Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Наука о дыхании индийских йогов. Рамачарака

умом, вызывает к действию все те сверхнормальные силы, которыми обладают йоги. Методы и способы пробуждения Кундалини и называются «пранаяма», – четвертая степень пути достижения Патанджали.

Первая цель при упражнениях Пранаямы – это пробуждение ритмических вибраций при помощи дыхания, управляемого и контролируемого сознанием. От этого дыхания возникают вибрации, пробуждающие силу Кундалини, при помощи которой производятся сверхнормальные психические феномены. Вторая цель – это сосредоточение праны или нервной силы, контроль над её расходованием и управление ею. Прана наполняет собой весь организм, сохраняясь, как в аккумуляторах, в различных ганглиях или нервных сплетениях, особенно в большом «солнечном» сплетении.

Ученик, желающий постигнуть науку Пранаямы и её метод, должен изучать практически «сидение йогов», т. е. позу, которую принимают и сохраняют йоги во время своих упражнений. Это – сидение на полу или на земле в слегка наклоненном вперед положении, так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а спинной хребет лежал бы свободно и без всякого напряжения в естественном положении.

Затем изучается дыхание, начиная с культивирования естественного размеренного дыхания, медленного вдыхания, удерживания воздуха, в течение известного времени и затем медленного выдыхания. При этом в уме всё время должно произноситься священное слово Ом, которое служит как бы ритмическим отбиванием темпа и сопровождает собой вдыхание и выдыхание.

Следующий шаг – это изучение дыхания через одну ноздрю. Цель здесь заключается в том, чтобы заставить ток Ида идти через левую ноздрю, а ток Пингала и направлять через правую ноздрю. Ученику показывают, как, закрывая правую ноздрю и затем, дыша через левую ноздрю, направлять ток Ида вдоль спинного мозга, сосредоточивая при этом внимание на нисходящем нервном токе. Цель этих действий заключается в том, чтобы разбудить «спящий», нижний лотос, в котором сохраняется сила Кундалини. Когда вдыхается ток Ида и нервная сила направляется к месту нахождения Кундалини, дыхание задерживается на несколько мгновений, причем в уме образуется (усилием воли) мысленный образ, что ток Ида проходит через «лотос» и идет вверх с правой стороны спинного хребта по каналу Пингала. Затем производится медленное выдыхание по каналу Пингала, через правую ноздрю, при чем закрывается левая ноздря. Наиболее распространенный способ, которому учат начинающих, заключается в том, чтобы закрывать правую ноздрю, вдыхая через левую, затем плотно закрыть обе ноздри, пропуская ток через место, где находится Кундалини, и затем открыть обе ноздри, выдыхая воздух. Потом тот же процесс проделывается в обратном порядке. Воздух вдыхается через правую ноздрю, задерживается на несколько мгновений при обеих ноздрях, плотно закрытых, и затем выдыхается через левую ноздрю.

Центр спинного мозга заключает в себе канал. который йоги называют Сушумна; через этот канал проходит центральный ток, причем токи Ида и Пингала текут каждый с одной стороны Сушумны. Качал Сушумна у обыкновенных людей закрыт; когда же он открывается, человек становится йогом, т. е. начинает обладать сверхнормальными психическими силами. Через раскрывшийся канал Сушумны поднимается вверх к головному мозгу сила Кундалини и переносит ум человека на высшие плоскости. Таким образом «двигание» или шевеление Кундалини в нужном сплетении имеет целью заставить его подняться вверх – таким образом, канал Сушумна медленно и постепенно открывается весь. Сила Кундалини, восходя вверх, пробуждает к деятельности несколько лотосов, лежащих вдоль спинного хребта и соединенных с Сушумной. Нижний из этих лотосов, расположенный в основании спинномозговой колонны, называется Муладхара, следующий называется Свадхистхана; за ним лежит Анахата; дальше Вишуддха; потом Аджна и последний, лежащий уже в головном мозгу, называется Сахасрара или «тысячелепестный лотос». В нижнем, т. е. в Муладхаре заключена сила Кундалини, а деятельность верхнего состоит в том, чтобы распределять в мозгу поступающую в него силу Кундалини и создавать таким образом возможность того, что является нам в виде сверхнормальных психических и ментальных феноменов.

Глава VI ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ И ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ РОТ

Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку – дышать ртом.

Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело истинно жизненной важности – каким именно из этих двух способов он дышит, ибо один дает здоровье и силу, а другой ведет к болезням и слабости.

Конечно, не должно было бы быть и надобности объяснять читателю, что нормальный способ дышатьчерез нос, но невежество цивилизованного человечества по отношению к некоторым простым вещам прямо поразительно. Мы постоянно встречаем людей, которые на прогулках дышат через рот и своим детям позволяют следовать той же ужасной и вредной манере дыхания.

Многие из болезней, которым подвержен цивилизованный человек, причиняются ему именно этой общей привычкой дышать через рот. Дети, которым позволяют дышать так, вырастают слабыми и маложизненными, как будто надорванными и в своей мужественности, и в своей женственности, и подверженными хроническим заболеваниям. Матери диких племен поступают не так, очевидно движимые прозрением. Они словно инстинктом сознают, что ноздри представляют собою настоящие каналы для проведения воздуха в легкие, и они приучают своих детей закрывать рот и дышать через нос. Они приподнимают им голову вперед во время сна, что невольно заставляет сжимать губы и дышать через ноздри. Если бы матери цивилизованных народов поступали так же, они принесли бы большое благо своему народу.

Много заразных болезней распространяется этой злополучной привычкой дышать ртом, и немало случаев простуды и катаральных заболеваний должно приписать всё той же причине. Многие из тех, кто, подчиняясь очевидности, днем дышать через нос, ночью дышат через рот и подвергаются заболеваниям от этого.

Тщательно сделанные исследования показали, что те из солдат и матросов, которые спят с открытым ртом, более подвержены заразным заболеваниям, чем дышащие через ноздри. В одном случае на военном корабле среди матросов и солдат появилась эпидемия оспы и от неё умерли лишь те заболевшие, которые дышали через рот, из дышавших же через нос не умерло ни одного человека.

Орган дыхания имеет свой предохранительный аппарат-фильтр и пылепоглотитель – в ноздрях носа. Если дыхание делается через рот, то на пути между губами и легкими нет ничего, что процеживало бы воздух и очищало бы его от пыли и прочих посторонних примесей. От рта до легких путь совершенно открыть, и с этой стороны дыхательный аппарат наш не защищен ничем. Кроме того, такое неправильное дыхание ведет к тому, что воздух поступает в легкие совсем несогретым, что очень вредно. Воспаление легких часто имеет причиной вдыхание холодного воздуха через открытый рот. Человек, спящий ночью с открытым ртом, всегда просыпается с чувством сухости во рту и гортани. Это пренебрежение к прямому требованию природы наказывается болезнями.

Вспомните с одной стороны – что рот не даёт никакой охраны органу дыхания, и пыль, заразные начала и холодный воздух свободою входят в легкие этой дверью. С другой стороны, носовая полость и её проходы сами по себе уже свидетельствуют о большой заботе, которую природа приложила именно в этом отношении. Ноздри представляют собою два узких извилистых канала, с щетинистыми волосками, служащие как бы фильтром или ситом для пропускаемого воздуха – примеси останавливаемые этим фильтром при вдыхании выталкиваются наружу обратно при выдыхании. И не только этому важному назначению служат ноздри, но также и согреванию холодного воздуха прежде, чем он попадает в легкие. Длинные и узкие проходы носовой полости выложены теплой слизистой оболочкой и согревают проходящий воздух настолько, что он уже не может повредить нежным тканям гортани или легких.

Ни одно животное, кроме человека, не спит с открытым ртом и не дышит через рот, и только человек, и притом человек цивилизованный, совершенно извращает в этом прямые указания природы, ибо дикари почти всегда дышать правильно. Возможно, что эта противоестественная привычка приобретена цивилизованным миром вследствие ненормального образа жизни, расслабляющей роскоши и чрезмерной теплоты в домах.

Очистительный и фильтрующий аппарат носовой полости делает воздух достаточно чистым для таких деликатных по строению органов, как легкие и гортань. Примеси и пыль, захватываемая ситом волосков и слизистой оболочкой, выносятся назад при выдыхании или, если они накапливаются слишком быстро, или же попадают в области неподлежащие, природа чиханием выбрасывает их вон.

Воздух, прошедший в легкие сквозь ноздри, отличается от наружного воздуха, так же, как фильтрованная вода от воды цистерны. Сложный очистительный аппарат носовой полости, задерживающий в себе все посторонние примеси из вдыхаемого воздуха, так же необходим для легких, как для желудка необходима помощь рта, чтобы предохранить его от вишневых косточек, рыбьих костей и тому подобных добавлений к пище. Дышать ртом, по крайней мере, так же противоестественно, как принимать пищу носом.

Вредным последствием дыхания через рот является и то, что вследствие сравнительной бездеятельности носовая полость теряет свою особую чувствительность, не освобождается с достаточной энергией от оседающих на ней частиц, и получает наклонность к местным заболеваниям. Как покинутая дорога скоро забрасывается мусором и зарастает сорной травой, так и носовая область, оставшаяся без своего нормального употребления, наполняется болезнетворными отбросами и остатками.

Для тех, кто обычно дышит через нос, бывает очень неприятно, когда нос вдруг закладывает, и они принуждены дышать через рот. Чтобы помочь им держаться всегда правильного способа дыхания, может быть будет полезно прибавить здесь два слова о легком и верном способе всегда иметь носовую полость в должной чистоте и порядке.

Обычный для этого на Востоке прием – втянуть через нос немного воды, пропустить ее через носовые каналы в горло и затем выплюнуть через рот. Индусские йоги погружают лицо в чашку с водою и особым приемом сосания носом втягивают некоторое её количество, но этот способ требует продолжительной практики, и первый действителен не менее, но легче для исполнения.

Другой хороший прием заключается в том, чтобы, открыв для проветривания комнаты окна, закрыть одну ноздрю пальцем и втягивать воздух через другую ноздрю. Затем сделать то же, закрыв вторую ноздрю и открыв первую. Повторить это несколько раз, переменяя ноздри последовательно. Этот способ прекрасно очищает носовую полость.

В случае катара полезно ввести в носовые проходы немного вазелина или какого-нибудь камфарного препарата. Втягивают также в нос экстракта лицины понемногу, и это приносить заметное облегчение. При небольшой заботе и внимании совсем нетрудно поддерживать носовую полость в должной чистоте и порядке.

Мы отдали столь значительное место этому предмету – дыханию через нос – не только вследствие большой его важности для здоровья вообще, но и потому, что дыхание через нос представляет собою подготовительную стадию для специальных упражнений в дыхании, даваемых нами в этой книге, а также и потому, что дыхание через нос составляет и основной принцип «науки дыхания» йогов.

Мы настаиваем перед читателем на особенной важности для него усвоить

Скачать:TXTPDF

Наука о дыхании индийских йогов. Рамачарака Йога читать, Наука о дыхании индийских йогов. Рамачарака Йога читать бесплатно, Наука о дыхании индийских йогов. Рамачарака Йога читать онлайн