Скачать:PDFTXT
Начальная йога в триедином восприятии. Володей В.

путаницы в памяти.

21. Так как сущность знания (Пуруша) не изменяема, то, когда мысль принимает ее форму, она становится сознательной.

22. Получая окраску от видящего и видимого, сознание способно понять все.

23. Сознание, будучи сложным, своими бесчисленными желаниями действует для другого (Пуруши).

24. Восприятие сознания, как Атмана, прекращается для достигшего познания.

25. Тогда, устремленное к распознаванию, сознание достигает предшествующего состояния Кайвалья (разобщение).

26. Мысли, возникающие как препятствия этому, являются от впечатлений.

27. Разрушаются они тем же способом, как неведение и прочее, как сказано раньше.

28. Только достигший правильно различающего знания сущностей и отрекшийся от плодов его, приходит, вследствие совершенного распознавания, к Самадхи, называемой облаком добродетели.

29. Отсюда получается прекращение страданий и труда.

30. Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится бесконечным; подлежащее же познанию — ничтожным.

31( Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как цель их достигнута.

32: Перемены, существующие по отношению к моментам времени и воспринимаемые на другом конце (в конце ряда), составляют последовательность.

33. Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для Пуруши всякого побуждения к действию, есть Кайвалья, или утверждение силы знания в его собственной природе.

Другие индийские письменные источники в извлечениях, относящиеся к Йоге.

С А Н К Ь Я

Книга III

29. Когда созерцание доведено до конца, все силы для чистой (Пуруши) становятся природой.

30. Созерцание есть устранение привязанности.

31. Оно совершенствуется уничтожением видоизменений.

32. Созерцанием совершенствуются положение тела и исполнение обязанностей.

33. Управление Праной производится посредством изгнания и задержания.

34. Положение тела то, которое твердо и удобно.

36. Также посредством отрешения и упражнения.

75. Упражнением в несмешивании основных начал природы с Пурушей и отвержением их — «не Она, не Она»,- распознавание совершенствуется.

Книга IV

3. Повторение. Правило должно повторяться.

5. Как ястреб чувствует себя несчастным, когда у него отнимают пищу, и счастлив, если сам ее оставляет, так и тот кто добровольно от всего откажется, счастлив.

6. Как змея счастлива, когда снимает свою старую кожу.

8. Не следует думать о том, что «е служит к освобождению; оно становится причиной рабства, как в случае Бхараты.

9. Ассоциация многих вещей затрудняет созерцание, возбуждая страсти и тому подобное, подобно браслетам из раковин на руке девушки.

10. Это верно даже в случае двух.

13. Хотя следует относиться с почтением ко многий постановлениям и учителям, но от каждого из них следует брать только существенное, подобно тому как пчела берет эссенцию от многих цветов.

14. Чье сознание сделалось сосредоточенным, как у изготовляющего стрелу, размышление того не отвлекается.

15. Нарушением основных правил вызывается недостижение цели, как и во всех мирских делах.

19. Вследствие воздержания, почтения и благоговения к Гуру успех получается после долгого времени (как в случае Индры).

20. Нет закона относительно времени (как в случае Вамадева).

24. Или посредством сообщества с достигшим совершенства.

27. Желание утоляется не наслаждениями.

Книга V

128. Достижение йогом Сиддхов не может быть оспариваемо.

Книга VI

24. Всякое положение, которое удобно и крепко, есть Асана; другого правила нет.

ВЬЯСА -СУТРА (Веданта — сутра) Гл. 4. Часть 1

7. Молитва возможна в сидящем положении.

8. (Как удобно) для созерцания.

9. Потому что созерцающий подобен неподвижной земле.

10. Также потому, что это говорят Смрити.

11. Нет никакого правила относительно места; везде, где сосредоточено сознание, может быть совершаема молитва.

УКАЗАТЕЛЬ БИБЛИОГРАФИИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По основным направлениям йоги.

-бхакти-йога. См.: 1) ВИВЕКАНАНДА. БХАКТИ-ЙОГА. СПБ., 1914. Совр. переизд. в его же книге ФИЛОСОФИЯ ЙОГА. Магнитогорск, 1992; 2) БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ ПРАБХУПАДА. СОВЕРШЕНСТВО ЙОГИ, М., 1993. Автороснователь «Международного общества сознания Кришны».

-джнана-йога. См.: 1) ВИВЕКАНАНДА. ДЖАНАНА-ЙОГА. СПБ., 1914. Совр. переизд. в указ. выше книге. Магнитогорск, 1993; 2) АТКИНСОН. ЖНАНИ-ИОГА. СПБ., 1914. Совр. переизд. М., 1991.

карма-йога. См.: ВИВЕКАНАНДА. КАРМА-ЙОГА. СПБ., 1914. Соврем, переизд. в указ. выше книге. Магнитогорск, 1992.

-раджа-йога. См.: 1) АТКИНСОН. РАДЖА-ЙОГА. СПБ., 1914. Соврем, переизд. М., 1991.; 2} ВИВЕКАНАНДА. ФИЛОСОФИЯ ЙОГА. Магнитогорск, 1992.

— хатха-йога См.: 1) АТКИНСОН. ХАТХА-ЙОГА. СПБ., 1909. Совр. переизд. М., 1991.; 2) ИНДРА ДЕВИ. ЙОГА -ЭТО ЗДОРОВЬЕ. М., 1991. Книжка известной йогини, автора практических руководств по здоровому самочувствию; 3) ХИТТЛМЕН. ЙОГАПУТЬ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВУ. Баку, 1989. Книга американск. автора, предназначенная для поддержания хорошего физического состояния, особенно для лиц, занимающихся сидячей работой.

— кунта-йога. См.: КУНТА-ЙОГА. Каунас, 1991. Изд-во «Шанти». Синтез нескольких учений, в т. ч. направления мантра-йоги.

По йогам религиозных, духовных учений и систем.

сахаджа -йога. См.: САХАДЖА-ЙОГА. ВОСХОЖДЕНИЕ ЙОГИ МА-ХАДЖАН. «Матери» Шри Матаджи Нирмала Деви, введшей в 1970 г. «необычный метод внутреннего изменения».

кришнаиты («Международное общество сознания Кришны»). См.: БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ ПРАБХУПАДА, см. выше. Относится к «бхакти»; йога «кришнаитства», модифицированного для современного Запада одного из направлений вишнуитов (индуизма).

По общему обзору и «полным изданиям» йоги с иллюстрациями — инструкциями:

йога. См.: 1) СУАМИ АБХЕДАНАНДА. КАК СДЕЛАТЬСЯ ЙОГОМ. СПБ., 1913. Краткий обзор йоги в целом: 2) СМИРНОВ В. Л. МАХАБХАРА- ТА. Вып. VII, Ч. 2. Пер. с санскрита. Ашхабад, 1963. (2-е изд., 1986). Основанный на переводе источников взгляд на йогу и ее оценка с тч. зр. нейровегетологии; 3) СВАМИ ВИШНУ-ДЕВАНАНДА. М., 1990. Альбом иллюстраций, наиболее полное на Западе руководство по хатха- и раджа-йоге; 4) АИЕНГАР. ПРОЯСНЕНИЕ ЙОГИ. М., 1993. Наиболее полная иллюстрированная энциклопедия по хатха-йоге в основном.

III

ЙОГА ВОСТОЧНОГО ЭЗОТЕРИЗМА «ЙОГА ПУТЕМ ТАЙНЫ»

ТАЙНА ВВЕДЕНИЯ В ТО, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРОЧИТАНО

Востоквосход солнца, сторона появления, рождения, за которой … В отличие от увлеченности своей внешностью, красотой, интерес к волшебной сказке, таинственному обычен чуть ли не с рождения. Ощущение сказочности осознается как свое, родное, но с взрослением многое из сокровенного забывается.

А во взрослых умах, рожденных западной цивилизацией, интерес к тому, что «по ту сторону добра и зла» шел уже от ее «культурного импульса». Но он не остановил наступления времени еще более тяжелой болезни.

То, что главная причина болезни человека в его сознании, сердце и было основой Учения (см. йога Введение к наст, изд.) о преодолении двойственности, истинном пути окончательного освобождения. К восточным странам основной области его распространения относится и Тибет, как известно, одно из самых скрытых мест на земле. И по известным источникам европейским исследователям доступны не более 5% письменных памятников во всех областях знания и высшего, с уровнем, при возможном сопоставлении, выше достигнутого западными учеными. Лишь в 1-ой половине XX в. переводятся некоторые из них, в том числе по йоге. Соответствуя отмеченным’ особенностям, выделяющим Тибет даже среди других областей Востока, выбирается, в упражнениях одной из шести «доктрин», йога «в тибетском восприятии».

Тайна — то, что скрыто от взора, но содержится и ощущается. Ее высший смысл — в постижении сотворенного и несотворимого. Полнота значения «тайны» включает «волнительность» необычайности.

(1) Ощущение, как сила источника — действительно и путь к самой реальности.

(2) Реальность одна: внешняя-внутренняя. Внутреннее-только источник свободы.

(3) Внутреннее начало Творца (но не раба).

(4) Реальность чистоты — полнота творения.

(5) Отделенность реальности (соответствующие степени отдельности в целом и разъединенности частного состояния)-уровень и иерархия.

В языке последующего изложения йоги (о точности языка и йоги см. II, стр. 54 наст, изд.) главная особенность не собственно тибетская или исключительно нисходящая из йогического уровня, а выражающая Учение (к тому же усиленная тантрической-«диалектичной» — принципа сознания и энергии т. е. праны). Это: преодоление своего низшего «Я»; и высшее, духовное мерило «добра» окончательностью уничтожения «зла» — главнейшие составляющие языка образов и доктрин (приводимого текста) восточного и эзотерического восприятия- йоги. Остальное — только от самого Читающего.

УПРАЖНЕНИЯ

Подготовительная часть, состоящая из 5 упражнений: визуализация; визуализация психической нервной системы как пустой; визуализация защитного круга; упражнение психических нервных путей; передача «Дара Волн» психическим нервным центрам — первая часть «йоги психического тепла»*1 (тибетского трактата «Путь Знания; йога Шести Доктрин»).

I. Созерцание физического тела как пустого.

Это и следующее йогические упражнения подготавливают главным образом к осознанию, как выясняется, пустоты человеческого организма, как, в общем, и всех вещей в Природе, их иллюзорности.

Упражнения по визализации, то есть ментального (умственного) представления отчетливого зрительного образа. Последовательность их выполнения указана в следующих приемах:

1) Произнесение Мантры, устанавливающей связь с духовным, божественным учителем (гуру — может быть как и на земле, так и в более высоких, тонких слоях). Мантра содержит просьбу «Дара волн», через которые передаются, например, четыре силы, означающие йогические силы правильного использования тела, ума и божественной природы; «волны» — благотворные влияния, передаваемые божественными гуру.

Или, например, «дара волн», посредством которых появляется «йогический жар психического тепла», или — жизненная сила вошла в средний нерв психической нервной системы (Сушумна); или чтобы рассеялись иллюзорные видения снов; или — достигнуть просветления — узнать «чистый свет, находящийся во мне»; или — для «достижения высочайшего блага, нирваны».

2) Воображение себя воплощением духовной энергии, просветленного интеллекта, божественной Ваджра — Йогини. По виду имеющая лицо, 2 руки, 3 глаза 3-й глаз расположен на лбу, в межбровье — глаз прозрения; находясь у человека в непроявленном или неразвитом состоянии физиологически представлен железой; утверждают, что впоследствии йогического развития становится местом ясновидческого зрения).

Она лучезарная, красного цвета, символизирующая Сияние Мудрости (поглощающей и рассеивающей неведенье (Авидья) или веру в явления *2, как и в эго, само являющееся аппаратом, полностью зависимым от чувственного мира или от другого эго, и как личность, проявляющую псевдо — Реальность*3 зависимости положений множественности представлений, концепций, планет, вселенных, небес, адов и существований «я». Реальность суть несотворенное, нерожденное).

Высоко держит правой рукой яркосверкающий кривой нож, размахивая им над головой полностью отсекая всю путаницу мысленных процессов ума (хаотичность, бесконтрольность, неуправляемость), которые отсекаются (прекращаются) посредством энергии из йоги.*4 Левой рукой держит перед грудью человеческий череп, наполненный кровью (что символизирует отречение от мира, в успешной, с помощью божественного дара, йогической практике, до неисчерпаемого блаженства). На голове у нее тиара из 5 человеческих черепов (означающая недостижимость высшей степени духовного прозрения без отречения от мира — в этом представлении). Она носит ожерелье из 55 человеческих голов с капающей кровью, созерцаемых как только-что отделенных от тел (символизирующих 50 фонетических визуализаций, означающих полное отречение от сан-сары, круговорота чередований жизньСмертьнежелание — уничтожение желания, подобно уничтожению жизни в обезглавленном теле; при этом обретение памяти, которая никогда не может быть утеряна). Всего на ней 5 (из 6 символических Парамит — безграничных добродетелей для достижения состояния Будды) украшений: тиара из человеческих черепов, ожерелье из человеческих голов, ручные браслеты, браслеты для ног, подперсье — Зеркало Кармы, держащееся на двух нитках бус, проходящих через плечи и вниз вокруг талии. Мистическая Богиня, держащая на сгибе руки длинный жезл, символизирующий Отца, йогическую персонификацию мужской стороны просветляющей силы, танцует с поднятой и изогнутой в колене правой ногой, левой же попирающей грудь простертой человеческой формы (символизирующей попрание всей сансары). Вокруг нее Сияние Мудрости образует ореол (аура Богини, устраняющая с Пути

Скачать:PDFTXT

Начальная йога в триедином восприятии. Володей В. Йога читать, Начальная йога в триедином восприятии. Володей В. Йога читать бесплатно, Начальная йога в триедином восприятии. Володей В. Йога читать онлайн