души и личности. В самом деле, как можно говорить об искусстве отражения человеческой агрессии, не понимая ни ее природу, ни самого себя и не видя глубинных причин собственной незащищенности? Вторая часть посвящена не столько человеческой душе с ее проблемами, сколько поведению, точнее говоря, умению отбиваться от проблем, находясь в самой гуще жизни. Так же, как и в «Невидимой броне», там можно найти сотни конкретных практических советов и приемов, помогающих отразить удары и нападения. В принципе, эти две книги написаны так, что их лучше всего читать параллельно — они хорошо дополняют друг друга.
Сейчас появилось множество книг и пособий, где вопросы нравственного ограничения на использование тех или иных приемов и методов в лучшем случае игнорируются, а в худшем — заменяются откровенной проповедью психологического мордобоя и беспредела. Не собираюсь подменять жанр своей книги религиозной проповедью или наполнять ее морализаторскими сентенциями, но повторяю еще раз: я не писал и никогда не буду писать справочник по тренировке в защите от неприятностей в расчете на негодяев или махровых эгоистов. Считал и считаю, что использование в книге приведенных советов и методов защиты для достижения темных эгоистических целей или тем более для причинения кому-либо вреда есть действие, заключающее в себе отсроченный удар возмездия, который рано или поздно все равно произойдет и пробьет ложную защищенность. Книга написана для людей, решающих свои нормальные человеческие проблемы, в мотивах и поведении которых преобладают положительные цели и желание познать и улучшить себя.
Основное условие, позволяющее наиболее эффективно пользоваться этой книгой, заключается в том. чтобы, внимательно читая главы, постараться понять, а главное, применить прочитанное конкретно к себе. Изучите свою повседневную жизнь, выявите в ней наиболее слабые стороны, потенциально открывающие вас для ударов и нападений, попытайтесь исправить ошибки и построить в самом себе прочный щит. Если прочитанное будет совпадать с тем, что вы обнаружите в себе, значит, нет никаких препятствий для применения методов. Если имеются существенные несовпадения, тогда есть повод задуматься и либо пересмотреть свои подходы и качества и начать работать над их исправлением, либо поискать другие методы и советы, благо, что в книге их превеликое множество.
Поскольку эта книга представляет собой продолжение и дополнение первой, то ее нужно читать, периодически заглядывая в «Невидимую броню». Оттуда вы будете извлекать приемы, а из новой книги брать пояснения, как использовать эти приемы в тех или иных повседневных ситуациях и сферах жизни. Ведь все угрозы, нападения и проблемы имеют свою специфику: в семье агрессия происходит совершенно по-иному, нежели на службе, а особенности психологических переживаний, возникающих от хронического недостатка денег, существенно отличаются от боли, которую порождает неразделенная любовь. В каждом случае потребуются новые приемы, и само их применение будет существенно различаться в разных сферах — все-таки от родного брата или дяди, даже если он очень рассержен, вы должны защищаться иначе, чем от уличного хулигана.
Эта книга в еще большей степени, нежели предыдущая, проиллюстрирована многочисленными историями и примерами. Читая книгу, вы можете мысленно ставить себя на место людей, описанных в этих историях, и задавать себе вопросы: в чем их главные ошибки при защите, как бы я повел себя на их месте, насколько я сумел бы, находясь в их условиях, безупречно защитить себя? Уже один такой мысленный эксперимент, завершающийся нахождением удачного решения (хотя бы в пределах ума), создает внутренние образы защищенного поведения, которые становятся вашими ресурсами. Если же чтение поможет вам не только понять, как надо действовать, но и дать непосредственный импульс к действию, зарядить вас энергией, то это будет самым лучшим результатом. Читайте текст медленно, вдумчиво, основательно, медитируя, размышляя над идеями и энергетикой, заложенной в текст. Уже одно это осознанное чтение сделает вас сильнее.
В самом деле, по-настоящему использовать знания, заключенные в этой книге, можно только осознав и трансформировав самого себя, научившись хорошо управлять собой и эффективно добиваться намеченных целей. Поэтому можно пожелать читателю успехов в самопознании и в овладении как своим внутренним миром, так и поведением. Игра стоит свеч! В конце концов вы научитесь не только создавать вокруг себя мощную невидимую броню, но и ощущать себя мастером жизни, идущим по ней поступью победителя и уверенно чувствующим себя в любой ситуации и сфере.
И последний совет. Если вы хотите стать по-настоящему защищенным человеком, отстаивайте не только свою личность, какой бы достойной она ни была, но и что-то более высокое, лежащее за ее пределами: идеи и интересы других людей, духовные ценности, проблемы своей многострадальной страны. Помните, если вы их будете достойно защищать, то и они вас обязательно защитят, когда вам будет трудно. Это безусловный закон духовной жизни.
______________
ЧАСТЬ I
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ЗАЩИЩЕННОСТИ
Глава 1. МАСТЕРСТВО И ЗАЩИЩЕННОСТЬ
«Благородный муж знает о своем превосходстве,
но избегает соперничества.
Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.»
«Искусный мастер не оставляет следов.»
(чаньское изречение)
«Враг твой, если только ты любишь его, это есть тот человек,
который поможет тебе достичь совершенства.»
Кого можно считать мастером жизни? Из самых разнообразных сторон мастерства я выбрал тему защищенности. Традиционно считается, что мастер — это тот, кто на высоком уровне владеет каким-то ремеслом, профессией, направлением или видом деятельности. При слове «мастер» сознание рисует привычные образы народного умельца, своими руками творящего какие-то изделия, качество которых признается всеми людьми и вызывает восхищение. В эзотерических учениях Запада, например в розенкрейцерстве и масонстве, слово «мастер» означало высокую степень посвящения в тайные знания, а также человека, добывшего из глубинных недр неочищенной души «философский камень» совершенства и эликсир бессмертия. В советское время понятие мастерства приобрело оттенок производственной сферы жизни — мастер на заводе, в цеху, мастер производственного обучения. Но что же означает понятие «мастер жизни», взятое применительно к теме защищенности?
Жизнь больше, чем отдельное ремесло. Она включает в себя такие важнейшие сферы, как труд и общение, и по сути состоит из них. Как мне кажется, мастер жизни — это человек, добившийся совершенства во всем. Мастер жизни владеет искусством эффективно работать с высокими результатами и минимальными потерями, умением грамотно общаться с людьми всех категорий, включая врагов, талантом создавать и поддерживать гармонию в своем внутреннем мире и, наконец, даром устанавливать отношения с Высшим Началом и двигаться в направлении к Богу и совершенству. Само понятие защищенности предполагает способность выдерживать давление, отражать удары и эффективно взаимодействовать с какими-либо неблагоприятными факторами жизни — от благоприятных сил, людей и событий защищаться не нужно.
От чего же нужно защищаться в сфере труда? Прежде всего от собственной некомпетентности и неумения работать, от неверия в собственные силы и реальность положительного результата своих усилий, который при хорошей организации дела обязательно придет. Важно также защищать свою эмоциональную сферу от излишней привязанности к результату, когда человек вместо того, чтобы работать, тратит умственную энергию на смакование и подсчитывание выгоды. Высокий профессионализм, подкрепленный правильной мотивацией и чувством свободы от привязанности к плодам своего труда делает мастера неуязвимым при любых передрягах жизни. Восточная мудрость советует человеку владеть не менее чем тремя видами специальностей — и для самовоспитания, и для заработка. Мастер жизни всегда найдет себе кусок хлеба, всегда будет вызывать уважение других людей, участвующих в труде, и неизменно переживать состояние радости в процессе работы, всегда доведет дело до конца, не испытывая ни скуки, ни разочарования. Работая с энтузиазмом и вкладывая в свой труд энергию, он не переутомится и не истощит запас собственной энергии, ибо умеет ее пополнять.
От чего нужно защищаться в сфере общения? От конфликтных и трудных людей (этой теме посвящена отдельная глава), от врагов, от столкновений с ненужными и случайными людьми, от толпы и даже от друзей, которые ведут себя неправильно (не зря существует пословица: «Обереги меня Бог от друзей, с врагами справлюсь сам»).
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРИ ОБЩЕНИИ С ВРАГАМИ
Мастер жизни владеет правильной стратегией взаимоотношений с врагами. Он не делает их себе сам, как это присуще многим своекорыстным или агрессивным людям, для которых состояние склоки — это нормальная атмосфера. В то же время мастер жизни понимает, что враги — это неизбежность, от которых никуда не скроешься. Чем крупнее личность и чем положительнее те идеи, которые она несет в мир, тем большее количество врагов, завистников и недоброжелателей она непременно встретит на своем пути. Так было всегда, тем более в наше время, когда силы зла и тьмы преобладают и чаще встречаются в человеческом обществе. Высокое задание и назначение защищенного мастера жизни состоит в выполнении завета, данного в Учении Живой Этики: «Не добавляйте себе врагов». Враги и так заповеданы судьбой и кармическими законами, поэтому не стоит увеличивать их число собственными психологическими реакциями, продиктованными обидой, своекорыстием и другими порождениями эгоистического начала.
С врагами мастер жизни ведет себя изысканно, предупредительно и честно. В психологических и деловых конфликтах, которые провоцируются его противниками, он старается не задевать их личности, а противостоять им на уровне идей и дел. Он помнит завет Востока, что нередко враг — это переодетый друг, которого можно увлечь своими идеями. Хрестоматийным примером подобного преображения является случай с гонителем христиан Савлом, который после мистического видения Христа стал апостолом Павлом. Спокойствие в отношениях с врагами позволяет настоящему мастеру жизни сберечь энергию и сохранить силу для решения своих созидательных задач. Один духовно продвинутый человек говорил мне о своих принципах во взаимоотношениях с врагами: «Я не собираюсь с ними бороться. Пусть они со мной борются. Я же буду делать свое дело и утверждать программу Света, так как ее понимаю».
Высшим пилотажем во взаимоотношениях с врагами для мастера является умение использовать его разрушительную энергию в своих целях. Например, когда враги ведут против какого-то крупного человека с положительным зарядом и программой клеветническую кампанию, эта личность, если она действительно относится к категории мастеров жизни, может использовать энергию клеветы для своих целей, например, для раскрутки собственных проектов, которые в наше время торжества «черного пиара» просто не воспринимаются сознанием обывателей без элементов скандальности. Живая Этика называет этот подход «отношением к врагу, как к ножке своего рабочего стола».
Мастерство жизни основано на умении грамотно выстраивать отношения не только с прямыми врагами, но и с толпой, с ненужными и случайными людьми, которые липнут к любому человеку, хотя бы чуть-чуть выделяющемуся из общего серого фона, и безжалостно крадут его время, энергию, силы. Подлинный мастер никогда не будет выставлять свою незаурядность напоказ и, где это возможно, предпочтет слиться со средой и остаться незаметным. Вспомним, насколько изящно и грамотно расписана в книгах Кастанеды