другой момент. Неудовлетворенность в сексе ведет к неудовлетворенности в жизни.
Что можно посоветовать супругам для преодоления сексуальной несовместимости? В первую очередь старайтесь настроиться на состояние полной эмоциональной гармонии со своим мужем или женой как перед интимной близостью, так и во всех других случаях супружеского общения. Если это удалось, то тогда настройтесь на устойчивое сохранение этой гармонии в собственной душе, чтобы ничто не могло вас выбить из состояния стабильного, уравновешенного благодушия. Будьте готовы к тому, чтобы выдержать любые перепады настроения вашего супруга, если они внезапно с ним произойдут. Учитесь гасить упреки и недовольства мягким юмором, не переходящим в иронию или сарказм. Если удар носит характер тонкого энергетического воздействия с отрицательной окраской и настигает во время интимных ощущений, мысленно растворите все негативные переживания и постарайтесь полностью переключиться на сексуальные переживания, замещая один образ другим, более приятным. А самое главное — старайтесь любить супруга и хранить любовь в своем сердце, помня, что все отрицательные эмоции, которые он выплескивает — временное явление.
Аурическая, или психоэнергетическая несовместимость относится к случаям несовпадения тонких структур двух людей. Это несовпадение аур, при близком взаимодействии супругов приводящее к ударам и отторжению, может проявляться на цветовом, вибрационном и силовом уровне. Аурическая несовместимость в силу своей более тонкой природы, нежели просто личностное несовпадение — это и более глубокое расхождение между людьми. Если на личностном уровне все же можно договориться и подстроить свое поведение и отношение под требования партнера, то на аурическом плане подстройка происходит гораздо труднее.
Аура — это вибрационно-цветовое и энергетическое проявление сущности человека. Некоторые цвета ауры, например, голубой и желтый, или розовый и фиолетовый, совместить невозможно по определению. В точности так же трудно совместить грубые и тонкие вибрации, а также ауры разной степени силы — более мощная психоэнергетическая оболочка почти автоматически будет поглощать более слабую оболочку. В каких-то случаях подобное поглощение происходит без сопротивлений и эксцессов, так сказать, на добровольно-принудительной основе по праву силы, но в других случаях — конфликты, вспышки, раздражения и борьба неизбежны. Они не выводимы из различий во взглядах или даже в интересах — нередко люди сходных интересов и целей и никак между собой не конкурирующие не могут эффективно общаться между собой по общему делу из-за того, что их соприкасающиеся тонкие оболочки все время искрят раздражением и непониманием. Единственная возможность гармонизировать атмосферу в семье — это решение одного из супругов начать внутреннюю работу над собой с целью очищения и расширения своего сознания, а значит, и ауры. Накопив достаточно силы, гибкости и терпения, он сможет уменьшать количество взаимных шероховатостей и гасить огонь раздражения.
Религиозная несовместимость супругов — это явление, еще недавно нехарактерное для России по вполне понятным причинам навязанной сверху атеистической идеологией, которая уравнивала всех в состоянии безбожия. Мы знали о существовании подобных проблем из западной художественной литературы, где описывались семейные проблемы, нередко возникающие, например, между супругами католиками и протестантами. Для нас же такие «мелочи» были некой абстракцией. Однако в сегодняшней России подобные проблемы возникают всё чаще. Они относятся к случаям браков между:
лицами христианского и мусульманского вероисповедания;
православными и последователями различных сект как отечественных, так и зарубежных;
православными и последователями эзотерических учений Востока и Запада.
Столкновения и конфликты, возникающие в подобных браках, часто бывают проявлением невежества, самости, желанием под предлогом религиозного расхождения навязать супругу свою точку зрения по любому вопросу, и преимущественно носят интеллектуальный мировоззренческий характер, а могут и действительно выражать духовное своеобразие отношения к Богу, присущее и мужу, и жене. Не надо думать, что семейные религиозные конфликты происходят непрерывно. Как правило, они возникают в виде вспышек и электрических разрядов бурных эмоций, а затем временно гаснут, но не до конца, и переходят в тлеющее состояние. По своей природе подобные столкновения, полные неожиданных нападений и ударов, являются очень сложными, полное разрешение их едва ли возможно. Чем более страстной и целеустремленной является вера человека и чем более фанатично он настроен, тем выше вероятность конфликта или обмена ударами с человеком другой веры. Ярким примером религиозной нетерпимости является исламский фундаментализм, и особенно ваххабизм. Однако высокая пассионарная энергия, излучаемая сегодняшним исламом, и в той или иной степени присущая его представителям, тем более принадлежащая к его крайним формам, еще не повод считать ислам религией, непригодной для семьи, где есть люди христианского вероисповедания. В той же России традиционно ислам и православие соседствовали и взаимодействовали между собой в целом довольно мирно и дружелюбно, что дает надежду на возможность договариваться между представителями этих двух религий и на индивидуальном уровне.
Сложнее дело обстоит с браками, где один человек — православный, а другой ушел или собирается уйти в секту. Здесь конфликты абсолютно неизбежны, тем более что начинающий сектант, как правило, старается забрать с собой детей или по крайней мере серьезно повлиять на них. Если супруг, принадлежащий к Русской Православной Церкви, психологически незащищен и раним, а супруг-сектант агрессивен, то первый может получить серьезные травмы. Тем не менее противостоять агрессии ложной сектантской духовности необходимо, ибо сектантская психология очень вредна не только для взрослого, но в первую очередь для детского сознания. Православный супруг должен запастись большим терпением, сочетающим в себе внутреннюю твердость и доброжелательность, ибо даже малейший элемент раздражения немедленно уничтожит хрупкую надежду на достижение взаимопонимания. Не повредит и знание предмета в области религии и духовной культуры, хотя не стоит переоценивать возможности рационального фактора и высокоинтеллектуальных доводов — привязанность к сектам лежит за пределами разума и целиком иррациональна.
Конечно, секты бывают разные, и порой в православной среде к сектам необоснованно относят философские кружки, оздоровительные группы или психологические направления внецерковного характера. Если речь идет о принадлежности одного из супругов к таким объединениям, то здесь супруги должны проявлять терпимость друг к другу и уметь договариваться. Легче всего, не вникая в суть, назвать другого «темным» и поставить под сомнения годы совместного проживания только из-за того, что он заинтересовался чем-то лежащим за пределами церковных представлений.
Еще более сложная ситуация возникает в случае браков между людьми, придерживающимися православного вероисповедания и теми, кто следует эзотерическим учениям Востока и Запада, среди которых есть как подлинные глубокие традиции, так и поверхностные американизированные системы. Агрессия — это всегда плохо, от кого бы она ни исходила, но хуже всего, когда она исходит от людей, увлеченных именно такими поверхностными учениями, хотя ради справедливости следует признать, что инициаторами религиозных ссор в семье чаще всего бывают воцерковленные фундаменталисты-неофиты. Степень интенсивности и остроты конфликтов зависит не только от того, к какому лагерю веры принадлежит человек, но и от глубины и серьезности веры в истинность своего учения и религии. Семейные конфликты на религиозной почве носят ярко выраженный идеологический характер, хотя нередко с помощью нападений на веру супруга люди решают свои эгоистические задачи. Удары, получаемые супругами друг от друга в подобных браках весьма чувствительны. Лучшей защитой от наиболее болезненных и несправедливых нападений является крепость в собственной вере и устойчивость системы религиозно-духовных ценностей. С другой стороны к хорошим средствам защиты относится гибкость и широта познания человека, его способность к вмещению противоположных взглядов, иначе говоря, его веротерпимость. Наилучшим образом сможет отразить агрессию или недовольный выпад, вызванный религиозным неприятием тот супруг, который будет сочетать твердость с широтой мировоззрения и терпимостью к инакомыслию.
Нравственно-духовная несовместимость, конечно, связана с несовместимостью религиозной, но я все же решился выделить ее как отдельную разновидность, потому что по большому счету дух внеконфессионален. Из жизненного опыта, наверное, каждый знает, что бывают люди, формально принадлежащие к той или иной религии и церкви, но абсолютно бездуховные по своей сути. И наоборот, не так мало людей, формально не принадлежащих ни к одной из конфессий, но тем не менее излучающих свет и любовь. Иначе говоря, есть люди на глубинном уровне своего бытия светлые, а есть темные. Конечно, трудно говорить о чистых типах, то есть о святых и злодеях, в своем законченном развитии крайне редко встречающихся в жизни. Чаще всего речь идет о смешанных типах, то есть о людях, в душах которых живет и свет, и тьма, и добро, и зло. Поэтому правильнее говорить о преимущественно светлых и преимущественно темных людях. И если представить себе, что в одной семье на одном небольшом пространстве будут сосуществовать откровенно темный и искренне светлый человек, то, конечно, в таком союзе изначально заложен конфликт.
Зло и тьма чаще бывают сильнее, изворотливее, удачливее за счет беспринципности и неразборчивости в средствах. Добро и свет обычно очень уязвимы и ранимы, особенно в тех случаях, когда человек обладает этими качествами в недостаточной степени. Союз таких людей изначально обречен на постоянную войну, которая должна привести не к суверенному существованию двух равноправных индивидуальностей, а к победе одной из сторон. Тому супругу, который сознательно занимает позицию света (правда, в реальной жизни определить, кто светлый, а кто темный непросто, хотя бы потому, что никто не признает себя темным, а все склонны считать себя светлыми), можно посоветовать не пасовать перед любым натиском зла и тьмы со стороны другого супруга. Учитесь быть твердыми, устойчивыми, спокойными и принципиальными, не поддавайтесь на влияние темных сил, даже если они идут через вашего супруга.
Неправильно занятая позиция во время конфликта может спровоцировать окончательный уход супруга. Да, я убежден, что в основе правильной позиции всегда лежит самодостаточность и независимость. Даже если вы доброжелательно и сердечно открыты к какому-то человеку в данный момент, подобная установка позволит вам с наименьшими потерями уйти в сторону или разорвать отношения, если вас предали. Но когда вы излишне подчеркиваете, какая вы независимая и самодостаточная личность, это напрягает людей, и в отношениях с супругом может оказаться последней каплей, что очень хорошо показывает история моей клиентки Людмилы, страхового агента крупной зарубежной компании.
Всю жизнь Людмила третировала своего мужа: и за невнимательное отношение к себе (чего не было и в помине), и за неумение обращаться с бытовой техникой (что в каком-то смысле объяснимо его гуманитарной специальностью), и за то, что не сумел наладить отношения с ее матерью (что немудрено, ибо по свидетельству сестры мужа, которую я лично знаю, это невозможно по определению). В какой-то момент он не выдержал и на месяц ушел к своей матери. Людмила была в бешенстве, она звонила ему, давила и требовала возвращения, на что Борис (так звали мужа) спокойно и методично отвечал: «Я очень устал, давай отдохнем и немного разберемся каждый в себе». В конце концов, не выдержав одиночества, Людмила несколько