Скачать:PDFTXT
Мастер жизни. Сергей Ключников

работе в Интернете и по его симптоматике. Согласно полученным данным, зависимым должен считаться всякий, кто по несколько раз в день проверяет свой «ящик», кто в своих виртуальных странствиях забывает про время, кто ест перед монитором, а не за столом, и конечно, тот, кого близкие «слишком часто пилят» за то, что он чересчур увлекается компьютером.

Помимо них, в опасную зону уже вступил и тот, кто ругает себя за излишнее увлечение всемирной сетью — дескать, снова дал маху, засиделся почти до утра, вот болван! По логике ученых, такое поведение свидетельствует о наличии очень сильного желания, то есть обнаруживает маниакальность.

Возникает дилетантский вопрос: не слишком ли широка симптоматика? Основываясь на ней, психологи обнаружили только в Соединенные Штатах Америки около миллиона жертв новой мании, нуждающихся в применении специальной терапии. Не станет ли новая опасность новым фантомом!?

На самом деле оболваненных Интернетом чудаков, которые проводят в дигитальных райских кущах по 40 и больше часов в неделю, довольно мало. Практики, правда, считают, что жертвами кратковременной (!) лихорадки являются от трех до пяти процентов всех пользователей всемирной сети, однако подобные состояния характерны для начинающих, и большинство из них сами отказываются от завлекательных многочасовых путешествий по сети, как только развеется первый восторг. Ничего удивительного, если иметь в виду явное слабоумие, воцарившееся в виртуальных «клубах-говорильнях».

Процессу отвыкания, «выздоровления», обычно способствуют ссоры с близкими, особенно при угрозе партнера покинуть своего «свихнувшегося кибера», который совсем разучился разговаривать и способен отвечать на обращенную к нему речь лишь невербальными сигналами — кивком головы или пожатием плеч. В этой связи любопытен анализ групп населения, наиболее подверженных новой болезни.

Итак, больше всего «маньяков» среди новичков, которые только что обзавелись компьютером и с энтузиазмом погрузились в «иную реальность». Среди них наиболее активными потребителями современного дурмана оказались, к великому удивлению экспертов, пожилые одинокие пенсионеры и домохозяйки средних лет. «Студенты и школьники, — сообщает К. Янг, — подвержены маниакальному синдрому гораздо реже, чем мы предполагали».

К чести психологов надо отметить: они уже разработали общие принципы помощи пострадавшим и соответствующую терапию. К. Янг. в частности, рекомендует ни в коем случае не производить «резких движений» — отвыкание должно происходить с постепенным сокращением времени пребывания в сети. В большинстве случаев требуется одновременный курс психотерапии.

О психических корнях заболевания пока еще ведутся ожесточенные споры: проблемы контактности или материнская травма, контактные травмы или материнский комплекс — вариантов не счесть. В одном душеведы единодушны и свято следуют завету дедушки Фрейда, который учил: «оплата наличными полезна для выздоровления пациента».

Бесплатную помощь обещают группы, называющие себя «анонимы Интернета» или «Сетеголики» и действующие по принципу: помоги себе сам. Впрочем, для получения этого бесплатного сыра несчастный пленник сети должен снова и снова входить в Интернет — а это представляется столь же разумным, как организовать встречи анонимных алкоголиков в ирландском пабе.

Мы пытались выяснить, сколько компьютерных психов у нас в России. Все психиатры в один голос подтверждают, что погружение в компьютерную жизнь чревато нервными болезнями. Несомненно, людей с психическими отклонениями на этой почве можно встретить среди пациентов соответствующих диспансеров и клиник, однако наши врачи их пока не идентифицируют как больных «компьютерной болезнью»».

Компьютерный фанат — это обычно либо сухарь, существо с постепенно гаснущей эмоциональной сферой, либо невротик, подстегивающий себя многочисленными играми с их искусственными эмоциями. Интересно, что согласно статистике люди, любящие играть в компьютерные игры, в подавляющем большинстве случаев являются мужчинами. Женщины как существа гораздо более тонкие в эмоциональном плане, практически не играют в компьютерные игры, поскольку их не устраивают искусственные технократические эмоции. Компьютерный мир, особенно в больших количествах, уводит человека от мира реального. Виртуальное бытие, перевозбуждая человека и выкачивая из него всю живую энергию, быстро становится для него главным и чуть ли не единственным бытием, гораздо более важным, нежели обычная жизнь. Многие любители компьютера чувствуют себя в обычной жизни весьма неуверенно и оживляются только тогда, когда попадают в свой привычный виртуальный воздух и мир. Особенно сильно это проявляется у тех, кто практически работает с интернетом, океаном разнородной и произвольно рассредоточенной информации, в котором очень легко утонуть. Нередко эта информация апеллирует к еще более низким инстинктам, нежели те, которые вызываются компьютерными играми. В последние годы появились сообщения о том, что многие компьютерные программы и странички в Интернете содержат в себе негативную символику, разрушительно воздействующую на человеческое подсознание. Все это требует специальных защитных мер:

1. Если вы имеете дело с компьютером по работе, независимо от того, программист вы или обычный пользователь, помните, что в больших количествах компьютерная информация вредна, потому для нейтрализации этого вреда делайте пятиминутные перерывы через каждый час.

2. Уделяйте внимание расслаблению глаз, поскольку включенный компьютерный экран при длительном его созерцании вызывает повышенное напряжение мышц глаз, которое ослабляет остроту зрения. Наиболее быстро расслабление глаз достигается с помощью их периодического закрывания, представления с закрытыми глазами образа абсолютной темноты или прекрасных, радующих взор пейзажей, частого моргания, перевода взгляда с экрана на любой другой объект.

3. Перед работой на компьютере настройтесь на чувство бодрствования и самоконтроля, и не позволяйте себе отождествляться со зрительными образами, которые имеют магическую силу навязывать себя в качестве единственной реальности.

4. Помните, что длительная работа на компьютере заставляет человека переносить свое внимание в область головы, что притупляет эмоциональную сферу и делает человека сухим и слишком рациональным. Потому после долгого сидения перед монитором избегайте отдыха, эксплуатирующего те же самые центры, то есть чтения, посещения кинофильмов или сидения около телевизора. Лучше подвигайтесь, займитесь спортом или физическим трудом, наконец, пройдитесь на свежем воздухе (переключите внимание в телесно-двигательную сферу), или совершите поездку на природу, попробуйте встретиться и пообщаться с близким человеком, посетить компанию друзей (переключение внимания на эмоциональную сферу).

5. Если вы пользуетесь компьютером для развлечения (компьютерные игры, путешествия по Интернету для удовлетворения любопытства), то помните, что все это виртуальная реальность, не имеющая отношения к реальному миру и потому не заслуживающая того, чтобы уделять ей слишком много времени. К тому же нередко она бывает насыщена агрессивной информацией, разрушительной символикой и деструктивными программами, растормаживающими подкорку, низшие инстинкты и влечения. Человек, желающий сохранить свою энергетику и сознание в чистоте и цельности, не должен включать компьютер с целью соприкоснуться с этой информацией и тем более пропустить ее через себя. Такую информацию лучше избегать и при случайном столкновении с ней переключать внимание на другие сайты и объекты.

6. После окончания работы с компьютером закройте глаза и посидите в распрямленной позе в течение нескольких минут, представляя, что ваше сознание омывает энергетический дождь, очищающий сознание от ненужных информационных шлаков. Эту процедуру надо продолжать с той же неукоснительной обязательностью, с которой чистоплотный человек моет руки после посещения городского рынка.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ РЕКЛАМНОЙ МАГИИ

Особая бдительность нужна для восприятия современной рекламы, и прежде всего в том случае, когда она идет через электронные СМИ. О суггестивной (пронизанной внушением) функции телерекламы написано очень много, однако это ее свойство осознано современным человеком очень слабо. Особой доверчивостью и беззащитностью отличается при восприятии рекламы российское общество. Едва ли хотя бы один народ мира принял бы навязанный рекламой обман финансовых пирамид за чистую монету. Многие современные ученые рассматривают обычное рекламное сообщение как разновидность внушения, программирующее сознание человека на заранее определенное поведение. Психиатр В. Ю. Завьялов в своей книге «Необъявленная психотерапия» пишет:

«О внушении можно говорить в том случае, если нечто переданное (идея, образ, состояние):

а) воспринимается целиком, без «разложения» на составные компоненты с помощью анализа (цензор, критик):

б) превращается в поведение — реализуется тем или иным образом в действие (внешнее или внутреннее) или поступок.

Восприятие «без разложения» гипнолог Халл обозначал как удержание символических процессов (словесные описания чего-либо) в состоянии пассивности, что и позволяет им реализоваться в определенные состояния, переживания или действия. Это свойство человеческой психики было определено как внушаемость. Под влиянием работ американского психолога Тарда Болдуина внушаемость стали понимать как основу всякого обучения подражанию. Благодаря подражанию происходит усвоение традиций, ценностей, обычаев, накопленных обществом и внушаемых индивиду. Это есть социальная наследственность. Как и естественная наследственность, этот вид передачи информации не допускает активной переработки передаваемого материала: усваивается именно то, что передается».

Ученый делает оригинальный и глубокий вывод, что рекламное сообщение по своей логической и грамматической основе напоминает вирус:

Рекламное сообщение Вирус Оболочка рекламы — ситуация, мотив (идентификация), социальный и психологический контекст, или сцена Каспид

Белковая оболочка Слоган — директива, конструкт, предназначенный как инструкция потребительского поведения ДНК или РНК

Генеалогическая информация — Биодиректива Белковая оболочка вируса защищает информацию о самом вирусе и позволяет этой информации внедряться внутрь материнской клетки. «Оболочка» рекламного общения также хранит внутри себя главную информацию (слоган) и пробивает дорогу к сердцу потребителя, присоединяясь к его актуальным потребностям и миру фантазий (персональному мифу!).

ДНК размножается, используя ферментативный аппарат материнской клетки и заставляет клетку синтезировать вирионы — делает из клетки «искусственную мать». Слоган размножается, используя хранящиеся в памяти человека контекстуальные образцы, то есть такие конструкты, логические схемы и образы, в которых данный слоган имеет расшифрованный, понятный смысл. Сам рекламируемый товар является материальным носителем или поводом для «размножения» (тиражирования) директивы.

Защита от негативной рекламы (а таковая явно преобладает над позитивной) может заключаться в осознании следующих истин:

за любой рекламой всегда стоят коллективы алчных, хищных, агрессивных личностей, готовых навязать вам свой товар любым способом;

подлинный высококачественный товар или услуга всегда в цене, и потому не нуждается в навязывании;

чем наглее и примитивнее способ навязывания, тем обычно хуже товар;

агрессивная жесткость самой идеи рекламы искусно спрятана за привлекательной этикеткой, которая представляет собой банальный трюк;

в лучшем случае реклама может проинформировать вас о наличии какого-либо товара или услуги.

Отсюда вытекают конкретные рекомендации, которые полезно применять при столкновении как с откровенно агрессивной рекламой, которая вам неприятна, так и с внешне безобидными рекламными сообщениями, могущих и не вызывать у вас неприятных чувств, однако вполне способных заставить вас выполнить приказ, заключенный в них:

не смотреть уже знакомую рекламу множество раз, механически уставясь в один и тот же кадр:

внутренне отключаться при просмотре не нравящихся вам рекламных роликов или модулей;

тренируйтесь в том, чтобы уметь в случае необходимости поступать диаметрально противоположным образом, нежели тот, что диктуется в рекламе;

учитесь воспринимать информацию о сути рекламы, как бы глядя сквозь оболочку и проникая в сущность вещей;

относитесь к рекламе внутренне спокойно и не доводите до абсурда полное отрицание того смысла, который заложен в ядре рекламного сообщения, и когда тот или иной товар действительно вам нужен, вы можете его спокойно купить;

относитесь к себе, своим проблемам воздействия на вас

Скачать:PDFTXT

Мастер жизни. Сергей Ключников Йога читать, Мастер жизни. Сергей Ключников Йога читать бесплатно, Мастер жизни. Сергей Ключников Йога читать онлайн