? Что они могут сделать для меня?»
Большинство из нас никогда не избавятся от подобного незрелого поведения. Наше общество, конечно же, не поощряет в нас стремления измениться. Таких бескорыстных людей, как Далай-лама и Мать Тереза, считают несколько странными. Даже восхищаясь ими, мы склонны считать, что по сути они сильно отличаются от ьас — они не такие, как мы.
Люди бывают, в основном, трех видов. Первый — наиболее многочисленный, второй составляет меньшинство, а третий вообще крайне редок. Единственное различие между ними -намерение, лежащее в основе их действий
Эгоистичные люди встречаются наиболее часто Они подразделяются на две категории: очень эгоистичные и менее эгоистичные. Очень эгоистичные люди считают, что весь мир и все, что существует в этом мире, должно обеспечивать им хорошую жизнь. Они работают только ради того, чтобы удовлетворись свои желания. Они служат только себе и никому другому. Они не могут служить даже своим семьям. Они настолько поглощены собой, что, как правило, живу! в состоянии постоянного страха. Они боятся потерять собственность, время и саму жизнь. Они боятся, что их ограбят или нарушат их покой. Смерть дая таких людей -наивысший акт насилия, и они боятся ее больше всего на свете.
Люди менее эгоистичные способны (если уже обеспечили самих себя) заботиться о своих семьях. Они могут работать очень напряженно и верить, что жертвуют всем ради своих детей, но в действительности это эгоистичное поведение. Они произвели на свет детей, и их гены будут жить в их детях. Эти люди могут поместить деньги в банк на счет своих детей или супругов, но они никогда не станут думать о строительстве больниц или создании благотворительного общества. Их взгляды не столь широки. «Пусть этим занимаются богатые», -могут сказать они в свое оправдание.
Вы можете увидеть эгоистичных людей и среди тех, кто занимается йогой. Их намерения, как правило, ограничиваются использованием методов йоги для того, чтобы стать физически привлекательными, или чтобы быть менее подверженными болезням, или чтобы больше преуспеть в работе. Пример тому — актеры и танцоры, которые занимаются йогой, чтобы эффектнее выглядеть на сцене, Такие люди хотят обеспечить себе блестящее будущее. Но они не думают о том, что в будущем можно было бы положить конец своим страданиям или страданиям других людей.
Реже встречаются щедрые и милосердные люди, которые трудятся на благо тех, кто с ними не связан. Но и у них присутствует эгоистичный мотив, так как они хотят благодарности за свое служение. В первую очередь они заботятся о себе и о тех, кого любят, а уже потом, если останутся деньги, могут отдать эти излишки другим. Они могут помогать в строительстве больниц, культурных центров и музеев. Они пытаются помочь, но решают проблемы лишь на уровне устранения симптомов. Очень редко они помогают устранить причину страданий — незнание своего «Я». Видя свои имена в проектах или на мемориальных досках, они получают огромное удовлетворение.
Религиозные лидеры и ученые, занятые исследованиями в области космоса, также могут внести значительный вклад в развитие общества. Однако очень часто гордость снижает ценность их свершений. И это еще один пример того, как недостаток смирения может не дать позитивным кармическим результатам проявиться в полную силу.
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
-Евангелие от Матфея (6:1-4)
С другой стороны, бескорыстные люди, которые служат космосу, могут способствовать изменению сознания людей всей эпохи. Это путь дживанмукты. Бескорыстный человек работает ради самой работы, зная, что в каждом существе и каждой вещи сокрыто Божественное. Они трудятся с максимальной отдачей, не вступая при этом в борьбу и не ожидая наград. Понимая, что Бог — единственный творец, эти люди видят в себе лишь орудие исполнения Божественной Воли. Они становятся каналом передачи послания Божественного Источника. Их учение всегда радостно и напоминает всем о нашей истинной природе.
Как правило, результаты работы таких людей надолго переживают их физические тела. Вспомните Иисуса, Будду и Лао-цзы. И через тысячи лет после их физической смерти их учения по-прежнему возвышают людей. Они значительно ускорили развитие сознания человечества. Именно они являются по-настоящему великими людьми. Их величие находит отклик во всем мироздании, потому что они связаны с основой творения и отказались от личного вознаграждения, стремясь возвысить всех нас. Цивилизации приходят и уходят, но Бог остается. Остаются и те, кто стремится ему служить.
Что посеет человек, то и пожнет.
-Послание апостола Павла к Галатам (6:7)
Условия, наиболее благоприятные для эволюции дживы, определяются кармой души (ее поступками, совершенными в прошлом). В повседневной деятельности нам постоянно приходится совершать выбор -осознанно или неосознанно.
Каждая душа отрабатывает то, что должна отработать на своем пути возвращения к Источнику. Признав свое незнание предыстории чьей-либо кармы, вы, возможно, перестанете завидовать людям или жалеть их. И тогда вы сможете начать уделять внимание своей собственной карме, своим собственным действиям. Вы сами решаете свою судьбу. Вы должны работать с тем, что вы есть сейчас. Имеет значение то, что вы делали раньше. Имеет значение то, что вы делаете сейчас. Имеет значение и то, что вы сейчас думаете.
Йог принимает благоприятный поворот событий невозмутимо, зная, что радость и печаль не будут длиться вечно. Йоги относятся к трудностям как к возможности отра-
ботать плохую карму. Мудро благодарить за все, что происходит, зная, что нынешняя ситуация через мгновение может измениться.
Вот история, иллюстрирующая то, как устроен ум йога, способного быть благодарным судьбе, что бы ни происходило:
Жил-был крестьянин. Жил он на хуторе вместе со своей женой и сыном, и у них был конь, которого они взяли еще жеребенком. Они собирались отвести коня на ежегодную городскую ярмарку — в надежде выиграть приз и благодаря этому заняться разведением лошадей. В будущем крестьянин и его семья могли на этом хорошо заработать.
В ночь перед ярмаркой на сельскую местность обрушился ураган. Когда крестьянин и его домочадцы проснулись рано утром, то обнаружили, что вся ограда поломана. Призового жеребца нигде не было. Жена крестьянина была вне себя от отчаяния. Пришли соседи, чтобы пособолезноватъ ей.
«Какая ужасная беда постигла нас!» — кричала жена. «Да, это огромное несчастье», — соглашались с ней соседи. Но крестьянин сказал: «Счастье или несчастье, я не знаю. Поживем- увидим».
Прошла неделя, крестьянин вместе с женой и сыном сидели за столом и завтракали. Из окна они увидели, что по направлению к хутору несется табун лошадей. Их верный конь вел за собой пять лошадей, а рядом с ним скакала молодая кобыла. Он нашел дикий табун и теперь вел их домой.
Все выбежали во двор, чтобы открыть ворота в загон. Жена крестьянина пришла в восторг и воскликнула: «Какой счастливый поворот событий, это просто невероятно!» С криками «Надо же, как вам повезло!» прибежали соседи. Но крестьянин только сказал: «Счастье или несчастье, я не знаю. Поживем — увидим».
В течение последующих недель крестьянин и его сын были заняты тем, что объезжали диких лошадей. И однажды лошадь сбросила сына. Он упал очень неудачно и получил множество переломов. Жена крестьянина очень расстроилась. Едва сдерживая рыдания, она повторяла: «Мы не должны были впускать этих диких лошадей; какое ужасное несчастье! Мой бедный