Скачать:PDFTXT
Нисаргадатта Махарадж — Я есть То

не происходит ни рождения, ни смерти. Только те, кто считает себя рождёнными, могут иметь представления о перерождениях. Вы обвиняете меня в том, что я был рождён, — я не признаю себя виновным!

Всё существует в осознании, а осознание не умирает и не перерождается. Оно есть неизменная реальность.

Вся вселенная переживаний рождается с телом и умирает с телом, у неё есть начало и конец в осознании, но осознание не знает ни начала, ни конца. Если вы тщательно это обдумаете и надолго удержите в уме, вы увидите свет осознания во всей его ясности, и мир исчезнет из вашего поля зрения. Это всё равно что смотреть на горящую благовонную палочку: сначала вы видите палочку и дым, но когда вы замечаете горящую точку, вы понимаете, что у неё есть сила поглотить горы палочек и наполнить всю вселенную дымом. Я бесконечно актуализирует себя, не истощая свои безграничные возможности. В сравнении с благовонной палочкой палочка — это тело, а дым — это ум. Пока ум занят своими изгибами, он не воспринимает свой собственный источник. Гуру приходит и перенаправляет ваше внимание на искру внутри. По своей природе ум направлен наружу, он всегда стремится искать источник вещей среди самих вещей. Узнать о том, что источник надо искать внутри, — это, в некотором смысле, начало новой жизни. Осознание занимает место сознания. В сознании есть «я», которое сознательно, в то время как осознание неделимо. Осознание осознаёт себя. «Я есть» — это мысль, осознание не является мыслью, в осознании нет понятия «я есть осознание». Сознание — это атрибут, осознание им не является. Можно осознавать своё сознание, но нельзя сознавать осознание. Бог есть тотальность сознания, но осознание за пределами всего — как бытия, так и небытия.

В: Я начал с вопроса о состоянии человека после смерти. Когда его тело уничтожено, что происходит с его сознанием? Он сохраняет свои чувства зрения, слуха и т.д., или они пропадают? И если он теряет свои чувства, что происходит с его сознанием?

М: Чувства — это просто формы восприятия. Когда более грубые формы исчезают, появляются более тонкие состояния сознания.

В: После смерти нет никакого перехода к осознанию?

М: Не может быть никакого перехода от сознания к осознанию, потому что осознание не является формой сознания. Сознание может стать только более тонким и чистым, именно это происходит после смерти. Когда различные формы воплощения человека отмирают, формы сознания, вызванные ими, тоже стираются.

В: Пока не останется только бессознательное?

М: Посмотрите на себя, говорящего о бессознательном, как о чём-то приходящем и уходящем! Кто может сознавать бессознательное? Пока окно открыто, в комнате светло. Когда окно закрывается, солнце остаётся, но видит ли оно темноту в комнате? Существует ли для солнца темнота? Бессознательное не существует, потому что оно невоспринимаемо. Мы подразумеваем бессознательное, когда в памяти или общении возникает провал. Если я перестану реагировать, вы скажете, что я без сознания. На самом деле я могу очень чётко всё сознавать, просто быть не способным общаться или помнить это.

В: Я задаю простой вопрос: в мире около четырёх миллиардов людей, и все они обречены на смерть. Каким будет их состояние после смерти — не физически, а психологически? Продолжится ли их сознание? И если продолжится, то в какой форме? Не говорите мне, что я задаю неверный вопрос, или что вы не знаете ответ, или что в вашем мире мой вопрос бессмыслен. Когда вы начинаете говорить, что ваш мир и мой мир различны и несовместимы, вы выстраиваете стену между нами. Или мы живём в одном мире, или ваш опыт нам не годится.

М: Конечно, мы живём в одном мире. Только я вижу его таким, какой он есть, а вы не видите. Вы видите себя в мире, а я вижу мир в себе. Для вас вы рождаетесь и умираете, для меня мир появляется и исчезает. Наш мир реален, но ваше восприятие его не реально. Между нами нет стены, кроме той, которую построили вы сами. В чувствах нет ничего плохого, вас заводит в тупик ваше воображение. Оно скрывает от вас мир как он есть тем, чем вы его себе представляете, — чем-то существующим независимо от вас и, однако, точно следующим вашей наследственной или приобретённой структуре. В вашем подходе есть глубокое противоречие, которое вы не видите и которое является причиной вашей печали. Вы держитесь за идею, что были рождены в мир печали и боли. Я знаю, что мир — это дитя любви, начинающийся, растущий и завершающийся в любви. Но я даже за пределами любви.

В: Если вы создали мир из любви, то почему он так полон печали?

М: Вы правы — с точки зрения тела. Но вы не являетесь телом. Вы есть необъятность и бесконечность сознания. Не принимайте неправильную точку зрения и будете видеть вещи так, как их вижу я. Боль и удовольствие, хорошее и плохое, правильное и неправильное — это относительные термины, и их нельзя принимать за абсолютное. Они ограничены и кратковременны.

В: В буддийской традиции утверждается, что Нирвани, просветлённый Будда, обладает свободой вселенной. Он может знать и испытывать всё существующее. Он может командовать, вмешиваться в природу, в цепь причин и следствий, менять последовательность событий, даже стирать прошлое! Мир всё ещё с ним, но он свободен от него.

М: То, что вы описываете, — это Бог. Конечно, где вселенная, там должен быть и её аналог, то есть Бог. Но я за пределами обоих. Одно королевство искало короля. Они нашли нужного человека и сделали его королем. Но он никак не изменился. Ему просто дали титул, права и обязанности короля. Его природа не была затронута, только его действия. То же и с просветлённым человеком — содержимое его сознания претерпевает значительные изменения. Но это не сбивает его с толку. Он знает неизменное.

В: Неизменное не может быть сознательным. Сознание всегда изменяется. Неизменное не оставляет никакого следа в сознании.

М: И да, и нет. Бумага не надпись, однако она несёт написанное. Чернила не являются посланием, как и ум читающего, однако они делают послание возможным.

В: Сознание приходит из реальности, или это атрибут материи?

М: Сознание как таковое является тонким аналогом материи. Как инертность (тамас) и энергия (раджас) являются атрибутами материи, так и гармония (саттва) проявляет себя как сознание. Вы можете представить его себе как форму очень тонкой энергии. Где бы материя ни организовала себя в устойчивый организм, сознание тут же проявляется спонтанно. С разрушением организма исчезает и сознание.

В: Тогда что остаётся?

М: То, по отношению к чему материя и сознание являются только аспектами, что никогда не рождается и не умирает.

В: Если оно за пределами материи и сознания, то как его можно испытать?

М: Его можно узнать по воздействию на материю и сознание, ищите это в красоте и блаженстве. Но вы не поймёте ни тело, ни сознание, пока не выйдете за пределы обоих.

В: Пожалуйста, скажите нам прямо: вы сознательны или бессознательны?

М: Просветлённый (джняни) не является ни тем, ни другим. Но в его просветлении содержится всё. Осознание содержит любой опыт. Но тот, кто осознаёт, находится за пределами любого опыта. Он даже за пределами самого осознания.

В: Есть фон переживания, назовём его материей. Есть переживающий, назовём его умом. Что является мостом между ними?

М: Сама пропасть между ними и является мостом. То, что с одного бока выглядит как материя, а с другого как ум, само и является мостом. Не разделяйте реальность на тело и ум, и вам не понадобятся мосты.

С появлением сознания возникает мир. Когда вы видите красоту и мудрость мира, вы называете это Богом. Узнайте источник всего этого, который в вас самих, и вы узнаете ответы на все ваши вопросы.

В: Видящий и видимое: их двое или они одно?

М: Есть только видение. И видящий, и видимое находятся в нём. Не создавайте различия там, где их нет.

В: Я начал с вопроса о человеке, который умер. Вы сказали, что его переживания сформируются в соответствии с его ожиданиями и верой.

М: До своего рождения вы ожидали жизни в соответствии с планом, который сами и составили. Ваша собственная воля была каркасом вашей судьбы.

В: Значит, точно вмешалась карма?

М: Карма формирует обстоятельства, отношение ваше собственное. В абсолютном смысле ваш характер формирует вашу жизнь, и только вы можете формировать свой характер.

В: Как сформировать характер?

М: Видя его таким, каков он есть, и искренне сожалея. Эта связь видение-чувствование может делать чудеса. Это подобно созданию бронзовой скульптуры — один металл или один огонь не помогут, и форма не пригодится. Вы должны расплавить металл в жаре огня и залить его в форму.

57

За пределами ума нет страдания

Вопрос: Я вижу, как вы сидите в доме своего сына и ждёте, пока накроют стол к обеду. И гадаю, совпадает ли содержимое вашего сознания с моим, или частично отличается, или полностью отличается. Вы испытываете голод и жажду, как я, с нетерпением ожидая, когда подадут еду, или состояние вашего ума абсолютно другое?

Махарадж: На поверхности больших отличий нет, зато их много в глубине. Вы знаете себя только по чувствам и уму. Вы принимаете себя за то, что они предлагают, у вас нет прямого знания себя, только посредственные, неоригинальные идеи понаслышке. Что бы вы о себе ни думали, вы считаете это истиной, ваша привычка воображать себя воспринимающими и описуемыми очень сильна.

Я вижу так же, как вы, слышу как вы, ощущаю вкус как вы, ем как вы. Я тоже чувствую жажду и голод и ожидаю, что стол накроют вовремя. Если я голодаю или болею, мои тело и ум слабеют. Всё это я воспринимаю достаточно чётко, но каким-то образом я не в этом, я чувствую себя будто плывущим поверх этого, отчуждённо и непривязанно. Даже не отчуждённо и непривязанно. Отчуждённость и непривязанность присутствуют как жажда и голод, есть также осознание всего этого и чувство огромной дистанции, как будто тело и ум и всё происходящее с ними находится где-то далеко-далеко на горизонте. Я подобен киноэкрану, чистому и пустому, картины движутся по нему и исчезают, оставляя его таким же чистым и пустым, как прежде. Экран никак не затрагивается картинами, как и картины экраном. Экран перехватывает и отражает картины, но не придаёт им форму. У него нет ничего общего с катушками кинопленки. Они такие, какие есть, кусочки судьбы (прарабдха), но не моей судьбы, а судьбы людей на экране.

В: Вы же не хотите сказать, что у людей

Скачать:PDFTXT

Нисаргадатта Махарадж - Я есть То Йога читать, Нисаргадатта Махарадж - Я есть То Йога читать бесплатно, Нисаргадатта Махарадж - Я есть То Йога читать онлайн