Скачать:PDFTXT
Нисаргадатта Махарадж — Я есть То

словам «ум», «сознание» и «осознание».

М: Давайте посмотрим на это следующим образом. Ум без конца производит мысли, даже когда вы их не отслеживаете. Когда вы знаете, что происходит в вашем уме, вы называете это сознанием. Это ваше состояние бодрствования — ваше сознание переходит от ощущения к ощущению, от восприятия к восприятию, от мысли к мысли, в бесконечно чередующейся последовательности. Затем приходит осознание, прямое прозрение в единство сознания, тотальность ума. Ум подобен реке, непрерывно текущей в русле тела, вы отождествляете себя на мгновение с какой-то конкретной рябью на воде и называете её «моя мысль». Всё, что вы сознаёте, — это ваш ум, осознание — это осознание сознания как целого.

В: Все сознательны, но не все осознанны.

М: Не говорите: «Все сознательны». Вы можете сказать: «Есть сознание», в котором всё появляется и исчезает. Наш ум — это просто волны в океане сознания. Подобно волнам, он приходит и уходит. Подобно океану, он бесконечен и вечен. Познайте себя как океан бытия, утробу всего существования. Это, конечно, метафоры, реальность невозможно описать словами. Вы можете познать её, только если будете ею.

В: Стоит ли мучиться и искать её?

М: Без неё всё будет мучением. Если вы хотите жить здраво, творчески и счастливо и обладать бесконечными богатствами, которыми можно делиться, ищите, чем вы являетесь.

Если ум сосредоточен в теле, а сознание — в уме, то осознание свободно. У тела есть свои нужды, у ума — боль и наслаждение. Осознание непривязано и непоколебимо. Оно ясное, тихое, спокойное, бдительное и бесстрашное, лишённое желаний и страхов. Медитируйте на него как на ваше истинное бытие, пытайтесь быть им в вашей повседневной жизни, и вы реализуете его во всей полноте.

Ум заинтересован в том, что происходит, а осознание заинтересовано в самом уме. Ребёнок занят игрушкой, но мать следит за ребёнком, а не за игрушкой.

Благодаря неустанному наблюдению я стал совершенно пустым, и с этой пустотой ко мне вернулось всё, кроме ума. Я обнаружил, что потерял ум безвозвратно.

В: Говоря с нами сейчас, вы бессознательны?

М: Я не сознателен и не бессознателен. Я за пределами ума и его разнообразных состояний. Разделения создаются умом и приложимы только к уму. Я есть чистое Сознание, неразделённое осознание всего, что есть. Я пребываю в более реальном состоянии, чем вы. Меня не сбивают с толку особенности и отличия, составляющие личность. Пока живо тело, у него будут свои нужды, как и у любого другого, но мой ментальный процесс остановился.

В: Вы ведёте себя как личность, которая думает.

М: Почему бы и нет? Но моё думание, как и моё пищеварение, бессознательно и целенаправленно.

В: Если ваше думание бессознательно, откуда вы знаете, что оно правильно?

М: Нет ни желания, ни страха, мешающих ему. Что может сделать его неправильным? Зная себя и то, что я здесь делаю, мне не нужно каждый раз проверять себя. Если вы знаете, что ваши часы показывают правильное время, вы не сомневаетесь всякий раз, когда смотрите на них.

В: В этот самый момент кто говорит, если не ум?

М: То, что слышит вопрос, отвечает на него.

В: Но кто это?

М: Не кто, а что. Я не являюсь человеком в вашем смысле этого слова, хотя могу казаться вам таковым. Я есть тот бесконечный океан сознания, в котором происходит всё. Я также за пределами всего существования и знания, чистое блаженство бытия. Нет ничего, от чего я был бы отделён, поэтому я есть всё. Ни одна вещь не является мной, поэтому я — ничто.

Та же сила, заставляющая огонь гореть, воду течь, семена прорастать, а деревья расти, заставляет меня отвечать на ваши вопросы. Во мне нет ничего личного, хотя язык и стиль могут показаться индивидуальными. Личность — это установившаяся модель желаний, мыслей и реакций, в моём случае эта модель отсутствует. Нет ничего, чего я желал бы или боялся, — откуда взяться модели?

В: Но вы ведь тоже умрёте?

М: Жизнь ускользнёт, тело умрёт, но это не затронет меня ни в малейшей степени. Вне времени и пространства я есть, беспричинный, не создающий причин, однако являющийся самой матрицей существования.

В: Могу ли я спросить, как вы пришли к вашему настоящему состоянию?

М: Мой учитель говорил мне цепко держаться чувства «я есть» и не отклоняться от него ни на мгновение. Я делал всё, что было в моих силах, чтобы следовать его совету, и в относительно короткое время реализовал в себе истину его учения. Мне только надо было постоянно помнить его учение, его лицо, его слова. Это остановило мой ум и в тишине ума я увидел себя таким, какой я есть, — несвязанным.

В: Ваша реализация была внезапной или постепенной?

М: Ни той, ни другой. Вы такие, какие есть, вне времени. Это ум осознает, как и когда он освобождается от желаний и страхов.

В: Даже от желания просветления?

М: Желание положить конец всем желаниям — это очень своеобразное желание, как страх испугаться — очень своеобразный страх. Первое останавливает вас от присваивания, второй — от бегства. Вы можете использовать одинаковые слова, но эти состояния не одинаковы. У человека, стремящегося к реализации, нет пристрастия к желаниям, это ищущий, идущий против желаний, а не вместе с ними. Общее стремление к освобождению — это только начало, найти правильные средства и использовать их — это следующий шаг. У ищущего только одна цельнайти своё истинное бытие. Из всех желаний это — самое амбициозное, поскольку никто и ничто не может удовлетворить его. Ищущий и искомое — одно, и значение имеет только сам поиск.

В: Поиск подойдёт к концу. Ищущий останется.

М: Нет, ищущий растворится, а поиск останется. Поиск — это абсолютная и безвременная реальность.

В: Поиск означает нехватку, желание, неполноту и несовершенство.

М: Нет, он означает отказ от неполного и несовершенного. Поиск реальности — это движение этой реальности. В каком-то смысле весь поиск направлен на истинное блаженство или на блаженство истинного. Но здесь под поиском мы имеем в виду поиск себя как корня сознания, как света за пределами ума. Этот поиск никогда не прекратится, а неуёмное стремление ко всему остальному закончится, чтобы могло произойти настоящее развитие.

Вы должны понять, что поиск реальности, или Бога, или Гуру, и поиск себя — это одно и то же, когда найдено одно, найдено всё. Когда «я есть» и «Бог есть» становятся неразличимыми в вашем уме, тогда что-то происходит, и вы знаете без тени сомнения, что Бог есть, потому что вы есть, а вы есть, потому что Бог есть. Два есть одно.

В: Поскольку всё предопределено, наша самореализация тоже предопределена? Или хотя бы в этом мы свободны?

М: Судьба относится только к имени и форме. Поскольку вы не являетесь ни телом, ни умом, судьба не властна над вами. Вы совершенно свободны. Чашка обусловлена своей формой, материалом, использованием, и так далее. Но пространство внутри чашки совершенно свободно. Оно оказывается внутри чашки, только если рассматривается в контексте чашки. В противном случае это просто пространство. Пока есть тело, вы кажетесь заключёнными в тело. Без тела вы не будете вне тела — без тела вы просто есть.

Даже судьба — это просто концепция. Слова можно сочетать столькими различными способами! Утверждения могут различаться, но меняют ли они что-либо в реальном? Разработано так много теорий, объясняющих вещи, — все правдоподобные, но ни одна не верна. Когда вы ведёте машину, вы подчинены законам механики и химии, вы вышли из машины, и попали под воздействие законов физиологии и биохимии.

В: Что такое медитация и каково её использование?

М: Пока вы начинающий, некоторые формальные медитации или молитвы могут принести вам пользу. Но для тех, кто ищет реальность, может быть только одна медитациябезжалостный отказ давать приют мыслям. Быть свободным от мыслей — это и есть медитация.

В: Как это сделать?

М: Вы начинаете, позволяя мыслям течь и наблюдая их. Само наблюдение замедляет ум, пока он окончательно не остановится. Когда ум затих, удерживайте его таким. Вам не должно становиться скучно от этого покоя, будьте в нём, проникайте в него глубже.

В: Я слышал, что можно держать в уме одну мысль, чтобы других не было. Но как Избавиться от всех мыслей? Сама идея этого — тоже мысль.

М: Экспериментируйте каждый раз заново, не основывайтесь на прошлом опыте. Наблюдайте свои мысли и наблюдайте себя, наблюдающего мысли. Состояние свободы от всех мыслей произойдёт неожиданно, вы узнаете его по его блаженству.

В: Вас совсем не волнует состояние мира? Посмотрите на ужасы Восточного Пакистана [3]. Неужели это совсем вас не трогает?

М: Я читаю газеты, я знаю, что происходит! Но моя реакция отличается от вашей. Вы ищете лекарство, а я забочусь о предотвращении; Пока есть причины, обязательно будут и результаты. Пока люди склоняются к разделению и разобщению, пока они эгоистичны и агрессивны, такие вещи будут происходить. Если вы хотите, чтобы в мире были покой и гармония, вы должны обрести покой и гармонию в своих сердцах и умах. Такие перемены нельзя ввести по приказу, они должны прийти изнутри. Те, кто ненавидит войну, должны вытеснить войну из своего организма. Без людей, пребывающих в покое, как вы собираетесь обрести покой в мире? Пока люди такие, какие они есть, мир должен быть таким, каков он есть. Я делаю своё дело, пытаясь помочь людям понять, что они — единственная причина своего собственного несчастья. В этом смысле я полезный человек. Но каков я в себе, каково моё нормальное состояние – не может быть объяснено в терминах социального сознания и полезности.

Я могу говорить об этом, используя метафоры и иносказания, но я остро осознаю, что это всё не то. Не то чтобы этого нельзя было пережить на опыте. Это и есть сам опыт! Просто это нельзя описать в терминах ума, которому необходимо разделять и противопоставлять, чтобы понять.

Мир подобен листу бумаги, на котором что-то напечатано. Чтение и значение будут меняться от читателя к читателю, но бумаганеизменный фактор, всегда присутствующий, но редко воспринимаемый. Если чернила удалить, печать не оставит никаких следов на бумаге. Таков и мой ум — впечатления приходят и уходят, не оставляя следов.

В: Почему вы сидите здесь и говорите с людьми? Что движет вами на самом деле?

М: Ничего. Вы говорите, что мною должно что-то двигать. Я не сижу здесь и не говорю, нет нужды искать мои мотивы. Не путайте меня с телом. У меня нет никакой работы, никаких обязанностей. Та часть меня, которую вы можете назвать Богом,

Скачать:PDFTXT

Нисаргадатта Махарадж - Я есть То Йога читать, Нисаргадатта Махарадж - Я есть То Йога читать бесплатно, Нисаргадатта Махарадж - Я есть То Йога читать онлайн