Скачать:PDFTXT
Мифы, сновидения, мистерии. Мирча Элиаде

Ethnologie, LXIV, 1932, pp.204–245; Franz Kiichi Numazawa,Die Weltanfange in der japonischen Mythologie, Paris-Lucerne, 1946.

40

Ось мира (лат.) —Прим. ред.

41

Mircea Eliade,The Myth of the Eternal Return, pp.6.

42

Psychopomp— один из титулов Гермеса, означающий проводник душ в страну Мертвых. — Прим. перев.

43

W.Shieroszewski,Du chamanisme d’apres les croyances des YakoutesвRevue de I’Histoire des Religions, XLVI, 1902.

44

J. Castagne,Magie et exorcisme chez les Kazak-Kirghizes et autres peuples turcs orientaux, Revue des Etudes Islamiques, 1930, pp.53–51 и 93.

45

T. Lehtisalo,Beobachlungen uber die Jolder, Journal de la Societe Finno-Oughenne, XLVIII, 1936–1937, 2, pp. 1-34.

46

Mircea Eliade,Le Chamanisme et les techniques archaiques de I’extase, pp.175.

47

В действительности (лат.) —Прим. ред.

48

Mircea Eliade,Le Chamanisme et les techniques archaiques de I’extase, pp.235, 419, 227–295.

49

Jean Damelou S J,Bible et Uturgie, Pans, 1951, p 46

50

Там же p 47

51

Jean Damelou S J,Sacramentum futun, Paris, 1950, p 16

52

Dom Anselme Stolz,Theologie de la Mystique Editions des Benedictms d’Amay, Chevetogne, 1947, p. 104

53

Jean Damelou S.J,Sacramentum futun, Paris, 1950, p.6.

54

Dom Stolz, op.cit.p.31.

55

Dom Stolz, op citр 111

56

Mircea Eliade,Pattern in Comparative Religion, (trans, by osemary Sheed), London and New York, 1958, pp.374.

57

Dom Stolz, op.cit.p.24.

58

Dom Stolz, op.cit.p.32.

59

Dom Stolz, op.cit.p.92.

60

См пример, представленный в нашей книгеLe Chamanisme et les techniques archaiques de I’extase, Pans, 1951, pp,26, 30

61

Ake Ohlmarks,Studien zum Problem des Schamamsmus, Lund-Kopenhagen, 1939, pp, 1,100и далее. См критику методов Олмаркса в нашейChamanisme,рр 36

62

G. A. Wilken,Het Shamamsme bij de volken van den Indischen Archipel (‘s Gravenhage, 1887),passimНо позже исследователи индонезийского шаманизма не подтвердили эту гипотезу, это явление сложнее СмLe Chamanisme,рр 304

63

Все это см вLe Chamamsme,р 41

64

Надель цитируется поLe Chamamsme,р 42

65

См. нашLe Chamanisme, p. 116, 125.

66

В духовных рамках шаманизма этот термин не обязательно подразумевает отрицательные силы. Очень часто демоны являются шаманами-предками, а значит, мастерами инициации. Своим «демоническим» характером они обязаны тому факту, что они мучают претендента и убивают его; но эти страдания и эта «смерть» относятся к инициации, ведущей к превращению мирского состояния в сверхчеловеческое.

67

В отношении этого символизма см. нашу работуPattern in Comparative Religion, pp.258иThe Myth of the Eternal Return, p. 17.

68

Г. В. Ксенофонтов,Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов, 2-еиздание, Москва, 1930, стр. 76.

69

«Полет» одежды является характерной чертой сеансов эскимосских шаманов см. нашу книгуLe Chamanisme…, p.267.

70

К. Расмуссен, цитируется поLe Chamanisme…, p.69.

71

М. Uepbylt, цитируется поLe Chamamsme,р 63

72

А. Метро, цитируется поLe Chamamsme,р 128

73

Knud Rasmussen,Intellectual Culture of the Copper Eskimos (Report of the Fifth Thule Expedition, 1921–1924, X, Copenhagen, 1932), p 27

74

M. Gusinde,Die FuerlandIndianern, Band, I, Die Selk’nam, Modling bei Wien, 1937, p. 751

75

M. Gusinde, op.cit., pp.78.

76

Ernesto de Martino,«Percezione extrasensoriale e Magismo etnologico» inStudi eMatenale di Storia delle Religione, 18, 1942, pp.1-19. 19–20, 1943–1946, pp.31–84. Того же автора,Hondo Magico. Prolegomeni a una storia del Magismo, Turin, 1948.См. также O.Leroy,La raison primitive, Pans, 1927, pp.141; Betty M. Humphrey,«Paranormal occurrences among pre-literate peoples» in theJournal of Parapsychology VIII, 1944, pp. 214–229. Библиографию последних работ по паранормальной психологии смотрите в сборнике работ, изданном Rhyne, Greenwood etal.,Extra-Sensory Perseption after Sixty Years, New York, 1940, R. A. Madou, LaParapsychologie, Paris, 1954.

77

R.G.Tnlles,Les Pygmees de la foret equatohale, Paris, 1932, pp.193, 180., 1 44; E. de Martino, op.cit, pp.25.

78

D.Leslie,Among the Zulu and the Amatongos, 2nd edn., Edinburgh, 1875,цитируется A.Lang,The Maring of Religion, 2nd edn., London, 1909, pp.68; E.de Martino, op.cit., p.28.

79

Необходимые материалы представлены у de Martino, op.cit., pp.29–35.

80

Waldemar G.Bogoraz,The Chukchee (The Jesup Pacific Expedition, Vol.VII, 1907; Memories of the American Museum of Natural History, Vol.XI), pp.435. De Martino, op.cit.,pp.46,см. такжеLe Chamanisme, pp.229.

81

De Martino, op.cit, pp.71.Другие примеры «шаманских способностей» приведены в нашей кклгеLe Chamanisme.

82

Samanna Phalla Sutta, 87;Dighanikaya, I, p.78.См. Eliade,Yoga, Immortality and Freedom, p. 178.

83

См. например, Ake Hultkrantz, Conceptions of Soul among North American Indians, Stockholm, 1953, p.418.

84

Kevaddha Sutta, 4 et seq.,Dighanikaya, 1,212, Yoga, pp.179.

85

См.Le Yoga, pp.270.

86

Shirokogorov,Le Chamanisme, pp.114.

87

Alexandra David-Neel,With Mystics and Magicians in Tibet, Chap.VI.

88

Le Chamanisme,рр 63, 258

89

Об этой церемонии см W Guedgeon, «The Unu-ti, or Firewalking Ceremony» in theJournal of the Polynesian Society, VIII, 1899См. также E de MartinoMondo Magico, pp 29

90

См детальное описание в книге Olivier Leroy,Les Hommes Salamandres Sur I’mcombustibilite du cors humam Pans, 1931

91

Huart,цитируется изLe Chamamsme, p 361

92

С A Romaios,Cultes populates de la Thrace, Athens, 1945, pp 84,Revue Metapsychique,№ 24, May-June, 1953, pp 9-19

93

Е. de Martino, //Mondo Magico, pp. 174–175.

94

См.Le Chamamsme, p.410.

95

Там же, с.271, 227, 231, 212.

96

AM Hogart,«Flying through the air» in theIndian Antiquary, 1923, pp,80–82, repubhshed in the volumeThe Life-giving Myth, London, 1952, pp 28 32

97

E Bickerman,«Sie romische Kaiserapotheose» in theArchiv f Rehgionsgewissenschaft, 27, 1929, pp 1-34, esp pp 9-13

98

G Widengren,The Ascension of the Apostle of God and the Heavenly Book, Upsals-Leipzig, 1950,его жеMuhammad the Apostle of God and his Ascension, Upsala-Weisbaden, 1955, esp pp 204

99

В Laufer,The Prehistory of Aviation, Chicago, 1928

100

В Laufer,The Prehistory of Aviation, Chicago, 1928

101

Несколько примеров представлено у Лофера с 26 и в нашей книгеLe Chamanisme et les techniques archaiques de I’extase, pp 369и A Waley,Nine Chinese Songs, London, 1954

102

См Hentze,Sakralbonzen und ihre Bedeutung in den fruhchme-sischen Kulturen, Antwerp, 1941,pp 100ff, 115ff

103

Магический полет (нем) —Прим ред

104

См Eliade,Le Chamanisme,рр 180, 186, 193 (шаманы верхом на птицах), р 185 (на коне), 51, 212, 22, 415 (летают, как птицы), 160 (летают на своих барабанах)

105

См Helmut Hoffmann,Quellen zur Geschichte der Tibetichen Bon-Religion, Wiesbaden, 1950, p 203

106

Adolf Fndnch,Afrikamsche Priestertumer, Stuttgart, 1939, pp 193ff

107

См Dr Marie Pancntius, «Die magische Flucht, em Nachhall uralter Jenseitsvorstellungen» inAnthropos, 8, 1913, pp 854–879, 929–879, Antti Aarne,Die Magische Flucht Erne Marchenstudie, ui. (FFC,№ 92), Helsinki, 1930

108

Gudmund Hatt,Asiatic influences in American folk-lore, Copenhagen, 1949, pp.56.

109

См.Le Chamanisme, pp.415.

110

Horst Kirchner,«Ein archaologischer Beitrag zur Urgeschichte des Schamanismus» inAnthropos, 47, 1952, pp.244–286 в отношении символизма птиц.

111

См нашеPatterns in Comparative Religion, pp 110

112

СмLe Chamanisme,рр 362 иYoga ,р 318

113

Ananda Coomaraswamy,Figures of Speech of Figures of Thought, London, 1946, p 184

114

Coomaraswamy, op.cit., pp. 183–184.

115

Jataka, III, p.472.

116

Dhammapada Atthakatha, in, pp.66, Ananda Coomaraswamy,«symbolism of the Dome», in theIndian Historical Quarterly, 14, 1938, pp.1-56, p.54.

117

Dhammapada Atthakatha, III p.66, Coomaraswamy,ibid.

118

Термин, означающий отверстие на верхушке черепа, которое играет ведущую роль в технике Тантрической йоги.

119

В отношении шаманской структуры Заратустры см.,Le Shamamsme, pp.365, G.Widengren,«Stand und aufgaben der Iranischer Rehgionsgeschichte», II, inNumen 2, 1955, pp.66.

120

См. G.Widengren,Muhammad the Apostle of God, pp.96.

121

Etienne Lamotte,Le Traite de la Grande de Saggesse, de Nagarjuna, Vol I, Louvain, 1944, pp 6В отношенииsapta padaniсм A Foucher,L’art drecobouddhique du Gandhara, Pans, 1905–1922, fig 154–155, см такжеImages et Symboles, pp 98

122

Paul Mus,Barabudur Esquisse d’une histoire du Bouddhisme, Hanoi, 1935, l,pp 475–575, и его жеLa notion du temps reversible dans la mythologie bouddhique, Melun, 1939

123

Mus,Barabudur, pp 95, 320

124

Mus,Barabudur, p 484

125

См.Images et Symboles, pp.57и LeChamanisme, pp.362.

126

См.Images et Symboles, pp.52.

127

СмThe Myth of the Eternal Return, pp.16,Patterns in Comparative Religion, pp.377.

128

Образом мира (лат) —Прим. ред.

129

См.Images et Symboles, pp.64.

130

Там же, с.62.

131

См например, R.Desoille, Lereveeveille en psycotherapie, Pans, 1945, pp.294.

132

Психотерапевтический метод воспитания и перевоспитания больных с пограничным состоянием —Прим ред

133

R Desoille, op cit,рр 29

134

Gaston Bachelard,L’air et les songes, Paris, 1943, pp 12 (цитируется по с 139)

135

См.Yoga, Immortality and Freedom, pp.31.

136

Rudolf Otto,Das Heilige, Breslau, 1917;такжеAufsatlze, das Numinose betreffend, Gotha, 1923.

137

Ужасные, внушающие трепет мистерии (лат.) —Прим. ред.

138

Околдовывающие мистерии(лат.) — Прим. ред.

139

См нашеPatterns in Comparative Religion, pp 19

140

R H Codnngton,The Melanesians, Oxford, 1891, pp 118-119

141

RН Codnngton,The Melanesians, Oxford, 1891, p 120

142

СмPatterns in Comparative Religion, pp 20, Hutton Webster,Magic, a Sociological Study, Stanford, 1948, pp 3

143

RН Codrmgton,The Melanesians, Oxford, 1891, pp 119-120

144

См Н Ian Hogbin, «Mana» inOceania, Vol VI, 1936, pp 241–274, A Capell, «The word Mana a linguistic study», ibid, Vol IX, 1938, pp 89–96, R W Williamson,Essays in Polynesian Ethnology, Cambridge, 1939, pp 264См также библиографию к нашейPatterns of Comparative Religion, pp 36–37, Paul Radm,Die Religiose Erfahrung der Naturvolker, Rhein Verlag, Zurich, 1951, pp 12–19

145

P Radm,«Religion of the North America Indians» in theJournal of American Folrlore, Vol 28, 1914, pp 335-373

146

Raphael Karsten,The Civilization of the South American Indians, London, 1926, p 375

147

Например, она неизвестна на Отанг-Джава (северо-восточнее Соломоновых островов), Вайгео (один из островов Новой Гвинеи), см Hogbin,Мапа,рр 268, Warawaga, Tubertube, другие См С G Sehgman,Melanesians of British New Guinea, Cambridge, 1910, p 576, Capell,см выше, p 92

148

Конечно же, не следует ожидать встретить в архаическом языке претенциозную терминологию философииреальное-нереальноеи тому подобное — нопредметмы, действительно, встречаем. Для сознания архаических народовсильное, священноеявляется выражением высшего реального.

149

См W Schmidt,Der Ursprung der Gottesidee, Vol I, Munster in Westphalia, 1912, pp 412, 480 R Pettazzoni,Dio, Rome, pp 139

150

Abbott,The Keys of Power, London, 1932, pp.310.

151

Шаманы также творят при помощи аскетизма и медитации Р Петазони полагает, что образ созидающих существ у «примитивных» людей строится на основании их наблюдений за шаманами, см его статью «Myths of the Origins and Myths of the Creation» inProceedings of the VII Congress for the History of Religions, Amsterdam, 1951, pp 75Мы же считаем, что все было наоборот, потому что всеми своими поступками шаманы стараются скопировать мифические модели А эти мифические примеры, в свою очередь, основаны на образе небесного Существа См нашу книгуLe Chamanisme .Pans, 1951

152

См нашуPatterns in Comparative Religion, pp 62

153

См. Pettazzoni,Dio, pp 173и его жеL’Omniscienza di Dio, Turin, 1955, pp 501

154

«Происхождение» его силы, конечно же, довольно сложный вопрос Варуна в одно и то же время является небесным богом, божественным Повелителем и Волшебником См нашуPatterns in Comparative Religion, pp 68иImages et Symboles, Paris, 1952, Chap III,«бог, который связует» и символизм узлов

155

См нашуPatterns in Comparative Religion, pp 72

156

Отдыхающие, бездеятельные боги(лат) — Прим ред

157

Р.Петацони объясняет незначительность и бездейственность Бог-Создателей тем простым фактом, что они уже завершили свою работу по сотворению, а значит потеряли свое действительно значение. См.Mythes des origmes et mythes de la creation, p.75.Это часть истины, но не следует забывать, что Сотворение и космология продолжают служить типичной моделью для каждого процесса человеческого «созидания» (например, строительство храма, алтаря, дворца или дома) и даже для целого ряда другихдействий(таких как лечение и исцеление). См.Myth of the Eternal Return, pp.17.

158

См. нашуPatterns in Comparative Religion, pp.72.

159

См. нашуPatterns in Comparative Religion, pp.45, 131.

160

См.Myth of the Eternal Return, pp 102.

161

См. нашуPatterns in Comparative Religion, pp.260, 331, 185.

162

Мужское семя(лат.) — Прим. ред.

163

Божественный брачный союз(греч.) — Прим. ред.

164

Великая Мать(лат.) — Прим. ред.

165

См. нашуPatterns in Comparative Religion, pp.65, 87.

166

Georges Dumezil,Ouranos-Varuna, Paris, 1934; W.Staudacher,Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Schopfungmythus bel Hesiod und den Orphikern, Tubingen, 1942;См. нашуPatterns in Comparative Religion, pp.76

167

См.Myth of the Eternal

Скачать:PDFTXT

Мифы, сновидения, мистерии. Мирча Элиаде Йога читать, Мифы, сновидения, мистерии. Мирча Элиаде Йога читать бесплатно, Мифы, сновидения, мистерии. Мирча Элиаде Йога читать онлайн