известно, поднимается в человеке снизу вверх, «пробивая» по пути семь основных чакр. Седьмая, последняя, находится в голове. Пока эта чакра не раскрыта, энергетический обруч просто опоясывает голову — в точности как обруч на бочке, который не дает доскам рассыпаться. Вот! Прекрасная аналогия! Обруч — эта та сила, которая не дает психической энергии рассеяться. И когда под напором психической энергии он лопается, это катастрофа! Не случайно такое состояние в народе называется «крышу сорвало» или «клепок в голове не хватает». И я был очень близок к этому в последнее время.
— Что скажешь, Брат Практик? — спросил я, дойдя до этого места.
— Скажу, Брат Теоретик, что это состояние переживают на определенном этапе практически все, кто серьезно занимается йогой. И другими системами. Но я тебя внимательно слушаю. Продолжай.
— Так вот, — продолжал я. — Очевидно, нам надо не разорвать эту, откровенно говоря, весьма полезную штучку, отграничивающую наше индивидуальное Бытие от Небытия, а заставить ее мягко соскочить с головы. И тогда (я уже расхаживал по кухне, возбужденный новым прозрением) ничем не сдерживаемая психическая энергия конусом вырывается вверх из головы. Открывается прямой канал связи с Богом! И у человека уже не обруч на бочке черепа, а кольцеобразный нимб на пересечении конуса из верхней чакры с яйцевидным энергетическим коконом. И это уже не простой человек, а Просветленный. Illuminate, как говорит мистер Аутстрим.
— Польщен таким определением, — заметил Сидерский.
— А ты погоди зазнаваться! Я-то нимб у тебя видел, но всего минуты три, не больше. А где он сейчас?
— И где же?
— Растекся по всему кокону, инвертировался и снова превратился в обруч. Но главное — то, что ты, занимаясь психоэнергетической практикой, можешь этот обруч снимать хотя бы на время. И дальше все зависит, как я понимаю, только от количества и качества практики.
— Думаю, ты правильно понимаешь, — сказал Сидерский. — Я не теоретик, но совершенно с тобой согласен. Поэтому займись практикой этих двух комплексов прямо с завтрашнего дня, и давай посмотрим, что будет через месяц.
С тем мы и расстались. А. Сидерский
Я не буду пытаться объяснять, что стоит за каждым из движений, объективно мне это не известно. Конечно, какие-то соображения у меня имеются, однако вытекают они исключительно из того, что можно было бы условно назвать моим собственным «видением», а это, как известно, явление весьма субъективное.
Итак, как мне объяснили, комплекс упражнений состоит из двух последовательностей, одна из которых выполняется утром, вторая — вечером. Их условно называют «кругами» — утренним и вечерним.
Общие принципы «обращения» с кругами таковы. В день достаточно выполнить их по одному разу. В то же время, если возникает ощущение, что одну из последовательностей или обе неплохо было бы повторить, вряд ли имеет смысл противиться «телесному знанию». Интуиция не всегда подводит и крайне редко обманывает. Тем не менее, наверное, не стоит выстраивать программу усердной практики «от ума» и задавать себе заведомо трудновыполнимые задания типа пятикратного или десятикратного выполнения каждой из последовательностей. Такой подход, вероятнее всего, ни к чему хорошему не приведет и может стать лишь источником проблем со здоровьем и разочарований в методе.
Утренняя последовательность — это техника «энергетической зарядки». Ее выполнение позволяет ввести в систему порцию свежей энергии, оптимальным образом распределить ее и тем самым подготовить себя к полноценному социальному функционированию в течение рабочего дня. Особенность воздействия именно этого типа зарядки на организм состоит в особом сочетании ее заряжающего и останавливающего воздействий. В результате корректного выполнения этой последовательности человек не только чувствует себя полным сил и готовым к любым испытаниям предстоящего дня, но и устраняет из своего сознания так называемый «мыслительный белый шум» суету неконтролируемых мыслей, мыслеформ, образов, эмоций и т. п. Мышление становится ясным, четким, точным и глубоким, внимание — полностью контролируемым. Мы получаем возможность осознанно управлять направлением и глубиной сосредоточения, а это, в свою очередь, дает нам возможность целенаправленно распоряжаться имеющимся у нас запасом свободной энергии, обеспечивая оптимальность ее функционального перераспределения.
Соответственно, вечерняя последовательность — техника релаксации и выравнивания психического состояния за счет выравнивания распределения энергии в системе. Выполнение этой последовательности позволит не только расслабить тело, снять результаты субстрессовых напряжений и собственно стрессов, накопившихся в системе за день, но и перенести центр фокусировки сосредоточения в более тонкие слои сознания. Это должно оказаться существенным моментом для того, чтобы ночной сон был не только полноценным отдыхом, но, при определенных условиях, мог бы быть использован в качестве фона для практики работы с глубинными уровнями сознания. УТРЕННИЙ КРУГ Утренняя последовательность состоит из сорока пяти положений тела, последовательно сменяющих одно другое в ровном потоке плавного движения. Ритм переходов из одного положения в другое регулируется дыханием плавным, ровным, как можно более медленным и спокойным.
В течение выполнения всей последовательности кончик языка имеет смысл держать слегка прижатым к верхней десне изнутри над зубами.
Все движения выполняются медленно, спокойно, свободно и плавно — без излишних усилий и неадекватного напряжения.
Полный круг утренней практики состоит из двух зеркально симметричных повторений последовательности. Первый начинается с отведения назад правой ноги, второй — левой.
1. Полный свободный выдох в положении стоя. Ступни ног вместе, носки и пятки соединены. Грудная клетка расправлена, спина прямая, руки свободно опущены вдоль туловища. Вдох. (Рис. 1-01.)
2. С выдохом руки разворачиваются ладонями наружу. Попытка «почувствовать воздушное пространство» по обеим сторонам от себя. (Рис. 1-02.)
3. Со вдохом прямые руки через стороны поднимаются вверх. Ладони вытянутых рук соединяются над головой. Смысл этого движения в том, чтобы попытаться «зачерпнуть воздух» ладонями и почувствовать, как после соединения ладоней он «стекает» вниз, заполняя все тело мягким потоком «электрического тепла». (Рис. 1-03.) 4. С выдохом все тело вытягивается вверх. Поднимаясь на носки, мы словно стараемся «нырнуть в поток» струящегося в тело откуда-то сверху теплого «электрического воздуха». (Рис. 1-04.)
5. Возвращаем пятки на пол, размыкаем руки и, повернув их ладонями вперед, с медленным плавным вдохом отклоняемся назад, стараясь как можно меньше прогнуться в пояснице и как можно сильнее «раскрыть» переднюю поверхность грудной клетки и плечевых суставов. Голова не запрокидывается, а лишь немного отклоняется назад — так, чтобы задняя поверхность шеи не сжималась, а вытягивалась. Мы словно подставляем ладони, лицо, грудь и живот нисходящему «потоку электрического воздуха», вытягивая ему навстречу все тело. (Рис. 1-05.)
6. С выдохом наклоняемся вперед и, согнув ноги в коленях, прижимаем ладони к земле. Смысл движения — в том, чтобы как бы зацепить руками нисходящий «поток электрического воздуха», дотянуть его до земли и «замкнуть» на нее. В наклоне со вдохом расслабляем все тело, стараясь позволить «воздуху земли» влиться в тело снизу. (Рис. 1-06.)
7. С выдохом плавным медленным ровным движением пытаемся как можно сильнее выпрямить ноги в коленях, по возможности не отрывая ладони от пола. Многим этот элемент поначалу будет казаться практически невыполнимым, однако со временем непременно выяснится, что осваивается он значительно легче и быстрее, чем можно было бы предположить. Восходящий «поток воздуха» в этом движении будет, вероятнее всего, ощущаться как струящийся вверх по рукам и ногам. Затем он соберется в грудной клетке и животе и изнутри тела как бы распластается по спине. (Рис. 1-07.) 8. Со вдохом стараемся прогнуться и отводим назад вверх правую ногу, пытаясь полностью ее выпрямить. Ладони по возможности остаются прижатыми к земле. Если не получается с прямой опорной ногой — сгибаем ее, но как можно меньше. «Восходящий воздух» по позвоночнику устремляется в вытянутую вверх ногу. (Рис. 1-08.)
9. С выдохом опускаем голову и стараемся прижать грудную клетку к передней поверхности опорной ноги. Естественно, пытаемся при этом не позволить опорной ноге слишком сильно согнуться в коленном суставе. Вытягиваемся туловищем вниз. Вытягиваем шею, словно стремимся дотянуться макушкой до земли. «Нисходящий воздух» устремляется по ноге и позвоночнику вниз в голову. (Рис. 1-09.)
Сочетание восьмого и девятого движений действует аналогично «вертушке» — первому из шести ритуальных действий «Ока возрождения». В традиции Йоги это воздействие образно описывают как «перемену праны и апаны местами». По отношению к органическому телу два основных «потока энергии» временно изменяют направления своего движения на противоположные. На определенном уровне организации человеческого существа это может привести к изменению направления потока «отсчета внутреннего времени», что оказывает на тело и сознание исключительно благоприятное функционально оптимизирующее, восстанавливающее и омолаживающее воздействие. Поэтому можно задерживаться в положениях 8 и 9 на некоторое время, фиксируя их в течение нескольких дыхательных циклов.
10. Со вдохом сгибаем в колене опорную ногу и вытягиваем все тело горизонтально. Этим движением обеспечивается ровное распределение «воздуха» в теле. (Рис. 1-10.)
11. С выдохом опускаем носок правой ноги на землю как можно дальше от ступни левой ноги. Стараемся поставить его так, чтобы ступни оказались на параллельных прямых, расстояние между которыми примерно равно ширине таза. Таз стараемся при этом не поворачивать, удерживая его в положении, при котором отрезок прямой, соединяющий центры тазобедренных суставов, был бы строго перпендикулярен бедрам и располагался бы горизонтально. Стараемся принять такую позу, при которой голень передней — левой — ноги располагается вертикально или даже слегка отклоняется назад. (Рис. 1-11a.) Полностью выпрямляем заднюю — правую — ногу, стремясь опустить промежность как можно ниже и «раскрывая» тазобедренные суставы настолько, насколько позволяет растяжка. (Рис. 1-11б.)
12. Со вдохом поднимаем туловище в вертикальное положение, разворачиваем руки ладонями вперед и немного прогибаемся назад, стараясь полностью «раскрыть» грудную клетку. (Рис. 1-12.)
Положения 11 и 12 формируют зону концентрации энергии в области промежности — месте локализации самого нижнего чакрального вихря, в йогических традициях именуемого Муладхарой.
13. Выпрямляем туловище и поворачиваем руки ладонями наружу — выдох. Стараемся «ощутить плотность воздуха» вокруг себя. (Рис. 1-13.)
14. Со вдохом прямые руки поднимаются вверх, ладони складываются вместе. Этим движением мы пытаемся как бы «зачерпнуть воздух» и направить его поток вниз — в тело. (Рис. 1-14.)
15. С выдохом отклоняем голову назад, устремляем взгляд вверх и вытягиваемся всем туловищем к небу. Одновременно с этим движением чуть-чуть приседаем, чтобы придать промежности дополнительное растягивание. Устремляющийся вниз «поток» «электрического воздуха» не замыкается на землю, а концентрируется в области Муладхарачакры. Стараемся следить за тем, чтобы задняя нога по возможности не сгибалась в колене. (Рис. 1-15.)
16. Размыкаем ладони, поворачиваем их вперед и со вдохом «подставляем» лицо и грудь нисходящему «потоку» «электрического ветра». (Рис. 1-16.)
17. С выдохом кладем ладони на пол перед собой на расстоянии, примерно равном ширине плеч или немного большем, отставляем назад левую ногу и ставим ее симметрично правой. Расстояние между