Скачать:PDFTXT
Наука пранаямы. Шивананда Свами

прекратить есть баранину, рыбу и т. д., хотя бы раз увидьте своими глазами убийство овцы или рыбы и их состояние во время этого. Жалость и сострадание непременно возникнут в вашем сердце. Тогда вы решите стать вегетарианцем, чтобы сохранить жизни бедных невинных животных. Если вы потерпите неудачу в этой попытке, смените обстановку и поселитесь в гостинице для браминов, где вы не сможете добраться до баранины и рыбы; общайтесь только с вегетарианцами. Постоянно думайте о вреде мясной и преимуществах вегетарианской диеты. Если это тоже не поможет, отправляйтесь на бойню и в мясной магазин, посмотрите на отвратительные гнилые мышцы, почки и другие отвратительные части животных, почувствуйте этот ужасный запах. Это пробудит в вас вайрагъю — сильное отвращение — к мясу.

Убийство коровы или козы, которые дают бесценное молоко, сливочное масло и т. д., — гнусное и чудовищное преступление. О невежественные и жестокие люди! Не убивайте этих несчастных существ! Страшные мучения ждут вас в Судный День. Вы несете моральную ответственность за все ваши действия. Закон кармы неумолим. Убийство коровы приравнивается к убийству собственной матери. Какое право вы имеете отнимать жизнь у невинных животных, которые и так дают вам достаточно молока для пропитания? Это самый жестокий, бесчеловечный и душераздирающий поступок. Убийство коров, коз и других животных следует немедленно запретить. Кровь убитого животного содержит различные токсические вещества, так как оно погибло в страхе и гневе. Вегетарианская диета полностью обеспечивает все потребности организма, поэтому подобная жестокость неоправданна.

Теперь несколько слов о витаминах. Они необходимы организму человека. Если какого-либо витамина нет или недостаточно в рационе, человек перестает развиваться и заболевает такими болезнями, как рахит, цинга и т. д. Витамины присутствуют даже в самых малых количествах пищи. Они словно искры, зажигающие огонь питания. Существует четыре основных вида витаминов: А, В, С, D. Витамины А, В, С, D содержатся в молоке. Витамин В содержится в неполированном рисе и томатном соке. Недостаток этого витамина вызывает бери-бери. Этой болезнью заболевают те, кто ест только полированный рис. Витамин С содержится в овощах, фруктах и зелени. Этот витамин уничтожается при обработке и консервировании. Моряки страдают от цинги, так как длительное время не видят овощей и фруктов. Спастись от цинги помогает лимонный сок. Витамин D присутствует в молоке, сливочном масле, яйцах, рыбьем жире и т. д. Отсутствие или недостаток этого витамина вызывает рахит у детей.

Пища — это только энергия. Она является источником энергии для тела и ума. Если вы можете получать энергию просто усилием воли, если вы владеете йогической техникой получения энергии непосредственно от Солнца или космической праны, вы можете вообще отказаться от пищи. Такой йог достигает кайя-сиддхи, или совершенства тела.

Если пища полностью переваривается, она вызывает запор. Пища должна содержать какие-то элементы, которые не перевариваются и образуют экскременты. Во время процесса переваривания пищи нельзя пить воду, так как она разбавит желудочный сок и затруднит переваривание.

Как санньясину, живущему на подаяние, обеспечить себе сбалансированное питание? В один день он ест только острую пищу, в другой — сладкую, в третий — кислую. Но необходимую энергию он получает с помощью медитации. Этот уникальный йогический метод неизвестен медицинским профессорам и студентам. Когда ум сконцентрирован, божественная волна омывает все ткани божественным эликсиром. Все клетки восстанавливаются и оживают.

Пост противопоказан тем, кто занимается йогой, так как он ослабляет организм. Нерегулярное и непродолжительное голодание полезно. Оно перестраивает организм, дает отдых желудку и кишкам, удаляет из организма мочевую кислоту. Тот, кто занимается йогой, может плотно завтракать в 11 часов утра, выпивать чашку молока утром и съедать два банана, или два апельсина, или два яблока и выпивать пол-литра молока вечером. Ужин должен быть очень легким. Если желудок заполнен, человека одолевает сон. Диета, состоящая только из молока и фруктов, — прекрасная диета для изучающего йогу.

Простая, естественная, нестимулирующая, пригодная для строительства тканей, дающая энергию пища и безалкогольные напитки успокаивают и очищают ум, а также помогают в занятиях йогой и достижении жизненной цели.

Пранаяма Шивананды

Техника: Удобно усядьтесь на стуле, на кровати или в мягком кресле. Сделайте максимально долгий вдох через обе ноздри. Задержите дыхание так долго, как вам удобно. Во время задержки дыхания повторяйте вашу ишта-мантру или ОМ. Затем выдыхайте так, как вам удобно. Соблюдать соотношение времени вдоха, задержки и выдоха не обязательно, но вдох и выдох должны быть полными и глубокими.

Преимущества: Преимущества этой пранаямы неисчислимы. Все мышцы расслабляются, нервы тонизируются. Во всем организме устанавливаются ритм и гармония. Сознание успокаивается, а кровообращение улучшается. Невыразимый покой, мир и блаженство снисходят к вам. Вы можете выполнять это упражнение утром, лежа в постели. Ваш ум таким образом будет подготовлен к началу Ьжапы и медитации: Вы можете выполнять его, когда ваш ум вот-вот потеряет равновесие из-за приступа похоти, злобы или иных недобрых мыслей, и тогда он наполнится могучей энергией, которая устранит из него беспокоящие вас дурные мысли. Вы можете выполнять его как раз перед началом ваших занятий, тогда ум сможет легко концентрироваться, и то, что вы изучаете, будет неизгладимо запечатлено в нем. Вы можете выполнять его, находясь на работе у себя в конторе, и тогда вы никогда не будете переутомляться. Когда вы возвращаетесь с работы, вы также можете выполнить эту пранаяму и получите новый заряд энергии.

Величайшее преимущество заключается в том, что, когда вы начнете заниматься этой пранаямой, вам захочется делать ее все чаще, а вашему уму трудно будет найти отговорку, чтобы не выполнять эту ати-сукха-пурвака-пранаяму, «легкую и удобную пранаяму», которая имеет все достоинства пранаямы без ее обычных «правил и предписаний». Начните сейчас и делайте ее регулярно.

Кундалини-пранаяма

В этой пранаяме бхавана более важна, чем соотношение между пуракой, кумбхакой и речакой.

Сядьте в падмасану или сиддхасану лицом к востоку или северу.

После того как вы мысленно склонитесь к лотосным стопам Садгуру и прочитаете стотры, восхваляющие Бога и Гуру, начните выполнение этой пранаямы, которая позволит вам легко пробудить кундалини.

Глубоко и беззвучно вдохните.

Выдыхая, почувствуйте, как кунЬалини, спящая в муладха-ра-чакре, пробуждается и поднимается вверх от чакры к чакре. В конце пураки создайте бхавану, что кунЬалини достигла сахас-рары. Чем отчетливее вы визуализируете это движение от чакры к чакре, тем быстрее будет ваш прогресс в этой садхане.

Задержите дыхание на короткий промежуток времени. Повторите пранаву или вашу ишта-мантру. Сконцентрируйтесь на сахасрара-чакре. Ощутите, что благодаря милости Ма-тери-Кундалини тьма невежества, окутывающая вашу душу, рассеивается. Почувствуйте, что все ваше существо наполняется светом, силой и мудростью.

Теперь медленно выдохните. Выдыхая, ощутите, что кун-далини-шакти постепенно опускается из сахасрары в муладха-ра-чакру.

Теперь повторите все снова.

Невозможно описать все достоинства этой прекрасной пранаямы. Она — магический жезл, который позволит вам очень быстро достичь совершенства. Даже несколько дней практики убедят вас в ее эффективности. Начните сегодня, прямо сейчас.

Да ниспошлет вам Бог радость, блаженство и бессмертие.

Вопросы и ответы

В: Верно ли, что пранаяма не является необходимым элементом в практике йоги?

О: Нет, пранаяма является одним из восьми членов (анга) раджа-йоги.

В: Опасно ли заниматься пранаямой без гуру (учителя)?

О: Люди слишком перестраховываются. Вы можете заниматься обычными упражнениями пранаямы без помощи гуру. Гуру необходим, если вы хотите заниматься кумбхакой, или задержкой дыхания на долгое время, и объединением апа-ны с праной. Если вы не можете найти гуру, вам помогут книги, написанные опытными йогами. Однако все же лучше иметь рядом гуру или брать у него уроки и заниматься по ним дома. Вы можете регулярно переписываться с ним по почте. Вы можете задерживать дыхание на время от 1/2 до 1 или 2 минут без всякой опасности для здоровья. Если вы не можете найти опытного йога, обратитесь за помощью к тем ученикам, которые уже освоили этот этап. Они также могут вам помочь.

В: Можно ли пробудить кундалини-шакти только при помощи пранаямы?

О: Да. Асаны, бандхи, мудры, джапа, медитация, сильная и ясная аналитическая воля, милость Гуру, религиозная преданпостъ-бхакти —все это может пробудить кундалини-шак-ти.

В: Что дает выполнение кхечари-муЬры?

О: Кхечари-мудра помогает ученику останавливать дыхание. Он развивает способность к концентрации и медитации. Он освобождается от голода и жажды. Он может легко перенаправлять дыхание из одной ноздри в другую. Он также очень легко выполняет кевала-кумбхаку.

В: Какие симптомы объединения праны с апаной и прохождения праны по сушумне?

О: Когда прана и апана объединяются, они проходят по сушум-не и йог умирает для мира, то есть перестает осознавать свое тело, окружающие объекты и мир, но обретает совершенное знание. Он чувствует Божественный Трепет, Божественный Экстаз и начинает входить в самадхи. Когда прана поднимается выше по сушумне, у йога в различных чакрах возникают различные ощущения, которые невозможно описать словами. Когда прана достигает сахасрары, йог вступает в самадхи.

В: Следует ли во время практики пранаямы поддерживать в мула-бандхе соотношение 1:4:2?

О: Да, в мула-бандхе соотношение между длительностями вдоха, задержки дыхания и выдоха должно быть 1:4:2.

В: Если в бандхатрайя-пранаяме выполнять 10 матр пураки, 40 матр кумбхаки и 20 матрречаки, какими по длительности должны быть чистая кумбхака и пауза на выдохе с уддия-нош

О: В бандхатрайе начинающие могут вообще не делать паузу на выдохе. Опытные ученики могут делать паузу длительностью 5—6 секунд. В бандхатрайе основной кундалини (1:4:2) вполне достаточно для объединения праны и апаны.

В: Чем тадана-крия отличается от маха-ведхи?

О: В тадана-крие можно дышать любым способом, а маха-вед-ха-пранаяму нужно выполнять в точности так, как описано

в бандхатрайе.

В: Необходима ли пранаяма для получения даршана от Господа? О: Нет.

В: Должен ли йог ощущать нечто вроде укола, когда прана достигает десятой двери (брахмарандхры) в макушке головы?

О: Нет.

В: Что такое урдхварет о-пранаяма?

О: Во время выполнения сукха-пурваки или лома-вилома-пра-наямы вы можете почувствовать, что вирья течет в сахасра-ру в макушке головы в форме оджаса. Это урдхварето-пра-наяма.

В: Если я пытаюсь сохранить соотношение 1:4:2 во время пранаямы, мне трудно сконцентрироваться на ишта-дэвате. Если я пытаюсь сконцентрироваться, мне трудно поддерживать это соотношение. Не могли бы вы мне что-нибудь посоветовать?

О: Постарайтесь в течение двух-трех месяцев сосредоточиться на поддержании соотношения. У вас сформируется привычка, и это соотношение будет поддерживаться автоматически. Тогда вы сможете сконцентрироваться на вашем божестве. Ум не может одновременно заниматься двумя вещами.

В: В чем цель вдыхания через левую ноздрю, а выдыхания — через правую и наоборот?

О: Это делает дыхание ритмичным, успокаивает нервы и ум, а также открывает сушумна-нади, что способствует медитации. В системе устанавливается совершенная гармония. Пять кош (оболочек) будут ритмично вибрировать.

В: Многие думают, что занятия пранаямой небезопасны. Так ли это?

О: Пранаяма, асаны и т. д. абсолютно безопасны, если вы осторожны и рассудительны. Люди зря беспокоятся. Если действовать

Скачать:PDFTXT

Наука пранаямы. Шивананда Свами Йога читать, Наука пранаямы. Шивананда Свами Йога читать бесплатно, Наука пранаямы. Шивананда Свами Йога читать онлайн