сосредоточения [см. 42, 43, 44] имеют семя.
47. Когда сосредоточение «без рассуждения» очищено, спокойствие Читты прочно устанавливается.
48. Знание этого называется «исполненное истины».
49. Знание, почерпнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого Самадхи, более высокого порядка; оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельства не могут достигать.
50. Впечатления, являющиеся следствием этого Самадхи, исключают все другие впечатления.
51. Подавлением даже этого (впечатления, которое заграждает все другие впечатления), когда все другие задержаны, достигается «лишенное семени» Самадхи.
[Гл.] II. Сосредоточение. Упражнение в нем.
1. Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богу называется Крийя-Иога.
2. (Они служат) к упражнению в Самадхи и уменьшают число препятствий, связанных со страданием.
3. Связанные со страданием препятствия суть: неведение, ложное самосознание (пристрастие), отвращение и привязанность к жизни.
4. Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии, скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.
5. Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящего «Я», за вечное, чистое, счастливое, А т м а н (Сущее я).
6. Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.
7. Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.
8. Отвращение есть реакция на страдание.
9. Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща даже мудрому.
10. Они, чтобы быть управляемы противоположными видоизменениями [см. 5, 6, 7, 8, 9], должны быть тонкими.
11. Посредством размышления устраняются видоизменения.
12. Преемник дел имеет корень в связанных со страданием препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни, или в невидимой.
13. При наличности корня, наступает плодоношение (в виде) чувственных образов, жизни и ощущения удовольствия и страдания.
14. Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых добродетелью или пороком.
15. Для распознающего все мучительно, как потому что все приносит страдание — или своими последствиями, или описанием их, или состоянием, которое производят в нем впечатления, — так и вследствие противодействия качеств.
16. Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо.
17. Причина того, что должно быть устраняемо, есть слияние зрящего с зримым.
18. Испытываемое состоит из элементов и органов и по своей природе просветленное, деятельное и инертное; его назначение — приобретение опыта и освобождение (испытывающего).
19. Состояния качеств суть: определенное, не определенное, только намеченное и лишенное признаков.
20. Зрящий есть только разум и хотя чист, видит сквозь окраску сознания.
21. Природа испытываемого — для него.
22. Хотя разрушается для того, кто достиг цели, она однакож не уничтожается, оставаясь присущею другим.
23. Слияние есть причина осуществления природы обеих сил, как испытываемого, так и его Владыки.
25. При отсутствии этого (неведения) бывает отсутствие слияния, которое и есть то, чего следует избегать; в этом независимость зрящего.
26. Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в распознавании.
27. Знание ее принадлежит семикратно-высшему основанию.
28. С уничтожением, посредством упражнения в различных частях йоги нечистоты, знание становится озарением до распознавания.
29. Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи — есть органы йога.
30. Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и неприятие даров называется Яма.
31. Эти, ненарушаемые временем, местом, намерением и кастой, суть всеобщие великие обеты.
32. Внутреннее и наружное очищение, довольствование, само обуздание, изучение и поклонение Богу составляют Нияму.
33. Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны противоположные мысли.
34. Препятствие к Йоге суть убийство и прочее: совершенные, вызванные или одобренные; вследствие алчности, гнева или неведения; будут ли они слабые, средние или значительные. Способ устранить их — думать о противоположном.
35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращается всякая вражда (в других).
36. Утверждением в правдивости Йог приобретает силу пользоваться для себя и других плодами дел без их совершения
37. Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достаются йогам.
38. Утверждением в воздержании приобретается энергия.
39. Утвердившись в непринятии даров, он (Йог) получает воспоминание о прошедшей жизни.
40. С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает отвращение к собственному телу и несообщение с другими телами.
41. Возникает также очищение Саттвы, веселое расположение духа, сосредоточенность, победа над чувственностью и способность к самопознанию.
42. Из довольства происходит высшее счастье.
43. Следствием самообуздания является изощрение органов чувств и тела через уничтожение нечистоты.
44. Повторением «Мантрама»*1 достигается восприятие присутствия призываемого божества.
45. Принесением всего в жертву Ишвары достигается Самадхи
46. Положение тела есть то, которое твердо и приятно.
47. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном, положение тела становится твердым и приятным.
48. Раз овладели сидением, противоположности перестают мешать.
49. Затем следует управление движением вдыхания и выдыхания.
50. Ее видоизменения бывают наружные, внутренние или неподвижные; определяемые местом, временем и числом; продолжительные или короткие.
51. Четвертый [см. 50]*2, есть подчинение Праны направлением ее на внешние или внутренние предметы.
52. Этим ослабляется заслонение света Читты.
53. Сознание становится способным к Дхаране.
54. Сосредоточение органов производится посредством отречения от соответствующих им предметов и принятия, формы материи- сознания.
[Гл.] III. О силах.
1. Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете.
2. Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна.
3. Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это Самадхи.
4. (Эти) три (когда в них упражняются) по отношению к одному предмету составляют Самьяму
5. Достижением этого приобретается свет знания.
6. Им следует пользоваться постепенно.
Эти три ближе чем предыдущие.
8. Но даже они внешне относительно лишенного семени Самадхи.
9. Подавлением беспорядочных видоизменений сознания и возбуждением изменений управления, сознание достигает сдерживающих видоизменений, следующих за управляющими силами сознания.
10. Течение его укрепляется привычкой.
11. Когда берутся всевозможные предметы и сосредоточиваются на одном, эти две силы, попеременно то исчезают, то проявляются, Читта же подвергается видоизменению, называемому Самадхи.
12. Читта достигает однополярности, обнимая в одно прошедшее и настоящее.
13. Этим объясняется троякое превращение формы, времени и состояния в тонкую или грубую материю и в органы чувств.
14. То, на что действуют превращения, прошлое, настоящее или то, которое еще должно проявиться, есть условное.
15. Последовательность перемен есть причина многообразной
эволюции.
16. Совершением Самьямы над тремя родами измевений приобретается знание прошлого и будущего.
17. Совершением Самьямы над словом, значением и знанием, которые обыкновенно смешаны, приобретается понимание всех звуков животных.
18. Различением впечатлений — знание прошлой жизни.
19. Совершением Самьямы над признаками чужого тела — знание его сознания.
20. Но не содержание чужого сознания, так как оно не было предметом Самьямы.
21. Совершением Самьямы над формой тела, при устранении способности восприятия образов и отделения способности проявления в глазу, тело Йога становится невидимым.
22. Карма бывает двух родов, приносящая плоды рано или поздно. Совершая Самьяму над ней, или посредством знаков, называемых Ариштха, предзнаменования, Йоги знают точное время разлучения со своими телами.
23. Совершением Самьямы над дружбою и прочим приобретаются различные силы.
24. Совершением Самьямы над силою слона и т. п. Йогом приобретается соответствующая сила.
25. Совершением Самьямы над тем лучезарным светом приобретается знание утонченного, загражденного и удаленного.
26. Совершением Самьямы над солнцем — познание миров.
27. Над луною — знание созвездий.
28. Над полярной звездой — движение здвезд.
29. Над кругом пупка — познание телесного организма.
30. Над углублением у горла — прекращение голода.
31. Над нервом, называемом Курма — устойчивость тела.
32. Над сиянием около вершины головы — лицезрение Сиддхов.
33. Над силою Пратибха — всеведения.
35. Обладание получается через неразличение очень сдержанной души и Саттвы, оно действует на других: Самьяма над этим дает знание Пуруши.
36. Отсюда возникает приобретение слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния, присущих Пратибхе.
37. Это препятствие для Самадхи; но они суть силы в земном состоянии.
38. Когда причина связи ослаблена, Йог, посредством своего знания проявления через органы, входит в чужое тело.
39. Победой над током, называемым Уда на, йог не погружается в воду или в болото и может ходить по остриям.
40. Победой на током С а м а н а он окружается светом.
41. Совершением Самьямы над отношением слуха к Аказе приобретается божественный слух.
42. Совершением Самьямы над отношением Аказы и тела йог становится легким как вата и может ходить по воздуху.
43. Совершением Самьямы над внешними реальными видоизменениями сознания, называемыми великой бестелесностью, достигается исчезновение заслоняющего свет.
44. Совершением Самьямы над элементами, начиная с грубых и кончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами.
45. Отсюда происходит утонченность и прочее, прославление тела и неразрушаемость телесных свойств.
46. Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе, подобной алмазу крепости.
47. Совершением Самьямы над объектом, знанием и самосознанием органов, постепенно получается победа над ними.
48. Отсюда происходит просветленное сознание, сила органов, независимо от тела, и покорение природы.
49. Совершая Самьяму над Саттвой, тот кто различает разум от Пуруши, приобретает вездесущее и всеведение.
50. Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла; он достигает Кайвалья.
51. Требуется полное отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных существ, под страхом возобновления зла.
52. Совершением Самьямы над частицей времени и ее кратными приобретается распознавание.
53. То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту, даже то будет распознано вышеуказанной Самьямой.
54. Спасающее знание есть то знание распознавания, которое обнимает все предметы, все средства.
3 55. Равенством чистоты Саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.
[Гл.] IV. Независимость.
1. Сиддхи (силы) приобретаются от рождения, химическими средствами, силой слов, самообузданием, или сосредоточением.
2. Переход из одного вида в другой совершается через восполнение природой.
3. Добрые дела и прочее не суть прямые причины превращений в природе, но они действуют как устранители препятствий к эволюции природы: как земледелец разрушает препятствия течению воды, которая затем бежит вниз, следуя собственной природе.
4. Созданные мнения произошли только от эгоизма.
5. Хотя деятельность разных созданных сознаний различна, они все управляются одним первоначальным сознанием.
6. Между различными Читтами та, которая достигается через Самадхи, чужда желаний.
7. Дела ни белы, ни черны для Йогов; для прочих они трояки: белые, черные и смешанные.
8. Из этих трех родов дел, в каждом состоянии проявляются только те, желания (которых) свойственны этому состоянию. (Остальные в это время находятся в бездействии).
9. Есть последовательность в желаниях, даже разделенных видами, временем и пространством, так как существует объединение в памяти и впечатлениях.
10. Жажда счастья вечна, а потому желания не имеют начала.
11. Так как оно связано причиной, следствием, основанием и предметами, то при отсутствии их, само-отсутствует.
12. Прошлое и будущее находятся в их собственной природе, так как пути отношений различны.
13. Принадлежа к природе Гун они бывают проявляющимися, или тонкими.
14. Единство в вещах происходит от единства в изменениях. Хотя существует три вещества, но, так как их изменения находятся во взаимной зависимости, то все предметы имеют единство.
15. При тождественности предметов, восприятие и желание различаются, смотря по различию сознаний.
16. Вещи известны или неизвестны сознанию в зависимости от окраски, сообщаемой ими сознанию.
17. Состояния сознания всегда известны, ибо господин сознания неизменен.
18. Сознание, будучи объектом, не имеет собственного света.
19. Вследствие невозможности для него познавать две вещи од? новременно.
20. Если предположить другое воспринимающее сознание, не будет конца подобным допущениям и