мрак неведения, все случайности, заблуждения — огонь, поглощающий неистинное знание, — происходит непосредственно от этой йоги).
Созерцание Ваджра — Йогини как себя: представляемый образ должен быть совершенно реальным: внешне в форме божества, внутренне — абсолютно пустое подобно какой-нибудь оболочке надутой дыханием, прозрачно просвечивающейся, безоблачно сияющей.
В процессе созерцания возможны два способа осуществления визуализации: постепенное формирование вокруг центрального ядра образа, пока он не будет весь сформирован и мгновенное формирование образа во всех подробностях. 3 Для совершенствования визуализации возможна техника: смотреть на определенный предмет перед собой, затем, закрыв глаза, стараться отчетливо представить его во всех подробностях.
Созерцания осуществляются: в начале величиной с собственное тело созерцающего, затем, они увеличиваются до размера дома, далее до размера холма и, наконец, настолько огромным, что может вместить Вселенную. Затем сосредоточить ум на представлении; после этого — постепенно уменьшать до величины горчичного зерна, затем еще меньше, сохраняя четкость всех частей образа.
2. Созерцание психической нервной системы как пустой.
В этом упражнении развития творческих способностей восприятия сознанием, т. е. созерцание пустоты — почти не различается, не охватывается, не воспринимается зрением из-за своей ничтожно малой величины, по своей форме — «невидимке», из-за своей наименьшей по умственному восприятию продолжительности (непереходности существования):
— созерцание собственного тела как тела божественной йогини, воображая протянутый через центр тела, от промежности до макушки головы, из соединения теменных костей черепа (высший путь циркуляции психических сил в теле человека), се’рединный нерв, имеющий следующие качества: красный цвет, яркость, прямота, пустота (подобно пустой бумажной трубке); внутренние размеры стрелки камыша;
— созерцание расширяется до размеров жезла, колонны, дома, холма и, наконец, вместимости Вселенной;
— сосредоточение на срединном нерве, пронизывающем каждую часть созерцаемого тела, вплоть до кончиков пальцев;
— созерцание приобретает размер горчичного зернышка, происходит сосредоточение на срединном нерве, имеющем толщину в 1/100 диаметра волоса и пустым изнутри.
3. Созерцание защитного круга.
Во время этого упражнения происходит созерцание или медитация над защитным кругом. Оно включает три части: искусство тела (асана)*1, искусство дыхания (пранаяма)*2, искусство мысли — йогическое мастерство овладения мыслительными процессами (дхарана)*3. Пробуждаются внутренние силы, со всех сторон защищающие йогина от неблагоприятных влияний, от отвлекающих его внимание мирских раздражающих моментов; соответственно увеличивая физическую, умственную и духовную чистоту здоровья.
1) Принимается поза лотоса (падмасана)*1. Позвоночник выпрямлен настолько, что все позвонки лежат без отклонений один под другим, полностью распрямлена диафрагма, пищевод спрятан за прикоснувшимся к нему подбородком. Язык поднят к нёбу. Руки кладутся ниже пупка, опираясь сгибами запястий на ребра: ладони обращены вверх и лежат горизонтально. Средние пальцы рук соприкасаются, большие — согнуты у оснований указательных.
2) «Мертвый» воздух выдыхается в три приема, затем вдох до самой глубины легких. Диафрагма слегка приподнимается так, чтобы грудная клетка приняла форму закрытого сосуда (наподобие глиняного горшка) и дыхание задерживается без напряжения как можно дольше. Взгляд фиксируется на расширенной грудной клетке.
3) Искусство мысли включает, после соответствующих упражнений в искусстве положения тела и искусстве дыхания, следующее: воображаются бесчисленные пятицветные лучи, выходящие вместе с выдыханием из каждой порытела и излучающие на весь мир, наполняя его пятицветным сиянием, а при вдыхании возвращающиеся через поры и наполняющие тело. (Это упражнение, как и предыдущее, выполняется по семь раз).
Данные упражнения используются для достижения передачи изображения (телевидение) или передача мысли (телепатия). (Эти возможности давно известны в тайных науках Востока, применяемые без дорогостоящей и сложной аппаратуры европеских ученых).
Затем каждый луч представляется в слог «Хум». Перед собой созерцается изображение лунного диска (размером со средний палец) с четко начерченными тонкими линиями словом «Хум».
Каждый выдох как звук «ом» белого цвета, каждый вдох — «Хум» голубого цвета, период задержки дыхания — «АХ» красного. При выдохе мир наполняется, а при вдохе — тело наполняется этим «Хум» (проделывается 7 раз).
Далее воображается, что «Хумы» становятся гневными божествами, превращаясь в образы с лицами, выражающими ярость (символизирущую постоянно угрожающую злу духовную силу добра), имея по 2 руки. Правая — высоко над головой, размахивающая дордже (жезл, символизирующий все множество сил, подобно кривому ножу Ваджра — Йогини, котораз размахивает им над головой). Левая рука находится в угрожающем положении напротив сердца (мысли рождаются в сердечном центре и оберегаются от нежелательных разрушительных влияний -помощь, контроль в охране). У него 2 ноги, правая -согнута, левая — напряжена (означает неизменность охраны). Оно окрашено в 5 цветов, соответствующих 5-ти жизненным элементам природы (голубой, зеленый, красный, белый, желтый). Каждый по своему размеру — не более горчичного зерна.
При выдохе эти мыслимые божества выходят вместе с воздухом, наполняя мир. При вдохе и задержке дыхания — представляются вместе с воздухом возвращающимися и наполняющими тело (повторяется 7 раз).
После этого представляется, что каждая пора своего тела заполнена одним из этих гневных божеств, с лицом, обращенным во вне; все вместе они образуют защитную броню, наподобие надетой кольчуги.
4. Упражнение подготовки психических нервных путей.
1) Созерцается психический нерв правой стороны тела, проходящий справа от срединного нерва и психический нерв левой стороны — слева от срединного нерва, которые представляются протянувшимися от верха кончика носа вверх через мозг, вокруг головы, соответственно с правой и левой стороны и далее вниз по сторонам тела вплоть до основания производящего органа в промежности.
2) Созерцаются оба психических нерва пустыми. В левом из них буквы: «А» (краткое, среднее между «А» и «О»), «А» (долгое [А-А]), «И» (кратк.), «И» (долг. [И-И]), «У» (кратк.), «У» (долг. [У-у]), «ри», «ЛИ», «Е», «ЕЙ», «О», «ОУ», «АНГ», «А» (кратк., как в слове «Вата»). В правом-буквы: «КА», «КХА», «ГА», «ГХА», «НГА», «ЧА», «ЧХА», «ДЖА», «ДЖХА», «НЬА»; «ТА», «ТХА», «ДА», «ДХА», «НА» (последние — жесткие, зубные); «ТА», «ТХА», «ДА» «ДХА», «НА» (мягкие, нёбные); «ПА», «ПХА», «БА», «БХА», «МА», «ЙА», «РА», «ЛА», «ВА», «ША», «КША», «СА», «ХА», «КШЬА». Эти 50 фонетических визуализаций соответствуют 50 черепам ожерелья Ваджра — йогини в первом упражн. «Созерцание физического тела как пустого».
3) Созерцание при дыхании и выдыхании этих букв, расположенных по вертикальной линии, одна над другой, представляемых в красном цвете, тонкими, как волокна лотоса, при выдохе, и на вхождении всех их в тело через производящий орган при вдохе.
4) Сосредотачиваясь’ на четко представляемых буквах, следующих одна за другой, подобных волшебным огням, дышать по очереди через правую и левую ноздри.
Как по открытому руслу течет вода, так прана по психическим нервным путям сознательно-контролируемого открытия в этом подготовительном упраж.
5. Передача «Дара волн» психическим нервным центрам.
1) В сердечном центре среднего нерва (физиологически соответствует сердечному нервному сплетению) представляется, визуализируется в этом центре нерва, размером соломенки средней величины, сидящий в Логической позе основной Гуру (учитель, упомянутый в 1-ом упражн. «Созерцание физического тела как пустого»).
2) Сосредоточение на последовательности всех шести учителей (гуру*2) в представлении их себе расположенными подобно миниатюрным жемчужинам, и один над головой другого.
3) В состоянии внутреннего сосредоточения произносится мантра, связывающая с Гуру*3.
4) Произнося мантру, созерцается преемственность всех иерархий шести доктрин гуру, последовательно сливающейся в тело одного основного Гуру (первого в представлении начала «Передачи «Дара волн» психическим центрам») и — поглощающегося сущностью неисчерпаемого Блаженства, полностью наполняющего тело.
*1 См. I, Указатель, стр. 53.
*2 Непосредственно над головой основного — земного Гуру великий тибетский йог Миларепа на троне из лотоса, над ним его учитель и так далее выше. *3 См. упражн. 1, 1), стр. 77.