в вас не меняется? Пока есть пища, есть тело и ум. Когда пища прекращается, тело умирает и ум растворяется. Но исчезает ли наблюдатель?
В: Я думаю, нет. Но у меня нет доказательств.
М: Вы сами — доказательство. У вас нет и не может быть другого доказательства. Вы есть вы сами, вы знаете себя, вы любите себя. Что бы ум ни делал, он делает это во имя любви к собственному Я. Сама природа Я — это любовь. Оно любимо, любит и притягивает любовь. Именно Я делает тело и ум такими интересными, такими дорогими. Всё направленное на них внимание исходит из Я.
В: Если Я не является ни телом, ни умом, может ли оно существовать без тела и ума?
М: Да, может. Реальный опыт показывает, что Я имеет независимое от тела и ума бытие. Оно есть бытие-осознание-блаженство. Осознание бытия есть блаженство.
В: Возможно, это действительно соответствует вашему реальному опыту, но не моему. Как я могу получить такой же опыт? Какие практики мне следует делать, какие упражнения выполнять?
М: Чтобы убедиться, что вы не ум и не тело, постоянно наблюдайте за собой и живите, не поддаваясь влиянию вашего тела и ума, совершенно отчуждённо, как будто вы мёртвый. Это значит, у вашего тела и ума не должно быть никаких законных прав.
В: Это опасно!
М: Я не прошу вас совершить самоубийство. Вы и не сможете. Вы можете только убить тело, но не можете ни остановить ментальные процессы, ни перестать быть личностью, которой себя считаете. Просто оставайтесь незатронутым. Эта полная отчуждённость, отсутствие беспокойства об уме и теле является лучшим доказательством того, что в глубине вашего бытия вы не тело и не ум. У вас может не быть силы, чтобы изменить то, что происходит с вашим телом и умом, но вы всегда можете прекратить воображать себя ими. Что бы ни случилось, напоминайте себе, что затронуты только ваше тело и ум, но не вы сами. Чем более искренни и упорны вы будете в напоминании себе того, что надо помнить, тем быстрее вы осознаете себя таким, какой вы есть, поскольку память превратится в опыт. Искренняя устремлённость раскрывает бытие. То, что воображается и желается, становится действительностью — здесь лежит опасность, но также и выход.
Скажите мне, какие шаги вы предприняли, чтобы отделить ваше истинное Я, то в вас, что неизменно, от вашего тела и ума?
В: Я врач, я много учился, я придерживаюсь строгой дисциплины в выполнении упражнений, периодически голодаю, я также вегетарианец.
М: Но чего вы хотите на самом деле в глубине вашего сердца?
В: Я хочу найти реальность.
М: Какую цену вы готовы заплатить за это? Любую?
В: Теоретически я готов заплатить любую цену, но на практике меня снова и снова что-то побуждает вести себя так, что это уводит меня в сторону. Желания встают между мной и реальностью.
М: Расширьте и распространите ваши желания так, чтобы только реальность могла их исполнить. Плохо не желание само по себе, а его узость и ограниченность. Желание — это преданность. Будьте преданны реальному, бесконечному, вечному сердцу бытия. Трансформируйте желания в любовь. Всё, что вы хотите, — это быть счастливым. Все ваши желания, какими бы они ни были, являются выражением вашего стремления к счастью. Основное ваше желание — чтобы вам было хорошо.
В: Я знаю, что я не должен…
М: Постойте! Кто вам сказал, что вы не должны? Что плохого в том, чтобы быть счастливым?
М: Но «я» здесь. Ваши желания здесь. Ваше стремление к счастью здесь. Почему? Потому что вы любите себя. Любите себя во что бы то ни стало, но мудро. Неправильно только любить себя по-глупому, заставляя себя страдать. Любите себя мудро. Как потакание своим желаниям, так и аскетизм имеет в виду одну и ту же цель — сделать вас счастливым. Потакание себе — глупый путь, аскетизм — мудрый.
В: Что такое аскетизм?
М: Если вы однажды испытали что-то, то не повторять этот опыт есть аскетизм. Воздерживаться от того, что не является необходимым, — это аскетизм. Не предвкушать удовольствия и не опасаться боли — это аскетизм. Постоянно держать все вещи под контролем — это аскетизм. Желание само по себе не плохо. Оно есть сама жизнь, побуждение совершенствовать знание и опыт.
Неправилен выбор, который вы делаете. Воображать, что какая-то малость — еда, секс, власть, слава — сделает вас счастливым, — значит обманывать себя. Только нечто широкое и глубокое, как ваше истинное Я, может сделать вас по-настоящему счастливым навсегда.
В: Если желание как выражение любви Я по сути своей не является неправильным, то как им управлять?
М: Живите разумно, всегда помня интересы своего Я. В конце концов, чего вы хотите на самом деле? Не совершенства — вы уже совершенны. Вы ищете выражения того, чем вы являетесь. Для этого вам даны тело и ум. Возьмите их в свои руки и заставьте их служить себе.
В: Кто будет ими управлять? Кто возьмёт тело-ум в свои руки?
М: Чистый ум — это преданный слуга Я. Он следит за инструментами, внутренними и внешними, и направляет их на выполнение своей цели.
В: И какова их цель?
М: Я универсально, и его цели универсальны. В Я нет ничего личного. Живите упорядоченной жизнью, но не делайте из этого цели. Это должно стать отправной точкой для настоящего приключения.
В: Вы советуете мне приезжать в Индию почаще?
М: Если вы искренне устремлённы, вам не нужно никуда ездить. Вы остаетесь собой, где бы вы ни были, и сами создаёте свой климат. Транспорт и переезды не дадут вам спасения. Вы не являетесь телом, и перевозка тела с места на место ни к чему не приведёт. Ваш ум может гулять в трёх мирах — используйте его.
В: Если я свободен, то почему я в теле?
М: Вы не в теле, это тело в вас! Ум находится в вас. Тело и ум случились для вас. Они есть, потому что вы находите их интересными. Ваша природа обладает бесконечной способностью наслаждаться. Она полна пыла и влечения. Она распространяет своё сияние на всё, что попадает в фокус её осознания, ничто не исключается. Она не знает ни зла, ни уродства. Она надеется, верит, любит. Вы не знаете, сколько теряете, не зная своё истинное Я. Вы не являетесь ни телом, ни умом, ни топливом, ни огнём. Они появляются и исчезают в соответствии со своими законами.
Любите то, чем вы являетесь на самом деле, ваше истинное Я, и что бы вы ни делали, делайте это во имя собственного счастья. Найти его, узнать его, лелеять его — ваше основное стремление. С незапамятных времён вы любили себя, но не мудро. Используйте своё тело и ум мудро для служения своему Я, вот и всё. Будьте искренни со своим Я, любите его абсолютно. Не притворяйтесь, что любите других, как себя. Пока вы не осознаете, что они едины с вами, вы не сможете их любить. Не пытайтесь казаться тем, чем не являетесь, не отказывайтесь быть тем, что вы есть. Ваша любовь к другим является результатом знания себя, а не его причиной. Без самореализации никакая добродетель не будет подлинной. Когда вы узнаете без тени сомнения, что одна и та же жизнь течёт через всё, что есть, и что вы и есть эта жизнь, вы будете любить всех естественной и спонтанной любовью. Когда вы осознаете глубину и полноту своей любви к себе, вы узнаете, что каждое живое существо и вся вселенная омываются вашей любовью. Но когда вы видите что-то как отличное от вас, вы не можете любить это, потому что боитесь этого. Разделение рождает страх, а страх углубляет разделение. Это порочный круг. Только самореализация может его разорвать. Будьте решительны в поиске её.
47
Наблюдайте свой ум
Вопрос: В процессе поиска сути человек скоро начинает понимать своё несоответствие поставленной цели и необходимость в помощи проводника или учителя. Это требует определённой дисциплины, поскольку вы должны доверять своему учителю и строго следовать его советам и инструкциям. Однако социальные нужды и обстоятельства так велики, личные желания и страхи так сильны, что простота ума и воли, необходимая в послушании, не обнаруживается. Как уравновесить необходимость в Гуру и трудность беспрекословного ему подчинения?
Махарадж: То, что совершается под давлением общества и обстоятельств, не имеет значения, поскольку оно в большинстве своём происходит механически, это просто реакция на удары. Достаточно бесстрастно себя наблюдать, чтобы полностью изолировать себя от происходящего. То, что делается бездумно, слепо, может усиливать карму (судьбу), в противном случае оно не имеет значения. Гуру требует только одной вещи: ясности и интенсивности цели, чувства ответственности за себя. Реальность мира должна быть поставлена под сомнение. Кто такой Гуру, в конце концов? Тот, кто знает состояние, в котором нет ни мира, ни мыслей о нём, является Высшим Учителем. Найти его — значит достичь состояния, в котором воображение больше не принимается за реальность, за то, что есть. Он реалист в высшем смысле этого слова. Он не может и не желает искать соглашений с умом и его иллюзиями. Он приходит, чтобы отвести вас к реальному, не ждите от него чего-то ещё.
Гуру, о котором вы говорите, который даёт вам наставления и информацию, не настоящий Гуру. Истинный Гуру — тот, кто знает истину за пределами чар иллюзии. Для него ваши вопросы о дисциплине и послушании не имеют смысла, потому что в его глазах личность, за которую вы себя выдаёте, не существует. Ваши вопросы касаются несуществующей личности. То, что существует для вас, не существует для него. То, что вы принимаете как должное, он абсолютно отрицает. Он хочет, чтобы вы видели себя так же, как он видит вас. Тогда вы не будете нуждаться в послушании и следовании Гуру, потому что вы будете подчиняться и следовать своей собственной реальности. Поймите, что то, чем вы себя считаете, является всего лишь потоком событий, что из всего, что происходит, приходит и уходит, только вы остаетесь — неизменное среди изменяющегося, самоочевидное среди предполагающегося. Отделите наблюдаемое от наблюдателя и отбросьте ложные отождествления.
В: Чтобы достичь реальности, человек должен сбросить всё, что стоит на пути. С другой стороны, необходимость выживания в данном обществе заставляет человека делать и терпеть многие вещи. Нужно ли отказаться от профессии и социального положения, чтобы найти реальность?
М: Делайте свою работу. Когда у вас найдётся свободная минутка, загляните в себя. Важно не упустить предоставившуюся возможность. Если ваша устремлённость сильна, вы