перед; ана — дыхание) — дыхание жизни, жизненная основа.
Прарабдха (пра, прак — до; абдхам, аддхи — резервуар) — судьба; то, что начинается как «задуманное». Отсюда запас санчита кармы (кармы прошлых жизней), который стал судьбой в настоящей жизни.
Премакаша (прем — любовь; акаша — пространство, небо) — Брахман в своём аспекте безграничной любви. Другое название Чидакаши, но с акцентом на любви, а не на знании. Любовь — это выражение Я через сердце. Премакаша — это сердце + «я есть», то есть «я есть сердце».
Пуджа (пу, пуяти, пута — очищать) — поклонение, восхваление.
Пурна — полный, завершённый, абсолютный, бесконечный — описания Брахмана.
Пуруша — Космический Дух, вечная и эффективная причина вселенной, дающая видимость сознания всем проявлениям материи (пракрити). Связанность Пуруши в материи вызвана сознанием «я», рождённым Читта-вритти, откуда возникают бесчисленные желания.
Раджас (ра(н)дж — быть окрашенным, вовлечённым, взволнованным) — движущая сила, активность, энергия. Одна из трёх составляющих Космической Субстанции (саттва, раджас и тамас), без которой две другие не могут проявиться.
Сагуна — проявленное состояние с тремя «гунами» — саттвой, раджасом и тамасом. Высший Абсолют, представленный как имеющий качества, такие как любовь, сострадание и т.д., в отличие от Недифференцированного Абсолюта Адвайты Веданты.
Саданубхава (сада — всегда; анубхава — переживание) — переживание Предвечной Реальности.
Садашива (сада — всегда; шива — милосердный, процветающий) — вечная красота, всегда процветающий.
Садгуру (сат — истинное, трансцендентальное бытие; гуру — учитель) — истинный духовный учитель.
Садхана (садх — идти прямо к цели, быть успешным) — практика, ведущая к успеху в «сиддхи».
Садху (садх — идти прямо к цели) — аскет.
Самадхи (сам — вместе; а — предлог к; дхи — соединять, положить вместе) — сверхсознательное состояние, глубокая медитация, транс, экзальтированная погруженность. Практика Йоги, в которой ищущий (садхака) становится одним с объектом своей медитации (садхья), обретая таким образом лишённое качеств блаженство. Самадхи бывает пяти видов: савикальпа — визуализация объекта чувств (обычно идеал или божество) в сфере дуальности, нирвикальпа — вне сомнений, имён и форм, ниссанкальпа — желания перестают приходить в форме «санкальпы», нирвриттик — прекращаются даже невольные движения ума (вритти), нирвасана — останавливается даже инстинктивный подъём «васан».
Самвид — осознание.
Самскара (санс — вместе; кара — действие, соединять) — ментальный отпечаток, память. Другое название васана, остаточный отпечаток.
Сат — трансцендентный аспект Абсолютной Основы в активном состоянии. Противоположность — «асат».
Сат-санг (сат — истинное, мудрое; санг — объединение) — общение с истинными и мудрыми людьми.
Саттва (сат — бытие; тва — абстрактное производное) — бытие, существование, истинная сущность. В Йоге — качество чистоты или гармонии. «Саттвичный» — чистый, истинный.
Саттванубхава — переживание (анубхава) подлинной гармонии вселенной (саттвы, бытия).
Сат-чит (сат — бытие; чит — сознание) — трансцендентальное условие универсальной потенциальности.
Сатчитананда (сат — бытие; чит — сознание; ананда — блаженство) — Абсолютная Основа с тремя атрибутами в абсолютном совершенстве.
Сатьякама (сатья — истина, Брахман; кама, камана — желание) — тот, кто желает Высшую Истину.
Сатьям-Шивам-Сундарам — истинный, хороший, красивый — сатьям (сат — истинный), шивам (шива — милостивый, процветающий), сундарам (сундар — красивый).
Сварга — небесная область.
Сварупа (сва — свой собственный; рупа — тонкий элемент формы) — своя собственная форма, природа, характер.
Сиддха (садх — идти прямо к цели, быть успешным) — реализованный, тот, кто достиг совершенства.
Смарана — вспоминание, ментальное повторение.
Сохам (со — он; ахам — я есть) — я есть Он.
Сутратма (сутра — нить, струна; атма — душа) — взаимосвязь между всеми существами.
Тамас — темнота, инерция, пассивность. Одна из трёх составляющих (гун) Космической Субстанции (саттва, раджас, тамас).
Тат-сат (тат — то; сат — истина, Бытие, Реальность) — это есть Истина. «Ом Тат Сат» — это священная фраза, в которой Брахман отождествляется с каждым из трёх слов.
Таттва (тад, тат — то; тва — абстрактный суффикс, «таковость») — истинная сущность, Реальность.
Турия (турия — четвёртый) — сверхсознательное состояние самадхи, четвёртое состояние души, в котором она становится единой с Брахманом, высшее осознание.
Туриятита (турия + атита, вышедший за пределы) — за пределами высшего осознания.
Тьяга — отказ. Тьяга — это отказ от плодов любой работы, т.е. тьяги должен совершать карму с непривязанностью и без ожидания результатов.
Упарати (упа — к, под, вниз; рати — покой, отдых, от корня рам — удовлетворять) — покой, отдых, терпение и отказ от всех сектантских ритуалов. В Веданте одно из шести требований (сат-сампат): сама — спокойствие, дама — сдержанность, упарати — терпение, титикша — стойкость, сраддха — вера и самадхана — равновесие.
Четана (чит — воспринимать) — сознание, внутреннее пробуждение.
Чидакаша (чит — воспринимать; акаша — пространство, небо) — Брахман в его аспекте ограниченного знания, пространство осознания. Используется для обозначения сознания, как индивидуального, так и универсального.
Чидананда (чит — воспринимать; ананда — радость) — Сознание-Блаженство, радость духа.
Чидарам (чит — воспринимать; рам — наслаждаться) — радость сознания.
Чит (чит — воспринимать) — Универсальное Сознание.
Читта (чит — воспринимать) — индивидуальное сознание. Читта имеет природу сознания, которая нематериальна, но находится под влиянием материи. Её можно описать как продукт сознания и материи, или Пуруши и Пракрити. Читта включает в себя все уровни ума, самым нижним из которых является манас.
Шива — один из богов индуистской троицы: Брахма — создатель, Вишну — хранитель и Шива — разрушитель. Шива означает благосклонный, милостивый. Разрушение космоса богом Шивой — это милостивый акт, поскольку разрушение предшествует творению. Шива — это абсолютная любовь основы «я» в человеке. Как разрушитель, Он способствует полному уничтожению человеческого эго.
Шравана — слушание писаний, акт слушания.
Примечания.
1. Вечерняя беседа. 2 октября 1979 года. Записано Джозефом Новелерцом, Антверпен, Бельгия.
2. См. Приложение II в конце книги.
3. Этот разговор, а также несколько других на последующих страницах, происходил в 1971 году, когда в Восточном Пакистане, сейчас известном как Бангладеш, шла Война. (Прим. составителя.)
4. В оригинале the deed и the doer. (Прим. пер.)
5. Современные исследования квантовой физики давно опровергли эту точку зрения. Точка зрения исследователей квантовой физики совпадает с точкой зрения Махараджа в том, что наблюдатель определяет наблюдаемое. См.: Ф. Капра «Дао физики». К.: «София», М.: «Гелиос», 2002. (Прим. пер.)