Огня есть претворение и постоянное отдаяние. Огонь не может существовать без жертвы отдаяния, также и огненное зерно духа существует отдачею. Но жертва тогда делается истинною, когда она становится природой человека. Умственная, насильственная жертва не будет ни естественной, ни божественной. Только когда жертва становится неотъемлемым признаком жизни, она становится нераздельной с сознанием. Так Огонь своими качествами учит нас при восхождении. «Буду как Агни», пусть скажет себе каждый желающий постигать. Нужно полюбить жертву огненную как ближайшее средство общения с Миром Огненным. Без этого жертвенного устремления не легко подняться из когтей зла. Как Огонь неуловим, так же подвижно становится сознание, приобщившись к Агни. Нужно приблизиться к жертве путем не уныния, но огненного великолепия. Не придать Огню иного определения, как великолепие. Также и Мир Огненный не может быть помыслен иначе, как явление величественности.
547. Можно чувствовать, как иногда посылки огненные претыкаются о стену тьмы. Лишь в особых случаях темного натиска возможно преткновение. Нужно ли при таком натиске истощать запасы Огня? Или нужно избрать другое направление? Уже знаете, что набухание тьмы кратковременно, потому лучше немедленно избрать другое направление для посылок. Твердыня тьмы, как бык картонный, стоит лишь знать его свойство.
548. Если чувствуете особую сонливость, не пытайтесь побороть ее. Лучше быть очень бережным с запасом огненной энергии. Кто знает, как много жертвуется ценной энергии не благо, часто совершенно незнакомых людей. Пусть утверждают, что огненных посылок не существует, но сами они охотно пожирают чужую силу.
549. Пространственная мысль порождает некоторую субстанцию, которая в вихре круговращения является центром многих зарождений. Казалось бы прекрасно сознавать, что мысль человеческая содержит такую мощную субстанцию, но только мысль высшая и напряженная даст энергию достаточно сильную.
Мысль малая, не проявленная, беспокойная, шаткая, не только не даст творящего импульса, но причинит вред. Не имея правильного соответствия между притяжением и отталкиванием ничтожные мысли как бы образуют уродливые конгломераты и засоряют пространство. Назовем их пространственной слизью. Много энергии уходит на претворение этих мертворожденных уродов. Можно представить, насколько можно было бы увеличить пространственную продукцию без этих человеческих порождений. Притом не будем обвинять только первобытных народов, мышление их потенциально не слабо, но срединные продукты цивилизации совершенно мельчают в качестве мысли. Измельчание производит все остальные слизистые продукты. Оно грозит обратить благость Агни в гнев. Не мало примеров вредоносности малых мыслей. Столько лучших каналов засорено только из-за неуважения человечеством мысли. Безмозглое суеверие, наверно осудит напоминание о насущности мысли, будет противопоставлять природу благодати, тогда, как низшие, плотные слои наиболее несоизмеримы с высшими. Дисциплина мысли неминуемо повлечет к высшим огненным сферам. Вместо заразителя человек может стать очистителем пространства.
550. Ничтожные мысли не только засоряют пространство, но, именно они, мешают передаче мыслей на дальние расстояния. Каждый участвующий в передаче мысли знает, как иногда выедаются части посылок; как темное облако затемняет ясные выражения. Именно, малые слизкие уродцы пресекают путь посылок. Сами уродцы по бессилию неслышимы, но их слизь достаточна, чтобы уплотнить пространство и нарушить токи. Потому для скорейшего передавания мысли нужно просить человечество воздержаться от ничтожных мыслей. Даже небольшая забота о мысли даст уже полезные следствия. Кроме того, слизь мышления может быть источником эпидемий.
551. Очень поучительно по жизнеописаниям следить, как происходящие обстоятельства помогали окончательному выявлению жизненной задачи. Можно заметить, как многие качества случайности помогали движению по сужденному направлению. Конечно, не случайность, но многие глубокие причины действовали в этом подвиге. Можно видеть в этом участие Тонкого Мира. Когда дух избирает известную задачу, он сообразуется с многими помогающими воздействиями. Часто в Тонком Мире остаются Союзники и Сотрудники, которые контролируют привходящие обстоятельства. Так можно наблюдать многие малые импульсы, ведущие к определенным целям. Стоит оценить таких светляков с придорожными вехами!
552. Когда советую постоянно устремляться к Иерархии, то нужно понять всю нелегкость такого Указа. Каждый с легкостью примет это, но при первом случае забудет. Он будет помнить о самых малых сущностях, но самое главное будет упущено. Образ Руководящий потонет в малых осколках. Но каждый Иог знает нить серебряную, как единую путеводную звезду. Когда сердце забудет о главном, пусть хотя бы мозг твердит о нужном спасении.
553. По всему миру проносится вой, можно видеть, что так не пройти. Судороги планеты учащаются. Нужно помнить, что эти годы отмечены во всех Учениях.
554. Кто говорит, что герои не нужны, тот изгоняет себя из эволюции. Замечайте, где граница посредственности, безверия и самости, там самоуничтожение. Могут проходить десятки лет, пока процесс самопожирания обнаружится, но он будет нарастать от часа отрицания Иерархии. Невозможно представить себе утверждение наступательного движения без Иерархии. Нужно твердить это простейшее Учение, ибо люди стремятся к пропасти. Лучи оплечий мучительно болят уже не от судорог планеты, но от скрежета человечества. Как смерчи разделяют воду на столбы, так закрутилось человечество разделенное. Очень знаменательный год восстания духа человеческого. Огонь можно удержать лишь до известной степени. Он неминуемо прорвется через все явленные преграждения.
555. Насколько легко происходит одержание, настолько трудно достигается сотрудничество с Тонким Миром. Во-первых люди вообще мало думают о настоящем сотрудничестве, во вторых они не допускают существования Тонкого Мира. При одержании происходит насилие нежелательное, но разумное сотрудничество упускается из сознания. Многие жители Тонкого Мира хотят применить свои знания, но им не дают доступа из-за разных суеверий и страха. Если бы вы знали, сколько волнений сейчас в Тонком Мире, когда новое разделение человечества потрясает пространство. Не следует думать, что настоящее время обычно, оно неповторенно, и может начать Новую Эру. Но творите героев — так заповедано.
556. Особо посмотрим на сражение в Тонком Мире. Несметные полчища сражаются на всех планах. Нужно твердое сердце, чтобы познать силы эти. Но и на земле могут болеть оплечия от столкновений. Нужно предупредить людей, насколько они зависят от Тонкого Мира. Часто люди ищут решения — отчего получается как бы внутреннее потрясение? Причина его бывает и в явлении Тонкого Мира.
557. Всякое убийство противно огненной природе. Каждый, помысливший об Огненном Мире, не только не должен убивать, но обязан препятствовать пролитию крови. Он должен понимать, что кровь пролитая не только производит смущения в некоторых слоях Тонкого Мира, но и противоречит природе земной. У некоторых народов запрещено проливать весеннюю смолу деревьев по тем же причинам. Но если народ от древности понимал значение сока деревьев, то как же не понять значение открытой крови? Даже сам переход в Тонкий Мир без пролития крови избавляет от приближения тех темных тварей, которые немедленно притягиваются к эманации крови. Кроме этих физических причин пора запомнить, что значит прекратить жизнь вне срока. Уничтожение земных врагов посредством убийства есть создание сильного врага в Тонком Мире. Не раз Мы напоминали о Карме, но если это слово кому-то не нравится, назовем это Небесной Справедливостью. Никогда не затрудняйте собеседника каким-либо настойчивым названием, мысль должна быть направлена к сущности понятия вне его принятого выражения.
558. Одно — предвзятое убийство, но другое — защита. Когда вы подвергаетесь нападению темных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться, прежде всего, силою духа. Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя ее щитом. Но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлет спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы. Конечно, нужно мужество и находчивость для такого действия.
559. Часто ощущается звучание Природы. Народы древности даже угадывали определенный звук мира или смятения. Но ученые могут истолковать это явление огненными причинами. Ведь звучат вихревые волны Огня, чуткое ухо может даже в полной тишине услышать это великое звучание. Можно слышать сочетания тех же вибраций и в шумах Земли. Говорят, что Лао-Цзы часто беседовал с водопадами; не сказка это, ибо он слушал звучание Природы и обострял чуткость слуха до различения качества вибраций.
560. Нужно помнить, что Великое Служение приобщает к познанию великой Цели. Поймите ее во всем объеме так, как только можете, при всем напряжении духа. Прекрасно такое напряжение, когда к нему слетаются незримые сотрудники. Они укрепляют панцырь, они защищают от стрел и освещают путь. Как на крыльях может идти человек. Он приобрел несчетных сотрудников, но они повинуются Иерархии. Так иногда поверх физических соображений возвысим дух до высших твердынь. Нужно это говорить, как щит Великого Служения.
561. Лучше идти ко сну с молитвою, нежели с проклятием. Лучше начинать день с благословения, нежели в ожесточении. Лучше принимать пищу с улыбкою, нежели с ужасом. Лучше приступать к труду с радостью, нежели с унынием. Так говорили все матери Мира, так слышали все дети Мира. Вне Иоги простое сердце знает, что нужно для преуспеяния. Можно представить себе все определения, но смысл основы радостной и торжественной сохранится во всех веках. Но Иога Огня должна усилить основу восхождения. Агни Иог, прежде всего, не ипохондрик; он зовет с собою всех сильных духом и радостных. Когда же радость теплится даже в самых трудных условиях, Агни Иог преисполнится несломимой мощью. Там, за самым трудным восходом, начнется Мир Огненный. Явление Мира Огненного непреложно, Иог знает, что ничто не удержит его в достижении Огненного Мира. Так первая молитва матери и само Великолепие Огненных Миров на той же нити сердца.
562. Когда разрешил вам записывать беседы, то не скрывал, что люди произнесут много злых слов около самых добрых понятий. Кто мыслит о добре, не должен удивляться, если его назовут ипокритом, некромантом, убийцей или лжецом. Как одержимые будут прилагать самые несоответственные названия. Там, где не мыслят о благе, там готов весь злобный язык.
563. Сегодня день тяжкий, потому расскажу вам сказку: «Некий демон решил искусить благочестивую женщину. Он оделся в одежду Садху и вошел в хижину женщины, перебирая четки. Он просил пристанища. Но женщина не только пригласила его и накормила, но просила помолиться с нею. Демон для удачи решил исполнить все ее просьбы. Они начали молиться. Затем женщина просила рассказать его о жизни святых, и демон начал повествовать подобно самому лучшему садху. Женщина вошла в такой экстаз, что окропила всю хижину святой водой и, конечно, полила, самого демона. Затем она предложила провести совместно с ней пранаяму и постепенно собрала такую мощь, что демон уже не мог выйти из хижины и остался служить благочестивой женщине и научился лучшим молитвам. Когда один Риши проходил мимо хижины и заглянул в нее, то заметил молящегося демона и присоединился к нему в славословии к Браме. Так все трое сидели у очага и пели лучшие молитвы. Простая женщина своим благочестием заставила демона и Риши вместе славословить Но