Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Мифы, сновидения, мистерии. Мирча Элиаде

Return, pp.110.

168

TheTsantratattva of Siva-candra Vidyanrnava hattacarya, trans by A Avalon, London-Madras, 1914, Vol II, p xvii

169

Devi-Bhagavata, quoted by A Avalon,Hymns to the Goddess, London, 1913

170

Immortality and Freedom, pp.342.

171

Heinrich Zimmer,Myths and Symbols in Indian Art and Civilisation, New York, 1946, p. 191.

172

См. A.Avalon,The Serpent Power (2nd edn.), Madras, 1924, p. 242.

173

Lama Kasi Dawa Samdup and W.Y.Evans-Wentz,The Yoga Tibetain et les doctrines secretes (Fr.trans.), Paris, 1938, pp.315, 322; Maspero,«Les procedes de ‘nourrir le principe vital’ dans la religion taoiste ancienne» in theJournal Asiatique, April-June, July-September, 1937, pp. 177–252, 353–430, p.205.

174

См. нашуLe Chamamsme et les techniques archaiques de I’extase, pp.370.

175

См. Georges Dumezil,Mythes et dieux des Germams, Pans, 1939,Horaces et les Cunaces, Paris, 1942.

176

Tain bo Cualngeв Dumezil,Horaces et les Cunaces, Pans, 1942, pp 35 Toже «мистическое тепло» (возникающее во время сражений) характерно и для героев Nartes, Batradz. Dumezil,Legendes sur les Nartes, pp 50, 179,и в егоHoraces et les Cunaces, pp.55.

177

Kasten Ronnow,«Ved/craft/, eine wortgeschichthche Untersuchung» inLe Monde Oriental, Vol 26, 1932, pp 1-90, Georges Dumezil,Naissance d’archanges, Paris, 1945, p 145«Kratuозначает религиозные старания набожного человека или то, что можно назвать благочестивой храбростью человека в том поединке со злом, который занимает всю жизнь верующего» (Dumezil, см выше, р 145)

178

См D Hoens,Santi A contribution to ancient Indian religious terminology, Gravenhage, 1951, pp 177

179

В этом отношении можно видеть противоречивую реакцию на священное с одной стороны, имеется тяготение к магико-религиознойсиле, ас другойчувство неприятия В отношении значения этой амбивалентности см нашуPatterns in Comparative Religion, pp 16, 460

180

Patterns in Comparative Religion, pp.38, 109,Images et Symbcies, pp 33.

181

См.Myth of the Eternal Return, pp. 17, 51,Patterns in Comparative Religion, pp.410.

182

Величие, внушающее трепет (лат.) —Прим. ред.

183

См.Myth of the Eternal Return, pp.141;Images et Symboles, pp.225.

184

В силу самого факта (лат.) —Прим. ред.

185

Земля прародительница (лат.) —Прим. ред.

186

James Mooney,«The Ghost-Dance Religion, and the Sioux outbreak of 1890» in theAnnual Report of the Bureau of American Ethnology, XIV.2, Washington, 1896 (pp.641-1136), p.721.

187

The Rev.John Heckenwelder (1819), quoted by J.G.Frazer,The Worship of Nature, London, 1926, p.427.

188

The Rev.C.Pyraeus (1743), quoted in Frazer,см. выше, p.428.

189

Мифы салива, племени с Ориноко. I.Gumilla (1758), quoted by Frazer, см. выше, p.432. Очень много мифов о происхождении можно найти в последней работе Raffaele Pettazzoni,Mitiе LegendeJII: America Settentrionale, Turin, 1953.

190

F. H. Gushing,Zuni Folk-tales, New York, 1901, p.409; Washington Matthews,«Myths of Gestation and Parturition» in theAmerican Anthropologist, N.S. IV, 1902, pp.737–742, p.740. О мифах навахо см. M.Stephen, «Navajo Origin Legend» in theJournal of American Folk-lore, Vol.43, 1930, pp.88-104; R.Pettazzoni,см. выше pp.233.

191

F. H. Gushing,Outlines of Zum Creation Myths in theAnnual Report of the Bureau of American Ethnology, Washington, 1896 (pp.325–462), pp.379–384. Другой вариант мифа зуни, который практически не содержит гинекологического символизма, приведен в Elsie С.Parsons,Pueblo Indian religion, Chicago, 1939,pp.218–236, и воспроизведен R.Pettazzoni, см. выше, pp.520–532. F.H.Gushing также опубликовал миф хопиOrigin Myth from Oraibi in theJournal of American Folk-lore, Vol.36, 1932, pp. 163–170 (Trans, by R.Pettazzoni, см. выше, pp.510–515. См. также Pettazzoni, pp.569–571.

192

См. Магу С.Wheelwright,Navajo Creation Myth the Story of the Emergence, Museum of Navajo Ceremonial Art, Satna Fe, New Mexico, 1942, p. 19.

193

Водная оболочка, в которой плавает плод. —Прим. ред.

194

Alanson Skinner,«Traditions of the Iowa Indians», in theJournal of American Folk-lore, 1925, Vol.38, p.479, quoted by Ake Hultkantz,Conceptions of the Soul among North American Indians, Stockholm, 1953, p.421.

195

Paul Radin,The Road of Life and Death, New York, 1945, p.8. Hoвоспоминания шаманом о пренатальном существовании намного более разнообразны и сложны; см. Hultkrantz, см. выше, рр 418–426.

196

Vincento Petrullo,The Yaruros of the Capanaparo River, Venezuela, Smithsonian Institution, Bureau of American Ethnology, Bulletin 123, Anthropological Papers No.II, Washington, 1939, (pp 167–289), pp.226, 244, 249, 250.

197

A. Dietench,Mutter Erde, em Versuch uber Volksreligion, Leipzig-Berlin, 1905, 3rd edn.1925, augmented and completed by E. Fehrle, Bertel Nyberg,King und Erde. Ethnologische Studien zur Urgeschichte der Eltrnschaft und des Kmderschutzes, Helsinki, 1931,см. также нашуPatterns in Comparative Religion, Paris, 1949, pp.239–264, с дополнительной библиографией.

198

В русских песнях, мифах лапландцев и эстонцев, Dietench, см. выше, р. 14.

199

Dieterich,см. выше, р. 19, 12.

200

Мать всегда достоверно известна, а отец — нет (лат.) —Прим. ред.

201

Дитя земли (лат.) —Прим. ред.

202

A. Brelich,Aspetti delta morte nelle isciziiionisepolcrali dell’ Impero Romano, Budapest, 1937, pp.36.

203

Li Ki, trans, by Couvreur, I, p.246.

204

Ernst Samter,Geburt, Hochzeit, undTod. Beitragezur veraeleichenden Volkskunde, Leipzig-Berlin, 1911, pp.5; Nyberg,Kingund Erde, pp.131; Uberto Pestalozza,Religione Mediterranea, Milan, 1951, p.254.

205

Поднимает с Земли (лат) —Прим ред

206

Dietench,Mutter Erde, pp 7, Nubert,King und Erde, pp 31, 158, Robert Briffault,The Mothers, a study of the origin of sentiments and institutions, London, 1927, Vol III, p 58

207

Marcel Granet,«Le depot de I’enfant sur le sol Rites anciens et ordalies mythques», in theRevue Archeologique, 1922, republished inEtudes Socioloogiques sur la Chine, Pans, 1953, pp 159-202

208

Marcel Granet,Etudes sociologiques, pp 192–193, 197–198

209

Мы полагаем, что Марсель Гране успешно корректирует интерпретацию, предложенную в прекрасной работе Эдуара Шаванн,Le T’ai Chan Essai de monographie d’un culte chinois, Pans, 1910, Annales du Musee Guimet, Bibhotheque d’Etudes (pp 520–525) Согласно Шаванна, персонификация Почвы как Великой Богини-Земли была довольно поздним явлением, которое, по-видимому, произошло приблизительно в начале династии Han, во втором столетии до н. э., до этой даты существовали лишь местные культы, которые развивались вокруг некоторыхбоговпочвы (Chavannes, см выше, с 437) Но Гране показал, что эти боги пришли на смену очень древним женским или среднего рода божествам, которые предшествовали им Исследования Карла Хентца предистории и протоистории китайских религий подтвердили этот взгляд Хентце показал, что мифы луны и воды неотъемлемы от религии Матери-Земли См егоMythes et Symboles lunaires, Antwerp, 1932,Objets ntuels, croyances et dieux de la Chine antique et e I’Amenque, Antwerp, 1936,Fruhchmesische Bronzen, Antwerp, 1938Еще в 1912 Лауфер писал «Первоначально Земля не была определенно ни мужским, ни женским божеством, а скорее бесполым, тем не менее, она подпадала под категориюинь,отрицательный, темный, женский принцип, как уже указывалось в Книге Перемен, где понятиеиньопределяется как действие Земли (у/лti taoКонечно же, вызывает сомнение передавало ли словоиньв самом начале четкое понятие пола, которое может считаться философской абстракцией более позднего времени, но совершенно определенно, что словосочетание инь-ян означало совместное действие Земли и Неба в создании и прекращении существ или созидательные способности этих двух великих сил. В биожертвоприношениях божеству Земли все атрибуты извлекаются из сферыинь» (В Laufer,Jade a ctudy of Chinese archeology and religion, Field Museum, Chicago, 1912, pp 144)Против этих взглядов выступал Beranhard Karlgren (Бернхард Калгрен), «Some fecundity Symbols in ancient China» inBulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities№ 2, Stockholm, 1930 (pp 1-54), pp 14.

210

См нашу книгуForgerons et Alchimistes, 1956.

211

В еще большей мере (лат.) —Прим. ред.

212

Однако, мы должны отметить, что символизм лабиринта довольно сложен и его нельзя сводить к одному мотиву.

213

W.F.Jackson Knihgt,Cumaean Gates. A reference of the sixth Aeneid to Initiation Pattern, Oxford, 1936, pp.122.

214

См.Patterns in Comparative Religion, pp.240.

215

Из 80 известных статуэток 35 представлены в последней работе Herbert Kuhn,Das Problem des Urmonotheismus (Akademie der Wissenschaften und der Literatur, Abh d Geistesund Sozial— wissenschaftlischen Klasse, 1950, № 22, Wiesbaden, 1951, pp 1739–1672, fig, 12)

216

Emil Baechler,Das Palaohthikum der Schweiz, Basle, 1940, Konrad Hoermann,Die Petershohle bei Velden in Mittelfranken, Abhandlugen der Naturhistonschen Gesellschaft zu Nurnberg, 1923, Oswald Menghin,«Der Nachweis des Opfers im Altpalaohthikum» in the «Wiener Prahistonsche Zeitschrift», XIII, 1926, pp 14–19, H. Kuhn, см выше, pp 16-43

217

A Gahs,«Kopf-, Schadel-und Langrnochenopfer bei Rentier-qolkern», in theFestschrift fur Wilhelm Schmidt, Vienna, 1928, pp 231–268 Karl Meuli, «Gnechische Opferbrauche», inPhyllobolia fur Pieter von de Muhll, Basle, 1946 (pp 185–288), pp 237 W Schmidt, «Die Primizialopfer in den Urkulturen» inCorona Amicorum Festschrift fur E Bachler, St Gallen, 1948, pp 81-92

218

A Bertholet,Das Geschlecht der Gottheit, Tubingen, 1934,смPatterns in Comparative Religion, pp 420, Hermann Baumann,Das Doppelte Geschlecht, Berlin, 1955

219

Совпадение противоположностей (лат) —Прим ред

220

А Н Krappe, «The Birth of Eve» in theGaster Anniversary Volume, London, 1936 pp 312-322

221

См.Patterns in Comparative Religion, pp 240

222

См например Wilhelm Schmidt,Rassen und Volker in Vorges-chichte und Geschichte des Abendlandes, Lucerne, 1946, pp 245

223

Аргументы против матриархального цикла в культуре смотрите у Ad Е Jensen, «Gab es eine mutterreschtliche Kultur» inStudium Generale, Jg 3, Heft 8, Berlin-Heidelberg, 1950, pp 418–433, Josef Haekel, «Zum Problem des Mutterreschtes», inPaideuma, Vol V, H 6, June 1953, pp 298–322 Трудности возникают прежде всего, когда встает вопрос применения общей теории матриархального цикла культуры к ясно очерченной культурной зоне взгляните, например, на положение вещей в Африке, описанное в прекрасной монографии Ephraim Andersson,Contribution a I’ethnographie des Kuta, I, Upsala, 1953, pp 308, Wilhelm Schmidt,Das Mutterrecht, Vienna-Modling, 1955

224

Инициатор, зачинщик, автор (нем.) —Прим. ред.

225

Почва, земля (нем.) —Прим. ред.

226

Различные вариации японского космогонического мифа, в таком виде, в каком они сохранились вKojikiиNihonjiвыдают даосские влияния, инь иянсоответствуют Изанаги и Изанами, см. Franz Kiichi Numazawa,Die Weltfange in der Japanischen Mythologie, Paris-Lucerne, 1946, pp.41.Но похоже, что японцам космогонический миф был известен до того, как они подпали под китайское влияние. В самом Китае даосская мифология не является коренной, похоже она имеет южное происхождение (Numazawa, см. выше, р.428).

227

Боги без дела (лат.) —Прим. ред.

228

На самом деле, это миф об оставлении солнечного героя Numazawa, см. выше, pp.197, L. Frobenius,Das Zeitalter des Sonnengottes, Berlin, 1904, pp.225.

229

F.K.Numazawa,см. выше, pp.244–245. Миф, излагаемыйKojiki:Сусаноо убивает богиню О-гэцу-химэ.

230

Ad.E.Jensen,Hainuwele, Frankfurtа-М, 1939, pp.59.Das religiose Weitbild einer fruhen ultur, Stuttgart, 1948.

231

Gudmund Hatt,«The Corn-Mother in America and Indonesia» inAnthropos, XLVI, 1951, (pp.853–914), p.892.

232

W.Macdonald,«A propos de Prajapati» in theJournal Asiatique, Vol.CCXL, 1952, pp.323–338.

233

Mircea Eliade,«Le mandragore et les mythes de la naissance miracueleuse»,Zaimoxis, III, Bucharest, 1942, 3-48,в отношении сохранения этой мифической темы в фольклоре.

234

В отношении партеногенеза и автономии греческих и средиземноморских богинь см Uberto Pestalozza,Rehgione Medieterranea, pp 191

235

Narada,комментируя этот отрывок из «Законов Ману» (IX, 33) пишет «Женщина может рассматриваться как поле, мужчина — как семя». В отношении сравнения женщины с бороздой и двойного символизма, полового и сельскохозяйственного, см. нашуPatterns in Comparative Religion, pp.356

236

Sir James Frazer,The Magic Art and the Evolution /ofKings, Vol. I, pp.76,Adonis, Attis, Osiris, I, pp.47,The Workship of Nature, pp.379.

237

См. нашуPatterns in Comparative Religion, pp.356.

238

Frazer,The Workship of Nature, pp. 403, 405, 409, 420;

239

См. нашуPatterns in Comparative Religion, pp.154.

240

Frazer,Spirits of the Corn, I, pp 245,The Golden Bough, pp 406и нашуPatterns in Comparative Religion, pp 341

241

Frazer,Spirits of the Corn, I, pp 245The Workship of Nature, pp 386,и нашаPatterns in Comparative Religion, pp 154

242

A W MacdonaldA propos de Prajapati, pp 332Нет необходимости говорить о

Скачать:PDFTXT

Мифы, сновидения, мистерии. Мирча Элиаде Йога читать, Мифы, сновидения, мистерии. Мирча Элиаде Йога читать бесплатно, Мифы, сновидения, мистерии. Мирча Элиаде Йога читать онлайн