крепостью, которой никакие попытки разрушить ее извне не страшны. Разумеется, это возможно лишь в том случае, когда вся семья выполняет единую большую миссию, а каждый выполняет свою конкретную задачу — частицу данной миссии, и при этом семья бережно хранит свой внутренний уклад, распорядок жизни и атмосферу от постороннего праздного или враждебного внимания. Именно так строила свои отношения с жизнью семья Рерихов, представляющая собой идеальный образец семьи космического масштаба.
Эзотерические учения подробно говорят о тех божественных функциях, которые должны выполнять отец, мать и сын. Отец и физически и духовно должен давать импульсы к рождению детей. Согласно христианским воззрениям, он предстательствует за детей в Боге, защищает их от физических и жизненных опасностей, охраняет от прямых угроз, опасностей и сил зла. Он олицетворяет собой принцип божественной воли и приготовляет детей к трудностям и проблемам жизни. Мать (она же жена) несет в себе принцип чистоты, целомудрия, мудрости, который в наибольшей степени выражен в Пресвятой Деве Богородице. Она дарит любовь мужу, поддерживает порядок в доме и защищает детей от нравственно-духовных опасностей. Сын, родившийся на перекрещении двух воль — отцовской и материнской, несет в себе принцип активной реализации. Он передает отцовско-материнскую волю по иерархической линии.
Чем полнее земные отцы, матери и сыновья выполняют божественные функции, тем совершеннее семья и тем правильнее происходит в ней психоэнергетический обмен. Чем сильнее отклонения от данных функций и задач, тем разрушительнее действуют в семье энергии хаоса и разъединения.
Семья должна осознать неслучайный характер той комбинации судеб и характеров, которая и соединила ее членов в единый организм (как говорят на Востоке, «узы семьи священны»), и потому стараться избегать резких разрывов этих тонких кармических связей и уз. Это становится особенно важным в случае совместного проживания людей под одной крышей. При обнаружении резких несогласий и враждебности подходов к жизни у членов семьи необходимо соблюдать особую бережность и терпение. Нетерпимость в семейных конфликтах есть прямой путь к впусканию негативных энергий, разрушающих правильный обмен. Для этого полезно осознать и периодически вспоминать, что внутри каждого человека, даже особенно неприятного вам, скрыта Божья Искра.
И в сфере повседневности, и в сфере духа семья должна стремиться соблюдать иерархический принцип построения семейного организма. Он заключается в том, что мужчина как муж и отец выполняет функции главы небольшого коллектива и оставляет за собой область волевых решений и добывания ресурсов материального и духовного выживания (завоевания и удержания жизненного пространства семьи). Его энергия расходуется на главное в важных делах и не должна растрачиваться на решение сиюминутных ситуаций и проблем. Проще говоря, дело мужчины — работа, карьера, добывание материальных средств, собирание интеллектуальной информации и духовных знаний, утверждение семьи как успешной социальной единицы, построение внешних основ семейного дома.
Женщина обеспечивает жизнеспособность семьи на уровне эмоциональных отношений, поддерживая положительную атмосферу и окрашивая гармоничными энергиями все возникающие сиюминутные ситуации и проблемы. Ее энергия расходуется на главное в повседневных делах и возникающих при этом межличностных отношениях и потому должна тратиться на решение этих мелких дел и сглаживание возникающих конфликтов. Дело женщины — воспитание детей, ведение хозяйства, приспособление собранной мужчиной интеллектуальной информации и духовных знаний к повседневному распорядку, поддержание очага в прямом и переносном смысле, утверждение семьи как благополучного эмоционального организма, построение внутренних основ семейного дома. Если мужчина — творец, деятель, источник мировоззрения, то женщина — распространительница его творческих завоеваний и взглядов, его вдохновительница. Разумеется, границы между мужскими и женскими функциями и энергиями прозрачны, и сегодня, в век эмансипации женщин, многое и в повседневных функциях, выполняемых полами, и в стереотипах поведения изменилось и стало взаимозаменяемым (крайним выражением этого стали процессы феминизации мужчин и маскулинизации женщин). Но если главная космическая функция одного или другого пола в семье будет размыта, тогда эта семья в конечном счете окажется разрушенной. Правильный психоэнергетический обмен в семье будет происходить лишь в том случае, когда помимо соблюдения иерархического построения семейного организма будет присутствовать заложенная самой природой полярность между мужскими (ян) и женскими (инь) энергиями.
Семья будет прочной и устойчивой, как слаженный организм, если будущие отец и мать с самого основания своих отношений договорятся и в дальнейшем будут поддерживать согласие по поводу того, как воспитывать детей. Считается, что родители вкладывают в детей свои лучшие силы и энергии, пытаясь как бы довоплотить и доосуществить в детях то, что они по тем или иным причинам не сумели воплотить или осуществить в самих себе. При этом они должны считаться с личностными особенностями и природой своих детей, не заставляя их идти против собственной воли и не насилуя их естественных желаний. Когда такое воспитание оказывается успешным, дети вырастают достойными людьми и самим фактом успешной жизни возвращают родителям затраченные силы, радуя родительский взгляд, вызывая уважение других людей, заботясь о них. Если же воспитание было ошибочным, то, вопреки благим субъективным надеждам и желаниям родителей, из детей вырастает совсем не то, чего они хотели, и тогда родители испытывают большое разочарование и чувствуют, что энергия была потрачена во многом напрасно.
ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ СОЮЗОВ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Семья — зона повышенной конфликтности. Именно здесь психологические конфликты расцветают махровым цветом. Вполне понятно, почему семейные ссоры могут протекать гораздо острее, нежели столкновение интересов на работе или в какой-либо другой нейтральной среде. Близкие друг другу люди, тем более помещенные в тесное пространство совместного проживания, реагируют на поведение друг друга резче и эмоциональнее. Они задевают друг друга острыми углами аур, и в результате подобных сшибок очень легко высекается искра скандала. Семья — идеальное место для нападений всех видов. В силу близкого пространственного и психологического расстояния люди порой становятся прекрасными мишенями для выстрела, удара или укола. Любое движение, жест или слово, спокойно воспринимаемое чужими людьми, рассматривается в семье через увеличительное стекло личного, пристрастного отношения. Даже самый незначительный интерес, увлечение, устремление к какой-либо цели, не отвечающей представлениям домочадцев и особенно близких людей, немедленно вызывает болезненную реакцию. Здесь легко, а иногда и нелегко мирятся, но еще легче ссорятся. Именно семья выступает как прямой поставщик большого количества психологических травм, психоэнергетических пробоев, аурических дыр.
Психоэнергетический обмен, происходящий в семье, бывает внешним (при нем удобнее рассматривать семью как целостную единицу) и внутренним, затрагивающим отдельных членов семьи (здесь семья рассматривается как состоящая из многих живых частиц). Если говорить о семейном психоэнергоинформационном обмене в целом, то следует отметить, что он, в отличие от других внесемейных видов обмена, происходит постоянно, причем энергетика взаимодействия обычно является более плотной, спрессованной, родственной и трудноразъединимой по составу. Согласно оккультно-эзотерическим учениям, семейная карма по значимости для человека занимает второе место после индивидуальной кармы. Семью, члены которой вместе движутся по жизненной дороге, карабкаясь по горным вершинам успехов и выбираясь из впадин неудач, можно уподобить связке альпинистов, соединенных между собой чрезвычайно прочным и вместе с тем растягивающимся резиновым шнуром. Если в такой семье начинаются конфликты и расхождения, то резиновый шнур кармической связи начинает опасно напрягаться и грозить разрывом, который может оказать влияние на судьбу всей семейно-альпинистской связки. О степени прочности семейных кармических уз, способных оказать влияние даже на такой процесс, как закономерность человеческой смерти, может свидетельствовать следующий, выявленный чисто статистически факт: если в семье, где до этого никто ни разу не умирал, умирает хотя бы один человек, то после этого быстрота смертей других родственников, как правило, увеличивается. Эзотерические учения утверждают, что умершие, сохранившие с живыми кармическую связь, помимо своей воли и сознательного желания увлекают многих живущих в иной мир.
Чтобы внешний психоэнергоинформационный обмен происходил успешно и вел семью к жизненному и духовному процветанию необходимо, чтобы семья соблюдала некоторые законы и требования:
Семья должна быть единой, и при каких-либо выходах в свет, актах общения и контактах с людьми она должна выносить общие решения, не допуская открытых дискуссий между собой.
Семья должна уметь выбирать подходящее и гармоничное окружение, по возможности избегая явно чуждых, враждебно настроенных и дисгармоничных людей.
Семья должна уметь оставлять для внутреннего пользования глубинно-интимную душевную энергию и в то же время легко выявлять и отдавать во время общения более поверхностную «светскую» энергию доброжелательно-положительного характера.
Семья не должна допускать в свой тонкий психоэнергетический организм чужую и тем более явно негативную энергию, эмоции, излишнее любопытство посторонних людей, поскольку подобная инородная сила, как правило, играет разрушительную роль.
Чтобы обмен энергией протекал в семье гармонично, ее члены должны добиться взаимного согласия в жизненных целях, в средствах достижения этих целей и, наконец, в эмоциональном отношении друг к другу и ко всем трудностям на пути к цели. Кроме этого, она должна по возможности стремиться согласовать эти личные житейские цели с целями и ценностями духовного плана.
Наиболее часто энергетический вампиризм, как форма неэквивалентного психоэнергоинформационного обмена, проявляется в семье во взаимоотношениях мужа и жены. Причинами подобного положения вещей могут выступать разные факторы:
эгоистическая установка одного из супругов;
так называемый неравный брак, при котором один значительно превосходит другого своим интеллектуальным кругозором, эмоциональной глубиной и духовным уровнем, причем «отстающая» сторона подходит к партнеру исключительно паразитически и потребительски;
отсутствие или недостаток любви у одного из членов союза;
особая организация ауры и энергетического состава у того, кто склонен к «жизни за чужой счет».
И хотя такой союз абсурден и делает несчастными в конечном счете обоих супругов, иногда он длится годами и даже всю жизнь (но жертва, чьи силы выпиваются энерговампиром до дна, здесь несчастна в первую очередь). Характерным признаком неравноправия союза и неэквивалентности психоэнергетического обмена между супругами является отсутствие истинной любви, которую заменяет или ненависть, или подделка. Современный философ-герметист и писатель Джон Бейнс, автор книги «Наука о любви», описывает подобные союзы следующим образом:
«К сожалению, очень многие пары поддерживают такие паразитические отношения. Вампир искренне верит, что «страстно любит» своего партнера, поскольку, разлучившись с ним он по-настоящему тоскует и ощущает в душе пустоту, которую ему нечем заполнить. Симптомы напоминают ощущение, которое испытывает человек «на голодный желудок». Это и есть истинная причина положения, когда индивид утверждает, что «не может жить один». Вампир не может перенести недостатка магнитной пищи, которую привык поглощать ежедневно, однако сам он видит ситуацию в другом свете и считает, что его тревога вызвана психическими причинами. Во множестве браков бывает так, что один из супругов не участвует полноценно в эмоциональной и социальной жизни пары, а является лишь резонатором, эхом партнера. В светской беседе вампир обычно захватывает инициативу и говорит за двоих, в то время как его партнер не смеет высказать свое мнение. Если в роли вампира выступает женщина, то ее партнер