этом мальчик преисполнялся таким воодушевлением, что ответ его был всегда замечателен. Наконец, учитель, выходя из школы, похвалил его и спросил, что он всегда держит в руке? Мальчик ответил: «Землю из-под ног Святого, который прошел нашим селением». Учитель добавил: «Земля Святого служит тебе лучше всякого золота». При этом присутствовал соседний лавочник и сказал самому себе: «Глуп мальчик, собравший лишь щепоть золотой земли. Дождусь прохождения Святого, соберу всю землю его, получу самый выгодный товар.» И сел лавочник на пороге и тщетно ждал Святого. Но Святой никогда не пришел. Корысть не свойственна Огненному Миру.
582. Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручить детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли забыть, что дух подавления не вызовет восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога.
583. Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление дает мир чудесный. Открыть глаза ученика, значит вместе с ним полюбить великое творение. Кто не согласен, что для устремления вдаль нужно стоять на твердой почве, стрелок подтвердит. Так научимся заботиться обо всем, что утверждает будущее. Огонь у порога.
584. Прекрасно, что вы почитаете дни Великой Жертвы. Пусть каждое сердце человеческое почерпает силы для подвига из Чаши Спасителя. Не будем как дикари, враждебные друг другу. Должно окончиться время распятий и убийств. Слышите ли, нужны исповедники Истины, хотящие крещения огненного. Пусть замолкнет злоба, хотя бы во дни великих страданий, когда была испита Чаша за весь Мир! Можете понять, что едина середина всего сущего. Не может быть двух средоточий вращения, и безумны не понимающие Беспредельности. Такою мерою измеряется Жертва Несказуемая. Когда в природе земной поспешала Жертва принятий всех проявлений всего Мира, нет слов на языках человеческих описать причины этого священного геройства. Можно собрать все слова превысшие, но лишь сердце в трепете устремления поймет славную красоту. Не позволяйте, хотя бы по невежеству, злословить и кощунствовать. Каждый кощунник погружает себя в тьму безумия. Так учите утверждать спасение духа, чтобы ничто темное не коснулось во дни Огненной Чаши.
585. Неслучайно во Дни Великие получаете весть о предательстве и лжи. Не безумно ли, что предательствуют те, кто являются как бы стражами понимания высшего? Но закон тьмы неизменен, и уловки лжи не перестанут, пока не смягчится сердце человеческое. Если даже память о Великой Жертве может наполнить лишь ложью и предательством, то Великое Служение недоступно. Отвернемся от тьмы, даже травы умеют тянуться к Свету.
586. Плыть в Лотосе против течения издревле считалось законом Великого Служения. Восторг достижения позволяет не думать — глубока ли бездна и как доплыть? Радость духа освобождает от земных болезней. Только плывший в Лотосе знает эту бодрость и радость. Так можно не мыслить о камнях подводных, когда дух чует достижение.
587. Так можно в Дни Великие вспомнить всех труждающихся. Нельзя ни на час пребывать в жестокости, когда даже сейчас еще кровоточит Терновый Венец! Так пребудем в справедливости.
588. Всякое поругание Спасителя, Учителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос. Как разъяснить, что хаос очень близок; для него не нужно переплывать океан. Также трудно пояснить, что одичание начинается от самого малого. Когда сокровище торжественности потеряно и жемчуг знания сердца рассыпан, что же остается? Можно вспомнить, как глумились над Великой Жертвой. Разве весь Мир не ответил на такое одичание? Можно видеть, как отражается оно на измельчании. Хуже всего это измельчание. Говорю — будьте благословенны энергии, лишь бы не впасть в маразм разложения. Так будем помнить все Великие Дни!
589. Он собрал в себе Свет. Он наполнился отречением от самости и земной собственности. Он знал Дворец Духа и Храм Огненный. Нельзя внести земные вещи в Огонь. И дворец Духа не вмещает казны золота. Можно так следовать Великому Примеру. Можно иногда сравнивать предметы для сегодняшнего, но как сопоставлять предметы будущего? Также несравнимы Образы Огненные, недоступные нам сейчас. Потому нужно мыслить про себя в сердце, чтобы посредством великих примеров заглянуть в Мир Огненный. Хотя бы на мгновение очутиться на ладье Лотоса против течения всех волн хаоса. Можно попросить чтобы в час, действительно трудный, можно бы испытать тот же восторг преломления хаоса.
590. Можно представить себе, как прекрасно может быть сослужение множеств людей, когда сердца их устремляются в одном восхождении. Не скажем — невозможно или отвергнуто. У Силы можно заимствовать и от Света можно просветиться, только бы понять, в чем Свет и Сила. Уже хохочет кто-то, но хохочет во тьме. Что же может быть ужаснее хохота во тьме! Но Свет будет с тем, кто хочет его.
591. Воскресение и Жизнь Вечная разве не направляют мысль к основе Бытия? Но даже эти непреложные истины устремляют людей к разъединению вместо сотрудничества. Много потоков благодати проливается на Землю. Явление Благодати происходит гораздо чаще, нежели предполагают, но гораздо реже, нежели можно надеяться, эти священные дары людьми принимаются. Так закон свободной воли своеобразно толкуется земными жителями. Темные силы изо всех сил пытаются не допустить явления Благодати. Своеволие людей способствует различным извращениям. Нужно заметить, как иногда вспыхивают мысли благие и гаснут, как под давлением черной руки. Вам было показано, как даже мощный луч подвергался уловкам темных, потому так твержу о неслыханном времени. Большая ошибка, если кто продолжает считать это время обычным. Никакие самовнушения и воспоминания не могут помочь кораблю в час бури, только прочная скала Будущего может удержать якорь! Сколько яростных голосов вопят из пространства, чтобы нарушить ход корабля! Потому так устремляется черный орел, но от Зари Светлый и струи Благодати!
592. Зло может быть искореняемо лишь добром. Такая истина проста, и тем не менее, остается не понятой. У людей добро обычно не действенно и потому остается в бездействии. Они не могут вообразить, как добро может вытеснить зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало; но при всей деятельности, добро лишено жестокости. В этом одно из самых значительных отличий от зла, также в отсутствии самости и самомнения. Но если бы даже религия и представители ее проявили жестокость, то это будет не религия, как связь с Высшим Благом. Как же можно представить себе служителя религии жестоким? Он станет врагом добра. Кроме того, он проявит свое невежество даже в Завете религии. Не может добро завещать жестокость. Но, удерживая священное Учение деятельности добра, нужно помыслить, как в сиянии добра использовать все время свое, и сказанное сияние не будет только символом, но явится огнем сердца. Если мы хотим идти далее, мы должны продолжать действенную доброту. Мы должны понять, что место ямы мы должны заполнить истинным храмом. Мы должны шаг за шагом заполнять пропасть светлыми твердынями. Мы должны поверх личного настроения слагать камни добра. Пусть малая планета сгорит, но много домов у Отца. Каждое действие добра есть вечное достижение. Когда шлаки зла давно уже разложатся, место добра процветать будет.
593. И еще помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие засоренные глаза не вполне различают добро. Они вследствие болезни своей различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток Блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймет все зерна добра и кончит великодушием и любовью.
594. Нужно понять и покрыть добром. Многое, творимое по беспамятности, не зло, но отсутствие памяти часто делает людей преступниками. Конечно, и неотвергнутая самость помогает беспамятью о других. Но огненное сознание не забудет цели жизни, когда оно во благо Мира. Часто люди не умеют мыслить о благе Мира, считая себя ничтожными, и это неправильно, ибо дух — зерно огненное, происходит от Единого Огня и направляется к Вечному Свету. Не имеет значения, где горит светильник, указавший путь заблудшему.
595. Даже травы и деревья влияют друг на друга. Каждый садовник знает эти взаимодействия, знает, где друзья и где враги. Но насколько же эти взаимодействия должны быть сильнее в мире животных и, конечно, среди людей! Среди обычной беседы или трапезы опытный взгляд хозяйки уловит такие взаимопривлечения и отталкивания. Огненное сердце почувствует подобные взаимодействия гораздо отчетливее, но следует замечать такие явления. Недостаточно почуять их, надо перенести в сознание, чтобы использовать следствия во благо. Умение переносить чувства в сознания приобретается опытом. Для сознательного опыта следует предпослать мысль в этом направлении. Многое запечатлевается в сознании от простого мышления. Нужно и Природу считать, как Великого руководителя. Разве пурпур распускающихся почек не напоминает о пурпуре заградительной сети ауры? Так в цвете и в звуке можно находить великие аналогии Основ Жизни.
596. Обратите внимание на кажущееся незнание, когда человек пытается, вследствие предрассудка, скрыть давно известное его сердцу. Получается извечная борьба, которая может отразиться на физическом теле. Невозможно безнаказанно отрицать то, что существо наше знает по всему прошлому опыту. Сколько глаз, наполненных мукою, можно встретить на пути? Не мала мука ссылать сознание во тьму. Не мала удрученность, когда энергия Огня употреблена против самой себя. Но часто мы среди близких видим, как скрывается древнее познание под слоем мертвой шелухи боязни. Следует таких больных духом пожалеть.
597. Итак, главное недоразумение остается в том, что люди готовятся к смерти, вместо того, чтобы воспитывать себя к жизни. Они достаточно слышали о том, что само понятие смерти попрано. Люди достаточно слышали о необходимости смены семи оболочек. Достаточно дано понять, что смены эти происходят при ближайшей работе Огня. Значит нужно помочь огненным трансмутациям, если они неизбежны. Зачем тратить века и тысячелетия на то, что может быть совершенно несравненно скорее! Нужно подготовить наше сознание к огнеприемлемости наших концентрированных тел. Если что подлежит воздействию огненному, пусть это благо совершается в кратчайший срок. Мысль о подобной трансмутации уже может значительно помочь нашему