Скачать:PDFTXT
Наука пранаямы. Шивананда Свами

вовсе не приводит к недостатку в организме соляной кислоты и диспепсии, как считают врачи-аллопаты. Соль разжигает страсть. Отказ от соли имеет только положительные последствия. Махатма Ганди и Свами Йогананда не употребляли соль более тринадцати лет. Отказ от соли позволит вам управлять своим языком, а следовательно, и умом, а также укрепит вашу волю. Ваше здоровье улучшится. Тому, кто занимается пранаямой, запрещено: сидеть у огня, находиться в компании женщин и обывателей, участвовать в праздниках, совершать длительные прогулки, носить тяжести, принимать холодные ванны по утрам, ругаться, врать, заниматься порочной деятельностью, воровать, убивать животных, совершать насилие (химсу) всех видов — мыслью, словом или делом, испытывать ненависть и враждебность по отношению к кому-либо, драться, ссориться, хвастаться, двурушничать, интриговать, клеветать, сплетничать, кривить душой, говорить о чем-либо, кроме Атмана и мокши, проявлять жестокость по отношению к животным и людям, слишком много поститься или есть лишь один раз в день и т. п.

Кутир для садханы

Изучающий пранаяму должен обустроить себе красивую комнату или кутир с очень узким входом и без щелей. Он должен быть хорошо обмазан навозом или белым цементом. Там не должно быть жуков, москитов и вшей. В нем нужно ежедневно тщательно подметать, ароматизировать воздух благовониями и специальными смолами. Усевшись не слишком низко и не слишком высоко на асану, сделанную из ткани, оленьей шкуры и травы куша, мудрец должен принять позу лотоса и, выпрямив тело и сложив руки в знак уважения, приветствовать свое божество и Шри Ганешу повторением слов ОМ Шри Ганешайя Номах. Затем он должен приступить к практике пранаямы.

Матра

Отрезок времени, который требуется для того, чтобы сжать руку и один раз щелкнуть пальцами, не быстро, но и не медленно, называется матрой.

Матра — это единица измерения времени. Иногда за матру принимают время моргания глаза. Время, необходимое для нормального вдоха-выдоха, также считается одной матрой. Время, необходимое для произнесения слога ОМ, также считается одной матрой. Это очень удобно. Многие пранаяма-йоги используют эту единицу времени в своих занятиях.

Падмасана (Поза Лотоса)

Падмасана является первой из четырех поз, предназначенных для джапы и дхъяны. Это наилучшая асана для созерцания. О ней очень хорошо отзываются такие риши, как Гхеранда и Шандилья. Падмасана идеально подходит для мирян. В ней могут сидеть даже женщины. Падмасану особенно легко выполняют худощавые и молодые люди.

Сядьте на пол и вытяните ноги вперед. Затем положите правую стопу на левое бедро, а левую стопу — на правое бедро. Положите руки на колени. Вы можете сцепить руки в замок и поместить их над левой лодыжкой. Некоторым это кажется очень удобным. Вы также можете положить левую руку на левое колено, а затем правую руку на правое колено ладонью вверх и так, чтобы указательный палец касался средней части большого пальца (чинмудра).

Сиддхасана (Совершенная Поза)

По степени важности за падмасаной следует сиддхасана. Некоторые даже считают, что для дхьяны сиддхасана важнее, чем падмасана. Освоив эту асану, вы обрете много психических сил. В древности ее практиковали многие сиддхи, поэтому она называется сиддхасаной.

Эту асану могут легко выполнять даже полные люди с крупными бедрами. Для некоторых эта асана даже лучше пад-масаны. Эту асану следует практиковать молодым брахмачари-нам, старающимся соблюдать обет безбрачия. Женщинам эта асана не подходит.

Поместите одну пятку на анус. Другую пятку держите у основания детородного органа. Ноги следует расположить так, чтобы лодыжки касались друг друга. Руки находятся в том же положении, что и в падмасане.

Свастикасана (Поза Благополучия)

В свастикасане вы сидите без напряжения с выпрямленным телом. Вытяните ноги вперед. Согните левую ногу и поднесите стопу к мышцами правого бедра. Подобным образом согните правую ногу и просуньте ее между мышцами бедра и икры левой ноги. Теперь каждая стопа оказалась между икрой и бедром другой ноги. Это очень удобная асана. Те, кому она покажется сложной, могут сидеть в самасане.

Самасана (Поза Равенства)

Поместите пятку левой ноги у основания правого бедра, а пятку правой ноги —у основания левого бедра. Сядьте удобно. Не гнитесь в стороны. Эта поза называется самасаной.

Три бандхи

Существует четыре бхеды (пронизывания): суръя, уджи, сшпали и басти. Этими четырьмя способами безгрешный йог должен выполнять три бандхи перед выполнением кумбхаки. Первая из них называется мула-бандхой, вторая — уддияна-бандхой, третья — джаландхара-бандхой. Их природу я сейчас объясню. Апана, имеющая тенденцию опускаться вниз, направляется вверх усилием сфинктера. Этот процесс называется мула-бандхой. Когда апана поднимается и достигает сферы агни (огня), пламя агни становится длинным, так как его раздувает вайю. Затем, в нагретом состоянии, агни и апана смешиваются с праной. Этот агни, очень горячий, зажигает в теле огонь, который своим жаром пробуждает кундалини. Затем кундалини издает шипящий звук. Она выпрямляется, как змея, которую ударили палкой, и входит в отверстие брахма-нади. Йог должен выполнять мула-бандху ежедневно. Уддияну следует выполнять в конце кумбхаки и начале вдоха. Так как в этой бандхе прана «уддияте», то есть направляется вверх в су-шумну, йоги называют ее уддияной. Сидя в ваджрасанен крепко удерживая пальцы ног обеими руками, йог постепенно поднимает тану (нить, или нади, сарасвати-нади), расположенную к западу, сначала в удару, или верхнюю часть брюшной полости над пупком, затем в сердде, затем в шею. Когда прана достигает сандхи, или пупочного узла, она медленно устраняет все болезни в этой области, поэтому данное упражнение следует выполнять часто. Уддияну можно выполнять и стоя, тогда руки должны лежать на коленях или немного выше. Ноги должны быть слегка расставлены. Джаландхара-бандху следует выполнять в конце пураки (вдоха). Йог сжимает шею, тем самым препятствуя движению вайю вверх. Когда йог сжимает шею, опуская подбородок на грудь, прана проходит через брахма-нади. Приняв описанную выше позу, йог должен встряхнуть сарасвати и контролировать прану. В первый день кумбхаку следует выполнить четыре раза, во второй день ее сначала следует выполнить десять раз, затем еще пять раз отдельно. На третий день хватит двадцати раз. После этого кумбхаку следует выполнять с тремя бандхами и ежедневно увеличивать число повторений на два.

Уддияш-бандха

Арамбха-Авастха

Пранаву (ОМ) следует петь на три матры. Это уничтожает все предыдущие грехи. Пранава-мантра устраняет все препятствия и все грехи. Выполняя ее, йог достигает арамбха-авастхи (начала, или первого этапа). Тело йога начинает выделять пот. Он должен хорошо втереть пот руками. Также возникает дрожь в теле. Иногда он прыгает, как лягушка.

Гхата-Авастха

Дальше идет гхата-авастха, второе состояние, которое достигается постоянным подавлением дыхания. Когда происходит совершенное единение, без противостояния, праны и апаны, манаса и буддхи, или дживатмы и параматмы, это называется гхант-авастхой. Теперь йог может заниматься только одну четверть того времени, которое уходило у него на йоги-ческие практики прежде. Днем и вечером он должен заниматься только в течение одной ямы (трех часов). Один раз в день выполнять кевала-кумбхаку. Полное отключение органов чувств от чувственных объектов во время остановки дыхания называется пратъяхарой. Все, что йог видит в этом состоянии, он должен считать Атманом. Все, что он слышит, он должен считать Атманом. Все, что чувствует его нос, он должен считать Атманом. Все, что чувствует его язык, он должен считать Атманом. Все, что чувствует его кожа, он должен считать Атманом. Тогда он обретает различные силы: ясновидение, сверхостроту слуха, способность мгновенно перемещаться на любые рассто-. яния, красноречие, способность принимать любую форму по своему желанию, способность становиться невидимым и обращать железо в золото.

Прилежный йог обретает также способность левитировать. Йог должен относиться к этим способностям как к великим препятствиям в достижении конечной цели и не должен их демонстрировать. Он должен скрывать их так, чтобы окружающие считали его обычным человеком. Конечно же, его последователи будут из любопытства просить его продемонстрировать им эти способности. Тот, кто слишком активно занимается мирскими делами, забывает заниматься йогой. Поэтому йогой следует заниматься днем и ночью, не забывая слов ГУРУ- Тот, кто постоянно занимается йогой, переходит в состояние гхатй. Общество обывателей бесполезно, поэтому следует изо всех сил его избегать и заниматься йогой.

Паричайя-Авастха

В результате постоянной практики достигается паричайя-aeccmxa (третье состояние). Вайю, или дыхание, вместе с агни пронизывает кундалини и беспрепятственно входит в сушумну. Когда читта входит в сушумну вместе с праной, они достигают высшей обители в голове. Когда йог обретает силу действия (крия-шакти), пронизывает шесть чакр и достигает безопасного состояния паричайи, он видит тройственное действие кармы. Тогда пусть он уничтожит множество карм пранавой (ОМ). Пусть он совершит кайя-въюху, мистический процесс упорядочивания различных скандх тела и принятия различных тел для избавления от предыдущих карм без перерождения. В это время пусть он выполняет пять дхаран, или форм концентрации, которые позволят еу обрести контроль над пятью элементами и избавиться от страха перед ними. .

Нишпатти-Авастха

Это четвертый этап пранаямы. В ходе сложных йогических практик йог достигает Hutunammu-aeacmxu, состояния поглощения. Уничтожив все семена кармы, он пьет нектар бессмертия. Он не испытывает ни голода, ни жажды, ни потребности в сне. Он становится абсолютно независимым. Он может перемещаться в любую точку. Он уже никогда не рождается вновь. Он освобождается от всех болезней, разложения и старости. Он наслаждается блаженством самадхи. Он больше не нуждается в занятиях йогой. Когда опытный йог может пить прана-вайю, прижимая язык к основанию нёба, когда он знает законы пра-ны и апаны, он получает право на освобождение.

Изучающий йогу естественным образом пройдет через эти четыре авастхи, если будет заниматься систематически и прилежно. Нетерпеливые и нерегулярно занимающиеся никогда не достигнут ни одной из этих авастх. Следует соблюдать ми-тахару и брахмачарью.

Глава 3 Что такое пранаяма

Еще раз вспомним определение пранаямы в «Йога-сутрах»

Тасмин сапги шваса прашвасайоргативиччхедах пранаямах

«Регулирование дыхания, или контроль над праной, — это прекращение вдохов и выдохов, которое следует за достижением устойчивости в позе, или асане»

Шваса означает вдох, прашваса — выдох. Вы можете перейти к пранаяме только после того, как обретете устойчивость в вашей асане (сидячей позе). Если вы можете неподвижно просидеть три часа в асане, вы полностью овладели этой асаной. Если вы можете просидеть в ней от получаса до часа, вы уже можете начинать заниматься пранаямой. Без пранаямы вы вряд ли добьетесь какого-либо духовного прогресса.

Если речь идет об отдельном индивидууме, можно сказать, что его прана является въяшти (индивидуальной). Общая же сумма (самашти) космической энергии-ираны называется хи-раньягарбхой, или «Золотым Яйцом». Хираньягарбха — это са-машти-прана. Одна спичка — это въяшти, коробок спичек — самашти. Одно дерево манго — въяшти, манговая роща — самашти. Энергия нашего организма — это прана. Управляя движением легких или органов дыхания, мы управляем праной, которая вибрирует внутри нас. Контроль над праной означает контроль над умом, так как ум привязан к пране, словно

Скачать:PDFTXT

Наука пранаямы. Шивананда Свами Йога читать, Наука пранаямы. Шивананда Свами Йога читать бесплатно, Наука пранаямы. Шивананда Свами Йога читать онлайн