Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Начальная йога в триедином восприятии. Володей В.

необходимо развитие способности погружаться в себя, сосредоточиваться, совершенно сливаться, отождествлять себя с мыслью, предметом, переживанием, преодолевать свои желания. Такие качества являются необходимыми и значительно более ценными, чем даже одаренность.

«Текут в моих венах реки все,

Заключены в моем сердце горы,

Отражаются в моих глазах облака все,

Я — земля и небо, вся и все».

1. Любовь к природе

Единение с природой очищает и развивает ум и душу. Делайте все возможное, чтобы ежедневно проводить на природе некоторое время, хотя бы несколько минут. Воспитывайте у себя восприимчивость к окружающей жизни, стараясь внутренне понять, почему и как раскрываются цветы, поют птицы, летают насекомые, качаются деревья, принимая во всем этом, так сказать, участие путем углубления и сосредоточения мысли. Эти часы на открытом воздухе не только принесут пользу вашему внешнему виду, но также будут развивать в вас внутреннюю силу, спокойствие и уравновешенность.

2. Любовь к стихиям

Любить, получать удовольствие, чувствовать в полной мере каждое настроение стихий — хорошей погоды, тепла, холода, легкого ветерка, становиться полностью восприимчивым к ним и осведомленным о них — значит, увеличить радость жизни в этом мире. Это дает нам энергию, обогащает душу, обновляет и пополняет наши душевные силы.

3. Дыхание с магическим звуком «ОМ»

Сесть со скрещенными ногами или лечь в позе савасана, установить глубокое и ритмичное дыхание; затем изменить ритм — после глубокого и медленного вдоха задержать дыхание на достаточно длительное время, чтобы сконцентрироваться на звуке «ОМ», молча, вызывая его мысленно внутри себя. Выдохнуть, вдохнуть опять и опять задержать дыхание, слушая внутри себя звук «ОМ». Выдохнуть, повторить до тех пор, пока во всем вашем существе не начнет возникать вибрирующий звукпрекрасный и мощный, как пульс вселенной; у вас будет ощущение, словно звучит все ваше существо и душа. Освойте это упражнение, затем учитесь сливаться с музыкой.

4. Музыка

Музыка является наиболее чистым и универсальным средством общения, выражая глубочайшие, божественные стороны человеческой души. Мантра-йога звуковых вибраций учит, что через посредство полной поглощенности звуком, слияния с ним, он начинает звучать внутри сам, без внешнего источника.

Слушайте музыку лежа на полу, полностью расслабившись в Савасане, глубоко и ритмично дыша. Не пытайтесь понимать музыку, воспринимайте ее всем вашим телом и душой, принимайте ее полностью, безоговорочно, позвольте ей свободно протекать сквозь вас, стараясь отдаться ей, слиться с ней, постепенно растворив себя в ее звучании. Музыка, при наличии соответствующей восприимчивости, оказывает большое воздействие не только на психику, но и на все тело. Известно, что различные виды музыки, тональность и ритм возбуждают или подавляют разные части и функции тела.

5. Живопись и скульптура

Погрузитесь в созерцание, сосредоточенное восприятие живописных и скульптурных образов; отождествляйте себя самого с их красотой и посредством этого впитывайте и удерживайте в себе их сущность.

Упражнения, приводимые ниже, выполняйте в позе со скрещенными ногами, с установленным устойчивым, ритмичным дыханием — на шесть ударов пульса вдох и на шестьвыдох.

6. Высвобождение внутреннего света

Хотя это упражнение затрагивает также и физическую сторону, так как освобождает от напряженности лицо, оно имеет величайшее психическое значение. В йоге внутренний свет означает душу, искру божественности, Бога. Чем более ясно проглядывается она сквозь физическую оболочку, тем зримее красота человека. Однако напряженность и трудности жизни слишком часто омрачают ее чистый свет.

Мы должны научиться высвобождать его, сбрасывать затемняющие его напряжения. В позе со скрещенными ногами, с установленным дыханием обратите все свое внимание на систематическое расслабление каждой части тела, тем самым устраняя всякое сопротивление проявлению внутреннего света и освобождая путь внутренней красоте.

7. Сосредоточение на внутреннем свете

Здесь сознание фиксируется на бессмертной природе души. Это помогает преодолеть боязнь смерти.

8. Сосредоточение на внутреннем звучании

Отправляясь от позы со скрещенными ногами и установленного дыхания, постарайтесь полностью отключиться от внешних звуков, углубившись в себя, притупляя тем самым свою физическую способность слышать, в то же самое время с полной сосредоточенностью направьте свой слух внутрь себя, прислушиваясь к своей душе. При настойчивых занятиях с верой в успех серьезный обучающийся начнет в конце концов сознавать эту таинственную, непостижимую «музыку души».

9. Созвучие со всеобщей добротой

В этом упражнении, как и в упражнении «Любовь к природе» и «Музыка», собственное Я отбрасывается. Все существо приводится в состояние восприимчивости к доброте, сосредоточиваясь на мыслях о мужестве, сострадании, душевной щедрости, на доброжелательности и великодушных, благородных устремлениях.

10. Объект любви и посвящения

«Ее бледное лицо было освещено красотой любящей женщины». Один проявляет величайшую любовь к идеалам, к делам, к человечеству, другие — только к Богу. Все, что мы любим больше всего, все это следует удерживать в нашем сознании,» все мысли должны быть направлены на это. Выполняя глубокое и ритмичное дыхание, погрузитесь в себя, отдайтесь чувству, позволяя силе любви протекать внутрь и озарять вас. Это упражнение можно было бы сравнить по способу с Самадхи, в которой душа йога объединяется с душой Вселенной. Самадхи есть высочайшее слияние, и ее невыразимый восторг совершенно преобразует лицо того, кто достигает ее. Воспитание внутренней красоты находится в пределах возможности для всех, кто хочет не только улучшить свой внешний вид, но также обогатить свою жизнь.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Красота спасет мир»… Во времена наши обнаружились для многих многие потери, одновременно — одно обретение. Одно — прозаически выраженное: то что зависит только от каждого «самого», только от личности человека и ни от кого и чего больше. Но это то самое, что включает и свободу, и счастье, и даже всевозможную удачу в жизни, и, конечно, здоровье и красоту… тела и души.

Йога, ставшая в современном цивилизованном индустриальном и постиндустриальном мире символом восточной мудрости, дает осваивающему ее возможность владеть своим телом, контролировать здоровье и внешний вид. Здесь претендующих на успех не связывают «начальными» данными возраста, уровня знаний и особенностями личности — всех прочитавших вышеизложенное — начиная с предисловия — лишь то, что может быть реально освоено и не более.

И правда, может походить на сказку: «пойти туда — не знаю куда», принести то, — не знаю что… — боюсь, только это-то — вне всевозможных конкурсов красоты… Дает того, отсутствие чего и стало той самой причиной, которая и создает все новые и новые опасности для существования человечества.

«Се от Запада грянет царь природы…» — эта подражательно комическая строфа из истории курьезов в русской литературе и ее продолжение: «и удивленные народы не знают, что начать…» неожиданно стали вполне реалистичными (выражение данной пере-ходящности).

Как пишет Н. Филен в одной из своих книг по Хатха-йоге, преодоление разделенности человека на стороны восприятия праны («breath»): правой — солнца «ха» и левой — луны «тха» — и есть цель этой йоги, дающей соединение человека с Богом или универсумом.

В современной западной культуре, отличительной генетической особенностью которой стали рационалистическая философия, машинная техника — до опасного уровня контроля и манипуляции над человеком (смотрите «Новая технологическая волна на западе», М., «Прогресс», 1986 г.), ставшей достоянием всех частей света, было уже давно логично и кратко сформулировано: отрыв человека от природы.

Применительно к технике, к самой ее системе приспособлений как особенности образа жизни на западе часто цитируют слова Овидия Назона, обращенные к своей любимой жене: «Nee tecum vivre passum, nee sine be» («Ни с тобой жить не могу, ни без тебя»). В известном смысле, свободный человек и отличается от не-такового тем, что может передвигаться и на ходулях, и на костылях, и без них. Крупнейший западный мыслитель XX» века М. Хай-деггер по-своему выразил это состояние, сделал вывод: вернуться к более изначальному раскрытию потаенного и услышать голос ранней истины. o йога, по существу, наиболее древнейшее практическое учение, более того, восходящее к тому доисторическому, донаучному, относительно ментальности, т. е. природы научных представлений, современных ученых авторов этих определений, — «сверхъестественному сознанию», человека, вероятно, еще не различавшего «практику» и «учение».

Согласно ее выразителям йога доступна всем живым существам, независимо от времени, пространства и формы.

Исторически древнейшие источники, запечатлевшие асаны — позы и упражнения йоги, — это каменные статуи и рисунки Харап-ской цивилизации, существовавшей в долине Инда в 3-2 тыс. до н. э. (потомками которой, по мнению большинства археологов, являются дравиды, группа народов, населяющих современный юг Индии, а также в небольшом количестве Иран и Афганистан). Таким образом, «йогический» радиус современной истории составляет около 5-6 тысяч лет. В это время самый ранний письменный источник, относящийся ко II в. н. э., излагающий систему йоги, — «Иога-сутра» Патанджали1.

Пронизывая всю духовную и культурную жизнь Индии, йога выделяется как одна из шести систем классической индийской философии2. Практическая йога претерпела значительные изменения в различных школах. Но, в в общем, как учение или способ управления психикой и достижения высших состояний, самадхи — глубочайшего сосредоточения, взаимопроникновения человека-микрокосма и макрокосма, йога стала тем, что через Индию соединила современного человека с потерянными-для него способностями наших предков. Ведь изначально изустно передаваясь от учителя к ученику, подобная система обучения может сохраниться у какого-либо затерянного племени, не потерявшего тотальной связи с природой в любом уголке мира.

На санскрите, литературном и культовом языке Древней Индии, «йога» — постоянная тренировка, упражнение, участие, созерцание, соединение, растяжение. В «Бхагаватгите», наиболее известной и почитаемой книге Индии, содержится более полутора десятков различных значений видов «йоги».

Самой «йоге» существует море определений и толкований, древних и современных йогов-комментаторов и исследователей индийских, европейских и прочих. Так, по В. Межамиру это «дорога, не требующая материальных затрат» (несколько поэтическое, но близкое к древним). Среди современных, и вообще — в исследованиях учения йоги (соответствуя одном из двух древнейших направлении: «джнана-йога» — йога познания, в отличие от «карма-йоки», йоги активного действия), ближе всего — так сказать, «этимологически» — понимание значений терминов «изнутри», из их происхождения, «родственности» (в том числе и живым европейским языкам), особенно славянским — их «серединному»-положению в общности, — «соединения». Тоже относясь к культурной традиции восприятия слова как Истины, на периферии остается часть европейцев, усматривающих в учениях йоги взаимоисключающие противоречия (например, у древнего мудреца Рамануджи, у которого йога — как «паломничество по святым местам»).

Выделяют 3 основных направления в йоге: уже рассматривавшаяся Джнана-йога, Бхати-йогайога эмоционального развития, чувства и Карма-йога. К Джнана-йоге близка система мыслительных упражнений, «форма последовательного умозрения», «раджа-йога», в отличие от психофизической системы упражнений «хатха-йоги». В системе очищения ума, разработанной в йоге: «ямы» — обуздание, — «нияма» — уже «обуздание» в целом (не отдельного чувства, страсти), нравственная цельность, «асана» — выработка устойчивого равновесного положения, «пранаяма» — регулирование дыхания, «пратьяхара» — изоляция чувств, «дха-рана» — внимание, «дхьяна» — размышление и «самадхи» — сосредоточенность.

«Последовательность применения этих средств ведет к постижению обоих видов йоги: Сампраджнята-йога

Скачать:PDFTXT

Начальная йога в триедином восприятии. Володей В. Йога читать, Начальная йога в триедином восприятии. Володей В. Йога читать бесплатно, Начальная йога в триедином восприятии. Володей В. Йога читать онлайн